Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

2020-12-27 49
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Окно в школьный мир»

Нормативный срок освоения: 32 часа

                                        Возраст детей: 5 - 6 лет

Программа разработана:

Заместителем заведующего по ВМР Башкиной О.В.

Воспитателем Малиновской Т.В.

 

 

Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Калининграда— детского сада № 125

«30» августа 2017 г., протокол № 1

                                        г. Калининград, 2017 г.

 

Пояснительная записка


Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Окно в школьный мир" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года) с учётом нормативных документов:            

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;

 - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

 - Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года.

Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества. Возрастает потребность общества в людях, имеющих не только глубокие и прочные знания в определенной профессии, но и способных творчески подходить к решению проблем в межпредметных областях.

Данная программа актуальна, поскольку социальный заказ общества на подготовку таких людей требует от педагогической науки и практики поиска и разработки совершенно новых средств и методов организации познавательной деятельности детей, развития их интеллектуально - творческих способностей.

Отсюда объективно вытекает достаточно четкий вывод: необходимо изменить не только и не столько содержание и объём информации, а стратегию обучения детей, которым предстоит жить в динамичном, быстро меняющемся мире.

Основополагающим в этой стратегии должно быть формирование способности человека самостоятельно получать ту информацию, которая необходима для решения проблем, возникающих в различных областях деятельности человека, самостоятельно решать проблемные ситуации в различных областях и самостоятельно осуществлять рефлексию по отношению к решаемой проблеме.

Для того чтобы человек мог не только выжить в постоянно меняющемся мире, но и достойно прожить, надо сформировать у подрастающего поколения основы самостоятельности в интеллектуально-творческой деятельности.

Познание мира ребенком идет через чувственный опыт – использование анализаторов как средства познания значений признаков объекта. Затем производится обобщение: фиксация речью имени признака объекта.

Более высокий уровень обобщения выводит ребенка на умственное экспериментирование с признаками объектов и их значениями.

Особую роль играет формирование причинно-следственных связей, в процессе которых ребенок усваивает закономерности и прогнозирует результаты деятельности.

Степень включения ребенка в познавательный процесс зависит от его ЖЕЛАНИЯ, которое чаще всего мотивировано потребностями личности. Основной движущей силой возникновения желания в познавательном процессе ребенка является работа с проблемой (проблемами).

Самостоятельное познание признаков объектов и путей их преобразования при решении проблемных ситуаций является главным содержанием интеллектуально-творческой деятельности детей 3-10 лет.

  Цель программы: создание педагогических условий для усвоения детьми моделей организации умственной деятельности в процессе познания, освоение способов познания и отражение их в речи.

К онцептуальная направленность Программы: подготовка ребенка-дошкольника к обучению в школе с помощью образовательных технологий, основанных на методах ОТСМ - ТРИЗ. Педагогами решается дидактическая задача: не увеличивая объема получаемой ребенком информации конкретного характера, воздействия в ДОУ организуются как обучение способам познания мира через усвоение моделей ОТСМ - ТРИЗ.

При организации работы по развитию речи дошкольников дети усваивают обобщенные алгоритмы создания речевых продуктов: составление сказок, рассказов по серии картинок, по портрету, сюжетной картине, фантастических рассказов и др. Идет освоение не только моделей составления речевых продуктов, но и расширение словарного запаса, работа по становлению звуковой культуры, грамматического строя речи.

 

Принципы, реализуемые при подготовке детей к школьному обучению:

Нелинейность обучения, которая предполагает использование мыслительных моделей комплексно, сразу, по мере необходимости. Это позволяет разрешить противоречие между необходимостью массового подхода к подготовке и соблюдению при этом индивидуального подхода к работе с каждым дошкольником.

Педагогическое воздействие направлено на развитие обоих полушарий мозга, поскольку при работе с проблемами необходимо уметь представлять ситуации, которые не могут произойти в реальном мире, и в то же время рационально корректировать процесс анализа проблемы, обеспечивая выход на реализуемое решение в конкретных условиях.

Педагогический процесс организуется таким образом, что взрослый как бы «демонстрирует» способ мышления, который «сканируется» детьми. Это позволяет согласовать поток информации, передаваемый ребенку от взрослого с доступными его возрасту физиологическими и интеллектуальными особенностями восприятия новой информации.

Задачи:

· Побуждать детей формулировать вопросы, искать нужную информацию.

Развивать коммуникативные навыки детей при решении творческой задачи.

Учить решать проблемы, связанные со здоровьесбережением.

Учить самостоятельно придумывать рифмованные тексты, используя алгоритм.

Закрепить знания детей алгоритма разгадывания ситуативной игры «Да - нет».

Учить самостоятельно решать изобретательские задачи, формулировать противоречия.

Упражнять в выявлении признаков объектов и их значений.

Методы работы:

- Наглядные (иллюстрации, схемы, презентации, наблюдение, показ).

- Словесные (рассказ, беседа, объяснение).

- Практические

Планируемые результаты освоения программы:

Дети осваивают следующие умения познавательного характера:

· осознают способы познания значений признаков через анализаторы;

· значения признаков обобщают и присваивают им имя;

· преобразовывают признаки объектов в творческой деятельности;

· классифицируют объекты окружающего мира по разным основаниям;

· оперируют противоречиями;

· формулируют идеальные конечные результаты;

· решают творческие задачи (проблемы) различных типов;

· составляют творческие задачи, выстраивают собственную программу исследовательской деятельности по их решению (на доступном для их возраста уровне).

Учебный план

 

Разделы программы

Количество часов

  неделя месяц год
1 «Человек» 1 4 8
2 «Природа» 1 4 8
3 «Рукотворный мир» 1 4 8
4 «Вселенная» 1 4 8
      Итого: 32

 

Календарный учебный график

реализации дополнительной общеразвивающей программы

социально-педагогической направленности «Окно в школьный мир»

Содержание 5-6лет
Количество групп 1
Начало учебного года 1 октября 2017 г.
Окончание учебного года 31 мая 2018 г.
Сроки проведения родительских собраний Сентябрь, май

Тема: «Человек»

 

 

1 «Человек» «Возраст человека. Мой возраст» Составление описательный рассказов – «Системный оператор» 1   2 «Тело. Мое тело» Пересказ 1   3 «Забота о моем здоровье» Решение творческой задачи 1   4 «Деятельность человека» Решение изобретательной задачи 1   5 «Из жизни древнего человека» Пересказ 1   6 «Древний человек-современный человек-человек будущего» Составление описательных рассказов – «Системный оператор» 1   7 «Сравнение» Составление загадок 1   8 «Взгляд в свое личное будущее» Составление описательных рассказов – «Системный оператор» 1  

 «Природа»

9 «Природа» «Главный признак живого – живая клетка» Составление сказки по морфологической таблице 1   10 «Условия жизни на земле» Составление рифмованных текстов 1   11 «Условия выживания животного и растительного мира» Пересказ 1   12 «Мы часть живого мира. Забота человека о растениях и животных» Решение творческой задачи 1  

«Природа»

13 «Неживая природа состоит из частичек» Пересказ   1   14 «Явления неживой природы» Сравнения, метафоры   1   15 «Моделирование процессов» Решение творческой задачи   1   16 «Процессы и явления в неживой природе» Заучивание стихотворения   1  

«Рукотворный мир»

 

17 «Рукотворный мир» «Функции и классификационные группы» Сравнения-загадки 1   18 «Рукотворный мир – он разный» Пересказ по портрету с опорной таблицей 1   19 «Предметы – помощники человека» Составление фантастического рассказа 1   20 «Еще раз о назначении предметов рукотворного мира» Составление рифмованных текстов   1   21 «Возникновение рукотворного мира» Решение творческой задачи 1   22 «Историческая экскурсия с предметами рукотворного мира» Пересказ   1   23 «Изменение предметов во времени» Сочинение сказки   1    24 «Рукотворный мир и труд людей» Анализ литературного произведения 1  

«Мир космоса»

 25 «Мир Космоса» «Земля – наш общий дом» Системный лифт 1    26 «Что такое Солнце?» Составление описательного рассказа по «системному оператору» 1    27 «День, ночь – сутки прочь», «Вокруг Солнца шагаем – время года меняем» Составление рифмованного текста   1    28 «Загадочный мир Космоса» Составление загадок, моделирование   1   29 «Признаки Луны» Работа с морфологической таблицей 1   30 «Солнечная система» Пересказ 1   31 «Человек в Космосе» Решение творческой задачи 1   32 «Скафандр – важный помощник космонавту в работе» Составление фантастического рассказа 1       Всего: 32  

 

Содержание тем и методы их реализации

С детьми 5-6 лет

Первая тема «Человек»

 

Занятие 1

Задачи.

Уточнить представления детей о возрасте человека и его социальном положении.

Закрепить представление детей о частях человеческого тела в разные возрастные периоды и способах охраны собственной жизни.

Оборудование: картинки для д/и «Что чем было, что чем станет», таблица «Системный оператор», системные операторы, подготовленные детьми в группе.

Предварительная работа: сбор копилки к проекту «Дерево моей семьи».

 

Организация Содержание
1. Д/и «Бывает, не бывает» (в кругу). Воспитатель говорит предложение, а дети сигналят: красный сигнал – «нет», зелёный сигнал – «да».  Так бывает или нет, поскорее дай ответ. Саше 5 лет, он ходит в детский сад. Сашин папа тоже каждое утро идет в детский сад. Наташе 7 лет, она работает на заводе. Оле 3 года, она ходит в школу в 6 класс. Мама у Юли учится в третьем классе. И т. д.
2. Д/и «Что чем было, что чем станет» (за столами).   Воспитатель называет предмет, показывая картинку, дети отвечают, чем этот предмет был раньше, и что с ним станет потом. Предлагает нарисовать схему: (дошкольник) школьник (студент); (грудной ребёнок) малыш (школьник); (молодой человек) взрослый (пожилой человек).
Пальчиковая гимнастика. По сюжету.

3. Рассказ о себе по системному оператору.

6 3 9
4 1 7
5 2 8

 

 

 

Рассматривание своих схем и рассказ по ним.

Воспитатель приглашает детей в путешествие по волшебному экрану. 1. В центр экрана ставится схема ребенка 5 - 6 лет и обсуждаются его возможности. 2. Какие части тела (строение человека) позволяют выполнять определённые действия? 3. В каком месте пребывает ребёнок 5-6 лет чаще всего? 4. Какие возможности есть у новорожденного и что он умеет делать? 5. Какие части тела позволяют малышу совершать эти действия? Чем части тела малыша отличаются от частей тела ребёнка 5-6 лет? 6. В каком месте пребывает малыш чаще всего, кто за ним ухаживает? 7. При каких условиях ребенок вырастет и станет взрослым, здоровым и умным человеком? (Физиология и образование.) 8. Как изменяются части тела человека с возрастом? 9. Где будет жить взрослый человек и какая у него может быть профессия?  – Кто первый отправится в путешествие по своему экрану? (Можно выбрать ребёнка с помощью розыгрыша номеров.)
4. Рефлексия. – Ребята, что помогло вам заглянуть в ваше прошлое и представить будущее?

Занятие 2

Тема: «Тело. Моё тело». (Пересказ.)

Задачи.

Учить детей осознанно пересказывать текст небольшого произведения.

Формировать понятие, что каждая часть тела человека выполняет определенную функцию.

Оборудование: текст сказки, схемы этапов пересказа.

Предварительная работа: сбор информации к проекту «Я и мое тело».

 

Организация Краткое содержание
1. Игра «Назови, для чего нужно это?» Дети заходят в класс, отвечая на вопросы. – Ребята, ноги у человека для чего? – Руки человеку нужны для чего?
2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Уточнение понятия «пересказ».   Дети слушают сказку.   Составление схемы. Воспитатель побуждает детей повторить последовательность.   Инсценирование сказки.     Одновременно все дети пересказывают сказку взрослым, под запись.     Дети слушают сказку ещё раз и по желанию исправляют свой рассказ. – Вы любите рассказывать разные истории? – А где вы их узнаёте? Вот и сегодня я расскажу вам одну историю, а вы перескажете её другим. Что значит пересказать?  Чтение текста. – А как вы думаете, кто прав? – Чтобы лучше запомнить, давайте зарисуем сказку. Помогайте мне.     – Давайте поиграем. Кто будет говорить за руки? – Кто потом включился в спор? Выходи, Кирилл, будешь за ноги отвечать. Кому доверим голову? Нам ещё нужен автор. Я никого не забыла? – Ну, конечно, туловище забыла. Пойдём, Вика, будешь за туловище говорить. Дети обыгрывают сказку.   Повторное чтение сказки, пересказ.   – Ребята, послушайте историю ещё раз и вспомните, всё ли вы правильно сказали. Чтение сказки.
Рефлексия. – Скажите, а какие ещё части могли включиться в спор? – Почему все согласились с головой? – Как вы думаете, зачем я рассказала вам эту историю? – Вы расскажете её другим? Почему?

 Сказка для пересказа.

«Глупый спор»

 

Поспорили две руки между собой: кто больше работы делает. Одна другой говорит: «Я нужнее, потому что ложку держу, когда ест человек, и карандашом рисовать умею», а другая отвечает: «Суп-то человек с хлебом ест, я его хлебом кормлю, а когда ты рисуешь, я листок придерживаю».

Услышали ноги спор и стало им смешно: «Подумаешь, какие важные! Мы нужнее, потому что ходим и бегаем, а еще плавать помогаем человеку и педали на велосипеде крутим».

А туловище возмутилось: «Я человеку нужнее! Сердце во мне работает, желудок переваривает пищу и кровь насыщает!»

Умная голова человека слушает и думает про себя: «Глупый спор! Все части тела человеку необходимы, поэтому-то он ими пользуется и бережет».

 

Занятие 3

Тема: «Забота о моем здоровье». (Решение творческой задачи.)

Задачи.

Учить детей отличать проблему от трудности.

Учить решать проблемы, связанные со здоровьесбережением.

Побуждать оценивать решения (развитие критичности ума).

Оборудование: листочки для схематизации.

Предварительная работа: презентация проекта «Мое тело».

Организация Краткое содержание
1. Д/и «Возьму тебя с собой...». (На ковре, в кругу.) Воспитатель говорит, обращаясь к ребёнку: «Я иду в гости и беру с собой... зубную щетку, а ты что с собой возьмешь?». Если ребенок называет предмет из этой группы, то воспитатель продолжает: «Я возьму тебя с собой» и т. д.
 2. Обсуждение  предложенной  ситуации.      Практическая деятельность. – Ребята пошли в поход, какие проблемы могут возникнуть в пути? Воспитатель выслушивает детей, уточняя, действительно ли названный вариант – проблема. – Если кто-то поранил руку – это проблема или трудность? –А если бинта и йода не оказалось, что делать? (Варианты ответов детей.) – Конечно, всегда можно найти выход из сложной ситуации, но какое первое правило можно вывести из этой ситуации? (В поход надо обязательно брать аптечку первой помощи.) – Как еще можно защитить себя от неприятностей в походной жизни? (Дети выводят правила.) 1. Пришли ребята на полянку, разложили палатку. Петя решил посмотреть, далеко ли речка, и залез на самую высокую сосну, залезть-то залез, а вот вниз спуститься не может! Сидит на верхушке, обхватил руками ствол, боится пошевелиться! Как быть? 2. Если Петя будет сидеть на сосне - хорошо, он не упадет, но плохо – останется один без пищи и воды. - Если Петя начнет спускаться, то он может упасть – это плохо, но хорошо – не останется на сосне.  – Давайте подумаем, как убрать все плохое и оставить только хорошее (не упадет с сосны и вернется к своим друзьям).  – Как сделать так, чтобы сама сосна помогла Пете вернуться к своим друзьям и не допустила бы падения.  – Какие ресурсы (возможности) есть у сосны? (Она гнется или ветки у неё гнутся, ветки расположены как ступеньки, ствол шероховатый, там е есть зазубринки.)   Возможные решения оцениваются с точки зрения РВС (размер, время, стоимость).  Схематизация способов решения проблемы.
3. Рефлексия. – Как мы решали проблему? – Какие правила заботы о себе помогут нам проблемы превращать в трудности?

Занятие 4

Задачи.

Закреплять знания детей о назначении некоторых рукотворных объектов.

Побуждать детей решать изобретательские задачи.

Формировать у детей понятия, что изобретениями занимаются люди и эта творческая деятельность направлена на улучшение жизни людей.

Оборудование: предметные картинки. Материал для изобразительной деятельности.

Предварительная работа: закрепить понятие «функция рукотворных объектов».

 

Организация Содержание
Игра «Что для чего».  Игра проводится как соревнование. Воспитатель называет объект рукотворного мира, а дети определяют, какое главное дело он выполняет (для чего создан).  Одежда – защищает от непогоды и сохраняет тепло.  Пища – насыщает человека. Книга – сохраняет информацию.  Телефон – передает информацию.  Транспорт – перемещает и т. д.
Проблемная ситуация.    Текст задачи.   Противоречие.   ИКР   Решения.     Практическая деятельность. - – Мальчики очень любят кататься на каких-то предметах. На каких? - – Что такое коньки, какие они бывают? (Роликовые, хоккейные, фигурные и т. д.) Один мальчик, по имени Саша, очень любил кататься на роликовых коньках. И ему часто приходилось ходить в магазин или за младшим братом в садик, а в помещении на роликовых коньках ходить не удобно. Саша стал думать, как устроить ролики, чтобы в них было везде удобно. - – Если на Саше будут ролики, то это хорошо, потому что он сможет катиться по улице. Но это и плохо, так как в магазине на роликах катиться нельзя, для этого нужна обычная обувь. - – Если же Саша будет в кроссовках, то плохо – он не сможет кататься по улице, но ему удобно будет шагать по магазину. - – Как сделать так, чтобы он в одной обуви и катился и не катился.   Возможные решения.  – Некоторое время катится, некоторое время не катится. (Переобуваться в магазине, надевать чехлы на ролики, на кроссовки надевать колесики, в кроссовки встроить колесики.) Оценка решений с точки зрения РВС. Рисование или лепка кроссовок со встроенными колесиками.
Рефлексия. - Кто занимается изобретательской деятельностью и зачем? - Как и зачем мы изобрели новую обувь? – Кому она такая нужна?

 

Занятие 5

По мотивам произведения

Занятие 6

Задачи.

Дать понятие о причинах развития человека во времени.

Учить замечать изменения рукотворных объектов в зависимости от времени их создания.

Упражнять в составлении рассказов по С. О.

Оборудование: карточки с картинками, на которых изображены люди в разном времени:

греются в пещере у костра;

у камина или печки;

в современной комнате.

На картинках люди одеты в шкуры, в длинные сарафаны, современную одежду и т. д.

Предварительная работа: чтение произведений о жизни людей в разные эпохи; создание детьми копилки рукотворных предметов разного времени.

 

Организация Содержание
Игра «Что сначала, что потом». – Раз, два, три – картинки разложи! Что сначала, что потом, поскорее расскажи!

Основная часть.

Дети делятся на команды.

 I II III

6 3 9
4 1 7
5 2 8

 

– Сегодня вы сами изобразите системный оператор: одна команда будет из прошлого, другая - из настоящего, а третья - из будущего. – Каждая команда расскажет о своем времени. С чего же мы начнём? Команды выстраивают свой лифт: система, подсистема, надсистема и готовят рассказ, используя картинки с изображением выбранного времени.  За основу берется обобщенная модель составления рассказа: выбор героя (человек заданного времени), придумывание ему имени, обозначение его места и условий проживания, образа жизни, его профессии (деятельности), его умений.
Рефлексия.  – Как вы думаете, что помогло человеку так изменить свою жизнь на земле?  – Когда вы составляли рассказ, каким планом вы пользовались?

Занятие 7

Тема: «Сравнение».

(Составление загадок.)

Задачи.

Учить самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов.

Учить составлять двух-, трёхстрочные загадки.

Закрепить знания детей о возможностях человека.

Оборудование: кукла, картинка Луны, предметные картинки, схема для составления загадок.

Предварительная работа: игра «Что на что похоже».

 

 

Организация Содержание
Игра «Путешествие в Зазеркалье». – Ребята, давайте вспомним, какие возможности есть у человека? (Люди умеют представлять.) – Что надо сделать, чтобы попасть в Зазеркалье?  (Посмотреть на что-нибудь, а представить другое; потрогать что-нибудь, послушать и представить.) – Звенит колокольчик, мы попали в Зазеркалье. (Дети путешествуют по группе и рассказывают о своих представлениях.) – Мы представляем то, что нам интересно и о чем мечтаем.
Игра «На что похоже, чем отличается».   Таблица составления загадок:  «Чем похоже – чем отличается». Раздаются предметные картинки. (Сапоги, ковер, колечко, лампа и т. д.) – Ребята, вы знаете много сказочных героев, у каждого из них есть мечты. Про мечту одного героя знает Забывай-ка, но он как всегда забыл. Давайте зададим ему вопросы. Забывай-ка, может ты что-нибудь вспомнишь? – Это было похоже на цыпленка. – Ребята, узнайте, по какому признаку это похоже на цыпленка. Дети перечисляют признаки, выясняют, что похоже цветом. – А теперь спросите, по какому признаку это отличается от цыпленка. – Что же получилось? Кто может повторить? (Желтое, как цыпленок, но не живое) – Забывай-ка, что ты ещё помнишь? – Вспомнил! Это похоже на мяч! – По признаку цвета? По признаку формы? (Да.) – Оно по форме круглое, как мяч? (Да.) – Оно тоже прыгает? (Нет.) – Что же было на картинке, как вы думаете? – Так это был колобок? (Нет.) – Узнайте ещё какой-нибудь признак. – Это светит? (Да.) – Греет? (Нет.) Дети по вопросам и ответам определяют, о чем мечтал герой. – Когда мы отгадывали, у нас получилась загадка, давайте попробуем её повторить. – Желтое, как цыплёнок, но не живое.  Круглое, как мяч, но не прыгает.  Светит, как солнышко, но не греет.  – Оказывается, Знай-ка мечтает попасть на Луну! А вот и картинка нашлась! – Как мы составили эту загадку? – Давайте выберем подходящую схему. – Достаньте из шкатулки картинки с мечтой разных сказочных героев. Давайте попробуем составить загадки об их мечтах. Посмотрите на картинку «зазеркальным» глазом. (Картинка с изображением золотого ключика - мечта Карабаса Барабаса)  – Похож на монету, но купить на него ничего нельзя.  – Похож на зонтик, но от дождя не спрячешься.  – Похож на цветок, но не живой.
Рефлексия. Загадку можно составить, когда посмотришь на объект: представишь, на что он похож, а потом определишь, чем отличается. Люди могут представлять, фантазировать и словами об этом рассказывать.

 

Занятие 8

Задачи.

Учить детей составлять рассказ о своем будущем с помощью системного оператора.

Оборудование: изображения различных людей: в разной одежде, за разными занятиями, с закрытыми лицами. Системный оператор.

Предварительная работа: чтение произведений о профессиях.

 

Организация Содержание
Дети рассматривают предложенные изображения и выбирают понравившееся. – Ребята, вам предложены на выбор изображения взрослых людей. Все они по-разному выглядят и находятся в разной обстановке. На месте кого из них вы хотели бы оказаться в будущем?
Дети по очереди составляют рассказ о себе с помощью системного оператора. – Давайте рассмотрим себя на волшебном экране: 1. В первом окошке – Я сегодня. 2. Что я умею делать? (Свойства характера.) 3. Где я нахожусь, и как мои умения там проявляются? 4. Каким я раньше был и что умел? 5. Чтобы стать таким, как я выбрал, что нужно сделать?
Рефлексия. - Что помогло нам составить рассказ? - Зачем же мы пытаемся «заглянуть» в будущее?

Вторая тема «Природа»

Занятие 9

Тема: «Главный признак живого – живая клетка». (Составление сказки по морфологической таблице.)

Задачи.

Познакомить детей с некоторыми признаками живой клетки – строительный материал (кирпичик) живой ткани.

Дать знания о том, что живая клетка нуждается в тепле, в воде, в питании, в свете, что она может размножаться.

Уточнить знания детей о том, как создавать сказку с помощью волшебной дорожки.

Оборудование: МТ, круг из трех секторов, картинки с изображением живой природы, микроскоп, пленочка лука.

Предварительная работа: з накомство детей с микроскопом. Повторить способы составления сказок.

 

Организация Содержание
Игра «Королева живой природы».   Круг из трех секторов, картинки у детей с изображением живой природы.     Работа с микроскопом.     Морфологическая таблица и модель живой клетки. – Живая природа огромна и многообразна. Но объекты живой природы можно объединить: в этом секторе – растения, в этом - животный мир, в этом – грибы. И все было хорошо, но появился гном Перепут и все объекты живой природы перепутал. Давайте поможем королеве навести порядок. – Разложите картинки по секторам. - Перечислите, какие группы животных вы знаете. А как можно разделить растения, грибы (дети называют группы живой природы). - Гном Перепут все перепутал, потому что он не знает, почему все эти объекты относятся к живой природе. Давайте вместе с гномом разберемся. – Подойдите к этому прибору. Как он называется и для чего его человек создал? – Посмотрите, как выглядит пленочка лука. Что вы там заметили? (Обсуждение составляющих живой клетки.) – Все живое одинаково, потому что состоит из этой удивительной живой клетки. – В чем же она нуждается и почему её надо беречь, нам подскажет «чудесная дорожка». На горизонтали МТ выставлены: пустыня, болота, густой лес и малыш. Педагог поочерёдно передвигает модель живой клетки и сочиняет с детьми сказку о том, что живая клетка нуждается в воде (в пустыне), в питании (в болоте), в свете (в глухом лесу), живая клетка умеет делиться: их кол-во увеличивается, из-за этого малыш растет. В заключении дети придумывают название сказочной истории, например: «Как клетка о себе много узнала».
Рефлексия. – Каким образом мы составляли сказку? - Что нужно делать, чтобы клетка росла? – Что общего между разными объектами живой природы?

 

Занятие 10

Задачи.

Учить детей самостоятельно находить рифмованные слова и создавать рифмованные строчки по заданным объектам.

Закрепить значение живой клетки и условия её выживания.

Оборудование: монитор, запись вопросов, схема составления рифмованных текстов.

Предварительная работа: работа в группе над проектом «Королева – живая клетка».

 

Организация Содержание
Игра «Кто быстрее скажет...».    Схема алгоритма составления стихотворного текста. – Сейчас компьютер будет задавать вам вопросы. – Какая команда быстрее ответит, та и выиграла. Звучит запись. – С чего начинается жизнь на планете Земля? (С живой клетки.) – Кто создал живую клетку? (Природа.) – Что нужно живой клетке для жизни? (Воздух, свет, тепло, питание.) – Какие вы молодцы! Даже компьютер не успевает за вами, всё вы знаете! Вот бы в других группах так же отвечали. А давайте придумаем стихотворение, которое поможет всем хорошо знать, что такое живая клетка! – Кто напомнит, как мы сочиняем стихи? (Повторяем алгоритм-схему.) – Подберем рифму к слову «клетки». (Пипетки, метки, таблетки, детки.) – А живые клетки чьи детки? – Правильно, живые клетки – природы детки. – Если говорить о клетках, что надо сказать обязательно? Что им нужно для жизни? – Что же у нас получается?  Жили – были живые клетки. (Чьи они?)  Это природы маленькие детки! (Что им нужно?)   Им нужны воздух, свет, тепло, вода (еда). (И что будет?)   И жизнь на Земле будет всегда!  Вот какие живые клетки вокруг нас и в нас. (И жизнь на планете Земля не умрет никогда!) – Если мы расскажем этот стих в других группах, легко будет им понять, что такое живая клетка и какая у неё роль на нашей планете?
Рефлексия. – Можно ли по этой схеме составить стих о чём-то другом? – Попробуйте дома придумать стихи-лимерики о живых объектах.

 

Занятие 11

Тема: «Условия выживания животного и растительного мира». (Пересказ.)

Задачи.

Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ, используя для запоминания приёмы моделирования.

Уточнить представление о связи между условиями окружающей среды и состоянием животных.

Оборудование: картинки по рассказу Н. Сладкова «Мальчик и лягушонок», предметные картинки с изображением объектов живой природы.

Предварительная работа: с бор материала для проекта «Королева живой природы».

 

Организация Содержание
Игра «Кольца Луллия». 1 круг – различные животные: кабан, соловей, сокол, крот, ёж, хомяк, лиса, чибис, дергач, уж, щука, водомер, рак, хорек, бобр и т.д. (на выбор). 2 круг – растения: клевер, донник, колокольчик, багульник, калужница, кислица, ландыш, кувшинка, злаки, водоросли, деревья, ягоды. 3 круг – место обитания: сад, лес, поле, луг, водоёмы, болото, двор в городе. – Ребята, помогите растениям и животным найти своё место, для этого надо раскрутить третий круг и соединить нужные сектора с местом обитания.
Основная часть.   Чтение рассказа Н. Сладкова «Мальчик и лягушонок».  Под совместный с детьми пересказ воспитатель зарисовывает схему на доске, используя готовые рисунки.   Воспитатель показывает шапочку лягушонка.   Дети инсценируют рассказ. – Очень важно, чтобы животные и растения жили именно там, где распорядилась природа, а если мы, не подумав, пытаемся что-то изменить, может и беда случиться! Послушайте историю об одном мальчике. – Мы будем этот рассказ пересказывать, а чтобы лучше запомнить его, что надо сделать? – Правильно, зарисовать схему этого рассказа. Вы по очереди будете мне помогать.     – Ребята, подойдите к взрослым и расскажите им рассказ так, как вы его запомнили.   – Посмотрите, что я приготовила. Давайте перескажем этот рассказ по ролям. Сколько нужно человек? Какое настроение у лягушонка? А у мальчика? Кто будет за автора? – Ребята, если вы забыли о чем-то сказать, пройдите к своему рассказу и дополните его.
Рефлексия. – У кого получилось записать подробно весь рассказ?  – Что нам помогло хорошо запомнить его?  – Что нам – хорошо, а лягушке – плохо?

              

Н. Сладков

«Мальчик и лягушонок»

Под кочкой, в грязном болоте, увидел мальчик лягушонка.

– Бедный малыш! – воскликнул он. – Как же плохо тебе в болоте – сыро, грязно и холодно. Но я спасу тебя, я заберу тебя домой, и будет тебе там тепло и уютн


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.