Исследовательская работа     — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Исследовательская работа    

2020-12-27 147
Исследовательская работа     0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследовательская работа    

«Обращения в нашей речи»

 

 

                                                                               

                                  Работу выполнила:

                                 ученица 8г класса

                                                     МОУ «СОШ№1г.Новоузенска

                                         Саратовской области»

                              Галягина Юлия

                          Руководитель:

учитель русского языка и литературы

                                      Зуева Галина Петровна

 

2020

 

ВВЕДЕНИЕ

Господин, госпожа, сударь, сударыня, голубушка, матушка… Что заключают в себе эти слова? Сколько в них добра, уважения… А ведь это не просто набор слов, а обращения, которые когда-то существовали в нашей стране. С ними я познакомилась, когда прочитала роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Меня очень удивило, какое было разнообразие различных обращений. Я задумалась над тем, а как сейчас люди обращаются друг к другу.

В русском языке есть хорошая пословица «Доброе слово и кошке приятно». Если каждый из нас начнет произносить больше добрых слов, то и мир, и окружающие люди станут добрее. Ведь если к тебе обращаются по-доброму, то хочется ответить добром. К сожалению, в век компьютерных технологий общение, в основном, происходит в виртуальном мире,  добрые слова при установлении контакта с собеседником исчезают. Пользователи интернета не называют друг друга по имени, обращаются друг к другу грубо, сокращенно.  

Меня заинтересовала эта тема, и я решила провести исследование, чтобы выяснить, как раньше люди общались друг с другом, какие были обращения, как сейчас общаются разные поколения.

Объект исследования – речь окружающих

Предмет исследования – обращение в речи людей разного возраста

Цель исследования – выявить особенности употребления обращений, установить, каким образом менялась их форма в прошлом и настоящем

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Изучить материал об истории употребления обращений.

2.Провести исследование и выявить, какие формы обращений преимущественно используют взрослые и подростки в разных сферах общественной жизни.

3.Выяснить, от чего зависит  форма обращения.

Гипотеза исследования: обращения способны отражать и отношения между людьми, и культуру человека, и целую историческую эпоху.

Методы исследования: изучение материала по теме, наблюдение, анкетирование.

Тема работы является актуальной, потому что от того, как ты обратишься к собеседнику, зависит не только дальнейший диалог, взаимопонимание, но и состояние языка. Печально наблюдать за тем, как красивые литературные обращения постепенно исчезают из речи, заменяясь грубыми словами, кличками, никнеймами.

  Практическая значимость заключается в возможности включения материала по данному вопросу в классные часы, в уроки русского языка, внеклассные мероприятия.

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ОБРАЩЕНИЙ В СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ  ЖИЗНИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ  РАЗНЫХ  ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ.

 

Я решила выяснить, что знают об обращениях наши современники, как общаются между собой. Было проведено анкетирование учащихся 8 класса, учителей и  родителей. Учащимся     нашей школы, родителям и учителям был предложен следующий вопрос:

"Какие из общепринятых обращений начала XX века вам известны?"

Учащиеся – «господа»,

Родители- «господин», «госпожа». «сударь», «сударыня». «гражданин», «ваше величество»

Учителя - «господин», «госпожа». «сударь», «сударыня», «ваша милость», «ваше величество», «милостивый государь»

Приведенные данные свидетельствуют о том, что школьники мало знают обращений прошлого века, а вот люди старшего возраста лучше осведомлены.

На вопрос: "Какие обращения вы могли бы предложить в качестве общепринятых в наше время?"

учащиеся затруднились ответить. Были такие варианты: господин и госпожа, сударь и сударыня, просто «привет», «салют».

Ответы родителей и учителей такие: сударь и сударыня, дама, мадам, барышня, господин и госпожа.

Учащиеся – «привет», «салют», «друг»

Родители- «господин», «госпожа». «сударь», «сударыня». «мадам», «барышня»

Учащиеся – имя человека, Вы, фамилия

Родители- имя, имя и отчество, фамилия

Обращения в неофициальной сфере общения

«Какие обращения используют учащиеся, родители и учителя в среде сверстников?»

Учащиеся – никнеймы, имя, клички

Родители- имя, имя и отчество, фамилия, «сосед», «друг»

Учащиеся – Вы, ты, «друг», «привет», «вау»

Родители- Вы, «брат», «гражданин», «друг», «извините», «женщина», «мужчина», «брат»

Учащиеся – «мама», «папа», «мамуля»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследование показало, что в русском языке обращения существовали всегда, но постоянно претерпевали изменения. Чаще всего это происходило из-за смены поколений, из-за разных исторических событий. Неизменно остается то, что если человек добр, то и его речь отличается наличием добродушных обращений. Во взаимоотношениях людей обращения нередко играют первостепенную роль. Ведь как тебя назовут близкие или посторонние люди, зависит многое.  Именно поэтому важно было исследовать основные функции обращения представителей разных возрастных категорий. Намеченные во введении цели и задачи выполнены.

Гипотеза, поставленная мною в начале работы, полностью подтверждена, ведь, действительно, обращения способны отражать не только отношения между людьми, но и культуру, и целую эпоху.

А какой лучший вариант общения?
Главное, на мой взгляд, найти те самые нужные слова, которые помогут найти общий язык с собеседником.

 

Литература

1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. − М.:Дрофа, 2012

2. Коровина В.Я. Литература 8класс.-М.; Просвещение, 2018

3. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.3. Проза. – М.: Худож.лит., 1987. – 528с.

4. Фасмер М. М. Этимологический словарь русского языка. – 1973. Т. 4. с. 68.

5. Формановская Н.И. Вы сказали: "Здравствуйте!". Речевой этикет в нашем обществе. – М., 1982. - с. 95.

6. http://chtooznachaet.ru/dobroe-slovo-i-koshke-priyatno.html

7. http://gramota.ru/class/coach/punct/45_180

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Табель_о_рангах

9.https://studwood.ru/558019/etika_i_estetika/istoriya_obrascheniya_russkoy_kulture

 

 

Исследовательская работа    

«Обращения в нашей речи»

 

 

                                                                               

                                  Работу выполнила:

                                 ученица 8г класса

                                                     МОУ «СОШ№1г.Новоузенска

                                         Саратовской области»

                              Галягина Юлия

                          Руководитель:

учитель русского языка и литературы

                                      Зуева Галина Петровна

 

2020

 

ВВЕДЕНИЕ

Господин, госпожа, сударь, сударыня, голубушка, матушка… Что заключают в себе эти слова? Сколько в них добра, уважения… А ведь это не просто набор слов, а обращения, которые когда-то существовали в нашей стране. С ними я познакомилась, когда прочитала роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Меня очень удивило, какое было разнообразие различных обращений. Я задумалась над тем, а как сейчас люди обращаются друг к другу.

В русском языке есть хорошая пословица «Доброе слово и кошке приятно». Если каждый из нас начнет произносить больше добрых слов, то и мир, и окружающие люди станут добрее. Ведь если к тебе обращаются по-доброму, то хочется ответить добром. К сожалению, в век компьютерных технологий общение, в основном, происходит в виртуальном мире,  добрые слова при установлении контакта с собеседником исчезают. Пользователи интернета не называют друг друга по имени, обращаются друг к другу грубо, сокращенно.  

Меня заинтересовала эта тема, и я решила провести исследование, чтобы выяснить, как раньше люди общались друг с другом, какие были обращения, как сейчас общаются разные поколения.

Объект исследования – речь окружающих

Предмет исследования – обращение в речи людей разного возраста

Цель исследования – выявить особенности употребления обращений, установить, каким образом менялась их форма в прошлом и настоящем

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Изучить материал об истории употребления обращений.

2.Провести исследование и выявить, какие формы обращений преимущественно используют взрослые и подростки в разных сферах общественной жизни.

3.Выяснить, от чего зависит  форма обращения.

Гипотеза исследования: обращения способны отражать и отношения между людьми, и культуру человека, и целую историческую эпоху.

Методы исследования: изучение материала по теме, наблюдение, анкетирование.

Тема работы является актуальной, потому что от того, как ты обратишься к собеседнику, зависит не только дальнейший диалог, взаимопонимание, но и состояние языка. Печально наблюдать за тем, как красивые литературные обращения постепенно исчезают из речи, заменяясь грубыми словами, кличками, никнеймами.

  Практическая значимость заключается в возможности включения материала по данному вопросу в классные часы, в уроки русского языка, внеклассные мероприятия.

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.