Звуки, буквы
Фонематические процессы и обучение элементам грамоты
| Словарь. Грамматический строй речи
| Связная речь
| Лексичес-
кая тема
|
СЕНТЯБРЬ
|
I – II
|
О Б С Л Е Д О В А Н И Е
|
III
|
1.
Звуки [А,У]
2.
Звуки
[А, У, И]
| Звуки и буквы А, У (1 занятие)
Понятие ЗВУКИ, БУКВЫ. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, их признаках.
Различать на слух гласные, согласные звуки.
Определять гласный звук по немой артикуляции.
Дифференциация гласных звуков.
Анализ звукового ряда из 2-х гласных: АУ, УА.
Звуки и буквы А,У, И. (1 занятие)
Дифференциация гласных звуков.
Выделение начальных ударных и безударных звуков.
Анализ звукового ряда из трех гласных (по предметным картинкам).
Знакомство с буквами А, У, И.
Различение понятий «звук», «буква».
| И. и В. падежи единственного числа существительных. Род существитель -ных (соотнесение с количествен ными числительными один, одна, одно).
Косвенные падежи единственного числа существительных. Род существительных (соотнесение с количественными числительными один, одна, одно).
2. Упражнять в образовании относительных прилагательных (от овощей, фруктов, ягод), антонимов. Закреплять употребление существительных с увеличительным ис ласкательным значением.
Дидактическая игра «Сад – огород».
3. Обучать детей составлению пересказа с помощью сюжетных картинок. Развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить своё высказывание.
4. Учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм. Развивать у детей умение составлять предложения.
v Учить детей распространять предложении определениями.
| 3. Пересказ рассказа
Л. Толстого «Косточка»
4. Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»
v Рассказ по сюжетной картинке «Тут будет сад»
| Урожай
Овощи.
Огород.
|
IV
|
1.
Звук [О]
2.
Звук
[О,У]
| Звук и буква О. (1 занятие).
Различение «звук» - «буква»
Выделение ударного гласного после согласного в словах: ДОМ, КОТ, ТОК, МОХ;
ударного гласного в конце слова: ОКНО, КИНО, ПАЛЬТО…
Звуковой анализ слов типа: КОТ, КИТ.
Знакомство с буквой О.
Звуки О, У. (1 занятие)
| 2. Именительный падеж множественного числа существительных на – и, -а.
3. Родительный падеж множественного числа существитель ных.
Использовать в речи местоимения он, она, оно, они.
Многозначность слов: дождь идет, человек идет, поезд идет, часы идут.
v Упражнять в составлении предложений со словом много.
4. Воспитывать любовь к родной земле, уважение к людям, работающим на земле. Знакомить с трудом крестьян – земледельцев. Упражнять в словообразовании слов, обозначающих профессии крестьян, работающих на земле, сложных слов и отглагольных существительных.
| 4. Родная земля – кормилица.
| Краски осени.
Фрукты. C ад.
|
ОКТЯБРЬ
|
I
| 1.
Звук
[ Ы-И ]
2.
Звуки
[Ы - И]
|
Звуки Ы - И. (2 занятия)
Выделение ударного гласного после согласного из середины и конца слова. Звуковой анализ и синтез слов типа КИТ, ПЫХ.
| 1. Закрепление пройденных грамматических категорий «У кого кто?», «Кто как голос подает?», «Один - много», «2-5»..
Скороговорка: От топота копыт пыль по полю летит.
Ф/м «Игра в стадо».
П/г «Кусается сильно котенок-глупыш».
Штриховка изображения свиньи.
«Кого не стало?», загадки про животных.
Учить анализировать предложения с простыми предлогами и составлять их графические схемы.
|
Составление рассказа «Щенок» с использованием серии картин. (1 занятие) Гомзяк О.С.
Закрепление предложений отработанных моделей.
Составление рассказа по предметным картинкам, по заданному плану, с помощью вопросов.
| Животный мир. Домашние птицы и животные.
|
II
| 1.
Звук
[ К-Т]
2.
Звуки
[ К-Т]
| Звуки К - Т. (2 занятия)
Анализ и синтез слов типа: КОТ. Дифференциация звуков К-Т на слух и в произношении. Понятие о длинных и коротких словах. Отстукивание ритмического рисунка.
| Раскрыть и углубить представления о строении тела человека.
Употребление грамматических категорий дательного падежа.
Согласование существительных с числительными. Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.
«Большой - маленький», «Один - много», «Сосчитай до 5», «Чего много?».
Ф/м «Есть у каждого свой дом».
v Отгадывание загадок, «Найди отличия», «Что лишнее?».
| Составление рассказа «Человек» по серии картин (1 занятие) Гомзяк О.С.
Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для.
| Я - Человек. Части тела. Функци-онирова-ние органи-зма.
|
III
| 1.
Звук
[ К-Х]
2.
Звуки
[ К-Х]
| Звуки К - Х. (2 занятия)
Анализ и синтез слов типа: ПУХ. Дифференциация звуков К-Х на слух и в произношении. Понятие о длинных и коротких словах. Отстукивание ритмического рисунка.
| 2. Употребление предлога для.
Упражнять в составлении предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов. Упражнять в согласовании количественных числительных 1, 2, 5 в И. и В. падежах и существительных.
v Упражнять в согласовании глаголов настоящего времени с существительными в числе
3. Развивать диалогическую речь. Обогащать лексику признаками и действиями, антонимами. Закреплять употребление существительных с увеличительным ис ласкательным значением.
Образование относительных прилагательных от существительных.
«Один - много», «Назови ласково», «2-5». «Из чего сделано?», «Что без чего?».
Скороговорка - У нас газ погас.
Ф/м «Чайник».
П/г «Жила-была посуда».
«Что изменилось?» (по игре «У белочки в гостях»). «Что лишнее?» (кухонная и чайная посуда). Ребус ПОСУДА. «Подскажи словечко», «Объясни слово».
| 3. Пересказ рассказа
И. Калининой «Помощники»
4. Пересказ рассказа «Что вкуснее?» Смирнова Л.
5. Обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту. Развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
| Народная культура и традиции.
Этикет. Посуда.
|
IV
| 1.
Звуки
[С’]
2.
Звуки
[С]-[С’]
| Звуки С - СЬ. Буква С. (2 занятия)
Дифференциация на слух и в произношении звуков С-СЬ-ТЬ-Т. Познакомить с понятием «мягкий звук», «твёрдый звук». Определение места звука в слове. Деление слов на слоги, отстукивание ритмического рисунка слова. Знакомство с буквой С. Звуко-слоговой анализ слов: ГУСЬ, ГУСИ.
| 2.Закреплять употребление существительных с увеличительным ис ласкательным значением.
3. Обучать детей составлению описательного рассказа. Расширять и активизировать словарь по данной теме. Упражнять в употреблении распространенных предложений. Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.
4.Упражнять в словообразовании относительных прилагательных (по сезону, материалу, способу изготовления), их согласовании с существительными. Упражнять в различении и употреблении глаголов одевать – надевать. Закреплять представления о профессиях, связанных с производством одежды, обуви, головных уборов.
| 3. Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему.
4. Одежда, обувь, головные уборы осеннего сезона.
v Составление рассказа
по серии картинок «Как я одевался осенью»
Составлять предложения с названиями данных предметов.
| Одежда, обувь.
|
НОЯБРЬ
|
I
|
1.
Звуки
[Н’]
2.
Звуки
[Н - Нь ]
| Звуки Н-НЬ. Буква Н. (2 занятия).
Определение места звука в слове.
Деление слов на слоги, отстукивание ритмического рисунка слова.
Знакомство с буквой Н.
Звуко-слоговой анализ слова САНИ.
| 2.Упражнять в согласовании количественных числительных 1, 2, 5, 9 и существительных. Род существительных – соотнесение с притяжательными местоимениями мой, моя, моё.
v Упражнять в согласовании количественных числительных в косвенных падежах и существительных.
3.Углублять знания детей о России, ее многонациональном составе, дружбе народов. Воспитывать чувства гордости за Родину.
4.Обучать детей пересказывать рассказ с изменением действующего лица и добавлением последующих событий.
| 3. Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живём»
4. Составление рассказа «Россия – многонациональная страна» по опорным словам.
| День народного единства. Государст-
Венные символы России. Города России, области.
|
II
|
1.
Звуки
[З]
[З’]
2.
Звуки [З] [З’]
| Звуки З - ЗЬ. Буква З. (2 занятия)
Дифференциация звуков З-ЗЬ на слух и в произношении. Воспроизведение слоговых рядов с разными гласными и одинаковыми согласными: за-зо-зу. Знакомство с буквой З. Звуко-слоговой анализ слов: ЗУБЫ, КОЗЫ, ЗИМА, ЗОНТ, ЗИНА.
| • Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.
Туча по небу плывет — тучи по небу плывут.
• Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Дождь — дождик, дождичек.
• Образование глаголов с приставками.
Птицы улетели.
Птицы с дерева слетели.
• Образование относительных прилагательных.
День с ветром — ветреный день. Погода осенью — осенняя.
• Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Осенний день, осеннее солнце, осенние листья, осенняя погода
| • Составление рассказа-сравнения о всех периодах осени (ранняя, поздняя, середина).
• Заучивание стихотворений об осени и осенних явлениях
| Осенины.
|
III
|
1.
Звуки [С] [З]
2.
Звуки
[С] [З]
| Звуки С - З,. (2 занятия)
Понятия «звонкий звук», «глухой звук». Воспроизведение слоговых рядов с разными согласными и одинаковыми гласными: са-за-за.
| Уменьшительно – ласкательные суффиксы – ок, -ек, -ик. Деформированная фраза. Предлоги под, из – под.
3. Обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту. Закреплять правильное употребление притяжательных прилагательных. Развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Закреплять представления о животных. Закреплять употребление существительных с увеличительным ис ласкательным значением.
Развивать употребление слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, мягкие лапки).
Обогащать лексику синонимами.
4. Обогащать лексику родственными словами, притяжательными прилагательными. Закреплять употребление приставочных глаголов.
| 3. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
v Составление описательного рассказа о животном с опорой на план.
4. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Волчишко».
| Кто как готовится к зиме.
Дикие животные
|
IV
|
1.
Звуки
[Сь - Зь]
2.
З вуки
[Сь] [З’]
| Звуки СЬ – ЗЬ (2 занятия)
Дифференциация на слух и в произношении звуков З-С-ЗЬ-СЬ.
Понятия «звонкий звук», «глухой звук». Закреплять понятия «соглас ный звук», «твердый – мягкий», «глухой - звонкий». Упражнять в выделении последнего и первого согласного звука. Упражнять в определении места звука в слове. Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов, односложных слов. Дифференцировать звуки.
| 3. Обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт. Развивать умение самостоятельно строить высказывание. Упражнять в употреблении в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но), разделения (или).
4. Систематизировать представления детей о профессиях. Упражнять в словообразовании существительных, обозначающих лиц по их занятиям. Совершенствовать умение преобразовывать названия профессий м. р. в профессию ж. р. Обогащать лексику признаками, действиями. Учить образованию сравнительной степени прилагательных. Упражнять в употреблении однородных членов в предложении. Ввести в речь слова, обозначающие моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений. Вводить в речь названия профессий и действий, связанных с ними. Формировать высказывания в виде небольших рассказов о людях разных профессий.
v Учить детей преобразовывать одну грамматическую категорию в другую(танец — танцевать — танцовщик — танцовщица — танцующий).
| 3. Составление рассказа из личного опыта «Мама, папа, я – прекрасная семья»
4. Составление рассказа по предварительно составленному плану «Я горжусь профессией моих родителей»
| Моя семья. Профессии родителей. День матери.
|
| | | | | | |