Играем в народные игры в детском саду — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Играем в народные игры в детском саду

2020-12-27 193
Играем в народные игры в детском саду 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Играем в народные игры в детском саду

С помощью игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми и окружающим миром. В контексте современных учебно-воспитательных программ внимание именно к народным играм — особое, поскольку эти игры способствуют сохранению национальных традиций, культурного наследия, а также помогают формировать национальное самосознание. Для реализации этих целей важно разработать методически корректную систему включения образцов народного творчества в повседневный образовательный процесс, что достигается не только обеспечением подходящего инвентаря, но и особой творческой атмосферой, которую должен создать педагог.

Содержание

  • 1 Что такое народные игры

o 1.1 Цели, задачи и принципы работы с народными играми

o 1.2 Правила проведения игр

o 1.3 Классификация народных игр

  • 2 Подготовка к игре

o 2.1 Структура игровой среды

o 2.2 Наглядный материал

o 2.3 Общая методика проведения

o 2.4 Как составить план игры

§ 2.4.1 Таблица: пример конспекта по игре «Селезень»

  • 3 Картотека народных забав

o 3.1 Игры для первой младшей группы

§ 3.1.1 «У бабушки Маланьи»

§ 3.1.2 «Ручеёк»

§ 3.1.3 «Салки»

o 3.2 Игры для второй младшей группы

§ 3.2.1 «Дай платочек»

§ 3.2.2 «Чурилки»

§ 3.2.3 «Дятел» (забава на улице)

o 3.3 Игры для средней группы

§ 3.3.1 «Сова»

o 3.4 Игры для старшей и подготовительной групп

§ 3.4.1 «Колечко»

§ 3.4.2 «Баба Яга»

§ 3.4.3 «Молчанка»

§ 3.4.4 «Подкиды»

§ 3.4.5 Видео: русские национальные подвижные игры с детьми старшего возраста

  • 4 Развлечения по народным играм

o 4.1 Фестиваль досуга

§ 4.1.1 Таблица: фрагмент сценария развлечения «Фестиваль народных игр», автор Марина Желиба

Что такое народные игры

Народные игры — уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат этнические традиции (хороводы, манипуляции с народной игрушкой и т. д.). Эти традиции — источник мудрости, помогающий подрастающим поколениям усваивать общечеловеческие ценности. Раздел общероссийской программы детских садов содержит набор рекомендаций «Введение в русскую традиционную культуру», подразумевающий воспитание в детях почитания Родины и преданности своему народу. Народная игра является одним из лучших способов реализации этой задачи.

Существует известное высказывание, ставшее народным: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

Л. А. Лямина

Народные игры в детском саду. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Национальные игры способствуют воспитанию мужества у мальчиков и женственности у девочек

Правила проведения игр

На успех игровой деятельности влияет ряд факторов:

  1. Возраст. Чем младше дети, тем проще правила, которые усложняются постепенно за счёт новых элементов. А также первые игры должны быть с песенками, стихотворениями и обязательным примером, который показывает взрослый в роли ведущего, так как малышам ещё сложно полностью координировать все свои движения без наличия модели поведения.
  2. Место проведения. Это может быть зал, комната группы, коридор или улица. Помещение перед игрой должно быть хорошо убрано и тщательно проветрено.

Игры можно проводить и в помещении, и на улице

  1. Количество игроков. Включать в игру сразу всех детей необязательно, тем более, если комната небольшая. Лучше разделить малышей (играющие и судьи, мальчишки и маленькие леди и т. д.).
  2. Инвентарь. Мячики, скакалки и всё, что может потребоваться в процессе игры, должно быть подготовлено заблаговременно.

Классификация народных игр

Для реализации дидактических задач для каждой возрастной группы создаётся своеобразный каталог подходящих забав, которые можно разделить:

  1. По сюжетной тематике. Для младших групп — игры детей, связанные с вечной борьбой добра со злом. Для средней группы — с отношением к природе. Для старшей и подготовительной — с бытовыми темами.
  2. По интенсивности двигательной активности. В целях безопасности стоит придерживаться правила: чем выше подвижность, тем старше дети.
  3. По типу движений. Этот параметр определяется предыдущим. Игры могут быть с мячом, с бегом, с метанием в цель и т. д.
  4. По сложности содержания. Чем проще, тем младше дети.

Забавы могут быть разделены на группы по этническому составу народов России, то есть:

  • русские;
  • башкирские;
  • татарские;
  • чувашские и пр.

А также игры отличаются принципом проведения:

  • хороводные (к примеру, «Каравай»);
  • сидячие (например, «Кольцо»);

Сидячие игры можно вводить после занятий, требующих повышенной двигательной активности ребят, например, хореографии

  • подражательные («Заинька»);

В играх дети учатся подражать движениям животных

  • с преследованием («Селезень»);
  • с выбором (участник после определённых движений и слов выбирает следующего – «Ручеёк»);
  • с диалогом («Что ты делаешь, коршун»);
  • игры-забавы («Я змея»).

Для детей младшей группы (первой и второй) наиболее актуальными являются хороводные игры и с преследованием. Для средней группы интересны игры-забавы и игры с выбором. Для детей старшей и подготовительной группы — сидячие, игры с диалогом.

Подготовка к игре

Основной принцип создания среды для предметно-игровой деятельности — реализация права малыша на игру, то есть свободный выбор темы, игрушки и т. д. Кроме того, для организации игры важны:

  • системность (гармоничное соотношение всех элементов игры между собой, а также игр в целом в общей системе образования);
  • универсальность (чтобы вместе со взрослым ребята могли трансформировать пространство для осуществления того или иного замысла).

Структура игровой среды

Возможность проведения той или иной игры напрямую зависит не только от возраста детей, но и от наличия нужных атрибутов. Поэтому в состав предметно-игрового поля входят:

  • уличная площадка для игр;
  • оборудование (стулья, стол, скамейка и т. д.);
  • игрушки и необходимые инструменты (мячи, скакалки, детские бубны, маракасы и пр.).

Музыкальные инструменты — необходимая часть инвентаря для игр

Наглядный материал

В качестве наглядного материала, кроме игрушек и атрибутики, можно представить:

  • фотоматериалы, иллюстрирующие процесс той или иной игры;
  • рисунки детей, созданные по мотивам забав;
  • папку-передвижку с перечнем подходящих для конкретного возраста игр;

Папка-передвижка очень компактна и удобна в качестве оформления методического уголка в группе

  • выставку фотоиллюстраций и проектов, выполненных совместно с родителями, например, «Так играли мои бабушки» и т. д.

Общая методика проведения

Для проведения большинства игр необходим ведущий. Если в младших группах эта роль остаётся за воспитателем, то в средней, старшей и подготовительной стоит уделять особое внимание выбору лидера. Иначе обид и слёз будет не избежать. Самый лучший способ выбрать ведущего — предложить считалочку: на кого покажет случай, тот и водит. Вот несколько примеров таких стишков:

  • Я пойду куплю дуду,
    Я на улицу пойду.
    Громче, дудочка, дуди,
    Мы играем, ты води!
  • Катилась торба
    С великого горба.
    В этой торбе
    Хлеб, соль, пшеница.
    С кем ты хочешь поделиться?
  • Конь ретивый
    С длинной гривой
    Скачет по полям
    Тут и там.
    Где проскачет он,
    Выходи вон!

Как составить план игры

Как и любой элемент образовательной системы, игры должны быть тщательно спланированы и грамотно вплетены в общую канву занятий. Они могут использоваться как:

  • физкультминутки;
  • упражнения на занятиях физической культурой;

Перетягивание каната — отличная игра в рамках проведения занятия физкультурой

  • части театрализованных постановок;
  • досуг на улице и т. д.

Что касается временных рамок, то в целом на игру не стоит отводить больше 10 минут, а в младшей группе не более 3–5 минут. И даже на такой короткий отрезок времени стоит составить план.

  1. Введение в правила игры — 1–2 минуты.
  2. Выбор ведущего — 1–2 минуты.
  3. Игра — 2–4 минуты.
  4. Подведение итогов — 1 минута.

Таблица: пример конспекта по игре «Селезень»

Название «Селезень»
Общая характеристика Эта игра уместна при изучении перелётных птиц в средней и старшей группах.
  • Селезень утку догонял, Молодой утку загонял: «Ходи, утица, домой, Ходи, серая, домой!»
Правила игры 1. Выбираем селезня и уточку. 2. Становимся в круг, идём, держась за руки, и поём (текст песни см. выше). 3. Селезень ходит по часовой стрелке, уточка — против. 4. Когда заканчивается песня, селезень ловит уточку, а поймав, приводит в круг и целует.
Введение Озвучивание правил игры (1–2 минуты): педагог объясняет правила, спрашивает, все ли их поняли.
Основная часть Игровая деятельность (3–4 минуты): собственно игровой процесс.
Заключительная часть Подведение итогов (1–2 минуты): педагог хвалит детей, спрашивает, понравилось ли им играть и т. д.

Картотека народных забав

Определяющим фактором выбора забавы является возраст детей, поэтому и картотеку игр уместно организовать по этому принципу.

Игры для средней группы

Кроме уже упомянутых выше, для детей этого возраста можно предложить несколько вариантов.

«Сова»

  • Ах, ты, совушка-сова,
    Золотая голова,
    Что ты ночью не спишь,
    Всё на нас глядишь?

Инструкция:

  1. Выбираем сову, остальные — мыши.

Для игры дети могут надеть маски совы и мышей

  1. Сова кричит: «Утро!» и дети бегут.
  2. На слово «День» реакции нет никакой. А на «Вечер» мыши начинают пищать.
  3. Сова говорит: «Ночь», игроки собираются вокруг неё.
  4. Ведущий начинает шептать каждому участнику что-то смешное.
  5. Кто рассмеялся или сделал какое-то движение, выбывает.

Фестиваль досуга

На занятиях или в промежутках между ними воспитатель может использовать не более чем 1–3 игры, а при таких условиях сложно показать малышам всё многообразие традиционных игр. Поэтому в календарно-тематическом планировании работы группы отводится время и под фестиваль народных забав, формат которого позволяет использовать до 5–6 игр. На фестивале ребята знакомятся с забавами каких-то конкретных народов или с играми, построенными по одному принципу (хороводные, сидячие и т. д.). Полезно также, если дети и воспитатели подготовят соответствующие теме костюмы.

Элементы национального костюма делают фестиваль народных игр красочным и ярким мероприятием

Таблица: фрагмент сценария развлечения «Фестиваль народных игр», автор Марина Желиба

Название игры Удочка
Описание Весёлая детская игра со скакалкой или канатом на выносливость и координацию движений. В неё можно играть очень большой группой.
Инвентарь Из дополнительных предметов понадобится скакалка (можно также использовать верёвочку, на конце которой привязан мешочек с песком).
Правила 1. Перед началом игры выбирается водящий. 2. Все ребята становятся в круг, а водящий в центр круга со скакалкой в руках. 3. Он начинает вращать скакалку так, чтобы та скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих. 4. Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела кого-либо из них. 5. Пойманным игрок считается в том случае, если скакалка коснулась его не выше голеностопа. 6. Игроки не должны приближаться к водящему во время прыжков. 7. Тот, кто заденет скакалку, становится в середину и начинает вращать верёвку, а бывший водящий занимает его место. 8. Можно использовать другой вариант этой игры, которая будет носить соревновательный характер — задевший верёвку игрок выбывает из игры. 9. Победителями становятся 2–3 последних игрока, которые не задели верёвочки.
Переход к следующей части мероприятия 1-й скоморох говорит второму: «Может, мы с тобой сразимся, узнаем, кто сильнее ты или я? А вы, ребята, потом сами сможете поиграть в эту игру на участке». 2-й скоморох: «Поиграем в русскую народную игру “Петушиные бои”. На земле нарисован круг диаметром 2 метра. Из каждой команды по одному участнику входят в круг и, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга…».

Народные игры — это инструмент, который не только развлекает малышей, но и является полноценным учебно-воспитательным элементом. Разминка ли это между другими занятиями или целый фестиваль народных забав, при грамотном планировании и учёте возрастных особенностей своих воспитанников педагог способен организовать полезное и красивое мероприятие, отвечающее многим задачам дошкольного учреждения.

 

Играем в народные игры в детском саду

С помощью игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми и окружающим миром. В контексте современных учебно-воспитательных программ внимание именно к народным играм — особое, поскольку эти игры способствуют сохранению национальных традиций, культурного наследия, а также помогают формировать национальное самосознание. Для реализации этих целей важно разработать методически корректную систему включения образцов народного творчества в повседневный образовательный процесс, что достигается не только обеспечением подходящего инвентаря, но и особой творческой атмосферой, которую должен создать педагог.

Содержание

  • 1 Что такое народные игры

o 1.1 Цели, задачи и принципы работы с народными играми

o 1.2 Правила проведения игр

o 1.3 Классификация народных игр

  • 2 Подготовка к игре

o 2.1 Структура игровой среды

o 2.2 Наглядный материал

o 2.3 Общая методика проведения

o 2.4 Как составить план игры

§ 2.4.1 Таблица: пример конспекта по игре «Селезень»

  • 3 Картотека народных забав

o 3.1 Игры для первой младшей группы

§ 3.1.1 «У бабушки Маланьи»

§ 3.1.2 «Ручеёк»

§ 3.1.3 «Салки»

o 3.2 Игры для второй младшей группы

§ 3.2.1 «Дай платочек»

§ 3.2.2 «Чурилки»

§ 3.2.3 «Дятел» (забава на улице)

o 3.3 Игры для средней группы

§ 3.3.1 «Сова»

o 3.4 Игры для старшей и подготовительной групп

§ 3.4.1 «Колечко»

§ 3.4.2 «Баба Яга»

§ 3.4.3 «Молчанка»

§ 3.4.4 «Подкиды»

§ 3.4.5 Видео: русские национальные подвижные игры с детьми старшего возраста

  • 4 Развлечения по народным играм

o 4.1 Фестиваль досуга

§ 4.1.1 Таблица: фрагмент сценария развлечения «Фестиваль народных игр», автор Марина Желиба

Что такое народные игры

Народные игры — уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат этнические традиции (хороводы, манипуляции с народной игрушкой и т. д.). Эти традиции — источник мудрости, помогающий подрастающим поколениям усваивать общечеловеческие ценности. Раздел общероссийской программы детских садов содержит набор рекомендаций «Введение в русскую традиционную культуру», подразумевающий воспитание в детях почитания Родины и преданности своему народу. Народная игра является одним из лучших способов реализации этой задачи.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.