По характеру отношений между членами группы. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

По характеру отношений между членами группы.

2020-12-27 136
По характеру отношений между членами группы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Формальные группы объединены официальными целями, существует документ, удостоверяющий принадлежность к данной группе (школьный класс, спортивная секция)

· Неформальные группы не имеют официально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей.

По характеру совместной деятельности.

·практические (совместная трудовая деятельность);

·гностические (совместная исследовательская деятельность);

·эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей);

·гедонические (досуговые, развлекательно-игровые);

·непосредственно коммуникативные;

·идеологические;

·общественно-политические;

·семейные.

По способу образования:

·неофициальные — официальные

·реальные — условные

По величине группы и способу взаимодействия ее членов:

·малые- средние- большие;

·контактные (первичные);

·дистанционные (вторичные).

По личностной значимости:

· референтные — (от лат. referentis — сообщающий), или эталонная, группа — группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен — на нормы ему известных рекордсменов.

· элитарные – группы социально высокостатусные, получившие всеобщее признание в качестве приоритетных групп в обществе.

По социальной значимости:

·социально положительные;

·асоциальные — социально деструктивные;

·антисоциальные — криминальные, преступные.

Функции малых социальных групп:

·социализация личности, становление его характера

·экспрессивная функция, определение места индивида в группе, его самооценка, реализация способностей, профессиональных качеств

·инструментальная- индивид в группе осуществляет конкретную деятельность

·психологическая функция- поддержка человека в трудную ситуацию, радость за его успехи.

Именно в малой группе происходит основная часть общения человека. Поэтому очень многое зависит, в какую среду он попадёт, какие люди будут его окружать.

Положительное воздействие малой группы на человека:

·придаётся уверенность в себе,

·формируются коммуникативные навыки,

·формируется самооценка,

·усваиваются определённые нравственные ценности, ориентиры,

·формируются навыки выполнения определённых социальных ролей,

·снабжение положительным эмоциями.

Отрицательное воздействие малой группы на человека:

·подчинение группе, подавление личности, её самостоятельности инициативности,

·групповой эгоизм – достижение целей группы в ущерб общественным интересам,

·конформизм (конформность) – подстраивание под интересы членов группы, выражение внешнего согласия при внутреннем несогласии, поведение в группе по её правилам.

Способы реагирования человека на давление группы:

· внушаемость – бессознательное принятие целей, линии поведения, действий группы;

· конформизм – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождением с мнением группы, протесте;

· коллективизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и отстаивание её ценностей и идеалов.

ТЕРМИНЫ.

ФИЛАНТРОП – это человек, который искренне любит всех людей и старается им помочь.

МИЗАНТРОП — человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает или наоборот наслаждается человеконенавистничеством

СТАТУС – положение человека в межличностных отношениях, определяющее его права, обязанности, привилегии.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – это способ поведения человека, определяемый его статусом.

ЛИДЕР – член группы, за которым она признаёт право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, это наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в группе.

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ – правила и требования, выработанные в группе, регулирующие поведение её членов.

САНКЦИИ – реакция группы на поведение членов, не соответствующее её нормам и принцам: осуждение, внушение, исключение из группы.


Межличностные отношения

Межличностные отношения - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Формы межличностных отношений:

· Знакомства - самый распространённый вид межличностных отношений (в круг знакомых обычно входит множество людей).

· Приятельские отношения - основное условие таких отношений - взаимная тяга, стремление к контакту, симпатия.

· Товарищество - более близкие межличностные отношения, основанные на деловых связях; участников объединяют общая цель, средства и результаты общей деятельности.

· Дружба - более высокий уровень отношений; дружба - великая ценность и дорогой дар, она предполагает следование определённым правилам, главное в которых - необходимость взаимопонимания, откровенность, доверие.

· Любовь - высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека.

Межличностные отношения по стилю делятся на:

· Официальные - это отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель - ученик, директор школы - учитель, президент РФ - глава правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе устава образовательного учреждения, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возникают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.

· Личные. Не ограничены заданными формальными правилами, их мир богат и разнообразен.

В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку:

· симпатия - внутреннее расположение, устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, обычно следствие положительных чувств;

· антипатия - чувство неприязни, нерасположения, отношение, прямо противоположное симпатии, обычно следствие отрицательных чувств;

· стереотип - обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе.

 

Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:

· неумение различать намерения и мотивы действия людей;

· неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними;

· наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю?..»);

· наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зубами»);

· стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о нем получена достаточная и исчерпывающая информация;

· отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное мнение.

 

Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека. Основные правила взаимодействия:

· Чаще искренне и доброжелательно улыбаться.

· Не жалеть искренних комплиментов.

· Не спешить делать выводы по первому впечатлению.

· Не быть навязчивым.

· Не торопиться с выводами. 5

 

Общение

Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией.

Содержание - это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности.

У человека цели общения могут быть достаточно разнообразными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др. У животных цели общения, как правило, ограничены удовлетворением биологических потребностей, у человека - это еще и удовлетворение культурных, эстетических социальных, познавательных и других потребностей.

Средства общения - способы, посредством которых передается перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. Р. С. Немов находит четыре вида классификации видов общения по различным основаниям.

По содержанию:

· материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности служащими для удовлетворения насущных потребностей;

· кондиционное - общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. общение, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние;

· мотивационное - в процессе общения передаются установки, побуждения, которые готовят к выполнению определенных действий;

· когнитивное - передача знаний друг другу; 5) деятельное - передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями.

По целям:

· биологическое - общение, благодаря которому сохраняется, развивается и поддерживается функционирование организма, удовлетворяются органические потребности;

· социальное - общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста.

Эта классификация может быть расширена до бесконечности, так как можно выдвинуть бесчисленное количество частных целей общения в зависимости от потребностей человека.

По средствам:

· непосредственное (путем использования данных природой органов - руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредованное (с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, - телефон, СМИ и т. п.);

· вербальное (с помощью языка) и невербальное (путем использования неязыковых средств - мимика, жесты, прикосновения и т. п.).

В зависимости от мотивов общения:

· деловое - возникает по ходу выполнения какой-либо совместной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности;

· личностное - передается информация о внутриличностных проблемах: о мотивах и интересах человека, о поиске смысла жизни, о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п.

1.8. Межличностные конфликты, пути их разрешения.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Обязательным явлением при межличностном конфликте в обществе есть противоречия между людьми – препятствия в общении, коммуникации, нахождении общего языка или достижении индивидуальных целей, мотивов и интересов.

Причины конфликтов.

· Ресурсные – причины, связанные с ограничениями или недостаточностью материальных, людских ресурсов, их количественными и качественными показателями.

· Взаимозависимость – связаны с властью, полномочиями, выполнением общих заданий, эмоциональной привязанностью, в том числе, родственной, сексуальной.

· Целевые различия как причины конфликтов проявляются в реальных или мнимых отличиях в целях участников конфликта, которые рассматриваются как угроза для реализации собственных результатов и ожиданий в той или иной ситуации.

· Ценностно-мотивационные различия в качестве причины конфликта имеют место при несовместимости подходов к оценке ситуации, поступков других людей и собственных, а также мотивов действий.

· Поведенческие – сущность этих причин проявляется в отличиях жизненного опыта участников конфликта, а также манере вести себя в определенной ситуации.

·Коммуникационные – причины, возникающие в ходе ненадлежащего общения.

· Личностные – эти причины появляются в процессе столкновения участников конфликта, когда они проявляют свои индивидуальные и персональные (личные) особенности.

Виды конфликтов по динамике:

· острые (происходят здесь и сейчас, затрагивают значимые события и ценности), как пример: обман в супружеской паре;

· затяжные (длятся в течении длительного промежутка времени со средней, но постоянной, напряженностью, затрагивают значимые для личности проблемы) — конфликт поколений, отцов и детей;

· неинтенсивные (вспыхивают от случая к случаю) — конфликт совместно работающих людей, не подходящих по характеру друг другу.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.