На склоне жизни по-прежнему новатор — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

На склоне жизни по-прежнему новатор

2020-12-27 67
На склоне жизни по-прежнему новатор 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 1813-1815 Бетховен сочинял мало. Он испытывал упадок нравственных и творческих сил в связи с глухотой и расстройством матримониальных планов. Кроме того, в 1815 на его плечи легла забота о племяннике (сыне покойного брата), который обладал весьма тяжелым нравом. Как бы то ни было, в 1815 начался новый, условно говоря, поздний период творчества композитора. За 11 лет из-под его пера вышли 16 произведений крупного масштаба: две сонаты для виолончели и фортепиано (соч. 102, 1815), пять сонат для фортепиано (1816-22), фортепианные Вариации на вальс Диабелли (1823), Торжественная месса (1823), Девятая симфония (1823) и 6 струнных квартетов (1825-1826).

В музыке позднего Бетховена сохраняется и даже обостряется такая черта его прежнего стиля, как богатство контрастов. Как в своих драматичных и экстатически-ликующих, так и в лирических или молитвенно-медитативных эпизодах эта музыка взывает к экстремальным возможностям человеческого восприятия и сопереживания. Для Бетховена акт сочинения заключался в борьбе с косной звуковой материей, о чем красноречиво свидетельствуют торопливые и часто неразборчивые записи его черновиков; эмоциональная атмосфера его поздних опусов в значительной мере определяется ощущением мучительно преодолеваемого противодействия.

Поздний Бетховен мало считается с принятыми в исполнительской практике условностями (характерный штрих: узнав о том, что скрипачи жалуются на технические трудности в его квартете, Бетховен воскликнул: «Какое мне дело до их скрипок, когда во мне говорит вдохновение!»). Он испытывает особое пристрастие к крайне высоким и крайне низким инструментальным регистрам (что, несомненно, связано с сужением спектра звуков, доступных его слуху), к сложным, часто в высшей степени изощренным полифоническим и вариационным формам, к расширению традиционной схемы четырехчастного инструментального цикла путем включения в него дополнительных частей или разделов.

Один из самых смелых экспериментов Людвига Бетховена по обновлению формы — огромный по объему хоровой финал Девятой симфонии на текст оды Ф. Шиллера «К радости». Здесь, впервые в истории музыки, Бетховен осуществил синтез симфонического и ораториального жанров. Девятая симфония служила образцом для художников эпохи романтизма, увлеченных утопией синтетического искусства, способного преобразовать человеческую природу и духовно сплотить массы людей.

Что касается эзотерической музыки последних сонат, вариаций и особенно квартетов, то в ней принято усматривать предвестие некоторых важных принципов организации тематизма, ритма, гармонии, получивших развитие в 20 веке. В Торжественной мессе, которую Бетховен считал своим лучшим творением, пафос вселенского послания и утонченное, местами почти камерное письмо с элементами стилизации в архаическом духе составляют уникальное в своем роде единство.

В 1820-х слава Бетховена вышла далеко за пределы Австрии и Германии. Торжественная месса, написанная по заказу, поступившему из Лондона, впервые была исполнена в Петербурге. Хотя творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдавшей свои симпатии Дж. Россини и облегченным формам камерного музицирования, сограждане осознавали истинный масштаб его личности.

Когда Бетховен умер, в последний путь его провожало около десяти тысяч человек. (Л. О. Акопян)

Бетховен писал вглухую

Прогрессировавшая глухота заставляла Бетховена выбирать для своих произведений более низкие ноты.

 

Известно, что проблемы со слухом у композитора начались еще в 30 лет, спустя десятилетие людям приходилось кричать, чтобы он их услышал. Несколько позже Бетховен перешел на письменное общение, а умер совершенно глухим.

Нидерландские ученые проанализировали струнные квартеты композитора, разделив их на четыре периода. В партии первой скрипки первой части каждого квартета исследователи подсчитали количество нот, более высоких, чем «соль» третьей октавы (на самой тонкой струне скрипачи легко могут играть ноты от «ми» третьей октавы до «до» четвертой октавы). чем хуже становился слух композитора, тем меньше оставалось таких нот. Получается, что Бетховен выбирал те ноты, которые он лучше слышал. Когда глухота стала полной, композитор снова вернулся к высоким нотам. Так он написал знаменитую Девятую симфонию. (Детали мира. № 1 (3) 2012, стр. 12) http://to-name.ru/biography/ljudvig-van-bethoven.htm

Вопросы

Л. БЕТХОВЕН (жизненный путь)

1.    К какому стилю или творческому направлению в музыке причисляют музыковеды творчество Л. Бетховена? Какими музыкальными профессиями он владел?

2.    В чем состоит значение его творческого наследия?

3.    Как Л. Бетховен трактовал сонатно-симфонический цикл и форму сонатного аллегро?

4.    Что нового внес Л. Бетховен в оркестр и симфоническую музыку?

5.    Что нового внес Л. Бетховен в фортепианную музыку?

6.    Что нового внес Л. Бетховен в область мелодики, гармонии, ритма, ритма, динамики?

7.    Назовите годы жизни, где и когда родился и умер Л. Бетховен, кто были его родители, дед?

8.    Как и когда юный Бетховен стал обучаться музыке, что известно о его учителях? Когда и где состоялось его первое публичное выступление?

9.    Как относились к Бетховену музыканты, его современники, например Й. Гайдн,      А. Сальери? Что сказал В. Моцарт, прослушав импровизацию Бетховена?

10.  Как воспринимали слушатели Бетховена-пианиста и почему? Кто из пианистов унаследовал бетховенскую манеру игры?

11.  Назовите наиболее именитых учеников Л. Бетховена.

12.  Что было необычного было у композитора в его внешнем виде и в поведении?

13.  Какой недуг поразил композитора? Сколько ему было лет и как он на это реагировал?

14.  Какие идеи оказали влияние на творчество Л. Бетховена?

15.  На сколько периодов разделяют исследователи жизнь и творчество композитора? Как характеризуют музыковеды ранние произведения Л. Бетховена?

16.  Какие годы относят музыковеды ко второму периоду творчества Л. Бетховена? Охарактеризуйте произведения, которые к нему относятся.

17.  Какие произведения композитор написал в последние годы жизни? Как к ним относились современники?

18.  Как музыковеды характеризуют поздний стиль композитора?

19.  Почему музыканты-скрипачи жаловались на сочинения Бетховена и как он на это реагировал?

20.  Какие три факта из биографии Л. Бетховена поразили вас больше всего и почему?


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.