Анализ музыкального текста произведений Бетховена. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Анализ музыкального текста произведений Бетховена.

2020-12-27 311
Анализ музыкального текста произведений Бетховена. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основным организующим музыкальный текст моментом является ритм. Обратимся к ритмической организации увертюры Бетховена "Эгмонт". Начинается увертюра с жёсткого ритма, где чередуются два долгих звука и один короткий, причём через паузу.

                        (муз. фрагмент № 1)

 Схематично этот ритмический эпизод можно представить так:

 

 

Далее следует лирическая тема, которая характеризуется лёгким, плавным ритмом. Все длительности имееют одинаковую веременную организацию:

               (муз.фрагмент № 2)

Схема:

 

 

Затем тема меняется на драматичную, напряжённую. Для этого эпизода характерен ярко выраженный пунктирный ритм:

 

                   (муз.фрагмент № 3)

 

Схема:

 

 

Таким образом, основные ритмические схемы, меняются в течение произведения и основаны на контрасте, что создаёт эффект динамичности и непрерывности движения музыки.

Проанализируем ритмическуюоранизацию следующего произведения, представляющего интерес для данного исследования - симфония № 7, ч.2 Бетховена.

                    (фрагмент № 4)

Схема следующая:

 

 

Также для нашего исследования необходимо проанализировать сонату № 8, ч.2 - Патетическую.

 

                 (фрагмент №5)

Запишем схему:

 

Итак, основные ритмические схемы, выбранных для анализа произведений Бетховена:

1)

 

2)

 

3)

 

4)

 

5)

 

Теперь целесообразно сделать анализ гармонической стороны организации музыкального произведения. Во всех, прослушанных нами ранее музыкальных фрагментах, очень мощное аккордовое звучание. Композитор достигает это следующими средствами: использует развёрнутые аккорды с октавной поддержкой в басах, то есть основной звук исполняется одновременно в нескольких октавах; в аккомпанементе используется большая часть состава симфонического оркестра. Кроме того, в фортепианных произведениях, Бетховен не выделяет мелодию из аккомпанемента, а удачно вплетает её в аккордовое содержание (и в гармонический вариант - "Эгмонт", симфония №7, и в мелодический - "К Элизе", Патетическая соната). Это является отличительной особенностью гармонической организации музыка Бетховена.

Теперь проанализируем звуковую структурную часть произведений. Мелодия в представленных фрагментах строится на звуках, расположенных близко друг от друга, другими словами, диапазон звучания невелик, нет больших звуковысотных скачков, но сила и величие звучания достигается за счёт мощного аккомпанемента.

Динамическая структурная часть произведений строится на резком контрасте. Такой музыкальный приём позволяет передать силу борьбы.

Резкая смена темпа тоже служит для передачи остроты и напряжённости противоречий.

Итак, проведённый музыкальный анализ позволил выявить особенности гармонической, ритмической, мелодической, динамической, темповой организации музыкальных произведений Бетховена.

 

 

2.1 Анализ музыкального текста песен группы "Танцы минус".

Теперь проведём музыкальный анализ песен группы "Танцы минус". Обратимся к следующим композициям: "Не меняй меня", "Диктофоны", "Город", "Половинка".

Ритм в песне "Не меняй меня"жесткий, чёткий. пульсирующий:

               (фрагмент № 6)

Схематично запишем ритм фрагмента:

 

 

На припеве ритм приобретает некоторую мягкость и спокойствие:

            (фрагмент № 7)

 

Схема ритма:

 

Теперь отследим и запишем схему ритмического рисунка песен "Диктофоны" и "Город". По характеру ритмической организации музыкальные тексты данных песен тоже достаточно жёсткие, с подчёркнутой паузами ритмичностью:

        (фрагмент № 8)

Ритмическая схема:

         (фрагмент № 9)

Схема:

 

Обратимся к лирической композиции "Половинка". Ритм более мягкий, без пауз, ритмические доли одинаковые, лишь перед началом припева выдерживаются паузы, которые служат для подчёркивания смены ритмического рисунка:

      (фрагмент № 9)

Ритмическая схема:

 

Теперь посмотрим как организован гармонический структурный компонент. Композитор использует развёрнутые аккорды с октавным дублированием басов. Важно, что в электроинструментах используется акустический режим звуковоспроизведения. Это максимально приближает звучание к симфонической оркестровке. Аккорды используются "чистые" (без ярко выраженнойдиссонантности). Такой приём делает музыку "правильной", "сделанной" в соответствии с традициями классической гармонической теории музыки.

Мелодия песен строится на рядом расположенных звуках в восходящем и нисходящем движении, без значительных скачков. Она не "живёт"отдельной жизнью от сопровожления, а как-будто вмонтирована в аккомпанемент, что создаёт ощущение органичности и полноты звучания.

Динамические контрасты, встречающиеся на протяжении песен умело работают на создание музыкального образа независимости, превосходства над всем бренным. С этой же целью используется темповый контраст: замедления, ускорения, резкая смена темпов.

Ещё одним важным аспектом в создании образа является поэтический текст, мастерски сочетающийся с музыкой. Поэтические абстракции в сочетании с музыкальным текстом в данном случае создают слуховой путь, ведущий к интуитивно-сенсорному пониманию музыкального образа.

 

3. Сравнительный анализ музыкальных текстов Бетховена и "Танцы минус".

Проанализировав музыку Бетховена и музыку группы "Танцы минус", целесообразно сделать сравнительный анализ структурных компонентов и выразительных средств музыкального текста. Начнём с ритмической организации. Сопоставим фрагменты №1 (увертюра "Эгмонт") и № 6 (песня "Не меняй меня"). Ритмические схемы фрагментов совпадают. Гармония в этих произведениях построена на развёрнутых аккордах, усиленных басами, что создаёт ощущение объёма и устойчивости музыкальных конструкций. Смена аккордов происходит довольно резко, но в связи с тем, что соблюдены законы музыкальной гармонии, музыка звучит не "взъерошенно", а довольно логично, чем приводит слушателя в состояние уверенности и равновесия.

Динамические противопоставления - приём, который использует и Бетховен, и группа "Танцы минус" - показывает красоту и правильность музыкального звука, его объём, полноту звучания одного и того же мелодического момента. Иногда композиторы используют постепенное нарастание и убывание силы звука, а иногда динамические контрасты бывают крайне резкими.

Звуковысотные различия в музыке Бетховена и "Танцы минус" невелики, то есть мелодия строится на соседствующих звуках, плавно перетекая в дальнейший мелодический текст. Резкие, "взвизгивающие" скачки отсутствуют.

Все использованные композиторами приёмы создают ощущение монументальности, логичности, основательной правильности звучания. Это говорит о широте взглядов авторов музыки, их безупречной музыкальной грамотности, логике и высокой музыкальной культуре.

Таким образом, можно сделать вывод о совпадении слухового пути произведений Бетховена и группы "Танцы минус". Значит, на слушателя оказывает почти одинаковое влияние как музыка немецкого классика, так и музыка соременников.

Заключение.

В рамках настоящей работы был проведён музыкальный анализ произведений Бетховена и группы "Танцы минус", который позволил сделать вывод о сходстве в структурных компонентах произведений представленых авторов, что позволяет говорить о преемственности музыкальной мысли.

Однако, следует помнить, что проходя сквозь эпохи, музыкальная мысль несколько трансформируется, приобретает новые нюансы. Так, группа "Танцы минус" работает в песенном жанре, используя монументализм и симфонизм Бетховена в качестве музыкальной платформы для творчества. Современные музыканты очень умело пользуются приёмами известного классика, модернизируя всё это с помощью современных музыкальных инструментов и органически "впаянных" поэтических текстов.

В связи с проведённым исследованием можно сделать заключение, что классическая музыка является первоосновой и носит христоматийный характер для всех музыкантов. Грамотно трансформируя музыкальную мысль, живущую в веках, можно и сегодня создавать музыкальные шедевры, даже в таком "мелком" жанре как песня.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.