Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-12-27 | 86 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Эта философская, смысловая и художественная синтетичность присуща как всей Симфонии, так и, в особенности, ее необычайному финалу, который является по своему жанру кантатой, но по форме не походит ни на одну из существовавших тогда кантат, поскольку строится, в общем-то, по законам инструментальной музыки. Впрочем, он также не соответствует никакой из обычных классических инструментальных форм, соединяя в себе черты и фантазии, и вариаций, и рондо, и даже сонаты.
Согласно господствующей здесь логике инверсий, обширное симфоническое вступление к финалу основано на вокальных прототипах. Это речитатив (облигатный, согласно тогдашней терминологии), и песня с вариациями. Инструменты оркестра будто бы пытаются максимально приблизиться к человеческой речи, отчетливо воссоздавая ее интонации, пока еще лишенные слов. Известно, что в эскизах Бетховена речитативы виолончелей и контрабасов поначалу даже сопровождались вполне конкретными текстами, от которых композитор по зрелому размышлению отказался56. Разумеется, они не предназначались для пения или декламации самими оркестрантами, а помогали понять суть и артикуляцию произносимых музыкальных фраз, в которых поочередно отвергались предлагавшиеся оркестром темы предыдущих частей и предполагалось «отпраздновать песнями и танцами радостный день». Впоследствии этот необычный прием «бессловесного» произнесения подразумеваемых текстов неоднократно использовали композиторы XX века, начиная с Альбана Берга (финал Скрипичного концерта с цитатой из баховского хорала, сопровождающейся выписанным словесным текстом). Сам же облигатный речитатив в первом разделе финала напоминает о другом жанре, который был чрезвычайно популярен в XVIII веке и оставался таковым в начале следующего столетия — о мелодраме, то есть об актерской декламации в сопровождении оркестра, где самые яркие музыкальные образы создаются именно в оркестровых фрагментах — таков, в частности, предсмертный монолог гётевского Эгмонта.
|
Знаменитая тема Радости появляется в приглушенном звучании у солирующих виолончелей и контрабасов, и это тоже важно. Уже во Второй симфонии у Бетховена обнаружилась тенденция поручать главные темы симфонических произведений низким струнным, что было совершенно не характерно для Гайдна и Моцарта, предпочитавших в таких случаях «сопрановый» тембр скрипок. Неслучайность этого приема подтвердилась в сонатных allegriТретьей симфонии и Тройного концерта и в медленных частях Пятой и Седьмой симфоний. Вероятно, помимо солидной мужественности самого виолончельного тембра (иногда — с гулким контрабасовым призвуком), Бетховена увлекала идея зримого вырастания темы из неких бытийных глубин и постепенного завоевания ею всего диапазона звучания. С темой Радости происходит именно так: она растет снизу вверх.
В первой оркестровой вариации к низким струнным присоединяются альты и красиво контрапунктирующий фагот (он словно бы размышляет о чем-то своем, невольно встраиваясь в лад нарастающей песни).
Во второй вариации мягкий матовый колорит высветляется — появляются скрипки, а фразы фагота становятся разрозненными.
В третьей вариации звучит tuttiсо всеми духовыми (кроме тромбонов) и литаврами.
Начальный аккорд финала Рихард Вагнер назвал некогда «фанфарой ужаса» («Schreckensfanfare»), и эта фраза превратилась в общепринятое обозначение данного резко диссонирующего аккорда, который дважды обрушивается на нас со всей мощью оркестрового tutti— перед первым речитативом струнных и перед вступлением солиста-баритона.
В уста солиста-баритона Бетховен вкладывает сочиненный им самим текст, во многом объясняющий смысл всего предыдущего: «Одрузья, не надо этих звуков!... Споем нечто более отрадное и преисполненное радости!»... Бессловесный хор инструментов оказывается неспособным противостоять иррациональной стихии разрушительных страстей, символом которых здесь служит «фанфара ужаса»; для этого требуется человеческая воля, воплощенная в слове и в певческих голосах, извлекающих из звучащей материи нужные смыслы.
|
Эти смыслы, как уже упоминалось ранее, в бетховенской «Оде» оказываются иными, нежели в «Оде к Радости» Шиллера. Понятно, что столь искушенный мастер, как Бетховен, не мог питать юношеских иллюзий по поводу возможности использования в симфонии всего текста Шиллера — это потребовало бы песенной, а не симфонической формы, да и песня из восьми строф получилась бы изрядно затянутой, даже если бы фактура варьировалась. Поэтому текст нужно было сократить и перегруппировать, что вызвало его коренное переосмысление.
Для наглядности, предваряя схему основных разделов финала, приведем как шиллеровский текст (в переводе К. А. Аксакова), так и то, что реально звучит в Девятой симфонии. Строфы «Оды» Шиллера нами для удобства пронумерованы; в тексте финала нумерация строф снята, поскольку они поются вразбивку; жирным шрифтом в левой колонке выделены стихи, использованные Бетховеном. В результате строфическая «Ода» приобрела следующий вид.
Шиллер | Финал Симфонии |
1. Радость, мира украшенье, Дочь родная небесам! Мы вступаем в упоеньи, о, чудесная, в твой храм.ты опять соединяешь, что обычай разделил, нищего с царем равняешь веяньем отрадных крыл. хор: Миллионы, к нам в объятья! Люди, поцелуй сей вам! над небесным сводом, там, должен жить отец ваш, братья. | радость, мира украшенье, дочь родная небесам! Мы вступаем в упоеньи, о, чудесная, в твой храм.ты опять соединяешь, что обычай разделил, нищего с царем равняешь веяньем отрадных крыл. |
2. тот, кому быть другом другу жребий выпал на земли, кто нашел себе подругу, с нами радость тот дели.также тот, кто здесь своею душу хоть одну зовет; кто ж не может — пусть скорее прочь, рыдая, отойдет. ХОР: Всё, что мир сей наполняет, пред сочувствием смирись. Пусть оно покажет ввысь, где Незримый обитает. | тот, кому быть другом другу жребий выпал на земли, кто нашел себе подругу, с нами радость тот дели. также тот, кто здесь своею душу хоть одну зовет; кто ж не может — пусть скорее прочь, рыдая, отойдет. |
3. все творения живые радость средь природы пьют, все — и добрые, и злые, по стезе ея идут.сон, вино, привет участья, друга нам она дарит: дышит червь животной страстью, к Богу херувим летит. хор: Миллионы, в прах падите! Мир, ты чувствуешь творца? выше звездного венца в небесах его ищите. | все творения живые радость средь природы пьют, все — и добрые, и злые, по стезе ея идут. сон, вино, привет участья, друга нам она дарит: дышит червь животной страстью, к Богу херувим летит. |
4. Радость — мощная пружина всех бесчисленных миров; радость двигает машины вечных мировых часов, Из семян цветы выводит, хоры звездны из небес, сферы в отдаленьиводит недоступны для очес | |
ХОР: Как светил великих строен в небе неизменный ход, братья, так всегда вперед, бодро, как к победе воин! | ХОР: Как светил великих строен в небе неизменный ход, братья, так всегда вперед, бодро, как к победе воин! |
5. Улыбается приветно средь страданий и забот, и страдальца неприметно к цели доблестной ведет. Веры на вершине ясной ею веют знамена, и она сквозь гроб ужасный в хоре ангелов видна. ХОР: Миллионы, здесь терпенье! Лучший мир для вас готов — там, за цепью облаков Бог воздаст вознагражденье. | радость, мира украшенье, дочь родная небесам! Мы вступаем в упоеньи, о, чудесная, в твой храм. Миллионы, к нам в объятья! Люди, поцелуй сей вам! над небесным сводом, там, должен жить отец ваш, братья, Миллионы, в прах падите! Мир, ты чувствуешь творца? выше звездного венца в небесах его ищите. |
6. Над богами ль возвышаться? Хорошо быть равным им. Горе, бедность веселятся счастьем пускай одним. Будь забыта злость и мщенье! Смертный враг наш, будь прощен. Пусть не знает он мученья, пусть теперь не стонет он! ХОР: Мы долги свои забыли, свет тебе свободен весь — братья, над шатром небес судит Бог, как мы судили. | радость, мира украшенье, дочь родная небесам! Мы вступаем в упоеньи, о, чудесная, в твой храм. Миллионы, к нам в объятья! Люди, поцелуй сей вам! над небесным сводом, там, должен жить отец ваш, братья. Миллионы, в прах падите! Мир, ты чувствуешь творца? выше звездного венца в небесах его ищите. |
7. Радостью кипят бокалы, и в крови вина златой пьют смиренье каннибалы, А в отчаяньи — покой. Братья, встаньте! Драгоценный обходить нас кубок стал, пусть же к небу брызжет пена! Духу доброму бокал! ХОР: Тот, кому греметь хвалами Целый мир не преставал, духу доброму бокал Там высоко над звездами! | радость, дочь родная небесам! ты опять соединяешь, что обычай разделил, нищего с царем равняешь веяньем отрадных крыл. Миллионы, к нам в объятья! Люди, поцелуй сей вам! Над небесным сводом, там, должен жить отец ваш, братья. |
8. Твердость горю и страданьям, помощь бедному во всем,верность данным обещаньям, правда — с другом и врагом, мужество пред троном надо!Братья, пусть погибнуть нам, но достоинству — награда, Наказанье — злым делам! ХОР: В круг священный все стеснитесь, и хранить союз святой этой влагой золотой, Всемогущим поклянитесь! | радость, мира украшенье, дочь родная небесам! |
Параллельное сравнение текстов позволяет понять, что было сохранено, а что изъято из оды Шиллера, и каким образом скомбинированы отобранные строфы и строки (о смысле этих комбинаций поговорим чуть позже).
|
|
Музыка же финала имеет свою форму — в основном, вариационную, однако эти вариации в крупном плане образуют сложную трехчастную форму с эпизодом на новом материале (G-dur). Крайние разделы, в свою очередь, отнюдь не сводятся только к варьированию первой темы.
текст | Музыка | исполнители |
1. Freude, schoneGotterfunken... 2. Wem der grosseWurfgelungen... 3. FreudetrinkenalleWesen. | Вариации; D-dur, C, Allegro assai | 1. Баритон + хор: альты, тенора, басы; 2. Квартет солистов + хор; 3. Солисты + хор — в сопровождении оркестра |
4. Froh, wie seine Sonnefliegen... | Вариация= эпизод; B-dur, 6/8, Allegro assai vivace | Оркестр (включая янычарскую музыку), Тенор + мужской хор: тенора и басы |
— | Разработка (фугато), B-dur — h-moll; предыкт | Оркестр |
5. Freude, schoneGotterfunken. | Вариация, D-dur, 6/8 | Хор и оркестр |
6. Seidumschlungen, Millionen...; Ihrsturztnieder, Millionen. | Эпизод: новаятема, G-dur, 3/2, Andante maestoso — Adagio ma non troppo, ma divoto | Хор и оркестр (включая тромбоны) |
7. Freude, schoneGotterfunken... Seidumschlungen, Millionen | Контрапункт двух тем; D-dur, 6/4, Allegroenergico | Хор и оркестр |
8. Freude, Tochteraus Elysium. Seidumschlungen, Millionen. | Свободные вариации на первую и вторую темы, D-dur, allabreve, Allegromanontroppo | Солисты; хор и оркестр |
Структура кантатной части финала в этой схеме вынужденно упрощена, хотя ее основные особенности очевидны.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!