Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-12-27 | 88 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
№ пп | Команда | Место на Олимпиаде | Средний возраст | 30 лет и старше | 1977 г.р. и моложе | Средний рост | 200см и выше | 205-209 в т.ч. | 210 и выше | 190 и ниже |
1. | Нидерланды | 1 | 27,9 | 3 | 0 | 201,6 | 9 | 3 | 0 | 1 |
2. | Италия | 2 | 27,2 | 5 | 0 | 197,2 | 4 | 0 | 0 | 1 |
3. | Югославия | 3 | 26,0 | 2 | 1 | 197,2 | 3 | 1 | 0 | 0 |
4. | Россия | 4 | 24,9 | 0 | 0 | 202,3 | 8 | 0 | 2 | 0 |
5. | Бразилия | 5 | 26,2 | 2 | 0 | 194,9 | 2 | 0 | 0 | 2 |
6. | Куба | 6 | 26,3 | 1 | 1 | 195,5 | 2 | 1 | 0 | 1 |
7. | Болгария | 7 | 26,7 | 3 | 0 | 197,8 | 4 | 1 | 1 | 2 |
8. | Аргентина | 8 | 24,5 | 1 | 2 | 193,7 | 3 | 0 | 0 | 2 |
9. | США | 9-12 | 26,8 | 3 | 0 | 197,8 | 4 | 1 | 0 | 0 |
10. | Ю.Корея | 9-12 | 24,9 | 2 | 0 | 193,0 | 2 | 0 | 0 | 3 |
11. | Польша | 9-12 | 23,8 | 1 | 2 | 201,9 | 9 | 3 | 1 | 1 |
12. | Тунис | 9-12 | 23,3 | 0 | 0 | 192,8 | 1 | 0 | 0 | 2 |
Данные по 12 командам
98
Мировая лига 1999 года (по 18 игрокам)
№ пп | Команда | Место на лиге | Средний возраст | 30 лет и старше | 1977 г.р. и моложе | Средний рост | 200 см и выше | 205-209 в т.ч. | 210 и выше | 190 и ниже | |
1. | Нидерланды | 1 | 27,1 | 5 | 1 | 201,0 | 12 | 3 | 1 | 3 | |
2. | Италия | 2 | 27,1 | 6 | 0 | 196,1 | 4 | 0 | 0 | 2 | |
3. | Россия | 3 | 25,2 | 1 | 1 | 200,7 | 11 | 1 | 2 | 0 | |
4. | Куба | 4 | 25,4 | 2 | 3 | 196,2 | 3 | 1 | 0 | 1 | |
5. | Бразилия | 5 | 25,3 | 2 | 1 | 195,2 | 3 | 0 | 0 | 2 | |
6. | Китай | 6 | 25,7 | 2 | 0 | 196,3 | 6 | 1 | 0 | 0 | |
7. | Испания | 7-11 | 24,1 | 0 | 1 | 195,2 | 4 | 1 | 0 | 2 | |
8. | Аргентина | 7-11 | 23,5 | 1 | 5 | 194,7 | 6 | 0 | 0 | 3 | |
9, | Япония | 7-11 | 27,3 | 3 | 0 | 192,9 | 3 | 2 | 0 | 6 | |
10. | Болгария | 7-11 | 25,7 | 3 | 1 | 198,0 | 7 | 1 | 2 | 3 | |
11. | Греция | 7-11 | 24,8 | 2 | 3 | 197,8 | 7 | 1 | 0 | 1 | |
Данные по 11 командам
| игрока | 25,6 | 27 | 16 | 196,7 | 66 | 11 | 5 | 23 |
99
Таблица 10
Чемпионат Европы 1996 года среди молодежных команд Израиль
№ ПП | Команда | Место на Европе | Кол-во игроков | Средний рост | 200 см и выше | 205-209 см в т.ч. | 210см и выше | 190см и ниже |
1. | Польша | 1 | 18 | 196,9 | 7 | 2 | 0 | 3 |
2. | Италия | 2 | 18 | 196,5 | 6 | 0 | 0 | 1 |
3. | Россия | 3 | 18 | 199,8 | 11 | 3 | 0 | 0 |
4. | Нидерланды | 4 | 12 | 196,6 | 3 | 0 | 0 | 0 |
5. | Греция | 5 | 16 | 196,8 | 4 | 0 | 0 | 1 |
6. | Югославия | 6 | 18 | 197,7 | 5 | 1 | 0 | 0 |
7. | Бельгия | 7 | 18 | 192,6 | 1 | 0 | 0 | 2 |
8. | Франция | 8 | 18 | 192,6 | 1 | 0 | 0 | 4 |
9. | Белоруссия | 9 | 18 | 197,3 | 5 | 0 | 0 | 0 |
10. | Финляндия | 10 | 18 | 193,1 | 2 | 0 | 0 | 3 |
11. | Украина | 11 | 16 | 197,1 | 4 | 1 | 0 | 1 |
12. | Израиль | 12 | 15 | 189,2 | 0 | 0 | 0 | 6 |
Данные по 12 командам
100
Таблица 11
Сводная таблица команд-участниц чемпионатов России 1997 года (по лигам)
№ | Кома-нда | Кол-во | Кол-во | Средний | 30 лет | 1977 г.р. | Средний | 200см | 205-209 | 210 | 190 |
пп | игроков | команд | возраст | и старше | И моложе | возраст | и выше | в т.ч. | и выше | и ниже | |
1. | Суперлига | 90 | 8 | 24,2 | 10 11,1% | 13 14,4% | 197,7 | 34 37,8% | 8 8,9% | 2 | 11 12,2% |
2. | Высшая | 140 | 13 | 23,2 | 14 | 31 | 194,7 | 34 | 7 | 0 | 34 |
лига | 10,0% | 22,1% | 24,3% | 5,0% | 24,3% | ||||||
3. | Первая | 222 | 23 | 22,9 | 26 | 71 | 193,6 | 42 | 7 | 0 | 75 |
лига | 11,7% | 32,0% | 18,9% | 3,2% | 33,8% | ||||||
4. | Вторая | 215 | 22 | 21,7 | 23 | 89 | 192,1 | 24 | 5 | 1 | 90 |
лига | 10,7% | 41,4% | 11,2% | 2,3% | 41,9% | ||||||
Всего | 667 | 66 | 23,0 | 70 | 204 | 194,5 | 134 | 27 | 3 | 210 | |
Команд | 10,9% | 30,6% | 20,1% | 4,0% | 31,5% |
|
101
наты и кубки мира, мировая лига, чемпионаты Европы, добиваются
команды более опытные, прошедшие многолетнюю совместную подготовку и имеющие за своими плечами 3-5 лет совместных выступлений на самом высоком уровне. Наиболее яркий пример — это результаты сборных команд Италии и Нидерландов и их составы протяжении 3-5 последних лет. Конечно, возможно появление в составах национальных сборных и молодых игроков. Но стопроцентно, что это те игроки, которые прошли перед этим 2-3-годичную школу молодежных сборных команд. Такими игроками в последние годы стали В. де Гоор (Нидерланды), Меони и Папи (Италия), Стоев, Иванов и Узу-нов (Болгария), братья Грбичи (Югославия), Негрио (Бразилия), Хер-нандес (Куба), а ранее наш Я.Антонов, которые в возрасте 20-22 лет твердо закрепились в составах национальных сборных и входили в основную шестерку или были близки к ней, т.е. реально влияли на результат команды. Так, на Олимпиаде 1996 года в Атланте были три игрока 1977 года рождения, выступившие в том же году на молодежном чемпионате Европы в Израиле: Герич (Югославия), Грушка и Загумны (Польша).
Таблицы возрастных данных команд-участниц чемпионата России приведены ранее и подтверждают, что на более высоком уровне выступают более опытные команды, или как минимум вопрос результата в этих командах решают более опытные игроки.
Изменения в технике
Техника пожалуй наиболее консервативная составляющая часть волейбола. Хотя и в этой области заметны изменения, связанные прежде всего с ускорением выполнения технических приемов. Скоростная техника — направление совершенствования техники. Вторая тенденция развития в технике — это ее рациональность. Все прежде всего направлено на результат.
При приеме подач и нападающих ударов заметна тенденция к более частому использованию приема двумя руками сверху. Это связано с последними изменениями в правилах. В подаче заметно стремление тренеров к тому, чтобы игроки имели два варианта подач — чаще это сочетание силовой подачи в прыжке с планирующей или укороченной подачей. Акцент в нападении все же делается на силовом нападении. Очевидно, это вызвано, с одной стороны, подбором более мощных и рослых нападающих, а с другой — явным улучшением игры в защите, которую необходимо «пробивать». Кроме силового нападения заметно оптимальное применение обманов. Заметна тенденция к более быстрому «съему» при игре первым темпом (Ван де Гоор, Нидерланды). Усиление игры в защите, с одной стороны, связано с известными изменениями в правилах, а с другой, — с очень заметной тенденцией в настрое всех игроков на то, чтобы поднять любой мяч, на отдачу в защи-
|
102
те, но это, скорее, из области психологической подготовки. В остальных технических приемах особо заметных изменений не произошло. Говоря о тенденции в развитии техники в будущем наиболее вероятно два направления — рациональная и скоростная техника.
Развитие тактики
В этом разделе прежде всего заметно то, что мы уже говорим о технике — рациональность. Исчезли комбинации ради комбинаций. Все подчинено результату, и тактика в том числе. Это касается как командной тактики, так и индивидуальной. При игре в нападении заметно, пожалуй, более частое использование нападения с задней линии, и не только с первой зоны, но и с пятой и, особенно, шестой. Заметно более частое подключение к нападению игроков задней линии, когда пасующий также находится на задней линии, т.е. четвертым нападающим. При игре в защите не отдается явного предпочтения какой-то системе, хотя все же, пожалуй, чаще команды страхуют блокирующих не участвующим в блоке игроком передней линии.
Усиление игры в защите за счет настроя и отдачи заметно прежде всего у сборных команд Италии и Нидерландов, и это не в последнюю очередь является причиной их самых высоких результатов.
В комплектовании стартовой шестерки явное предпочтение и в сборных и в клубных командах отдается принципу 5-1 (5 нападающих + 1 пасующий). Надо отметить стремление тренеров всех команд к подбору ровного состава всех 12 игроков и более широкому использованию запасных игроков. Но далеко не всем это удается. Так, олимпийские чемпионы 1996 года в Атланте голландцы отыграли весь турнир практически одной шестеркой. А у тренера вице-чемпионов олимпиады итальянцев возможности в этом плане были намного шире — практически использовались 10, а то и все 12 игроков.
|
Совершенствование физической подготовки
В последние годы этому элементу подготовки уделялось очень большое внимание всеми национальными и клубными командами, которые ставили перед собой более или менее высокие задачи. Кроме проведения специализированных сборов по физической подготовке заметна тенденция к самостоятельной индивидуальной работе в этом направлении. Причем внимание функциональной и скоростно-силовой подготовке уделяется если не ежедневно, то уж еженедельно. В большинстве ведущих команд в каждом микроцикле выделяются специализированные тренировки или отдельное время для этого. Заметна тенденция к индивидуализации работы по физической подготовке. Заметен и акцент на расширении самостоятельной работы игроков в этой области.
103
В дальнейшем можно с уверенностью сказать, что внимание в этой очень важной части подготовки волейболиста снижаться не будет. По нашему мнению, будет повышаться роль самостоятельной, индивидуальной работы, т.е. будет повышаться профессионализм волейболистов.
Совершенствование психологической подготовки
Очень важно воспитание «психологии победителя». В мужском волейболе было и есть достаточно много команд, у которых есть все, чтобы достичь большого результата, кроме этой самой «психологии победителя». В этом вопросе можно, пожалуй, выделить только три сборных команды, которые достигали успеха на протяжении достаточно продолжительного времени: это прежде всего сборная команда СССР образца 1977-1985 годов (тренер В.Платонов), сборная команда США 1984-1990 годов (тренеры Д. Бил и М.Данфи) и сборная команда Италии 1989-1996 годов (тренер Х.Веласко). В последние 3-4 года на этот уровень вышла команда Нидерландов (тренер ДАльберда). Остальные команды (Бразилия, Куба, Болгария, Аргентина, Югославия) могли выстрелить в каком-то отдельном чемпионате, но на более продолжительное время их не хватило или из-за смены состава и утери этой «психологии победителя», или из-за полного ее отсутствия, несмотря на очень высокий потенциал в остальных составляющих подготовки. Из наших клубных команд необходимо отметить команду ЦСКА образца 1970-1991 годов, где эти тенденции передавались из поколения в поколение. «Психология победителя» в очень большой степени базируется на высочайшей сознательной тренировочной, бытовой и игровой дисциплине.
Из отдельных элементов хотелось бы еще раз отметить повышение качества и эффективности игры в защите, что практически невозможно без высочайшего уровня настроя и самоотдачи.
|
Особо хотелось бы отметить настрой на стопроцентную и даже выше отдачу как во время отдельного игрового эпизода от свистка до свистка, так и на всю игру и, естественно, на весь турнир. Без этого добиваться высоких результатов невозможно. Если игроки могут позволить себе малейшее расслабление или отвлечение хотя бы только мыслей от волейбола, от результата — победы добиться будет невозможно, где-то эти послабления проявятся, выйдут наружу.
Профессиональных психологов в командах пока нет, что не исключает их периодических консультаций. Так что психологической подготовкой игроков и команд занимаются главные тренеры.
Научное обеспечение
Необходимо отметить, что без внимания к этому разделу подготовки волейболистов и команд высокого класса результата достичь невозможно. Ранее при сборных командах СССР существовали комплексные научные группы. Нельзя сказать, что все в их деятельности и той продукции, кото-
104
рую они выдавали, было хорошо. Но основа все же была здоровая. В настоящее время КНГ со сборными и тем более клубными командами практически не работают. Выполняются какие-то отдельные разделы работы.
В то же время достижения сборных команд Италии и Нидерландов в очень большой степени связаны с научным обеспечением. На основе всесторонних обследований тренеры получают индивидуальные рекомендации по подготовке игроков прежде всего в таких разделах, как физическая и техническая подготовка. Это возможно только с постоянным использованием тренировочной и игровой деятельности игроков. Команда Италии и Нидерландов постоянно используют для этой цели компьютерные данные. Записи всеми командами записывались в той или иной степени давно. Но только компьютер дает возможность пользоваться оперативной, даже в ходе игры и отдельной партии, информацией.
На уровне чемпионата России компьютерными записями пользовались команда «Самотлор» (Нижневартовск), ЦСКА и ранее «Рассвет» (Москва).
Большинство сборных и клубных команд широко использует видеозаписи, как для разбора своей игры, так и для моделирования игры будущего соперника на установках.
Отсутствие высококвалифицированной научной помощи нашим командам лишает их возможности прогресса как в ближайшее время, так и на перспективу.
Коммерциализация волейбола
Коммерциализация спорта коснулась в последние годы и волейбола. В мужском волейболе это стало заметно прежде всего с приходом в ФИВБ президента Р.Акосты и с появлением в календаре соревнований с 1990 года игр Мировой лиги. Эти соревнования в большой степени связаны с телевидением и рекламой. Появление этих соревнований в международном календаре кроме явно видимых плюсов принесло немало и минусов.
Плюс — это прежде всего высокие гонорары игроков. Минус — перегруженность международного календаря с появлением соревнований Мировой лиги.
Коммерциализация волейбола заметна как на уровне сборных команд, так и на клубном уровне. Большинство команд имеют постоянных спонсоров и заключают с фирмами, производящими спортивную форму, весьма выгодные контракты на ее рекламу.
Тенденции развития женского волейбола
Ростовые данные. Среди ведущих национальных сборных женских команд мира средний рост нападающих игроков составляет 188-190 см, пасующих — 182-184 см (имеются в командах пасующие и более низкого роста, но это исключение). В командах появляются игроки с ростом 200 см. В перспективе рост 188-190 см коснется не только нападающих
105
игроков, но и пасующих, хотя можно предположить, что невысокие, но высококлассные игроки пока сохранят право на жизнь в волейболе.
Возрастные особенности. В последние годы наблюдается тенденция возрастных игроков (25-26 лет), прошедшие многолетнюю совместную подготовку и побеждавшие на мировых и континентальных соревнованиях (ранее это было в возрасте 22-23 года). Есть в национальных сборных игроки до 20 лет и старше 30 лет, но реально они не влияют на результат.
Совершенствование физической подготовки. Основной акцент при подготовке к соревнованиям делается на атлетизм (сила удара, высота прыжка, быстрота). В некоторых европейских и азиатских командах главный упор делается на развитие силы. Основное направление в физической подготовке сборных Кубы и России — развитие быстроты естественно не опуская основные компоненты атлетизма.
Состояние техники игры. Радикальных изменений в исполнении технических приемов нет, хотя заметны изменения, связанные с ускорением выполнения технических приемов. Будет возрастать роль блокирования в связи с изменением подсчета очков (система тай-брейк). Одна из тенденций развития техники приема подач, передач, нападающих ударов — их рациональность. Все, прежде всего, направлено на результат. Увеличивается мощь подач. Количество спортсменок подающих подачу в прыжке увеличивается. Планирующая подача была сильна, когда «судился» прием сверху. Смягчение правил судейства приема сверху снизило значимость этой подачи. Каких-либо новаций в области техники выполнения приемов пока не предвидится.
Развитие тактики. В связи с улучшением показателей атлетизма в тактике нападения будет преобладать скоростная атака с усилением таких двигательных компонентов как координация и точность действий. Скоростная атака с краев сетки, атака игроком задней линии увеличит атакующий потенциал. В организации защитных действий в женском волейболе не возможно одновременно защищаться и страховать из-за недостаточного уровня развития скоростных качеств. Поэтому защитные построения организуются в зависимости от двигательного потенциала спортсменок с учетом взаимодействия с игроком задней линии с функцией нападающего игрока.
Психологическая подготовка. В психологической подготовке важными компонентами являются устойчивость психики и концентрация внимания. При отборе в команду эти компоненты классифицируются как основные. Без настроя на победу и самоотдачи игроков невозможно добиться высоких результатов.
Научное обеспечение. Без внимания этому разделу волейболисток и команд высокого класса высокого результата достичь невозможно. На основе всестороннего обследования тренеры получают рекомендации о подготовленности игроков, а компьютерные данные соревновательной деятельности спортсменок дают возможность пользоваться оперативной информацией для корректировки хода игры.
106
Глава 4. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
4.1. Структура системы подготовки
Под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостное единство и ориентированных на достижение определенной цели. С этих позиций подготовка волейболистов будет успешной только в том случае, если ее рассматривать как единую систему, все составные части которой согласованы между собой и направлены на успешное решение основных задач.
Подготовка волейболистов включает в себя всю совокупность мероприятий по обеспечению достижения волейболистами наивысших спортивных результатов, с одной стороны, и массового охвата систематическими занятиями как можно большего числа детей и взрослых — с другой. Нельзя подготовку волейболистов отождествлять с тренировкой волейболистов, которая входит составной частью в подготовку наряду с другими.
Подготовка волейболистов — процесс многолетний и сложный, в нем выделяют составные части взаимосвязанные между собой. Выделяют три составные части в подготовке волейболистов: подготовку волейболистов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и подготовку в массовых формах физкультурно-спортивной и оздоровительной работы.
Подготовка волейболистов высшего разряда являет собой высший уровень достижений по всем параметрам волейбола, оказывает определяющее влияние на подготовку резервов и массовый волейбол в плане модельных характеристик и комплекса контрольных нормативов, эффективных средств и методов, объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, популяризации волейбола, вовлечения в занятия широких масс населения.
Подготовка спортивных резервов, с одной стороны, полностью ориентирована на спорт высших достижений, так как призвана готовить юных спортсменов по основным показателям, отвечающим модельным характеристикам волейболистов команд высших разрядов. Это главный критерий эффективности системы подготовки спортивных резервов, ориентируясь на него, устанавливают требования, которым должны отвечать юные волейболисты на всех этапах многолетней подготовки. С другой стороны, процесс подготовки спортивных резервов происходит в тесной связи с общеобразовательными школами, средними специальными учебными заведениями и другими организациями, осуществляющими занятия в массовых формах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Массовые занятия волейболом с охватом широких слоев населения
107
Рис. 38. Модель системы подготовки квалифицированных волейболистов
108
осуществляются в процессе обязательных учебных занятий в образовательных учреждениях; при прохождении службы в рядах Вооруженных Сил; в процессе самодеятельных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по производственному принципу и по месту жительства; на платных хозрасчетных условиях.
Каждая из трех составных частей, взятая отдельно, рассматривается уже как самостоятельная система. В этом случае в ней выделяются подсистемы и элементы, взаимосвязанные между собой в целостной структуре. Принципиальный подход к построению модели системы подготовки волейболистов показан на рис. 38.
Модель включает в себя подсистему целевых функций и модельных командно-индивидуальных характеристик волейболистов на весь период подготовки как важнейший системообразующий фактор, цементирующий в единое целое составные части подсистемы и системы; подсистему функций обеспечения, куда входят отбор спортсменов на всех этапах подготовки, профессионализм тренеров и повышение их квалификации, материально-техническая оснащенность компонентов подготовки, формы организации и управления многолетней подготовкой;
подсистема непосредственной реализации целей, которую составляют тренировка, соревнования, профилактике-восстановительные мероприятия, формирование личности спортсмена. Взаимосвязь составных частей системы и эффективное функционирование ее в целом обеспечиваются наличием системы упражнения.
Полный набор элементов в подсистемах характерен для подготовки волейболистов высших разрядов, например национальных сборных команд, и для подготовки спортивных резервов. В массовом волейболе набор элементов будет зависеть от целей и возможностей конкретного колиектива.
4.2. Цели системы подготовки, прогнозирование,
моделирование и нормативы
Определение цели служит исходной позицией построения системы. Под целью понимаются конечные результаты, на достижение которых направлена деятельность. Неправильное или неточное определение цели не приводит к желаемым результатам даже при хорошо налаженной системе.
Цель подготовки волейболистов высших резервов заключается в том, что спортсмены должны соответствовать параметрам командных и индивидуальных мировых волейбольных моделей и обладать необходимой спортивно-игровой конкурентоспособностью, обеспечивающей наивысшие достижения на международной арене.
Цель подготовки спортивных резервов состоит в том, чтобы юные волейболисты по уровню физической, технико-тактической, интегральной, психологической, теоретической подготовленности отвечали тре-
109
бованиям на уровне команд высших разрядов и обладали потенциальными возможностями для достижения в перспективе целей системы подготовки волейболистов высших разрядов.
Цель массовых форм занятий волейболом — максимально содействовать решению задач физического воспитания, вовлекать в занятия физической культурой и спортом широкие слои населения нашей страны, воспитывать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями и способствовать внедрению здорового образа жизни.
Прогнозирование. Цель системы подготовки связана с конечным результатом в отдаленном (для сборных команд страны — это олимпийское четырехлетие; для спортивных резервов — это включение в состав команд высших разрядов) будущем. Поэтому в настоящем надо по возможности более полно знать требования будущего. Отсюда особенно велика роль прогнозирования при построении многолетнего процесса подготовки спортсменов. Под прогнозированием понимают деятельность по разработке прогнозов, под прогнозом — вероятностное суждение о состоянии какого-либо объекта или процесса в определенный момент в будущем, о тенденциях его развития.
При прогнозировании учитываются история, современное состояние и тенденции развития волейбола, данные обобщения опыта подготовки сильнейших волейболистов, динамики их основных показателей в возрастном аспекте — от начала занятий волейболом и до высших спортивных достижений. Основные тенденции в развитии волейбола сводятся, во-первых, к атлетической подготовке, создающей необходимые условия для успешного решения специальных (игровых) задач;
во-вторых, к овладению широким технико-тактическим арсеналом универсальности в подготовке и высокому уровню мастерства применительно к избранной игровой функции; в-третьих, к увеличению скорости выполнения игровых действий, умению быстро переключаться в действиях, гибко используя технико-тактический арсенал.
Прогнозирование охватывает по существу, все компоненты системы подготовки волейболистов. В практике физической культуры и спорта применяются методы прогнозирования экспертных оценок, логического анализа, экстраполяции, статистические.
Метод экспертных оценок состоит в том, что прогноз составляется на основе оценки квалифицированных специалистов волейбола — экспертов. Это может быть коллективное обсуждение и непосредственное формирование прогноза. Мнения специалистов могут подвергаться анализу уже без их участия. Мнения специалистов могут быть получены при помощи анонимной анкеты (дельфийский метод).
При логических методах тщательно анализируется опыт прошлого и по аналогии с возможными ситуациями формируется прогноз на будущее. Особое место в логическом прогнозировании занимают деловые игры. Суть метода заключается в том, что одни участники предлагают варианты решения проблемы, другие выступают как критики, в про-
110
цессе полемики выявляется наиболее приемлемый вариант решения проблемы.
Метод экстраполяции применяется для предсказания результатов, имеющих количественное выражение (показатели соревновательной, тренировочной деятельности). При этом динамика изменения показателей на определенном отрезке времени в прошлом переносится на определенный отрезок времени в будущем (показатели прыгучести, эффективности нападения и т.п.).
Статистический метод предполагает использование и анализ статистических материалов в области волейбола: количество занимающихся, разрядников, результаты обследования соревновательной деятельности волейболистов, документы планирования, отчеты команд высших разрядов, спортивных школ и т.д. В зависимости от прогнозируемого объекта используются те или иные данные статистики. Наряду со статистическими материалами используются данные литературы, научных исследований. Необходимо использовать соответствующие данные из других видов спорта.
Деятельность по составлению прогнозов тесно связана с управленческой, что находит отражение в разработке целевых комплексных программ, например, подготовки сборных команд страны к олимпийским играм, комплексной целевой программы развития волейбола и т.д.
Прогнозирование в отношении отдельного спортсмена включает показатели тренировочной (морально-волевая, технико-тактическая, физическая, функциональная, психологическая) и соревновательной (в атаке и защите) деятельности, свойства высшей нервной деятельности, черты характера.
Прогнозирование в отношении команды включает показатели психологической совместимости игроков, преемственности состава, сплоченности коллектива, отношения игроков к тренеру, социометрического статуса команды; тактико-технического мастерства команды (сыгранность звеньев, разнообразие взаимодействий игроков в нападении и защите и наличие новых их видов); комплектования команды (по возрасту, игровым функциям), наличия резерва (молодежные, юношеские, команды; материально-технической оснащенности; наличия квалифицированных тренерских кадров, качественного тренировочного процесса.
Моделирование. Цель системы и прогнозирование тесно связаны с моделированием, которое представляет собой выражение конечного (желаемого для нас) состояния отдельных волейболистов и команды в целом. Выделяют «модель спортсмена», «модель команды», «модель соревнований», «модель тренировки», «модель подготовки». Они разрабатываются на основе изучения специфики волейбола, выделения факторов, обусловливающих эффективность соревновательной деятельности и достижение высоких спортивных результатов.
Разрабатываются модельные характеристики требований к идеаль-
111
ному спортсмену-волейболисту (команде) — показатели соревновательной деятельности и уровня подготовленности (технико-тактической, физической, теоретической, психологической, интегральной); моделирование соревновательной деятельности — по степени адекватности главным соревнованиям; моделирование при помощи программирующих тренажеров и технических устройств для развития определенных («заданных») качеств и овладения структурой («заданной») приемов игры, совершенствования тактического мышления волейболистов; моделирование структурных компонентов тренировочного процесса (типы микроциклов, средних циклов и т.п.).
Другой тип моделей — абстрактные, логико-математические. При помощи таких моделей получают новые знания, которые нельзя была получить, использую предыдущие типы. В спорте к ним относятся корреляционные, регрессионные и факторные модели. Это модели структуры физической подготовленности, структуры технико-тактического мастерства, взаимосвязи сторон подготовленности волейболистов и эффективности соревновательной деятельности, взаимосвязи сторон подготовленности.
Большое значение имеет разработка моделей сильнейших спортсменов и команды высокой квалификации (В.В.Кузнецов, А.А.Новиков, 1975; Ю.Д.Железняк, 1978, 1981; Ю.Н.Клешев, 1985; В.И. Баландин и др., 1986). При этом выделяют три условия: первое — показатели соревновательной деятельности (по основным компонентам); второе — показатели уровня подготовленности (по основным компонентам); третье — показатели функциональной и психологической подготовленности, морфофункциональных особенностей, возраста и стажа занятий волейболом.
Четкие модельные показатели в количественно-качественном выражении как конечная цель системы подготовки и гарантия достижения прогнозируемого спортивного результата служат важным условием эффективного управления тренировкой волейболистов. На основании модельных характеристик устанавливаются нормативные требования по основным компонентам спортивного мастерства, результаты выполнения которых характеризуют состояние подготовленности на определенном промежутке времени и степень готовности на момент основных соревнований.
Модельные характеристики сильнейших волейболистов мира служат исходной информацией для разработки моделей игроков и команд сборных страны и команд высших разрядов. Модельные требования команд высших разрядов являются основой для разработки модельных характеристик в сфере многолетней подготовки резервов, высококвалифицированных волейболистов (от начального отбора до включения в команды высших разрядов).
Целевые нормативы. Модельные характеристики отражают «конечный результат» процесса подготовки волейболистов: для сборных стра-
112
ны это окончание четырехлетнего олимпийского цикла и каждого года на период основных соревнований (чемпионат мира, Европы, кубок мира), для команд национальных лиг — сроки первенства России, для юных волейболистов — окончание этапа многолетней подготовки и каждого годичного цикла.
На основании модельных характеристик разрабатываются нормативные требования по основным параметрам подготовленности. Нормативные требования охватывают более широкий круг показателей, при этом они рассчитаны на промежутки времени между модельными уровнями, т.е. в пределах годичного цикла (средние циклы, микроциклы) и являются своего рода этапными модельными требованиями.
Поскольку эти требования органически связаны с модельными характери<
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!