государственно-политические институты и политические партии — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

государственно-политические институты и политические партии

2020-11-19 80
государственно-политические институты и политические партии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие «группы интересов» характеризует совокупность политических институтов, опосредующих отношения граждан с государством. Теоретически место и роль групп интересов были обоснованы в XIX – начале XX вв. в трудах английских философов и экономистов, которые рассматривали группу как специфическую единицу общества.

Американский ученый А. Бентли в книге «Процесс управления» (1908) уточнил эти представления, трактуя группы интересов уже как определенные объединения, «количество которых ограничено только одним показателем – интересами, ради которых они созданы и действуют».

Тем самым группы интересов стали рассматриваться в контексте системы принятия решений, процесса формирования государственной политики. В настоящее время в научной мысли группы интересов все же изредка отождествляются с социальными общностями и трактуются, по мнению французского социолога Ж. Мейно, как объединения граждан, занимающие такое место в обществе, которое затрагивает интересы других субъектов со сходными требованиями.

Учитывая доминирующие в политической науке подходы, группы интересов можно определить, как:

Группы интересов – это преимущественно добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.

Эти политические ассоциации, будучи посредниками в отношениях государства с населением, представляют интересы социальных, национальных, региональных и прочих человеческих общностей и служат формой коллективных действий их членов.

Группы интересов являются одним из основных каналов политической активности граждан. Чем шире представительство социальных потребностей группами интересов, тем разностороннее связь между обществом и государством, тем гибче властные институты реагируют на социальные запросы населения, а люди обладают большим влиянием на политические решения.

Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов

для воздействия на власть, для доведения нужд и запросов населения до лиц и

органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности, информация или опыт политического участия их членов, организационные структуры и т.д. В зависимости от характера той или иной политической системы группы интересов, последние обладают тем или иным весом при принятии управленческих решений.

Те же группы интересов, которые, используя свои ресурсы, имеют возможность поддерживать постоянные связи с правительством, чаще всего становятся органической частью механизма управления обществом. В целом же действие разнообразных групп интересов способствует усложнению строения политической системы.

Их деятельность стимулирует:

· возникновение партий (особенно мелких) и нарастание фракционности в этих политических институтах;

· дифференциацию функций органов государственного управления и рационализацию их организационного строения;

· обогащение системы международных отношений и т.д.

Как указывал крупный американский ученый Д. Трумэн, по мере специализации различных общественных сфер в социуме автоматически возникают новые группы интересов. В свою очередь, их существование стимулирует возникновение «контргрупп», а их взаимные контакты и связи способствуют балансировке общественных отношений.

Выдвигая политические требования и поддерживая конкретных деятелей в правительственных и иных структурах, группы интересов обладают определенной возможностью предлагать своих членов для работы в государственных органах, влиять на отбор кадров, участвующих в процессе принятия решений. Тем самым они выполняют и функцию формирования политических элит, властных структур общества.

Политические группы интересов, в отличие от партий, не ставят своей целью приобретение и использование власти, они не претендуют на выражение общенационального интереса. Но многие задачи (локальные, а иногда и общезначимые), которые они реализуют, предполагают взаимодействие с властью, что отличает их от разного рода профессиональных, любительских и т.п., объединений.

В западной и современной российской литературе их квалифицируют как группы давления.

«Группа давленияиной, дополнительный вариант групп интересов, который можно определить, как группу интересов, оказывающую давление на властные структуры».

Для многих групп интересов давление на власть или лоббирование является одной из важнейших сторон их деятельности. Следовательно, лоббизм (от англ. «lobby» – кулуары, коридор) – является политическим институтом и способом, инструментом воздействия групп интересов на власть. В ХХ веке лоббизм превратился в распространенную форму политической деятельности и один из важных политических институтов представительства интересов.

Диапазон действий, которые используют группы интересов и их лоббистские структуры включает такие методы, как: сбор подписей, подача петиций, уличные манифестации, пикетирование, митинги протеста, акты гражданского неповиновения и др. Среди этого разнообразия методов влияния на власть, можно выделить как законные, так и незаконные.

К законным относятся:

· информирование власти о состоянии тех или иных отраслей экономики, образования, здравоохранения, других сфер общества;

·  разработка соответствующих законопроектов для продвижения их в законодательные органы;

· экспертиза различных проектов, разрабатываемых органами власти;

· организация съездов, конференций с приглашением на них первых лиц государства, членов правительства, депутатов;

· участие в работе структур власти, например, в парламентских слушаниях и др.

К незаконным методам относятся: подкуп (коррупция) представителей власти, шантаж и угрозы в их адрес и т. п

Типология групп интересов

В зависимости от целей и методов презентации социальных интересов, используемых ресурсов и способов влияния на власть, а также других параметров своей деятельности группы интересов существенно различаются друг от друга.

Так, среди многочисленных классификаций можно отметить разделение групп интересов по характеру деятельности на:

· одноцелевые (складывающиеся и существующие только в связи с достижением определенной цели);

·   многоцелевые (чья деятельность не ограничена спецификой отдельных задач).

С подобной классификацией тесно связана и типология французского политолога М. Дюверже, выделявшего:

· специальные (занимающиеся только политической деятельностью);

· частичные (выполняющие более широкий круг социальных функций, связанных с организацией бизнеса и т.д.) группы интересов.

Весьма распространено деление групп интересов по территориальным признакам (группы, формирующиеся и действующие только в определенных регионах), уровню и масштабам деятельности (например, группы давления, действующие в центральных или местных органах власти).

Среди более сложных, систематизированных классификаций групп интересов, использующих комплексные критерии, можно назвать типологию, выделяющую их анемические, институциональные, ассоциативные и неассоциативные разновидности.

Так , анемические группы – это объединения, возникающие стихийно в результате спонтанной реакции на ту или иную ситуацию (например, образование толпы, проведение демонстрации). Их внутренняя структура, как правило, неустойчива инередко формируется как бы заново, без сохранения преемственности с прежними формами организации. Недостаточность же организационных возможностей не только снижает эффект их деятельности, но и предопределяет их практически постоянное стремление к использованию силы.

В противоположность анемическим институциональные группы – это

формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом. Их целенаправленная деятельность более эффективна. Однако группы данного типа (например, административные органы церкви, армии, представительства автономий в федеральных центрах и др.) не являются специализированными политическими структурами и, как правило, приспосабливают свои структуры, созданные для других целей, к осуществлению влияния на власть.

Источником возникновения неассоциативных групп выступает неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, религиозные секты). Их деятельность, как и деятельность аномических групп, непостоянна, плохо структурирована и не всегда эффективна.

Ассоциативные группы представляют собой добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение политических задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права). Их организационная и кадровая структура, порядок использования финансовых средств стимулируют достижение специальных целей. Органично встроенные в политическую систему, они обладают наибольшей результативностью.

Известный политолог У. фон Алеманн предложил классифицировать группы интересов по сферам их деятельности. По этому признаку он выделял ассоциации, представляющие организованные интересы: в экономической сфере и в мире труда (предпринимательские объединения, потребительские союзы, профсоюзы и др.); в социальной сфере (объединения защиты социальных прав, благотворительные общественные союзы, группы самопомощи и т.д.); в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, кружки для общения и хобби и т.д.); в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, клубы по искусству и т.п.); в общественно-политической сфере (правозащитные объединения, экологические, феминистские и др.).

Иной подход предложил американский теоретик Р. Скиллинг, который дифференцирует группы интересов по их участию в процессе принятия решений.

Соответственно он считает необходимым выделять: правящие фракции

(группировки, оказывающие наиболее сильное влияние на принятие решений), официальные (олицетворяющие носителей формальных статусов), бюрократические структуры (образующиеся в аппарате власти), интеллектуальные группы (объединяющие носителей доктрин), социальные группы (объединения граждан) и группы общественного мнения (носители определенных оценок и позиций).

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.