Коррекционной работы на занятиях у логопеда — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Коррекционной работы на занятиях у логопеда

2020-12-27 52
Коррекционной работы на занятиях у логопеда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основными и определяющими в организации коррекционной работы являются общедидактические и, главное, тифлопедагогические принципы построения коррекционно-логопедической помощи детям с нарушением зрения.

Исходя из особенностей развития речи детей с нарушением зрения выделяется ряд актуальных принципов в содержании и методике коррекционной работы на логопедических занятиях:

1) обусловленность содержания и методики коррекционной работы сообразно особенностей развития речи у детей с нарушением зрения;

2) соотнесение недостатков речи с сенсорным дефектом и потенциальными возможностями коррекционно-компенсаторного развития за счет полисенсорного восприятия, восполняющего зрительный недостаток;

3) усиление общего речевого развития детей с нарушением зрения за счет введения специальных коррекционно-компенсаторных форм и средств преодоления недостатков речи.

Всю коррекционную работу логопед планирует в соответствии с содержанием школьной программы по русскому языку.

Многие дети с нарушением зрения при поступлении в школу оказываются недостаточно подготовленными к систематическим занятиям. Отставание в подготовке этих детей к школе требует дополнительного времени на восполнение выявленных пробелов и коррекцию недостатков психического развития детей.

Наряду с общими возрастными особенностями младших школьников, проявляющимися в неустойчивости внимания конкретности мышления, некоторых особенностей речи, у детей с нарушением зрения наблюдаются специфические трудности психического и физического развития. Поэтому методы и приемы коррекционного обучения должны не только учитывать возрастные особенности психической деятельности детей с нарушением зрения, но и обеспечивать их дальнейшее развитие.

Методы коррекционной логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями зрения соответствуют методам, применяемым в традиционной логопедии, однако они имеют специфическую направленность в связи с особенностями усвоения знаний, умений и навыков детьми с нарушением зрения. Специфическими являются и приемы коррекционной работы с детьми с нарушением зрения (работа с раздаточным предметным, иллюстративным и наглядным материалом, таблицами, схемами и т.д.).

На логопедических занятиях с детьми проводятся игры и задания, направленные на расширение их познавательного опыта, на воспитание навыков зрительного восприятия предметов, рисунков, на подготовку газа и руки к письму. На занятиях логопед может читать детям вслух сказки и рассказы, беседовать о прочитанном, рассматривать и объяснять содержание картин, составлять предложения и рассказы по картинкам, предназначенным для развития восприятия и речи младших школьников с нарушением зрения. На занятиях дети разучивают небольшие стихотворения с голоса логопеда, знакомятся с загадками, скороговорками, пословицами и т.д.

В содержание логопедических занятий включаются упражнения по развитию ориентировки в пространстве, зрительному, предметному, слуховому, осязательному восприятию, развитию речи. Активно используются дидактические и сюжетно-ролевые игры.

У учащихся с нарушением зрения логопед формирует учебные навыки и готовность к обучению; направленность внимания на учителя-логопеда, понимание и выполнение инструкций, осуществление контроля за своей деятельностью.

Таким образом вся коррекционно-логопедическая работа осуществляется в два этапа.

На первом этапе основная работа направлена на:

1) пропедевтику ряда трудностей, свойственных детям с нарушением зрения и связанных с особенностями развития речи и недостаточной их подготовкой в дошкольный период; — развитие речи; — развитие фонематического слуха; — развитие зрительного восприятия; — развитие слухового и осязательного восприятия; — развитие мелкой моторики;

2) развитие лексико-семантической стороны речи;

3) формирование связной речи.

На втором этапе важно:

1) развить и совершенствовать фонематический анализ и синтез;

2) развить синхронность устной и письменной речи.

Логопеду необходимо иметь в виду, что предлагаемая последовательность совсем не является обязательной.

Другими словами, предлагаемая далее методика коррекционной работы не должна являться для логопеда догмой. Однако следует особо подчеркнуть, что последовательность коррекционной работы внутри каждого направления должна быть соблюдена, поскольку она дается в определенной системе.

 

 

  Организация логопедического занятия
Работа логопеда с детьми с нарушением зрения специфична. Она требует знаний в области офтальмологии, применения специальных средств наглядности, учебников и учебных пособий, владения особыми приемами и методами работы с детьми со зрительной патологией. Все это должно учитываться логопедом при проведении коррекционной работы.

Одной из основных целей правильной организации логопедического занятия, наряду с коррекцией нарушений речи является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности ребенка.

Во время проведения занятия логопед должен учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для школьников с нарушением зрения и длительность активного внимания учащихся младших классов. Непрерывная зрительная нагрузка в начальных классах школ для детей с нарушением зрения не должна превышать 10 минут, а для некоторых детей со сложной глазной патологией должна быть еще меньшей.

Обычно дети трудно включаются в работу в начале занятия. Поэтому в первые 5—10 минут у учащихся с нарушением зрения отмечается низкая работоспособность. Наибольшая работоспособность наблюдается между десятой и двадцатой минутами занятия. В последние 10—15 минут работоспособность снижается. Логопед должен использовать эту информацию в своей практической деятельности.

Работоспособность учащегося находится в непосредственной зависимости от утомления организма ребенка. При утомлении отмечаются изменения в высшей нервной деятельности. Ввиду недостаточной зрелости нервной системы у детей младших классов утомление наступает раньше, чем у старших школьников. Вообще утомление возникает быстрее у детей физически ослабленных, возбудимых, часто болеющих, имеющих патологию органа зрения.

Зрительное утомление зависит от множества причин и имеет ряд характерных признаков. Наиболее характерны наступление быстрого утомления при чтении и особенно при письме, а также при выполнении любой зрительной работы на близком расстоянии, боли в области глаз, лба, темени, затуманивание зрения, иногда тошнота и головокружение, затруднение при переводе взора с близкого предмета на далекий, слезотечение, покраснение век, глазного яблока при чтении. Могут иметь место и другие неприятные ощущения, связанные с работой на близком расстоянии.

Наиболее частые причины зрительного утомления: 1) некорригированная (или неправильно корригированная) гиперметропия или астигматизм; 2) недостаточность аккомодации или конвергенции; 3) отсутствие бинокулярных функций; 4) сниженная острота зрения; 5) неблагоприятные условия для работы на близком расстоянии (плохая освещенность и др.).

Для предупреждения расстройств зрения у младших школьников необходимо своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий.

Грамотная организация логопедического занятия, предполагает создание условий, которые обеспечивали бы сохранение устойчивого уровня работоспособности учащихся в процессе занятия.

Для предупреждения утомления на занятии необходимо обеспечение ученикам зрительно-нервного комфорта. К условиям, обеспечивающим необходимый зрительно-нервный комфорт учащихся относятся:

— обязательное проветривание логопедического кабинета перед началом занятия и после его окончания;

— хорошее качество дидактического, иллюстративного и наглядного материала, в том числе его яркость и контрастность;

— использование дневного света должно быть максимальным. Наилучшее естественное освещение в учебных помещениях

— боковое левостороннее с применением солнцезащитных устройств;

— светлая окраска логопедического кабинета не только повышает освещенность рабочих мест, но и оказывает положительное психологическое действие. Занятия в светлом помещении повышают жизненный тонус и работоспособность учащихся;

— необходимо помнить о доске. Плохая освещенность доски, блики, создаваемые ее черной лакированной поверхностью, затрудняют зрительную работу учеников, способствуют быстрому утомлению зрения, поэтому лучше, чтобы доска была коричневого или темно-зеленого цвета.

Учитывая необходимость постоянного выполнения офтальмо-гигиенических требований, логопеду рекомендуется:

— знать офтальмологическую характеристику каждого ребенка;

— знать рекомендации, данные детям по лечению (в том числе по ношению очков) и следить за их исполнением. У логопеда должен быть журнал, где эти рекомендации зафиксированы;

— при возникновении подозрения на ухудшение зрения у ученика направлять его к школьному офтальмологу;

— следить за правильной позой детей на занятии;

— знать детей, имеющих ограничения по занятиям физкультурой и трудовому обучению, и следить за их соблюдением;

— заботиться о профилактике зрительного утомления на логопедических занятиях.

Во время проведения уроков с младшими школьниками следует чаще переключать их с одного вида деятельности на другой. После работы, связанной с интенсивной деятельностью зрительного анализатора, надо перейти к работе, во время которой основная нагрузка падает на слуховой анализатор. Смена видов деятельности способствует повышению работоспособности. Это объясняется тем, что с изменением характера раздражителей в работу вовлекаются неутомленные участки коры головного мозга.

Положительное влияние на поддержание работоспособности учащихся младших классов с нарушением зрения на занятиях оказывают физкультурные паузы.

Упражнения для снижения умственного и глазного утомления

1. Исходное положение (И.П.) — сидя, откинуться на спинку парты — глубокий вдох; наклониться вперед, к крышке парты — выдох. Повторить 5—6 раз.

2. И.П. — сидя, откинувшись на спинку парты, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.

3. И.П. — сидя, руки на поясь. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в И.П. Повторить 4—5 раз.

4. И.П. — сидя, смотреть прямо перед собой на классную доску 2—3 сек.; поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 15—20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3—5 сек.; опустить руку. Повторить 5—6 раз.

5. И.П. — сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев; поднять руки вверх — вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы; руки опустить — выдох. Повторить 4—5 раз.

Эти упражнения способствуют улучшению кровообращения, снижают утомление аккомодационной мышцы и облегчают зрительную работу на близком расстоянии, а также помогают укрепить окологлазные мышцы, сохранить упругость кожи век.

 


Глава 2. Содержание коррекционной логопедической
работы с детьми, имеющими зрительные нарушения

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.