Сочинение по тексту№2 («Вечные духовные ценности») — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Сочинение по тексту№2 («Вечные духовные ценности»)

2020-12-27 2144
Сочинение по тексту№2 («Вечные духовные ценности») 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Предисловие

Уважаемые коллеги!

В настоящем пособии, предназначенном для учителей русского языка и литературы в помощь по подготовке учащихся к ГИА, представлены дополнительные материалы к «Сборнику текстов для государственной итоговой аттестации по русскому языку XІ (ХІІ) классы», 2019г (составители: Вылиток С. В., Тимофеева И. В., Волкова О. В.), которые носят исключительно рекомендательный характер.

Б. Шоу говорил: «Единственный путь, ведущий к знанию, − это деятельность». Считаем, что каждый учитель, постигая практику написания сочинений – рассуждений в формате ГИА, должен сам выполнить такую работу, чтобы научиться это делать, и тогда откроются все проблемные ситуации, наиболее трудные моменты в создании самостоятельной оригинальной работы, с которыми столкнется выпускник на аттестации.

Материал, помещенный в пособии, − плод коллективного труда учителей русского языка всех образовательных учреждений города Красный Луч. Брошюра содержит примеры сочинений-рассуждений, предложена подборка типовых конструкций (клише) для всех структурных частей сочинения. Образцы рецензий на работы, написанные на оценку «5», помогут учителю проверить и оформить аттестационную работу в соответствии с методическими рекомендациями, отраженными в Пояснительной записке «Сборника текстов для государственной итоговой аттестации по русскому языку XІ (ХІІ) классы», 2019г (составители: Вылиток С. В., Тимофеева И. В., Волкова О. В.)

Просим обратить особое внимание, что пособие следует использовать только как вспомогательное средство в процессе подготовки выпускников к ГИА, а не как готовый набор  сочинений на предстоящей аттестации. Оставляем коллегам право творчески отнестись к предложенным материалам и продолжить работу над совершенствованием речевой культуры учащихся, формированием навыков отбора и анализа информации для успешного написания сочинения-рассуждения на государственной итоговой аттестации в 2020 году.

Творческая группа благодарит всех учителей, принявших участие в создании пособия, и надеется, что оно поможет качественно подготовить одиннадцатиклассников к государственной итоговой аттестации. Желаем Вам успехов!

Сочинение по тексту №7

В своей статье «Земля − колыбель человека» профессор Анатолий Никифорович Захлебный поднимает важную экологическую проблему взаимодействия человека и природы.

Автор обращает внимание читателя на бережное отношение человека к природе, ведь сегодня, как никогда, важно хранить и оберегать Землю: «Земля умирает, если её убивать. Земля оживает, если её возрождать». Доктор педагогических наук А.Н.Захлебный считает, что нужно не только брать от природы, но и давать, оберегать, заботиться о ней.

Позиция автора, на мой взгляд, сформулирована весьма чётко: человек может убить природу, но может и возродить. Поэтому смысл человеческой деятельности в том, чтобы давать земле посильные нагрузки. Мы должны помнить, что «цивилизация не означает вечного конфликта с землёй».

С мнением автора нельзя не согласиться, настолько оно убедительно. Действительно, на протяжении долгого времени человек воспринимает природу как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности.

Данная проблема волновала многих русских и зарубежных писателей. В своей повести «Царь-рыба» Виктор Петрович Астафьев говорит о том, что природа жива и одухотворена, наделена нравственно-карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоги Герцева. Этот герой наказан за высокомерный цинизм по отношению к людям и природе. Нарушение экологического равновесия таит угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.

Подтверждением того, что земле нужно давать «посильные нагрузки», является небезызвестное нам событие, которое всколыхнуло весь мир. 26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. Последствия техногенной катастрофы ощутили все страны земного шара. Это заставило задуматься о том, что нужно бережно и с любовью относиться к природе, к матери нашей – Земле.

Подводя итог, хочется сказать: главное, что мы должны помнить, − только бережное отношение к земле нашей – колыбели человечества − позволит нам и будущим поколениям находиться в гармонии с природой.

Сочинение по тексту№31

Юрий Петрович Азаров – русский художник, писатель, доктор педагогических наук, профессор - поднимает очень важную для современности проблему формирования семейных ценностей у молодого поколения. Эта проблема касается каждого из нас, поэтому мы не можем оставаться равнодушными.

Чтобы привлечь внимание читателей, автор приводит выдержки из обращений Василия Александровича Сухомлинского к девушке – будущей жене и матери, − призывая ее быть мудрой, так как «мудрость женщины воспитывает честность мужчины». В то же время великий педагог дает советы и будущему мужу, отцу: в требованиях к юноше очень важная истина: «Уважать женщину – значит уважать жизнь». Юрий Петрович Азаров предлагает задуматься над требованиями к супружеской жизни, обращаясь к ярким высказываниям Василия Александровича Сухомлинского.

В тексте доказывается мысль о том, что именно в труде и заботе формируется личность будущего отца и будущей матери; и крайне важно, чтобы в семейной педагогике на первом плане были любовь и взаимное уважение друг к другу. Только тогда будет развиваться эмоционально-эстетическая личность.

Я полностью разделяю позицию автора. Не зря в народе говорят: «Моя семья – моя опора в жизни». Семья – это близкие люди, у которых общий быт, совместные проблемы и трудности, победы и радости. Гармония в отношениях между близкими людьми дает человеку ощущение внутренней защищенности, стабильности.

В художественных произведениях писатели и поэты создают неповторимые образы разных семей. Читая о семьях, в которых царит душевная атмосфера, где родные люди стараются поддержать друг друга, понимаешь, что такое настоящая семья. Вспомним роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Автор показывает семью Ростовых, где воспитание детей строится на взаимном уважении, понимании и любви. Не случайно Наташа становится прекрасной матерью, хорошей хозяйкой и заботливой женой. С самого детства она ощущала гармонию в отношениях между детьми и родителями. Граф и графиня Ростовы преподали своим детям уроки любви «в неразрывной связи с культурой общения.

Хочу привести еще один пример из романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». «Береги платье снову, а честь смолоду», −так учил своего сына Андрей Петрович Гринев. В разных жизненных ситуациях Петр Андреевич доказывал, что слова отца он запомнил и жил по совести. Петр Гринев не предал Отечество, которому присягал, защитил честь любимой девушки, проявил стойкость и мужество на допросах, и, не выгораживая себя, никого не оболгал. Уроки нравственности, преподнесенные отцом, не прошли даром для сына.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод: личность человека формируется в семье. С раннего детства ребенок должен участвовать «в выполнении родительских функций», обязан учиться брать на себя ответственность за родных и близких.

 

Сочинение по тексту № 34

В данном тексте Николай Николаевич Дубинин, заслуженный учитель школы РСФРС, поднимает проблему выбора жизненного пути человека.

Автор обращает наше внимание на то, что жизнь будто имеет несколько полюсов. Она предоставляет нам множество возможностей: от проявления мужества, смелости, отзывчивости до трусости, безразличия, тунеядства. От того, какой мы сделаем выбор, зависит наше будущее.

Николай Дубинин утверждает, что «перед каждым вступающим в жизнь встают эти полюса, и к какому полюсу человек пойдёт, зависит от него самого».

Я полностью разделяю мнение советского педагога- новатора, потому что умение делать выбор – основа человеческой жизни. Эта потребность учит нас ответственности, самостоятельности, целеустремленности.

Примеры, подтверждающие данную проблему, можно найти как в жизни, так и в произведениях художественной литературы. В романе И.А.Гончарова «Обломов» главный герой не обделен умом, однако он не прилагает никаких усилий для того, чтобы реализовать собственные способности. Это приводит к тому, что Обломов так и не сумел до конца воплотить свои мечты в реальность, лень не позволила ему этого сделать. Выбирая физическое и духовное бездействие, Илья Ильич решил свою судьбу.

Ярким примером того, что лишь человек – вершитель своей судьбы, является австралиец Ник Вуйнич, который родился с редким наследственным заболеванием: у него до уровня плеч отсутствовали обе руки, а крошечная ступня с двумя пальцами выступала прямо из левого бедра. Несмотря на отсутствие конечностей, он занимается серфингом и плаванием, играет в гольф и футбол. Ник окончил колледж, получив диплом сразу по двум специализациям – бухгалтерский учет и финансовое планирование. Несмотря ни на что, он не сдался, а выбрал полную и активную жизнь.

В заключение хочу подчеркнуть, что наш выбор, в первую очередь, оказывает влияние на собственную судьбу. Поэтому своим действием или бездействием мы сами определяем, кем являемся в жизни.

 

Сочинение по тексту №37

Нравственная проблема достоинства как великой ценности всегда волновала людей. Публицист и поэт Юрий Золотарёв помогает нам задуматься над ней, потому что она затрагивает само существование человека.

Размышляя о том, почему люди выбирают разные нравственные ориентиры для жизни, Ю. Золотарев разделяет людей на «носителей высокого статуса − с одной стороны, на подлецов и интриганов – с другой» и «середнячков». Он приходит к выводу, что одним из критериев такого разделения является достоинство – та «великая, несравненная человеческая ценность», перед которой меркнет «жизненная кутерьма».

Ю. Золотарев утверждает, что люди, которым присуще это качество, уважительно относятся к другим, они ощущают «значимость себя как личности», умеют «выходить из любой ситуации, не переступая через свои принципы» Им живется нелегко, потому что «приходится сталкиваться с некой противоположностью человеческого достоинства», когда совершаются низкие поступки, процветают подлость или предательство, происходит «бесконтрольный выброс … эмоций» По мысли автора, человек, «предрасположенный» к достоинству, предрасположен к нему, видимо, генетически».

Я полностью разделяю точку зрения автора и тоже считаю, что достоинство − это способность взаимодействовать с миром, не идя на уступки низменным желаниям, это «талант, данный Богом», который позволяет осознать важность не только самого себя, но и окружающих.

Проблема воспитания достоинства нашла свое отражение в мировой художественной литературе. Юный идеалист и мечтатель Жюльен Сорель (главный герой романа Стендаля «Красное и черное») вначале пытается приспособиться к обществу, где в почете лицемерие, цинизм и раболепие. Свой «мечтательный и сложный цикл самоопределения и самооценки» он прошел, заигрывая с сильными мира сего, но в конце своей короткой жизни понимает, как ничтожен тот мир, который казался ему блистательным. Речь его на суде исполнена чести и высокого достоинства.

Да, тяжелые жизненные ситуации могут встретиться на пути каждого. Плыть по течению, сломаться или достойно выйти из сложившихся обстоятельств − выбор самого человека. Но люди, обладающие чувством достоинства, не сомневаются в своём решении. Таким примером может служить офицер атомохода «Курск» Дмитрий Колесников. Его жизненный принцип отражается в короткой строке из записки, написанной накануне гибели: «Не надо отчаиваться». Сохранение в себе веры, достоинства, чести и мужества в безнадёжной ситуации означает нравственную победу настоящего человека над смертью.

Подводя итоги, можно сказать, что споры о выборе жизненных ценностей будут всегда. Но мне точно известно, что выбор этот полностью зависит от самого человека, от его способности дорожить своим предназначением.

Сочинение по тексту № 40

Русский советский писатель, поэт и драматург Юрий Олеша в своём тексте «В каждом человеке есть дурное и хорошее…» поднимает проблему творчества и назначения художественной литературы.

Автор обращает внимание на то, что очень часто многие спрашивают у художника, создавшего произведение, сам ли он это выдумал. И тут же отвечает: «Да, художник все выдумывает сам». Но нельзя «выдумать того, чего нет в природе». Ю.Олеша также говорит: можно написать целую книгу и назвать ее «Машина превращений». В ней рассказать о работе мастера, показать, как «жизненные впечатления…превращаются в образы искусства». Отметить, что «работа этой машины» не проходит для организма просто так, «а отсюда – трудность быть художником».

Ю.Олеша так определяет свое отношение к поднятой проблеме: несмотря на то, что при создании художественного произведения автор берет «на сознание очень тяжелую психологическую нагрузку», «историческая задача для писателя – создать книги, которые вызывали бы в нашей молодежи чувство подражания, чувство необходимости быть лучше».

С мнением автора нельзя не согласиться, насколько оно убедительно. Я также считаю, что писатель должен выбрать в себе все самое лучшее, чтобы создать такого героя, который стал бы образцом.

Вспомним повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Один из ее героев – Остап, сын Тараса Бульбы, всегда считался лучшим товарищем, потому что никакое наказание не могло заставить его выдать своих друзей. Герой честно и мужественно сражался с поляками, поэтому, несмотря на молодость, был выбран запорожцами куренным атаманом. Даже плен не сломил Остапа. Он достойно вытерпел все пытки, не дрогнул перед лицом смерти. Перед казнью Остап не только сам проявляет твердость духа, но и пытается приободрить своих товарищей, просит их быть мужественными и показать ляхам, как умеют умирать настоящие казаки.

Приведу еще один литературный аргумент из рассказа А.Солженицына «Матренин двор», главная героиня которого – простая женщина Матрена - сохраняет душевную чистоту и радость жизни, несмотря на то, что на ее долю выпало немало испытаний: потеря близких, тяжелый труд, болезни. Каждый день из года в год она выполняет одну и ту же тяжелую работу: копает картошку, носит в мешках на своих плечах торф, добывая тяжелым трудом хлеб насущный. Но именно в работе героиня находит утешение. Лишения и тяготы не сделали ее черствой и жестокой, напротив, она счастлива, помогая людям, отдавая все и ничего не требуя взамен. А.Солженицын называет Матрену праведником, без которого «не стоит село, ни город, ни вся земля наша»…

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: герои книг всегда учат нас следовать голосу совести и чести, не быть жестоким и равнодушным к тем, кто страдает, ценить в жизни не успех, славу, наслаждения, а добросердечие, отзывчивость, способность чувствовать чужую боль, готовность прийти на помощь нуждающемуся в ней.

Сочинение по тексту № 43

В своем тексте поэт, публицист, эссеист Д. Миронов поднимает нравственную проблему появления совести.

Автор заставляет читателя задуматься над тем, что люди, не ведающие стыда, осложняют жизнь совестливых людей. Как человек, занимающийся философскими науками, Данила Андреевич говорит о том, что если мы сделали что-то неправильное в собственной жизни, то это будет «чувство горечи, обиды, но не стыда». Мы не стыдимся себя, потому что «наедине с собой нет совести». Ощущение неправомерности поступка появляется только по отношению кдругому. Тогда одни чувствуют «эмоциональный осадок», другие «оправдываются разными обстоятельствами», а «требовательные к себе» ощущают «щемящее чувство своей ничтожности». Д. Миронов пишет: если «другой привнес частичку себя в вас», то это и есть путь формирования в человеке этого очень важного качества.

Д. Миронов убеждает нас в том, что «совесть появляется только по отношению к другому», стремится донести до читателя мысль, что именно «другой заставляет думать не только о себе, но и о нем тоже».

Я полностью разделяю точку зрения автора и также считаю, что у каждого из нас должно быть чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Вспомним роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором муки совести испытывает римский прокуратор Понтий Пилат. Он проявляет трусость и предает Иешуа. Оттого и не спится прокуратору, оттого и не знает Пилат, куда себя деть: бунтует в нем совесть. Поэтому и хочет продолжить разговор со своим неожиданным собеседником, и поверить в то, что казни не было, что он не подписал смертный приговор ни в чем не повинному мечтателю и врачу, бродячему философу Иешуа Га-Ноцри. Истина, справедливость… Эти важные слова встречаем мы на страницах романа Булгакова, и они являются продолжением рассуждений Д.А. Миронова, который размышляет над нравственной природой человека, напоминая читателю о совести и стыде.

В качестве еще одного аргумента хочу привести биографию великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. «Не с теми я, кто бросил землю», − написала Ахматова, оставшись в послереволюционной России, где не признавался ее талант, а семья подверглась сталинским репрессиям. Но, несмотря ни на что, она смогла разделить со своим народом эту трагедию. Это чувство ответственности не только перед другими, но и перед собой, и есть высшее проявление совести.

Таким образом, исследуя нравственную проблему появления совести, можно сделать вывод, что связана она с общественной жизнью человека, проявляясь в поступках по отношению к другим людям. Именно это заставляет нас воспитывать в себе это глубоко человеческое начало.

 

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

1. Для формулировки проблемы:

- Автор затрагивает важную проблему...

- Проблема, о которой хотел сказать нам автор, такова...

- Текст Д. С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой...

 - Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель Д. Гранин.

- Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, - это...

- Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это...

- Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Тендряков.

- Что такое...? (В чем заключается...?Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему    поднимает автор.

2. Для комментария к проблеме. (Комментарий–это пояснительные замечания, рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста).

Типовые конструкции для комментирования проблемы художественного текста:
- Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни… (взаимоотношений кого с кем).
- Не случайно автор изображает (кого, что)…
- Поступок героя свидетельствует о том, что…
- Слова (мысли) героя показывают, что…
- Автор осуждает (одобряет) поступок героя…
- Автор сочувствует своему герою…
- Симпатии автора на стороне героя…

Т иповые конструкции для комментирования проблемы публицистического текста:
- Проблема раскрывается автором на примере...
- В качестве примера автор рассматривает…
- Автор заставляет читателя задуматься (над чем)…
- Автор текста обращает внимание на…
- В размышлениях автора звучит мысль о том, что...
- Автор доказывает, что…
- Автор убежден в том, что…
- Автор искренне восхищен (огорчен)…

3. Для формулировки позиции автора:

- Автор считает, что...
- Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
- Автор убеждает нас в том, что...
- В тексте доказывается мысль о том, что...,
- Основная мысль текста заключается в том, что...
- Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...

                  - Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме: …

                  - Автор утверждает (убежден), что…

- Автор полагает, что…

 - Цель автора — заставить читателя обратить внимание на…

- Позиция автора очевидна:...

- Автор не может не восхищаться…(удивляться, восторгаться)…

- Он помогает и нам понять (осознать…) всю красоту (значимость)…

4. Для формулировки собственной позиции:

- Я придерживаюсь точки зрения автора и считаю, что…

- Я разделяю позицию автора по поводу того, что…

- Я присоединяюсь к мнению автора по поднятой им проблеме.

- Трудно не согласиться с автором текста в том, что...

- С мнением автора нельзя не согласиться, настолько оно убедительно.

- Автор предстал перед нами как настоящий публицист (художник, лирик, философ, патриот, гражданин). Я полностью разделяю его позицию.

- Нельзя не признать правоту автора, который призывает нас …

- Я согласен с автором в том, что…

5. Для аргументации:

Первый аргумент:

· Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...

· Особенно остро эта проблема поставлена в рассказе (повести, романе (автор)...
В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман (повесть, рассказ, пьесу) Ф.И.О. и название.

· Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели-классики. Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название. В этом произведении.

Второй аргумент:

· Приведу еще один литературный аргумент, который показывает…

· Данная проблема раскрыта в фильме…

· У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта, которые доказывают необходимость (важность) …

Для вывода:

● Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
● Подводя итог, хочется сказать…
● Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
● На основании прочитанного текста можно сделать вывод…
● Обобщая сказанное, можно сказать, что… Из этого следует, что…
● Словом,...
● Опираясь на вышесказанное,...
● Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
● В заключение хотелось бы отметить...

 

 

Типовые конструкции (клише):

1. Для формулирования проблемы:

- Автор размышляет над проблемой…

- Автор текста затрагивает проблему…

- В центре внимания автора проблема…

- Как (зачем, почему…)? Именно эта проблема привлекла внимание автора.

2. Для комментирования проблемы:

- Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…

- Автор заставляет читателя задуматься (над чем)…

- В размышлениях автора звучит мысль о том, что…

- Автор убежден в том, что…

- Автор разделяет мнение (кого)…

3. Позиция автора:

- Точка зрения автора, по моему мнению, выражена очень точно…

- Автор считает, что…

- Позиция автора такова…

- Автор убеждает нас в том, что…

- Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно…

- Автор осуждает (кого/что, за что)…

- Автор призывает нас к …

- Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…

4. Для формулировки собственной позиции:

- Я вполне согласен с точкой зрения автора.

- Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему, что и автор.

- Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему…

- Я согласна (не согласна) с автором в том, что…

- Трудно (нельзя) не согласить с автором текста в том, что…

- Мне близка позиция автора тем, что…

5. Для аргументации:

1 аргумент:

- Мою позицию подтверждает и опыт художественной литературы.

- Эта проблема волновала многих писателей…

- Многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме.

6. 2 аргумент:

- В качестве еще одного примера…

- Ярким примером того, что…, могут быть удивительные судьбы известных людей.

7. Для вывода:

- Все вышесказанное позволяет сделать вывод:…

- Таким образом, хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте…

- Подводя итог своим размышлениям, хочу сказать…

 

Примеры – иллюстрации:

    -В качестве примера автор рассматривает…

    -Проблема раскрывается автором на примере…

    -Автор обращает внимание читателя на …

Пояснение к примерам:

    -Этот пример показывает, что…

    -Этот пример убедительно доказывает, что…

    -Эти события (факты, примеры) помогают понять…

    -Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….

    -Для сравнения автор обращается к …

    -Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

4. Авторская позиция с доказательством — позиция автора исходного текста, где он дает ответ на проблемный вопрос.

Клише для отображения авторской позиции:

    -Автору удалось убедить читателя в том, что…

    -В произведении доказана мысль о…

    -Позиция автора такова…

    - «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора».

5. Ваше отношение к позиции автора с обоснованием — своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором).

Клише для выражения собственного мнения:

    -Я согласен с мнением автора.

    -Не могу полностью разделить мнение автора…

    -Безусловно, автор прав.

    -Моя точка зрения совпадает с позицией автора…

    -Трудно не согласиться с автором…

    -Я полностью разделяю позицию автора…

    -Нельзя не согласиться с вескими доводами автора по поводу…

    -Мне близка позиция повествующего…

5, 6. Обоснование собственной позиции (1 аргумент из художественной или научной литературы,1 аргумент опирается на исторические события, факты из жизни известных людей).

Клише для аргументов

    -Часто приходится сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…

    - Эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…

    -Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…

    -Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…

    -Известный ученый/ писатель/ общественный деятель/ спортсмен... об этом говорил так…

7. Вывод обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.

Клише для выводов

    -После прочтения этого произведения становится понятно…

    -После знакомства с героями произведения понимаешь…

    -Прочитав произведение, осознаешь…

    -Автор стремился показать...

    -Автор хочет, чтобы читатель понял…

    -Автор текста считает проблему важной…

    - В заключение хочется еще раз отметить...

    -Таким образом,...

    -Подводя итоги,...


 

Рецензия

Работа выпускника соответствует структуре сочинения- рассуждения по предложенному тексту: правильно сформулирована одна из проблем, которая прокомментирована с опорой на предложенный текст, приведены примеры (цитаты) из прочитанного текста, важные для понимания проблемы.

Чётко отражена позиция автора и собственная позиция по проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора предложенного текста, нет. Аргументация собственного мнения построена на примерах из литературного произведения и общественного опыта. Согласно критериям оценивания за соответствие структуре сочинения-рассуждения работа заслуживает оценки «5».

    Содержание текста излагается последовательно и полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Сочинение отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. Недочётов в содержании нет. Речевые ошибки отсутствуют, что соответствует оценке «5» за содержание и речь согласно критериям оценивания.

    В языковом оформлении орфографических и пунктуационных ошибок нет, что соответствует оценке «5» за грамотность

    Итоговая оценка за работу -  «5».

Подпись учителя

Рецензия

В сочинении-рассуждении выпускника правильно сформулирована одна из проблем предложенного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. Проблема прокомментирована с опорой на предложенный текст. Приведены примеры из прочитанного текста, важные для понимания авторской мысли. Фактических ошибок в комментарии нет. Правильно сформулирована позиция автора предложенного текста по прокомментированной проблеме. Определена собственная позиция по проблеме. Представлена её аргументация (приведены примеры из художественной литературы и общественного опыта). За соответствие структуре сочинения работа заслуживает оценки «5»

Содержание текста излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. Всё это соответствует оценке «5» за содержание и речь.

Не выявлено ни одной орфографической, пунктуационной и грамматической ошибки, поэтому поставлена оценка «5» согласно критериям оценивания сочинения-рассуждения по предложенному тексту

Итоговая оценка - "5".

Подпись учителя

 

Рецензия

Сочинение выпускника полностью соответствует структуре сочинения-рассуждения по предложенному тексту, оно отличается умением глубоко анализировать содержание, определять, формулировать проблему предложенного текста. Ученик прокомментировал одну из проблем, правильно определил позицию автора текста,  выразил  и аргументировал собственное мнение, опираясь на читательский и общественный опыт. За соответствие структуре сочинения-рассуждения выставлена оценка «5»

 

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста, Ученик последовательно и логично излагает мысли. Фактических, логических ошибок, речевых недочетов нет. Работа за содержание и речь заслуживает оценки «5» согласно критериям оценивания.

За языковое оформление выставлена оценка «5», т.к. орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки отсутствуют.

Итоговая оценка за работу – «5»

Подпись учителя

 

Предисловие

Уважаемые коллеги!

В настоящем пособии, предназначенном для учителей русского языка и литературы в помощь по подготовке учащихся к ГИА, представлены дополнительные материалы к «Сборнику текстов для государственной итоговой аттестации по русскому языку XІ (ХІІ) классы», 2019г (составители: Вылиток С. В., Тимофеева И. В., Волкова О. В.), которые носят исключительно рекомендательный характер.

Б. Шоу говорил: «Единственный путь, ведущий к знанию, − это деятельность». Считаем, что каждый учитель, постигая практику написания сочинений – рассуждений в формате ГИА, должен сам выполнить такую работу, чтобы научиться это делать, и тогда откроются все проблемные ситуации, наиболее трудные моменты в создании самостоятельной оригинальной работы, с которыми столкнется выпускник на аттестации.

Материал, помещенный в пособии, − плод коллективного труда учителей русского языка всех образовательных учреждений города Красный Луч. Брошюра содержит примеры сочинений-рассуждений, предложена подборка типовых конструкций (клише) для всех структурных частей сочинения. Образцы рецензий на работы, написанные на оценку «5», помогут учителю проверить и оформить аттестационную работу в соответствии с методическими рекомендациями, отраженными в Пояснительной записке «Сборника текстов для государственной итоговой аттестации по русскому языку XІ (ХІІ) классы», 2019г (составители: Вылиток С. В., Тимофеева И. В., Волкова О. В.)

Просим обратить особое внимание, что пособие следует использовать только как вспомогательное средство в процессе подготовки выпускников к ГИА, а не как готовый набор  сочинений на предстоящей аттестации. Оставляем коллегам право творчески отнестись к предложенным материалам и продолжить работу над совершенствованием речевой культуры учащихся, формированием навыков отбора и анализа информации для успешного написания сочинения-рассуждения на государственной итоговой аттестации в 2020 году.

Творческая группа благодарит всех учителей, принявших участие в создании пособия, и надеется, что оно поможет качественно подготовить одиннадцатиклассников к государственной итоговой аттестации. Желаем Вам успехов!

Сочинение по тексту№2 («Вечные духовные ценности»)

В тексте «Вечные духовные ценности» известной советской писательницы Татьяны Тэсс поднята важная нравственная проблема «подлинной гуманности, истинного великодушия мужественного, сильного, чистого человека»

Размышляя над этой проблемой, автор вспоминает о встрече с водителем грузовой машины Иваном Александровичем Соколовым – человеком необыкновенной судьбы - тем, кого даже самое страшное испытание – война – не лишило гуманности и великодушия. В конце войны на подступах к Берлину в толпе беженцев он встретил молодую женщину-немку с маленьким сыном. На глазах перепуганной матери Соколов посадил ребенка в кабину и накормил его. И это была, по замечанию писательницы, не «сладенькая доброта всепрощения». И не об этом думал Соколов, глядя на немецкого мальчика, ровесника своего сына. Он просто сделал то, что должен был сделать любой, – помочь в трудную минуту... Никакая война не может быть оправданием бесчеловечного отношения к мирным людям, а тем более к детям и женщинам.

Позиция автора очевидна: всей логикой повествования Т. Тэсс убедительно доказывает, что настоящий человек остается им всегда, при любых обстоятельствах, демонстрируя способность помочь в самой трудной ситуации любому слабому или голодному. По мнению публициста, человечность и великодушие – это высшие нравственные качества, которые предполагают бескорыстную любовь и глубокое уважение к людям, Поэтому поступок Соколова и есть лучший пример проявления вечных духовных ценностей

С позицией автора нельзя не согласиться. Убедительный пример человечности и великодушия, приведенный в тексте, утверждает в каждом из нас уверенность, что мир спасет доброта. Поступок простого советского человека женщине и её сыну запомнится на всю жизнь как демонстрация всепобеждающей силы гуманизма и великодушия в мире жестокости и зла.

В поисках примеров подлинного человеколюбия можно обратиться к роману великого русского писателя Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Юный герой Отечественной войны 1812 года Петя Ростов испытывал неодолимое желание бороться с врагом до последней капли крови и победить его. Но однажды он встретился лицом к лицу с врагом − пленным французским мальчиком-барабанщиком, попавшим в беду. И Петя, забыв обо всем, позаботился о пленном, попросил обогреть и накормить его. Так великий писатель утверждает мысль, что никакая война не может уничтожить такие вечные духовные ценности, как человечность и великодушие.

Еще один пример подлинного гуманизма вспомнился мне после знакомства с историей создания известного памятника Воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине. Идеей создания композиции послужила реальная история: Николай Масалов, раненный в ногу, во время штурма Берлина вынес из-под обстрела немецкую девочку, сидевшую возле убитой матери. Рискуя своей жизнью, герой не раздумывал. Решение созрело мгновенно. Спасенная жизнь - это ли не высшее проявление мужества, силы духа, гуманности?!

В заключение хочется сказать, что наш хрупкий мир держится на вечных духовных ценностя


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.