Организация работы над музейной экспозицией — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация работы над музейной экспозицией

2020-12-27 166
Организация работы над музейной экспозицией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация работы над музейной экспозицией

Методические рекомендации

 

Создание музейной экспозиции - сложный процесс, целая система целенаправленных мероприятий всех отделов музея. От правильной организации его, от управления этим процессом во многом зависит успех экспозиции.

Рекомендации составлены на основе опыта музеев, учтены разработанная в музееведении теория экспозиции и инструктивные материалы. Они не являются обязательным сводом правил. Музей в соответствии с условиями своей работы может варьировать их, не нарушая общих принципов построения.

 

Научное проектирование экспозиции

Определение темы

Тема будущей экспозиции определяется задачами, поставленными перед музеем, в соответствии с его годовыми и перспективными планами. Однако приступить к непосредственной работе над экспозицией можно лишь при наличии:

- собрания музейных предметов на тему экспозиции;

- автора (или авторского коллектива), ориентирующегося в проблематике темы, имеющего общее представление о фондах музея, знакомого с основными положениями методики экспозиционной работы;

- помещения, предназначенного для экспозиции.

 

Научная концепция экспозиции. Экспозиционный замысел

Разработка научного обоснования экспозиции и органически связанных с ней принципов ее архитектурно-художественного решения дают первоначальное, общее представление о будущей экспозиции.

Выявляется литература, необходимая для освоения поставленной темы, прорабатывается общая и специальная литература. Выявляются источники, причем основной источниковой базой являются фонды музея. В первую очередь изучается справочный аппарат фондов, материалы открытого хранения, существующие экспозиции по данной теме.

В итоге создается научная концепция – документ, в котором:

- раскрывается научное содержание экспозиции, нравственно-воспитательный потенциал; указываются ее стержневые проблемы;

- дается обоснование тематической структуры, намечаются ее основные разделы. Вместе с характеристикой экспозиционной площади (планы залов прилагаются к документу), указывается позальное размещение разделов экспозиции;

- дается по возможности подробная характеристика материалов по теме экспозиции, выявляется (в общей форме) необходимость дополнительного комплектования;

- намечаются технические средства и устройства (озвучение, видео и др.).

Таким образом, вырабатывается общая концепция и представление об облике будущей экспозиции. Это - творческий процесс, требующий высокого уровня профессиональной подготовки, «музейного» мышления и воображения.

См. Приложение № 1

 

Тематическая структура экспозиции

На первом этапе намечаются лишь основные разделы экспозиции – создается ее тематическая структура (ТС). На плане экспозиционного помещения указывается предполагаемое их размещение и, следовательно, намечаются маршруты по залам. В ходе работы каждый из разделов членится на экспозиционные темы, уточняются названия разделов, формулируются заголовки экспозиционных тем.

 

Развернутая (расширенная) тематическая структура

Дальнейшая разработка ТС - деление ее на подтемы, элементы подтем, позднее - формирование экспозиционных комплексов, приводит к созданию развернутой тематической структуры (РТС), которое возможно лишь на основе детального изучения фондов, и поэтому работа над РТС идет одновременно с подбором материалов, на его основе.

 

Пример: Тематическая структура выставки

 

Тема Подтема Основные экспонаты Краткое содержание
Изба – жилая часть дома Красный угол Икона, полотенце Главное, центральное место в избе занимал «красный угол», где размещали икону так, чтобы она была первым, что видел человек, входящий в дом…
       

 

Подбор материалов

Начинается после составления краткой ТС и является основой для РТС и ТП. В фондах музея выявляются материалы, относящиеся к теме, они подбираются и в других хранилищах (библиотеках, архивах, музеях), намечаются для воспроизведения внемузейные объекты, организуется запланированный полевой сбор.

Весь подобранный материал заносится на карточки, в которых указывается название предмета, тема, к которой он относится и краткие сведения о нем (атрибуция, датировка и т.д.). В итоге формируется картотека, в которой карточки расставлены по разделам, темам и подтемам будущей экспозиции.

Сбор материалов

Из материалов отбираются предметы, обеспечивающие раскрытие идейного содержания экспозиции и его музейного воплощения. Основу экспозиции составляют предметы из фондов данного музея. При отборе уточняются или добавляются сведения о них (помимо атрибуции и датировки, история его создания или бытования, связь с поставленной темой и пр.), определяется способность привлечь внимание посетителей (аттрактивность), вызвать эмоции (экспрессивность). Одновременно заказываются воспроизведения материалов из других хранилищ, внемузейных объектов; окончательно отбираются ведущие тексты, намечаются вспомогательные материалы.

Именно на данном этапе создаются экспозиционные комплексы. В соответствии с ними теперь группируются карточки в упомянутой картотеке. (Материалы, не вошедшие в картотеку, составляют «запасник», который может быть использован в последующих работах).

Экспозиционный комплекс, как известно, размещается в определенном ограниченном пространстве. Неправильное размещение может исказить идею комплекса. Отобранные экспонаты могут не поместиться в заданном пространстве. Именно поэтому экспозиционер ощущает насущную потребность в составлении авторских графиков размещения экспозиционных материалов (чертеж или аппликация). В графиках получают отражение научная концепция экспозиции, требования к образному решению экспозиционных комплексов.

 

Пример: авторский график выставки

 

 

Тематико-экспозиционный план

Тематико-экспозиционный план (ТЭП)– итоговый документ научного проектирования экспозиции. В нем даются:

- титульный лист с указанием названия музея, темы, автора, даты;

- оглавление - уточненная ТС экспозиции (точная формулировка разделов, тем, подтем) с указанием страниц плана;

- в соответствии с ТС полный пронумерованный перечень уже не предполагаемых, а наличных экспозиционных материалов, сгруппированных по комплексам, с конкретными сведениями о каждом из них. Возможно краткое раскрытие идейного содержания экспозиционных комплексов.

Обычно в ТЭП включаются дополнительные данные:

характер экспонатов (подлинник, воспроизведение, вспомогательный материал), инвентарные номера, иногда размеры подлинников. В особую графу возможно выделение ведущих текстов. В ТЭП (в графе «Примечания») рекомендуется дать предложения художникам. А именно, подчеркнуть доминанту каждого зала, дать указания к размещению экспонатов или комплексов (верхний пояс, первый, второй, скрытый план, ведущий экспонат), дать конкретные предложения по использованию технических средств, указать экспонаты, требующие особых мер по обеспечению сохранности. Иногда при малых масштабах работы или при краткости этикетажа (например, на временных выставках) в ТЭП включаются полностью весь этикетаж и объяснительные тексты. Однако все это значительно увеличивает объем ТЭП и затрудняет редактирование текстов. Весь текстовый материал прилагается к ТЭП.

 

Пример: ТЭП выставки

 

Раздел Тема Тематический комплекс Аннотация к комплексу Экспонат (порядковый номер, номер учетный, размер) Этикетаж (название, место бытования, время, кому принадлежал или автор)
Олонецкая губерния: начало   Создание губернии - Создание Олонецкой губернии было связано с административными реформами Екатерины II. 1.1. Копия. Электронный вариант. Указ о переименовании Олонецкой области в наместничество, о назначении Державина губернатором. ф.63,оп.3,д.419,л.267 и об. 114 х 73 (каждый из двух листов) Документ. Указ Екатерины II с объявлением о переименовании Олонецкой области в наместничество и об учреждении в Петрозаводске губернских присутственных мест, о назначении Г.Р. Державина правителем наместничества. 27 мая 1784 г. Копия. Национальный архив Республики Карелия

 

Осуществление экспозиции

Монтажные листы

Подготовку монтажных листов можно считать последним этапом проектирования экспозиции.

Монтажные листы представляют собой чертежи участников экспозиционной площади в масштабе 1:10 (или в натуральную величину) с точным обозначением размещения оборудования, оформленных экспонатов, текстов, технических устройств и т.д.

Составляются художником на основе ТЭП, эскизного проекта архитектурно-художественного решения под наблюдением экспозиционеров.

Монтажными листами руководствуются при художественном исполнении работ, а затем - при монтаже экспозиции.

Художественно-исполнительские работы

В них входит:

А) исполнение по предварительным эскизам диорам, художественно-декоративных элементов экспозиции (панно, орнаменты и пр.), разного рода воспроизведений (копии, муляжи, макеты и пр.), разнообразных научно-вспомогательных материалов, фоторабот (в том числе фотоувеличений, слайдов и пр.), шрифтовых работ.

Б) оформление экспонатов (обрамление, окантовка, закрепление на планшетах и т.д.)

Работы ведутся под руководством художника, однако автор экспозиции наблюдает за их ходом. В частности, за соблюдением правил, обеспечивающих сохранность подлинников. К окончанию работ должен быть закончен ремонт залов, должно быть изготовлено оборудование.

Монтаж экспозиции

Размещение и закрепление всех экспозиционных материалов и музейного оборудования на заданных площадях в соответствии с монтажными листами. Монтируется в первую очередь верхний пояс экспозиции, экспонаты, подвешенные к потолку, затем - настенный материал экспозиционного пояса, витрины и, наконец, подставки и подиумы. Монтаж производится специалистами под руководством художника, при участии автора экспозиции.

 

Популяризация экспозиции

 

Музейная экспозиция как одно из средств массовой коммуникации рассчитана на самых разнообразных посетителей. Популяризация экспозиции, доведение ее сути, содержание до ума и сердца человека, пришедшего в музей, способствует в первую очередь проведение экскурсий.

 

 

Занятия с экскурсоводами

Активное участие методистов отдела музея по работе с посетителями на всех этапах проектирования экспозиции может способствовать повышению ее доходчивости до разных групп населения.

Работу с экскурсоводами ведут авторы экспозиции на смонтированной экспозиции. В подготовку экскурсоводов включаются и фондовые отделы.

Путеводители, буклеты

Составляются на основе ТЭП (и ТП), этикетажа, картотек экспонатов. Желательно, чтобы к открытию экспозиции был готов информационно-справочный материал для посетителя. Выступления в прессе, по радио, телевидению могут состояться еще до открытия экспозиции и способствовать пробуждению интереса к ней.

Афиши, пригласительные билеты

Художник, получив материал от автора экспозиции, готовит эскиз афиши. В нем помимо художественной части помещаются справочные сведения. Заранее печатаются пригласительные билеты на вернисаж.

Пресс-релиз

Написание пресс-релиза для СМИ является важной частью в популяризации экспозиции в обществе.

 

После открытия экспозиции работа над ней не кончается. Составляются охранно-топографические документы – описи, которые хранятся в экспозиционном зале и в отделе музейной документации.

Формируется архив экспозиции, в который входят все документы, связанные с ее проектированием и осуществлением: концепция, РТС, ТЭП, вспомогательные материалы, топографическая опись, образцы афиш и приглашений, пресс-релиз.

Пример: топографическая опись выставки

«Утверждаю»

Директор музея

__________________

(Гольденберг М.Л.)

«__» _______ 20__ г.

 

Приложение № 1

И.В. Серко

заведующий НЭО Национального музея Республики Карелия

 

 

                                                         ПЕТРОЗАВОДСК

                                                                       2015

Научная концепция стационарной выставки «Сортавалла-Сердоболь-Сортавала. Исторические грани» раскрывает основные принципы экспозиционного решения временной экспозиции Национального музея Республики Карелия и включает: 1.Расширенную тематическую структуру 2. Тематико-экспозиционный план и 3. Рабочий план-чертеж выставочного зала. Концепция учитывает разработку визуальных элементов выставочного пространства и экспозиционного оборудования.

Научная концепция выставки использует тематико-хронологический принцип с применением сквозного метода рассказа, а также учитывает проблемный характер изложения исторических сюжетов. Концепция подразумевает максимальную безопасность экспонирования музейных коллекций. Помимо подлинных предметов, документов и фотокопий из собрания НМРК, на выставке планируется экспонирование материалов Регионального музея Северного Приладожья, Национального архива Республики Карелия, музея геологии КарНЦ РАН, музея Северной Карелии «Carelicum», а также частных собраний.

Существенно, что при разработке концепции принимались во внимание современные представления в области музеологии и экспозиционного дизайна. Миссия выставки «Сортавалла-Сердоболь-Сортавала. Исторические грани», заключаются в восстановлении, во многом стертых страниц прошлого, демонстрации историко-культурного наследия Сортавалы, приобщении к своеобразной истории Северного Приладожья, воспитании чувства гордости и патриотизма за свой край. В структуру выставки внедряется TV экран для трансляции специально подготовленного фильма из нарезки исторических кино и видео сюжетов, а также мультимедийная установка «Touchscreen» (тачскрин) с программой «Виртуальная Сортавала». Музейная выставка разместится в выставочном зале Национального музея Республики Карелия общей площадью 75,45 кв. м. Логистика экспозиционного маршрута представляет собой замкнутое кольцо. Предполагаемое время работы октябрь-декабрь 2015 г. В случае заинтересованности, возможно значительный объем выставки переформатировать в «передвижной вариант», чтобы иметь возможность показа на иных площадках. Экспозиция, ориентированная на все возрастные и социальные категории населения, будет отражать фрагменты геологической и цивилизационной истории Северного Приладожья, от момента зарождения разумной жизни-эпохи мезолита, до настоящего времени.

Исходя из содержания фондовых коллекций, расширенная тематическая структура стационарной выставки, выделяет три базовых раздела «Путешествие в прошлое», «Тайна камня» и «Великие имена Сортавалы». Первый исторический раздел состоит из семи тем: «Археологические артефакты VII тыс. до н.э.-нач. II тыс. н.э.», «Сердобольско-Никольский погост XII-XVI вв.», «Столбовский мир 1617 г. Шведское владычество XVII в.», «Северная война 1700-1721. Российское Приладожье XVIII в.», «Великое Княжество Финляндское в составе империи 1809-1917», «Военные трагедии XX столетия», и наконец «Счастье мирной жизни 1945-2015».

Темы I раздела, последовательно включают экспозиционные комплексы «Рождение города Сортавала 1643», «Руны Приладожья», «Семинаристский урок», «Купцы Елисеевых», «1918», «Зимняя война 1939-1940», «Великая Отечественная война 1941-1941», «Лыжи у печки стоят», «Финский феномен», «Металл Вяртсиля», «Ткацкая фабрика», «Сортавальская нива», «Свет культуры».

Второй раздел выставки, посвящен природным богатствам Северного Приладожья и называется «Тайна камня». Он состоит из двух тем «Рускеальский массив» и «Архитектура - застывшая музыка», которые формируют самостоятельные экспозиционные комплексы «Природное сырье», «Инструменты добычи и обработки мрамора», «Современное горное оборудование», «Инструментарий геолога» и «Камень дворцов и метро».

Третий, завершающий раздел выставки, назван «Сортавала. Великие имена». Экспозиционная зона включает две темы «Красота спасет мир», а также «Спортивная Сортавала». Через судьбы известных людей, раскрывается удивительная история ладожского города. Здесь будут сформированы экспозиционные комплексы «Николай Рерих», «Борис Смирнов-Русецкий», «Мечта Рокуэлла Кента», «Школа Кронида Гоголева», «Одиночество Александра Харитонова», «Долго будет Карелия сниться. Дом творчества», «Золотое слово. А.Дюма, В.Белов» и «Сердоболь Дмитрия Менделеева». С Сортавалой, также связаны удивительные имена атлетов и спортивных тренеров. Чего стоят имена олимпийцев С. Хлебникова, Н.Аксенова, П.Коваленко, В.Рябцева, Ю.Иванова, Ю. Калинина и тренеров А.Федотова и А. Щелгачева.

Таким образом, концепция и экспозиционное решение выставки «Сортавалла-Сердоболь-Сортавала. Исторические грани», позволит, сочетая историческую достоверность и художественную выразительность, комплексно с исторической ретроспективой, взглянуть на прошлое и настоящее г. Сортавала.

 

 


СЛОВАРЬ МУЗЕЙНЫХ ТЕРМИНОВ

Академические музеи (см. Исследовательские музеи)

Анастилоз – метод реставрации архитектурных сооружений, установка на место подлинных фрагментов, изменивших свое положение при разрушении памятника.

Организация работы над музейной экспозицией

Методические рекомендации

 

Создание музейной экспозиции - сложный процесс, целая система целенаправленных мероприятий всех отделов музея. От правильной организации его, от управления этим процессом во многом зависит успех экспозиции.

Рекомендации составлены на основе опыта музеев, учтены разработанная в музееведении теория экспозиции и инструктивные материалы. Они не являются обязательным сводом правил. Музей в соответствии с условиями своей работы может варьировать их, не нарушая общих принципов построения.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.