Осведомлённость обучающихся 6 класса историей своей семьи, родословной, происхождением собственной фамилии — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Осведомлённость обучающихся 6 класса историей своей семьи, родословной, происхождением собственной фамилии

2020-12-27 115
Осведомлённость обучающихся 6 класса историей своей семьи, родословной, происхождением собственной фамилии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Знаешь ли ты о происхождении своей фамилии?

Знаешь ли ты что такое «Генеалогическое древо»?

Есть ли древо в вашей семье?

Знаком ли ты с историей своей семьи?

Кто тебе её рассказал?

родители Бабушки, дедушки Другие родственники никто
да 4 14 7 11

 

9

 

5

 

1

 

2

нет 10 3 7 2
частично 2 - - 4
другое 1 - - -
не знаю - - 3 -

Проанализировав результаты анкетирования, мы можем сделать вывод, что в большинстве случаев(65% опрошенных) дети знакомы с историей своей семьи в первую очередь от родителей, потом уже от бабушек и дедушек. С понятием «Генеалогическое древо» знакомы подавляющее количество анкетируемых (13 из 17 или 76,%), но лишь 7 (41%) опрашиваемых отмечают, что имеют генеалогическое древо или родословную своей семьи. Лишь четверо из 17-ти опрошенных (23,5%) знают о происхождении своей фамилии.

Данные таблицы позволяют сделать вывод, что шестиклассники недостаточно хорошо знают свои корни.

 

 

Приложение 3.

Фото 1. Расчистка будущего поля – кусок земли, отвоёванный у леса.

Фото Центрального Государственного архива КАССР. II – 3263

Фото 2. Проведение сева.

Фото Государственного национального архива Республики Карелия. II-947

Фото 3. Обработка поля.

Фото Центрального Государственного архива КАССР. II- 817

Фото 4. Охотник-карел. 1901 год. Место съёмки: Повенецкий уезд.

Автор съёмки: И.Никольский.

Фото Государственного национального архива Республики Карелия. II-4598

Спиридонова Мирослава,

обучающаяся 8 класса, МКОУ «Видлицкая СОШ»

Руководитель: Архипова Елена Васильевна

 

 

ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ

     Семья — самое главное в жизни каждого человека, это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья….

Эту историю мне рассказала моя прабабушка Морозова Роза Петровна 16.10.1940 года рождения.

Её родители Петухова Мария Кузьминична (15.11.1893 года рождения) и Петухов Пётр Ильич (12.07.1894 года рождения) — уроженцы деревни Калгачиха Архангельской области. Деревня Калгачиха находилась у станции Малошуйка Онежского района Архангельской области. Дорога шла от Малошуйки до озера Пертозеро по тракту до деревни Калгачиха. Деревня была большая, жили здесь в основном своим хозяйством. Хозяйство вели женщины. Мужчины же после посевной уходили в Беломорье, нанимались в рыбартели. С 1937 года люди из деревни стали уезжать. Родители прабабушки переехали в Кемский район, в п. Баб-Губа. Моя прабабушка пошла здесь в первый класс в 1948 году, как раз после отмены карточной системы на продукты и промышленные товары. В её семье было трое детей: моя прабабушка Морозова (Петухова) Роза Петровна (1940 года рождения), старшая сестра Мария (1931 года рождения), брат Виктор (1932 года рождения). Их отец Пётр Ильич погиб на производстве в 1940 году, когда прабабушка ещё не успела родиться. Когда прабабушка училась в 4 классе, её одноклассников принимали в пионеры, а её почему-то не приняли; она говорила, что была очень озорной и с плохой дисциплиной, в это даже не верится, ведь в будущем она сама стала учителем. В пионеры прабабушку приняли в 1953 году. После окончания 7 класса она пошла работать. Молодёжь брали сигнальщиками на выкатку леса, рубщиками, на погрузку леса, считать горбыль, доски, шпалы.

Когда закончилось лето, начался новый учебный год — 8 класс. Работать разрешили только в первую смену, учились они во вторую смену, 4 дня в неделю, с 19:00 до 00:00! Домой после школы возвращались пешком, поэтому времени для сна было очень мало, бывало, что уже к 05:00 вызывали на работу — подавались вагоны на погрузку.

После окончания 10 класса бабушка получила путёвку для поступления в высшее учебное заведение, в педагогический институт в г. Петрозаводск. Она училась на естественно-научном факультете на биолога-географа. После окончания института ей дали направление в Олонецкий район. Здесь, в деревне Новинка, прабабушка вышла замуж за моего прадедушку Морозова Михаила Николаевича 15.11.1940 года рождения. С 1966 года по 1970 год прабабушка работала в Олонецкой средней школе и Коверской школе. Потом они временно переехали в Кемский район, и прабабушка трудилась в Бабгубской школе. После возвращения в Новинку она снова работала в Коверской школе, потом была агрономом и председателем Нурмольского сельского совета. За время своей трудовой деятельности прабабушка была награждена различными грамотами. Некоторые из них представлены в приложении к эссе.

 

Прабабушка Роза Петровна (первая справа) с ветеранами Великой Отечественной войны, д. Нурмолицы.

Прадедушку Михаила Николаевича я не видела, знаю о нём только из рассказов родственников. Он родился и жил в деревне Новинка Олонецкого района, до пенсии работал трактористом. Его некоторые награды я также приложила к своему рассказу. И прабабушка, и прадедушка удостоены звания «Ветеран труда». Но, помимо трудовой деятельности, они ещё вели домашнее хозяйство: у них были коровы, свиньи и курицы.

 

Прадедушка Михаил Николаевич (второй слева в среднем ряду)

Моя семья отличается трудолюбием, и, я считаю, мне есть на кого равняться!

Спиридонова Дарья, ученица 4 «А» класса,

МКОУ «Олонецкая средняя школа №2»,

Руководитель: Поддубная Лилия Николаевна

 

 

ЗДЕСЬ МОЙ ДОМ

Мы в этой жизни все как ветки,

А корни наши в глубине.

И я горжусь, что наши предки

Свой след оставили во мне.

В. Алимов

Моя родная деревня Пиккойла стоит на берегу реки Видлица. Здесь я увидела белый свет, тут делала первые шаги, в этих местах прошло моё детство, здесь меня растили мама и папа. Это место, куда всегда стремится моя душа. Из этой деревни протянулась моя веточка по отцовской линии. В Пиккойле жили мой отец Фёдор, дед Василий, прадед Тимофей, прапрадед Михаил, прапрапрадед Амос, прапрапрапрадед Антон… Раньше Пиккойла была самостоятельной деревней, и в свидетельстве о рождении моего отца указано именно это название. В советское время и она, и ещё несколько небольших деревушек стали частью большой деревни Верхняя Видлица. Но обо всём по порядку.

Дорога в деревню так знакома, что, наверное, попала бы сюда с закрытыми глазами. Пешком идти от большой дороги немало – километров шесть, а на машине – оглянуться не успеешь. Сначала начинается хутор. Так издавна называли место, где когда-то вдали от деревни стоял один дом. Потом со временем там появился небольшой посёлок. В 30-е годы прошлого века здесь построили клуб, начальную школу, где учился мой отец. Он рассказывал, что первой учительницей в школе была Годарева Александра Фёдоровна, которая жила в комнатке в здании школы. Здесь и я пошла в начальную школу в 1963 году. Сейчас уже давно нет ни клуба, ни школы. О ней напоминают лишь деревья, посаженные когда-то её выпускниками. Дальше едем по дороге, которую все называют ṧkolankujo (школьная дорога). По обеим сторонам её тянутся поля. Отсюда уже и деревня видна.

Удивительным образом расположились деревушки, каждая из которых была в старину самостоятельной деревней. В низине расположилась Alango (в переводе с карельского так и будет ‒ низина). Это центр всей деревни. Раньше здесь, в дни моего детства и юности, на самом оживлённом месте, был магазин, в котором люди узнавали все новости друг от друга. Именно тут устраивались деревенские праздники, и народу собиралось видимо-невидимо. Зажигательные танцы под гармошку, весёлые игры и песни. Старшее поколение, кажется, молодело прямо на глазах, а мы, детишки, с любопытством наблюдали за тем, что происходило на «главной площади» деревни.

Здесь была и животноводческая ферма. Помню старинные большие деревянные дома. Сейчас их можно увидеть только на старинных фотографиях. Деревня Аланго со всех сторон окружена возвышенностями. На них раньше тоже располагались несколько деревень, но их названия остались только в старинных переписях ‒ Гярмина Гора, Бежеева Гора, Нильгина Гора. Сейчас эти возвышенности называют просто – Mägeveh. Там давным-давно у речных порогов стояла большая мельница. Её владельцем был Михаил Борисов. Мельница была хорошим помощником в жизни односельчан, но в 30-годы прошлого века власти решили объявить хозяина кулаком, сослали его в Сибирь, и мельница прекратила своё существование.

Как и во всех деревнях, в Верхней Видлице существовал колхоз под названием «Коминтерн», и жители работали там за трудодни. После образования совхоза «Видлицкий» колхоза не стало.

А если заглянуть совсем в глубину веков, то на противоположной стороне реки в петровские времена был лесопильный завод с пилорамой. Там пилили доски. До устья Видлицы, где река впадает в Ладогу, доски везли на лошадях, потом их загружали в баржи и по озеру доставляли в Санкт-Петербург. Деревенские жители назвали этот маршрут «laududorogu» (дощатая дорога). До сих пор об этом напоминают огромные горы опилок, давно поросшие лесом…

Деревня Alango заканчивается старинной часовней Покрова Пресвятой Богородицы, а дорога поднимается в гору, где стоит ещё одна деревушка.

Отсюда, с горы, видна вся моя деревня – Пиккойла. Потому ли её так назвали, что она очень маленькая, «pikoi pikkaraine»? Этого я не знаю, знаю только, что лучше её нет нигде.

Подъезжаешь к родному дому после долгой разлуки – и дыхание захватывает, ведь здесь я росла, здесь жил лучший человек на свете – моя мама. Она всё время ждала нас, уже взрослых, со своими семьями в гости, а у нас всё работа да дела, всё некогда было. Летом вырвешься во время отпуска ненадолго… Прости, милая мамочка… Благодаря моей маме, удивительной, доброй и мудрой женщине, разделившей с моим отцом, прошедшим две войны, все трудности жизни, взвалившей на себя все душевные невзгоды, им удалось пережить трудные послевоенные годы, вырастить детей. Мама сумела сделать наш дом самым дорогим местом для мужа, для всех нас, четверых детей. И где бы мы ни находились, наша душа всегда рвалась к родному порогу, и нас всегда призывно манил свет окон родительского дома. Вам доводилось когда-нибудь после долгой разлуки возвращаться в родные пенаты? Тогда вы поймете, как замирает сердце, когда подходишь к дому… И хотя давно нет мамы, и папы недавно не стало, а это чувство всегда остаётся с нами…

Приветствует нас мамин любимый клён. Высохший было после маминой смерти, он вновь набирает силу, потому что появилась молодая поросль. Первым делом надо сходить на берег реки. Живём мы на самом её берегу. Речка быстрая, каменистая, всегда шумит, преодолевая пороги. Особенно шумная она ранней весной. Издали слышишь грохот. Оказывается, начался ледоход, но на крутом изгибе реки образовался затор, и вода падает с метровой высоты, а льдины громоздятся друг на друга. В детстве вся ребятня, услышав треск льдин, бежала на берег смотреть удивительное зрелище. И сейчас, как заворожённый, наблюдаешь за великой силой реки, за нескончаемыми льдинами, с грохотом торопящимися куда-то по речным порогам. Здравствуй, сударыня-речка! Спасибо Всевышнему, что вновь дал возможность попасть на родной берег, к милому дому…

Согласно «Списку населённых мест» 1873 года, население Пиккойлы составляло 32 человека: 16 мужчин и 16 женщин. Жили по 6 дворам. В «Списке населённых мест» 1905 года указано, что население состояло из 24 крестьян и 20 крестьянок. Дворов уже 8.

Когда я была маленькой, в нашей деревушке в десяти домах было больше пятидесяти жителей. В каждом доме были дети. Теперь тут только шесть жилых домов. Мы с соседями приезжаем сюда ранней весной, и в трёх домах до поздней осени ярко светят окна. И в других жилых домах время от времени в летнее время появляются жители, они навещают родную деревню, родительские дома и уезжают обратно в города.

…На красивом месте стоит деревня. Летом здесь просто райский уголок – тишина, спокойствие, красота, чистый воздух, и только речка бежит и бежит куда-то. Проснёшься утром рано, солнца ещё нет, только небо розовеет, да верхушки деревьев тянутся вверх. Над речкой стоит густой туман, а потом он начинает окрашиваться в цвет утренней зари, редеет. Завораживающая картина! Надо её запечатлеть на фотоаппарате! А на траве сверкает большими каплями роса – просто чудо! Поздно вечером, когда заходит солнце, густой белый туман вновь начинает окутывать всё кругом. Сначала он опускается на поля, и совсем скоро и небо, и лес, и поле – всё становится одинаковым, всё нежно-молочного цвета, и уже с трудом различаешь знакомые предметы…За лето набирается много интересных фотографий.

Думаю, мама и папа оттуда, с небес, радуются тому, что дом в порядке, что заросшие было поля снова обрабатываются, что всё растет и цветёт!

…Каждая новая встреча с деревней наполняет душу новыми впечатлениями. Всколыхнет добрую, светлую память о моей родословной. Ведь так важно, интересно знать, откуда ты родом, кто твои прапрапрабабушка и дедушка, сколько столетий жили здесь наши предки. Предстоит ещё много узнать и оставить память об этом потомкам. Здесь, в Пиккойле, мои корни. Здесь мой дом.

Людмила Нестерова

село Видлица, Олонецкий район


 

КАРЕЛИЯ: ЗДЕСЬ МОИ КОРНИ

Собирать информацию о своих предках – коренных жителях Карелии - я стал в 7 классе.

Каждый человек стремится узнать о своих родных: кем они были, чем занимались, где прожили свою жизнь. Всю эту информацию мы получаем из рассказов наших близких, из воспоминаний бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек, других родственников. И есть целая наука, которая изучает родственные связи, — генеалогия. Вся прожитая жизнь наших предков заставляет задумываться о нашем будущем, о нашем месте на этой планете.

В ходе исследования я выдвинул гипотезу, что я – коренной житель Карелии, и мои предки — простые люди, жители Карелии, жили и трудились в Карелии и внесли вклад в развитие родного края.

Я задумался над вопросом, что означает слово «коренной», кого так называют, и могу ли я считаться коренным жителем Карелии.

Понятие коренных жителей впервые появилось в Древней Греции и Древнем Риме. Точного определения, как отмечают разные авторы, не существует. Чаще всего называют норму в три поколения: то есть коренным считают жителя, бабушки и дедушки которого родились в этой местности.

Для подтверждения своей гипотезы мне было необходимо составить генеалогическое древо, чтобы увидеть, где родились мои родные. Мне захотелось найти ответы на вопросы: мои предки — кто они; чем они интересны; чем они занимались, где жили.

Работу над своей родословной я начал с опроса своих родственников и сбора фотографий. В основном информацию я получил в ходе опроса и интервью от бабушек Пугач Татьяны Михайловны и Карповой Марии Васильевны. Они рассказали о своих родителях, кем они работали и где проживали. 

Мама моего папы, бабушка Пугач Татьяна Михайловна (Ларионова), рассказала, что её родители, мои прабабушка и прадедушка, жили в Заонежье (Медвежьегорский район) в деревне Ламбасручей. Прабабушка Ларионова Нина Петровна работала на пилораме рабочей, прадед Михаил Антонович в леспромхозе работал начальником, он — участник Великой Отечественной войны. Также семья занималась заготовкой древесины, земледелием: выращивали картофель, репу и рожь.

Мария Васильевна Карпова (мама мамы) рассказала, что её родители — Филипповы Пелагея Николаевна и Василий Иванович жили в Пряжинском районе в деревне Варлов Лес. Прабабушка трудилась в колхозе рабочей, а прадед — лесником в Кинелахтинском лесничестве. Они тоже занимались земледелием. Родители дедушки Карпова Владимира Васильевича (21.02.1939 г.р.) Анна Филипповна (22.08.1914 г.р.) и Василий Андреевич (1908—1942 гг.) жили в Ведлозерском районе, прадед был председателем колхоза «Путь к социализму» в деревне Симонова Сельга. В 1938 году прадедушку Василия Андреевича осудили на 5 лет за «вредительство» и отправили в Архангельскую область. В 1940 году он был реабилитирован, работал директором торговой базы, в 1941 году собрался ехать домой в Карелию, но началась война. Из Архангельска был призван в ряды Красной Армии. Сына так и не увидел: в 1942 году пропал без вести на фронте. Поиски места его гибели пока результатов не дали.

Мне удалось найти фотографии моих прабабушек и прадедушки (Филипповых — Карповых). На фотографии они сидят на бревенчатом наклонном настиле — съезде, так называется лестница, которая ведёт в сарай с улицы. Съезд – это традиционный элемент карельского дома. По такому съезду в сарай завозили сено, картошку прямо телегой.

Мои родители стали продолжателями профессий своих предков. Моя мама, Харина (Карпова) Лариса, стала учителем, как и бабушка Карпова Мария Васильевна. Обе учились в Карельском педагогическом институте, мама — на учителя начальных классов, а бабушка — учитель физики и математики. Дедушка, папа мамы, Карпов Владимир Васильевич, закончил Петрозаводский университет, трудился в леспромхозе в поселке Кестеньга Лоухского района, где и родилась моя мама.

Бабушка Пугач Татьяна Михайловна – строитель, работала в бригаде маляров-штукатуров, и многие дома в Олонце готовились к сдаче её бригадой отделочников, например, дома по улице Полевой и Карла Маркса. Дедушка — экскаваторщик, трудился в мелиорации. Папа Пугач Сергей Владимирович тоже работает строителем, как и бабушка.

В ходе исследования мне узнал, что я — коренной житель Карелии. Мне удалось составить генеалогическое древо моей семьи. Теперь я знаю не только имена, профессии, места трудовой деятельности моих родных, но и историю названий некоторых мест, историю предприятий в Олонецком районе, где работали мои дедушка и бабушка – ПМК-2 (занимались мелиоративным строительством), ПМК – 369 (строительством жилых домов), КОМС (Карельская опытно=мелиоративная станция - научная и прикладная работа в области сельского хозяйства в Карелии).

Из собранной информации я смог сделать вывод, что все мои кровные родственники – коренные жители Карелии, трудились во многих районах нашей республики: Лоухском, Медвежьегорском, Пряжинском, Олонецком. Мои предки работали в колхозах, леспромхозах, школах, занимались земледелием, лесным хозяйством, преподавали, честно трудились на родной мне карельской земле и, конечно, внесли свой посильный вклад в развитие родного края. Таким образом, моя гипотеза, заявленная в исследовании, подтвердилась, я с полной уверенностью могу считать себя коренным жителем Карелии, и, надеюсь, что, как и мои родные, буду полезен моей малой родине.

Василий Пугач,

обучающийся 11 «б» класса МКОУ «СОШ №1 г. Олонца»

Руководитель Гилоева  Ирина Анатольевна


 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.