Игры и упражнения, направленные на коррекцию неспособности установления эмоциональных связей. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Игры и упражнения, направленные на коррекцию неспособности установления эмоциональных связей.

2020-12-27 171
Игры и упражнения, направленные на коррекцию неспособности установления эмоциональных связей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Круглый ушастик»

Цель: формирование умения снятия негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Описание: психолог наклеивает на стене (щите) круг с ушами. Дети, которых кто – то обидел, разозлил, могут побросать мяч в ушастика, представляя своего обидчика. Таким образом снимается негативное состояние.

«Лимон»

Цель: формирование умения управления состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Описание: психолог предлагает ребенку представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок.

«Майские жуки»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: ребенок – майский жук. Он летают, жужжит под слова ведущего.

На полянке, у реки,

Летают майские жуки.

Падают, устали!

На спинке полежали.

Ножками болтают.

Затихли. Отдыхают.

Жук ложится на ковер ножками вверх, барахтаются. Устал. Некоторое время лежит, отдыхает под звуковой фон на лесной полянке.

«Месим тесто»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети мнут тесто в руках, месят его, по желанию могут лепить из него различные фигурки. Дети могут играть с тестом в уголке уединения, вдвоем или поодиночке.

«Мишки»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: ребенок изображает медведя, выполняет различные движения.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли мишки погулять.

Раз, два, три!

Ну – ка! Порычи!

После слов психолога медведь рычит, так, как им этого хочется.

«Мороженое»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Учитель: «Вы – мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное.


 

Приложение 4

Формы работы для создания обстановки эмоционального благополучия.

Специфика формирования эмоциональной сферы в том, что на её развитие большое влияние оказывает общение с другими людьми. В условиях школьного обучения это, в первую очередь, педагог и психолог. Положительный результат достигается, если педагоги знают состояние эмоциональной сферы каждого ученика и создают особый климат - обстановку эмоционального благополучия, которая предполагает:

- Положительные эмоции, связанные с пребыванием в школе;

- Хорошие, ровные взаимоотношения с учителями и одноклассниками, при отсутствии конфликтов;

- Возможность успешно сделать что-либо самостоятельно или в сотрудничестве, преодолеть трудности;

- Возможность быть правильно оцененным.

Придается особое значение положительно окрашенному общению.

Мимическая гимнастика, пантомимика способствуют обучению навыкам контролирования эмоциональных проявлений. Установлено, что изображение человеком на лице радости, горя, обиды и т. д. вызывает включение переживания этой эмоции на психофизиологическом уровне. Для детей с интеллектуальной недостаточностью этот вид деятельности приобретает особую актуальность, т. к. у некоторых наблюдается неадекватность мимических проявлений.

Игра - это важное средство развития эмоций и их коррекции. Она

Обеспечивает мотивацию участия в игровой деятельности за счёт её большой привлекательности для детей и даёт возможность формировать выразительные средства эмоциональных состояний. Игра относится к технологии прямого воздействия на эмоциональную сферу ребёнка и направлена на развитие эмоциональной сферы, на исправление имеющихся нарушений, а также на использование компенсаторных возможностей.

Для участия в играх дети объединяются в группы, при этом учитываются личные предпочтения учащихся, а также особенности их эмоционального развития.

Развитию эмоциональной сферы способствует получение разнообразных сенсорных и кинетических ощущений. Поэтому игры, направленные на полисенсорное восприятие, наиболее любимы детьми.

На коррекционно-развивающих занятиях используются дидактические игры, формирующие умения различать эмоциональные состояния по лицам, изображённым на картинке.

Постепенно усложняются игры, предлагается выразить эмоциональное состояния в движении.

Вся коррекционно-воспитательная работа с детьми с проявле­ниями аутизма строится на основе игры. При обследовании игровой деятельности ребенка обращается внимание на уровень его взаимодействия во время игры с другими детьми (игра одиночная, рядом, с кратковременным либо долговременным взаимодействием). Выясняется наличие игровых действий, умений, сюжета. Обращает­ся внимание на использование игрушки в соответствии с ее функ­циональным назначением, использование предметов-заместителей, умение выполнять цепочку игровых действий. Уточняется уровень трудностей ребенка для предложения ему посильных заданий. Опре­деляется, насколько тяжело аутичному ребенку произвольно сосре­доточиться, понять требования педагога, усвоить способ действия, а затем осуществить его.

Обращается особое внимание на специфические, избирательные интересы ребенка (льет воду, разбрасывает игрушки и т. д.). Эту ситуацию используют для организации контакта педагога и уче­ника. Например, вместо предложения взрослого поиграть с мячом ребенок приседает на корточки. Педагог сразу же реагирует: "Какая замечательная лягушка получилась!", затем предлагает повторить: "Ну-ка еще, попрыгай!". В случае отказа педагог не настаивает, а старается переключить внимание ребенка на другой объект. При этом не забывает о том, что на начальных этапах обучения важна общая организация поведения ребенка: формирование установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания. Поэтому, с одной стороны, подкрепляется желаемое поведение ребенка, а с другой — используются его интересы, стереотипы для удерживания его внимания.

Важно использовать спонтанный интерес ребенка к окружаю­щему миру, уметь творчески обыграть объект, привлекший его внимание. Например, педагог предлагает ребенку для игры мозаику. Тот разбрасывает ее, педагог говорит: "Какой красивый салют, поиг­раем вместе!". Игра продолжается. Такое обыгрывание взрослым протестных действий ребенка, преобразование и комментирование их как осмысленно игровых вызывает у ребенка чувство удовлет­ворения, радости. Это облегчает дальнейшую организацию его поведения.

В игре аутичного ребенка преобладают манипуляции, часто с неигровыми предметами (винтики, пуговицы). Наблюдаются стерео­типные действия: выкладывания картинок, карточек, игрушек и других предметов в длинный ряд. Игра некоммуникативяая, дети играют молча одни, часто не откликаются на обращение.

Для вовлечения ребенка в игру предлагаются совместные прос­тые действия: пускать и ловить мыльные пузыри; танцевать с лен­точками, шарами, флажками; ловить воздушные шарики; ходить под музыку; слушать пение или самим пытаться петь.

Обучение детей с ранним детским аутизмом игровым действиям основывается на создании у них положительного отношения к игрушкам. Этому способствуют игры с машиной, мишкой, матреш­кой и другими игрушками. Ребенка учат выполнять одни и те же действия с разными объектами: кормить зайку, куклу, мишку и т. д. Изменение и усложнение имеющихся стереотипов поведения ре­бенка проводятся введением в них новых эмоционально положи­тельно окрашенных деталей.

Первые сюжетные игры детей с проявлениями аутизма всегда сначала слишком обобщены. Например, игра "Путешествие" заключается в двух действиях: поехали — приехали. Рекомендуется постепенно наполнять ее разнообразными деталями: выбор средств передвижения (автобус из стульчиков); выбор попутчиков (кукла, зайка); введение цели путешествия (прогулка с зайкой в сквер). Эта работа очень длительная, так как при отказе ребенка от пред­ложений нельзя настаивать, чтобы не вызвать нарастания негати­визма. Не стоит лишний раз обращаться к ребенку с просьбой, когда его внимание поглощено чем-то другим, — лучше попробовать ненавязчиво отвлечь его, а затем обратиться с просьбой.

Игры с песком в органичной для ребёнка форме передают знания и законы окружающего мира. Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития ребёнка.

Нужно отметить, что не все дети в силу своих нарушений сразу принимают игры с песком, например, аутичные дети сначала неприязненно, «брезгливо» относятся к песку. Поэтому начинать лучше со знакомства с тактильными ощущениями, появляющимися при взаимодействии с ним: погружение рук в песок, движение пальцев в песке «Пальчики гуляют», отпечатки ладоней. Затем переходим к играм: «Найди спрятанный предмет», «Нарисуй круг (квадрат, треугольник)». На следующем этапе «рисуем картину»: из природного материала строим мосты, дорожки и т. д.

Занятия в песочнице являются очень полезными для детей. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, учат предметному манипулированию и переносу приобретённых навыков в повседневную жизнь.

Музыкальные игры успешно используются как в проведении музыкально - ритмических занятий, так и на коррекционных занятиях по формированию эмоционально - волевой сферы.

Физические недостатки могут сделать человека неспособным танцевать или даже притопывать, но музыка побуждает его двигаться каким-то определённым образом. Дети с нарушениями в развитии вполне могут воспринять характер и настроение музыки. Задача музыкальных игр состоит прежде всего в том, чтобы привлечь внимание к музыке и звукам как таковым и, в конечном счёте, помочь детям научиться воспринимать мир по- новому.

В работе используются следующие музыкальные игры:

- Развивающие умение слушать и концентрировать внимание («Руки вверх!», «Где бубенцы?», «Тихо и громко», «Спиной к спине» и др.

- Развивающие осознанное отношение к себе и другим людям: «Инструмент из коробки», «Дирижёр», «Создай свой танец».

- Развивающие социальные навыки: «Качающиеся обручи», «Кати или кидай», «Прятки».

- Развивающие контроль за движениями: «Вверх и вниз», «Музыкальные обручи», «Радуга».

Самое организующее средство эмоционального развития, не требующее специальной подготовки, - музыка. Она может предшествовать игровой деятельности, помогая детям войти в нужное эмоциональное состояние.

В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка. Для детей с тяжёлой формой интеллектуальной недостаточности используется спокойная музыка с гармоническими созвучиями. Хороший эффект даёт использование медитативной музыки: записи пения птиц, шум моря и других природных звуков.

Эмоции и цвет. Учёные выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. У каждого человека есть свои цветовые предпочтения. Любимые цвета приносят человеку комфорт, спокойствие и внутреннее удовлетворение. Нелюбимые цвета раздражают и отвергаются. Случаи явного предпочтения одних цветов или откровенной неприязни к другим у детей свидетельствуют о некоторой эмоциональной неуравновешенности и должны насторожить дефектологов и психологов. Поэтому при диагностике эмоционального состояния всегда выявляются цвета, которые полностью отсутствуют в рисунках детей. На коррекционных занятиях и на уроках изодеятельности дети погружаются в мир цвета, тем самым ими осознаются особые цветовые пристрастия или неприязни, расширяется и углубляется восприятие цветовой гаммы.

В классе собраны предметы разного цвета, для каждого - своя коробка. В ход идёт всё: фломастеры, лоскутки, цветные нитки, бутылочки, пробки и т. д. Перед занятием предметы нужного цвета выкладываются на подставку и накрываются тканью. Начинается погружение в цвет: рассматривание предметов, упражнения «Настроение цвета», «Предметы, которые мне нравятся», «Кто самый внимательный?», «Волшебное превращение», прослушивание стихов и сказок о данном цвете. Заканчивается занятие самовыражением в цвете «Мой любимый предмет... цвета».

Любуясь цветом, насыщая цветом свои органы чувств, ребёнок становится более восприимчивым и чувствительным. Он наполняется энергией, начинает ощущать себя в гармонии с Природой, в гармонии с космосом. Рисование помогает обучать навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиливает понимание внешних средств эмоциональной выразительности. Рисование помогает снять напряжение, сконцентрировать внимание, улучшить мелкую моторику. Часто используется рисование пальцами, кляксами, рисование с помощью трафаретов, шаблонов, готовых форм. Для эмоционального сближения используется приём коллективного рисования на большом листе бумаги.

Элементы фототерапии в эмоциональном воспитании.

Фототерапия, основанная на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности, является одним из направлений арт-терапии.

Основное содержание фототерапии - создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

Положительное воздействие фотографии на личность и её отношение с окружающим миром могут проявляться как при просмотре и обсуждении фотоснимков, так и с участниками группы при групповых занятиях.

Одним из наиболее любимых в эмоциональном плане видов деятельности в классах ЦКРОиР стало изготовление фотоальбомов: «Вот я какая!», «Вот я какой!», «Я и моя семья», «Мы и наши чувства». Ребята любят рассматривать свои фотографии, показывать гостям, по возможности рассказывать о себе, своей семье, выражать свою любовь к близким.

Театрализованным играм и сказкотерапии принадлежит значительная роль в развитии личности ребенка. Фантастический мир сказки, мир театра всегда наполнен тайнами, чудесами и волшебством - дети с радостью погружаются в воображаемый, нереальный мир и активно в нем действуют.

Внутренний мир ребенка воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, он находит выход из трудных ситуаций.

Театрализованные игры и упражнения развивают моторику, способствуют улучшению ЗМК, звуковому сосредоточению, развитию речи, они окрашивают воображение, мышление, память различными эмоциями, одни из которых поднимают настроение, помогают мобилизовать все силы организма для активного восприятия любой информации. Другие же не дают простора фантазии, ухудшают запоминание, создают напряженность и подавленность и это не дает возможности ребенку адекватно воспринимать окружающий мир.

Социальные истории – это написанные от лица ребенка короткие рассказы, которые в деталях раскрывают адекватные способы действий в сложных или непонятных для лиц с аутизмом жизненных ситуациях. Социальные истории делают заложенные в социальных правилах и нормах ожидания других людей. Слушая социальные истории и рассматривая иллюстрации к ним, ребенок с аутизмом накапливает некий запас приемлемых поведенческих образцов, каждый из которых может быть активирован в случае необходимости. Социальные истории составляются специалистами, работающими с ребенком с аутизмом, или с участием его родителей.

Метод социальных историй позволяет решить четыре основные задачи:

1. Познакомить с желаемым способом социального поведения (отказываться, искать и выражать сочувствие, делиться и обмениваться, принимать и оказывать помощь, реагировать на указания и указывать другим, сообщать о нуждах, просить о перерыве или смене деятельности, самостоятельно выполнять действие, выражать беспокойство в конструктивной форме др.)

2. Представить недостающую информацию об окружающей действительности (основные жизненные события, праздники, домашние и школьные обязанности, объекты и явления природы, хобби, игры и спорт и др.)

3. Подготовить к предстоящим изменениями в привычной ситуации (переезд, новая одежда и обувь, перестановка мебели, присутствие незнакомого человека, смена маршрута, половая зрелость и др.)

4. Помочь в понимании чувств и мыслей людей (проявление эмоций, метафоры, сленг, юмор, комплементы, критика и др.)

При составлении и использовании социальных историй в коррекционно-развивающей работе с детьми с аутистическими нарушениями следует соблюдать ряд правил, которые позволят повысить результативность этого метода.

ü Социальная история составляется персонально для каждого ребенка с учетом проблем его поведения;

ü Социальная история состоит из комбинации трех основных типов предложений: описывающих, направляющих, анализирующих;

ü Социальная история составляется от лица человека с аутизмом и описывает его желаемое поведение без оценок и морализирования;

ü Социальная история должна быть небольшой по объему и состоять из коротких предложений;

ü Социальная история работает при условии многократного повторения и отслеживания ее эффективности;

ü Социальная история иллюстрируется фотографиями, рисунками или символами;

ü Социальная история имеет вариативный формат: альбом с фотографиями или рисунками, аудиозапись, видеоролик, иллюстрированный текст, плакат, книга, буклет с рисунками, журнал с комиксами, компьютерная презентация.

Как показывает практика, использование метода социальных историй в коррекционно-развивающей работе с детьми с аутизмом позволяет им стать более независимыми в управлении собственным поведением, способствуя появлению и закреплению в их опыте общепринятых способов социального взаимодействия.

Какими бы средствами эмоционального воздействия ни пользовался психолог, он должен соблюдать следующие правила:

- Не допускать осуждающей оценки;

- На занятии обеспечивать эмоционально благоприятные отношения;

- Сопровождать занятие необходимым наглядным материалом;

- Широко использовать музыку, живопись, эмоционально насыщенные игры;

- Принимать участие в игровой деятельности на паритетных началах; упражнения, игры многократно повторять.


 

Приложение 5

Задания и упражнения по методике В. Шерборн.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.