Понятия «террор» и «терроризм» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Понятия «террор» и «терроризм»

2020-12-27 86
Понятия «террор» и «терроризм» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Двадцатый век, вошедший в историю человечества в качестве века беспрецедентного оружия и кровопролитных войн, сменился веком невиданного по своим масштабам терроризма. Террор как способ решения проблемы угрозой насилия существовал в человеческом обществе всегда. Менялись лишь его формы и средства. Террор физической силы сменился террором идеи, сначала религиозной в Средневековье, затем научной в Новое время. Эпоха капитализма знаменовала господство денег над всем сущим. Правда, форма проявления террора денег во всемирном масштабе менялась в зависимости от социокультурных и политических особенностей региона. Если в первой половине двадцатого века деньги, прикрываясь высокими, а порой даже низкими националистическими идеями, разжигали мировые войны, то сегодня повсеместно в мире господствует террор денег, творящих, словно по мановению волшебной палочки, новую реальность. Дает ли это основание утверждать, что террор является формой социальной экзистенции? Или он представляет собой лишь способ решения проблем, основанный на устрашении и насилии? Ответ на эти вопросы предполагает социокультурный и социально-психологический анализ феномена терроризма.

Тотальная рационализация, технизация, коммерциализация и виртуализация мира привели к крайнему отчуждению социальных субъектов друг от друга. Политика глобализма, навязывающая свою культуру и ценности, сопровождается попытками ослепленного ненавистью сопротивления. Вместо конструктивного диалога культивируемый эгоизм порождает социокультурный нарциссизм, сталкивающий лбами различные цивилизации. Социальная глухота одних, немота и беспомощность других проявляются в отчаянных попытках запугать оппонента, пусть даже ценой собственной смерти. Терроризм превратился в специфическое девиантное


средство современной коммуникации, основанное на страхе, ненависти, невежестве и отчаянии, диагностика которого должна помочь восстановить конструктивный диалог.

Что же собой представляет террор и чем он отличается от терроризма? Начнем с этимологии слова. «Террор» с латыни переводится как страх, ужас. Согласно Большому энциклопедическому словарю, террор –  это

«насильственные действия с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения»1. В толковом словаре В.И. Даля подчеркивается нацеленность терроризма – устрашить смертью, насилием. С.И. Ожегов в своем словаре  уточняет:

«Террор – физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам».

По мнению Г.В. Плеханова, террор – это система действий, имеющих целью устрашить политического врага, посеять ужас в его рядах. Обычно под террором понимают угрозу физической расправы, насильственные действия с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов. Так или иначе, террористические действия всегда представляют собой послание порой обманутых, порой фанатично верящих в собственную миссию, но почти всегда слабых и отчаявшихся людей.

Как видим практически все авторы отмечают политическую окраску понятия террор, как средства устрашения политических противников. Нам представляется необходимым указать на более широкий смысл понятия

«террор», не всегда ограничивающийся отношением лишь политических субъектов. Террор не всегда связан только с политикой, сфера его действия гораздо шире. Однако террор всегда связан с воздействием на волю социальных субъектов, с попыткой повлиять на нее, то есть террор всегда связан с властью, как способностью воздействовать на волю. Причем, не только на чужую, но, как это ни парадоксально, и на свою. Например, в семье муж  может  терроризировать  жену  и  детей,  угрожая  им  физической


1 Большой энциклопедический словарь. М., 1997. С. 817.


расправой, однако они не являются его политическими противниками. Или человек может терроризировать себя, пугая всякими фантазиями. Современная психиатрия полна такими примерами. Значит террор понятие не только социальное, но и психологическое. Мы пойдем дальше и спросим:

«Можно ли говорить о биологическом терроре?» Ведь насилие может принимать различные формы и вылиться в открытую физическую расправу. Возьмем, к примеру, пытки. Здесь возникает уже боязнь физического насилия. Это тоже, на наш взгляд, можно назвать разновидностью террора, но уже биологического. Мы могли бы пойти дальше и поставить вопрос о терроре в химическом и физическом мире, ведь на уровне молекул и атомов происходят «не санкционированные захваты и удержания». На мега уровне планеты и целые галактики «завоевывают» друг друга. Но главное вовремя остановиться! Нас интересует террор, как форма социальной экзистенции, поэтому остановимся от искушения чрезмерного расширения проблемы.

Существуют попытки дифференцировать понятия «террор» и терроризм» по субъекту активности, считая, что террор используется лишь политическими силами, находящимися у власти, опирающимися на властные структуры и репрессивный аппарат подавления, армию, различные спецслужбы и т.д., а терроризм относится уже к оппозиционным силам, выступающим против них и являющимися объективно стороной более слабой. Мы с этим не согласны. Террор, на наш взгляд, это феномен, а терроризм политика по реализации этого феномена в жизни. Террор, как уже отмечалось, не всегда связан с властными структурами. Это понятие гораздо шире по своему значению.

Синонимами  слова  «террор»  обычно  считают  слова  «насилие»,

«запугивание», «устрашение». Хотя эти понятия семантически различаются. Сложность понимания феномена террора заключается сегодня в том, что он имеет идеологическое обоснование, опирающееся на веру в собственную правоту и почти квазирелигиозную убежденность в высшую справедливость праведного  возмущения  притесненных.  В  любом  случае  террор,  как


социальный феномен, выступает средством достижения определенных целей. Задачей исследователя столь не простого феномена, как террор, в первую очередь, является выявление каких и чьих целей. А главное – почему выбираются именно такие способы решения проблемы.

Почему люди прибегают к террору? Почему, рискуя жизнью, сеют вокруг смерть, проливают реки крови и вызывают слезы матерей? Что толкает молодых людей на такие крайние меры? Ведь известно, что до 70 процентов террористов – люди до 35 лет. Праведное возмущение? Преданность идее? Фанатизм? Ненависть? Уверенность, что силе можно противопоставить лишь силу и насилие? А может, страх и невежество? Можно ли говорить, что терроризм превращается сегодня в способ сопротивления «беспределу» экспансии капитала? Эти вопросы не столь просты, как могут показаться на первый взгляд. Проще всего было бы поддаться искушению и вслед за многими исследователями объявить терроризм просто одним из способов решения политических проблем посредством распространения страха и ужаса. Однако это было бы весьма наивным для философского исследования. Террор превратился сегодня в обычный способ социального существования. Однако правомерен вопрос:

«Почему сегодня?». А может он существовал всегда на протяжении всей истории человечества? Просто сегодня он принял глобальные масштабы, то есть также, как и все остальное подвергся глобализации?

Прежде всего, разберемся с признаками терроризма, которые позволяют дифференцировать его от других социальных явлений.

Обычно в качестве таких признаков выделяют сознательность, целенаправленность, открытость, систематичность применения насилия и угроз, как правило, против людей, не участвующих в борьбе. Характерной тактикой в этом случае являются удары по общедоступным местам и транспортным  средствам,  убийство  известных  людей,  часто  занимающих

«публичные посты». Характерной особенностью терроризма является  его


косвенное дестабилизирующее воздействие на общество, что очень точно отражается в китайской поговорке «Убить одного, чтобы запугать сотни».

Одной из особенностей террористического акта является его коммуникативный характер. Он представляет собой скорее форму информационного послания и нацелен больше на средства массовой информации, чем непосредственно на население, которое является лишь опосредованной целью. В современном городе люди настолько заняты своими проблемами, что без СМИ они бы, возможно, и не заметили теракт даже у себя под носом. Поэтому можно с уверенностью констатировать, что современного терроризма не было бы без средств массовой информации, которые создают терроризму «виртуальное пространство», для воздействия на реальный мир. Таким образом, на наш взгляд, можно было бы сказать, что терроризм превратился в один из девиантных языков современности.

Кроме того, террористический акт трансформировался сегодня в шоу, спектакль, а террористы практически в актеров и даже порой в клоунов, правда, с обратным знаком, то есть их задача не веселить, а пугать и огорчать. Отсюда такое внимание к постановке шоу, костюмам, реквизиту, информационной поддержке. Все это продумывается очень тщательно, для того, чтобы шоу было массовым и имело высокий рейтинг. У террористов есть даже свои звезды, правда не Голливуда, но о них уже и там снимают фильмы!

Информационный терроризм не только пугает, одной из его целей является дискредитация своих врагов. К нему могут прибегать не только отдельные личности, организации, но и целые государства. Политолог профессор Адда Б. Бозман в своем докладе «Гидра кровавой бойни – международные связи терроризма и других операций малой интенсивности», отмечает, что Византийское царство пришло к процветанию в том числе за счет «активных мер» службы информации, психо-политических операций, включая государственный информационный терроризм. Дискредитация врага, превращенного в «козла отпущения» – известная тактика,


применяемая при холокосте и геноцидах. Примеры современного инфо- воздействия на оппонента можно было бы умножить.

В качестве основных сфер инфо-террора выделяют политическую, в которой осуществляются попытки оказания влияния на лидеров при принятии политических решений, устранения неугодных политических деятелей ради изменения политического строя. Информационный террор воздействует на психику людей с целью формирования необходимого общественного мнения. Это проявляется не только в распространении слухов, но и просто в навязчивой информации и политическом маркетинге. Экономическую, в которой проводятся различные дискриминационные действиях, санкции, например, с целью оказать давление. Социально- бытовую, включающую всякого рода запугивания и причинение вреда на бытовом уровне.

 

Группы смерти в сети

«Поймай автобус».

Весьма популярны в сети такие манипулятивные сообщества как печально известные группы смерти. Одна из самых известных суицидальных платформ Alt.suicide.holiday (сокращенно ASH - пепел), была основана в 1990 году в Калифорнии. Общение с новичками начиналось с фразы: «Нам жаль, что вы здесь». Группа называла себя автобусной остановкой, где можно поговорить в ожидании автобуса, то есть смерти. Самоубийство они называли catch the bus (пойматть автобус), или сокращенно ctb. Хотя склонять участников к суициду, так же, как и отговаривать их, правилами группы было запрещено, в ней можно было поделиться самыми темными мыслями, обсудить способы и время совместного суицида.

Интересно, что пользователи, писавшие, что самоубийство не является лучшим выходом, назывались «оптимистами» и блокировались.

На пике популярности в группе было около 7000 человек. По мнению профессора Сиенского колледжа Карлы Софки, люди ценили эти


пространства за «возможность делиться мыслями без осуждения и стигматизации, открыто выразить свои чувства и быть принятым».

«В сентябре 2006 года британская газета Independent начала серию расследований о связи самоубийств подростков и деятельности онлайн- групп. Журналист Джонатан Оуэн сообщил, что смерти по крайней мере 16 подростков и молодых взрослых в Англии за последние несколько лет были связаны с интересом погибших к чатам и сайтам о самоубийствах. В 2008 году национальная благотворительная организация «Папирус», занимающаяся предотвращением самоубийств, объявила, что за последние шесть лет зарегистрировала около 30 случаев самоубийств, связанных с онлайн-группами. Самой младшей погибшей было 13 лет.

Хотя многие считают, что интернет создает трудности для следствия, министерство юстиции Великобритании, например, заявило, что содействие или попытка содействия самоубийству через интернет является преступлением и согласно закону, человек, который помогает, подстрекает, консультирует или оплачивает самоубийство, может быть заключен в тюрьму сроком до 14 лет. Австралия, Канада, Южная Корея и Япония также приняли специальные законы, преследующие доведение до самоубийства через интернет.

Многие родители и не подозревают, что их дети являются членами суицидальных групп. 18 летний парень Саймон Келли, ставший всемирно известным после самоубийства, перед суицидом оставил на своем компьютере открытую страницу переписки в ASH, на которой благодарил своих друзей из чата самоубийц. В новостях по телевизору показали эту переписку в суицидальном чате. Отец Саймона только после смерти сына узнавший об этом страшном сайте заметил, что одним из главных факторов суицида является доступ к средствам самоубийства. Информация – это тоже средство. Эти чаты сыграли свою страшную роль.

Ученые говорят об опасности распространения «поведенческой инфекции», когда суицидальное поведение становится просто «заразным».


Эти чаты или форумы могут оказывать давление на сомневающихся, поощрять поклонение самоубийцам, помогать договориться о совместном самоубийстве. Практикующие суицидологи замечают, что посещение подобных сайтов действительно снижает внутреннее напряжение у людей, размышляющих о самоубийстве, и на короткой дистанции может предотвратить суицид. Однако в следующий раз для снижения фрустрации человек снова заходит на эти веб-сайты. Это как в азартных играх. Происходит привыкание к мысли о самоубийстве, как решению личной проблемы. Снижается страх смерти – естественная защита от самоубийства. И любая конфликтная ситуация может оказаться той самой кнопкой, запускающей механизм суицида.

Интересно, что интернет-соглашения о самоубийстве почти всегда заключаются между, как правило, незнакомыми молодыми людьми. Причем, многие из них участвуют в договоренностях, но не выполняют их, только провоцируя других на смерть. Весьма подлая миссия. Один из таких подонков на вопрос о том, почему он это делал, заявил: «Меня захватывало ощущение охоты».

 

«Синий кит».

Одной из самых известных международных кибергрупп смерти «Синий кит» Они привели к смерти множество людей, но единственной страной, где суд приговорил их к реальным срокам, была и до сих пор остается Россия.

В Бразилии, например, где «Синий кит» распространялся в основном через WhatsApp-группы, было зафиксировано восемь жертв в семи городах. Полиция начала операцию «Водолей», внедрившись в группы. Оперативная работа велась полгода и закончилась в июле 2017 года арестами и обысками. Был арестован 23-летний парень, признавшийся в доведении до самоубийства 30 подростков. Затем арестовали еще трех кураторов. Facebook отказался сотрудничать с властями Бразилии, не желая нарушать конфедициональность, за что были публично обвинены. Правительство


Бразилии провело совещание с региональными директорами социальных сетей и интернет-каналов: Google, Instagram, Facebook, Twitter, WhatsApp, YouTube, Yahoo и Tumblr. Было организовано международное взаимодействие, в результате которого выяснилось, что организаторы группы жили в разных странах. Один из самых опасных кураторов оказался жителем Анголы. Поэтому борьба с ними тоже должна быть международной.

Однако, общественные организации по предотвращению самоубийств в некоторых странах, например, Болгарии, Италии, Индии и др. заявили, что игра «Синий кит» является мистификацией и провоцирует панику. В Уругвае же после выявления жертв «Синего кита» в шести регионах страны, полиция и другие организации начали масштабную кампанию по информированию граждан о киберугрозах. В Египте, где привела к смерти 12-летнего мальчика, Управление по фетвам (главное богословское учреждение страны) выпустило специальное заявление, что игра «Синий кит» противоречит принципам ислама и воле Аллаха. В США также были обнаружены жертвы

«Синего кита». Так, родители погибших 15-летнего юноши и 16-летней девушки рассказали журналистам об их участии в этой игре.

Одним из самых распространенных способов борьбы со смертельными играми является блокировка. Так крупнейший интернет-портал Китая Tencent только за 2017 год закрыл 12 подозрительных сетевых групп, связанных с «Синим китом», на своей социальной сетевой платформе QQ. А Саудовская Аравия, где были обнаружены две жертвы «Синего кита», в 2018 году запретила 47 видеоигр, включая популярные Grand Theft Auto V, Assassin’s Creed II и The Witcher 3: Wild Hunt. Эти игры имели «онлайн- компоненты», которые были частью игры «Синий кит». В Тунисе в 2018 году родители семи погибших детей заявили, что их дети покончили с собой из-за этой игры и потребовали ее судебного запрета. Суд города Сус запретил на территории страны игру «Синий кит» и подобную ей местную  игру

«Мириам». Есть жертвы этой страшной игры и в далекой Венесуэле. В 2019


году 15-летниие подросток и девушка покончили с собой. По сообщениям местных СМИ, его смерть была последним заданием в игре.

Не менее опасна и другая компьютерная игра – «Момо», которая появилась лишь в 2018 году. Эта игра происходит преимущественно в WhatsApp и Facebook. Суть ее заключается в следующем. Монстру приписывается несколько японских и мексиканских номеров. Подросток, позвонивший по номеру «Момо» получает угрозы, слышит жуткие звуки. Ему обещают скорую смерть. Игрока в чате шантажируют личной информацией, которую каким-то образом собирает «Момо». Подростку даются смертельно опасные задания. После того как в 2018 году индонезийская газета сообщила, что 12-летняя девочка покончила с собой после запугиваний со стороны «Момо», в соцсетях случилась паника. В 2019 году, уже после того, как полицейская служба Северной Ирландии опубликовала в Facebook публичное предупреждение об игре, изображение Момо стало попадаться в детских видео на YouTube, появилось в пользовательском контенте в компьютерных играх Minecraft и Grand Theft Auto V.

Существует мнение, что Момо является ботом, самообучающейся компьютерной программой, которая по номеру телефона звонящего вычисляет страницы подростка в соцсетях и использует личную информацию для его запугивания и шантажа. В пользу этой версии говорит то, что

«Момо», ставшая международной, обращается к детям на их родном языке. Детские самоубийства, которые полиция и СМИ связывают с «Момо», зарегистрированы в Индии, на Филиппинах, во Франции, Аргентине, Колумбии, в Бельгии, Украине и других странах.

Другая игра – «Эльзагейт», названная по имени диснеевской принцессы Эльзы, известна с 2014 года и распространена в YouTube. В кадрах видеороликов присутствуют взрослые люди в костюмах диснеевских принцесс, зверей и супергероев, совершают странные или бессмысленные действия, которые периодически сменяются насилием – убийства,


изнасилования, поджоги и др. Видео исчисляются десятками тысяч, у некоторых из них – десятки миллионов просмотров. Журналисты New York Times предположили, что эти ролики могут приносить доход от просмотров. YouTube заблокировал их, отменив монетизацию. Однако, несмотря на это видео с Эльзой продолжили появляться. При этом в Китае, где YouTube заблокирован, те же видео появляются на платформах Tencent, Youku и iQiyi. Tencent создала специальную команду для мониторинга своей видеоплатформы, а к началу 2018 года окончательно закрыла 121 аккаунт и заблокировала более 4000 ключевых слов для поиска подобных видео.

Интересно, что суицидальным играм угрожают не смерти детей, а устаревший формат. Именно это погубило ASH. Эхоконференции стали неудобны. Новый интернет предлагал новые возможности. Пользователи, которых на то время было 5500, переместились на Reddit – самый популярный анонимный форум англоязычного интернета, пока Reddit не начал удалять суицидальный контент. Тогда сообщество ушло в DarkWeb – то самое темное немодерируемое подбрюшье интернета, но вскоре снова вынырнуло уже под новым именем. Будущие самоубийцы обмениваются здесь музыкой и фильмами, обсуждают, куда девать домашних питомцев и кто должен найти их тело – полиция или родные. Форум англоязычный, но попадаются и сообщения на русском языке. Подонки зарабатывают деньги на смертях детей.

 

Образование как средство обеспечения безопасности движения в Интернет-пространстве

Многие люди, особенно дети, путают реальный мир с виртуальным, проживая в нем основную часть своей жизни. Однако каждый из миров имеют свои закономерности, которые надо знать и учитывать. Развитие технологий привело к ситуации, когда в медиапространстве Интернета объединились информация библиотек, текущих периодических изданий,


телевидения, личных дневников, тематических форумов, массовых компьютерных игр, кинотеатров онлайн и т.д.

Сегодня психофизиологическая безопасность человека тесно связана с его культурой. Медиаграмотность, то есть умение работать с информацией в средствах массовой коммуникации, и общая информационная культура – являются важнейшими факторами обеспечения информационной безопасности. Информационная культура, являясь частью общей культуры человечества, представляет собой знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках, понимать чужие сообщения и создавать свои. Информационная культура является важнейшей составляющей благополучного развития личности.

Социологические исследования показывают, насколько сегодня меняется восприятие детей, живущих в мире техно-символов и знаков электронной культуры. Школа у современных детей находится на четвертом- пятом месте по «рейтингу доверия». Открытая неконтролируемая информационная среда стала серьезной проблемой.

Обеспечить безопасность – обезопасить… Могут ли механизмы фильтрации защитить ребенка от нежелательной информации в условиях цифровой среды? Смогут ли оградить от соблазнов и проступков с ними связанными, от пагубной среды, от распространяемых антиценностей или псевдоценностей? Где все-таки поставить запятую в фразе «Запретить нельзя обезопасить»?

Неслучайно, одним из важнейших направлений развития современного образования является формирование ценностных ориентаций молодежи в условиях цифровизации. Ученые и педагоги все чаще соглашаются с тем, что запретительные меры не смогут полностью защитить детей от негативных воздействий инфосреды, и юной формирующейся личности сегодня особенно необходим внутренний навигатор, позволяющий сохранить индивидуальность и приобрести способность самостоятельно мыслить, иметь собственный взгляд на мир и происходящие вокруг социальные явления и


события. Таким навигатором для каждого человека являются ценности и, соответственно, ценностное отношение к миру, событиям и явлениям, к окружающим людям, к самому себе.

Ценности являются ориентиром в жизни каждого человека, определяют его жизненную траекторию, поступки, выбор круга общения, профессии, позволяют осмыслить происходящие события, поступки других людей, иметь собственные суждения и оценивать поступающую информацию с точки зрения нравственных категорий и заданной в обществе ценностной матрицы. Однако, для того, чтобы то или иное явление стало значимым для человека и приняло статус ценности, ему должна предшествовать информация. Информация о мире, событиях, явлениях сопровождает человека с давних времен, столько же, сколько существует человечество. Процесс развития человечества изменил средства и, соответственно, объем, доступность, скорость поступления информации, способы ее создания, передачи, хранения и распространения. Рост информационных ресурсов и средств коммуникации изменили значение информации во многих сферах общественной жизни, включая как экономическую сферу, так и сферу духовного производства.

В современную эпоху каналы передачи и доступа к информации становятся все более разнообразными и удобными, охватывающими все мировое сообщество. Понятие «киберпространство» появилось в ходе первой промышленной революции и связано с массовым распространением машин и механизмов. «Киберпространство» представляет собой метафору, характеризующую пространство распространения сигналов в любых управляющих системах, и впервые понятие было введено американским фантастом У. Гибсоном в романе «Нейромант», далее получив распространение среди специалистов информационных технологий1. С появлением и распространением Интернета во всех сферах общественной жизни понятие «киберпространство» стали отождествлять с Интернет-


1 Россия и вызовы цифровой среды: рабочая тетр. / [В.С. Овчинский и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам (РСМД). – М.: Спец- книга, 2014. – 40 с. – Авт. указаны на обороте тит. л. – ISBN 978-5-91891-367-3.


пространством и различными телекоммуникациями, распространяющимися в мире. Расширение и развитие киберпространства, создание и распространение информации посредством современных телекоммуникаций тесно связаны и обусловлены развитием научно-технических знаний, информационных технологий, значением его величества «Цифры», распространения инноваций. Так, постепенно, киберпространство, различные телекоммуникации и связанные с их функционированием информационные технологии стали называть цифровой средой. Термин «цифровая среда» и, одновременно, связанное с ним понятие «информационная безопасность», вошли в официальные документы и стратегические государственные проекты. При этом, формирование и развитие современной цифровой среды порождает ряд новых, актуальных проблем, связанных не только с обеспечением информационной безопасности, как неотъемлемой составляющей данной среды, но и с обеспечением духовной безопасности личности и общества, в частности категории детей и молодежи.

Характеризуя цифровую среду как новое явление общества, исследователи выделяют следующие ее составляющие:

— инфраструктуру, которая включает в себя телекоммуникационные и интернет-линии; вычислительные комплексы различной размерности – от суперкомпьютеров до смартфонов и планшетных компьютеров; вычислительные управляющие встроенные блоки в различного рода объекты физического мира, начиная от производственных линий и заканчивая кроссовками и майками;

— структуру, состоящую из сетевых программных протоколов, обеспечивающих передачу информации по различным сетям, включая Интернет, корпоративные сети, одноранговые сети (типа Tor); программы и программные платформы, осуществляющие хранение, переработку и предоставление информации – от баз данных до привычных всем операционных систем типа Windows, Linux; программы-интерфейсы, обеспечивающие восприятие информации конечными пользователями


(интерфейсы сайтов, блогов, порталов, приложений, различного рода программ и т.п.);

— ультраструктуру, которая представляет собой инфосферу, где содержатся воспринимаемые человеком прямые и скрытые смыслы, выраженные в текстах, таблицах, видео- и аудиоконтенте. Ультраструктура включает в себя, во-первых, общедоступные сетевые ресурсы типа сайтов, блогов, порталов, социальных сетей и т.п., во-вторых, защищенные, доступные только для определенных категорий пользователей информационные ресурсы государственной и корпоративной принадлежности, в-третьих, общедоступные ресурсы с платным контентом2. Заметим, что общедоступные сетевые ресурсы, как составляющая цифровой среды, оказывают самое непосредственное влияние на информационную осведомленность современного человека о происходящих в мире событиях, на формирование взглядов и оценочных суждений, эмоционального отношения к процессам и явлениям. Это подтверждают и статистические данные, опубликованные по результатам опроса Аналитического центра Юрия Левады. Так, на сентябрь 2018 г., главным источником информации о мире у россиян становятся интернет-источники (37%) и социальные сети (28%), в совокупности уже составляющие серьезную конкуренцию телевидению (73%)3.


Очевидно, что новые, альтернативные телевидению, общедоступные источники информации также определяют информационную экологичность в целом, непосредственно влияя на духовную безопасность пользовательского сообщества и, в том числе детей и молодежи. Запрет доступа к тем или иным источникам, поиск решения в совершенствовании систем фильтрации могут стать лишь временными мерами, эффект которых тоже сомнителен. Цифровые технологии идут вперед, а, это означает, что новые технические

2 Россия и вызовы цифровой среды: рабочая тетр. / [В.С. Овчинский и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам (РСМД). – М.: Спец- книга, 2014. – 40 с. – Авт. указаны на обороте тит. л. – ISBN 978-5-91891-367-3

3 Вартанова Е. «Медиаграмотность “цифровой молодежи” как фактор информационной безопасности» // Материалы круглого стола «Социальное благополучие и информационная безопасность в цифровом обществе», 25 апреля, 2019, РАО


возможности будут каждый раз бросать новые вызовы обществу. Поэтому значительную роль в поиске способов обеспечения безопасности детей и молодежи в цифровой среде необходимо отводить образовательной сфере. Речь должна идти о формировании своего рода информационного иммунитета, основой которого являются ценности и ценностное отношение к поступающей информации, способность к анализу и оценке источников предьявления информации, поступающих сведений с точки зрения нравственных категорий. И, безусловно, создание в реальном повседневном пространстве жизни конкурирующих условий для удовлетворения потребностей ребенка в общении, признании, эмоциональной поддержке, саморазвитии, самовыражении и самореализации. Потребности и интересы личности формируемы, их палитра во многом зависит от того, кто рядом с ребенком, под чьим влиянием он будет находиться.

При этом поиск путей и способов обеспечения медиабезопасности может быть связан с различными направлениями в педагогике. Так перспективы развития информационных технологий в мире, средств телекоммуникации, способов распространения информации и возникновение проблемы безопасности личности в цифровой среде обусловливают актуальность обращения к опыту медиаобразования, как одного из направлений, появившихся в педагогике XX века. Например, огромное внимание проблеме формирования способности ориентироваться в информационном/идеологическом потоке современного общества уделил британский теоретик медиаобразования Л.Мастерман (L.Masterman). Он выделил несколько важнейших факторов, среди которых – высокий уровень потребления медиа и насыщенность современных обществ средствами массовой информации; идеологическая важность медиа, и их влияния, как отрасли промышленности, на сознание аудитории; быстрый рост количества информации, усиление механизмов управления ею и ее распространения;


необходимость обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям4.

Заглядывая в будущее, многие медиаисследователи и педагоги обращают внимание на аксиологические аспекты образования и необходимость формирования у подрастающего поколения демократических ценностей и ценностей гражданского общества. К примеру, Б.Мак-Махон пишет, что в эпоху терроризма и войн XXI века распространение демократических ценностей посредством образования и медиаобразования в частности становится настоятельным требованием мирового сообщества

Многоаспектность и многоуровневость медиаобразования, необходимость его развития отмечает в своем исследовании А.В. Федоров, показывая значение медиаобразования для различных категорий граждан. Он выделяет следующие его виды: 1) медиаобразование будущих профессионалов в мире прессы, радио, телевидения, кино, видео и Интернета

– журналистов, редакторов, режиссеров, продюсеров, актеров, операторов и др.; 2) медиаобразование будущих педагогов в университетах и педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакультуре; 3) медиаобразование школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.); 4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, в клубах по месту жительства и т.д.); 5) дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью прессы, телевидения, радио, видео, DVD, системы Интернет (здесь огромную роль играет медиакритика); 6)  самостоятельное/непрерывное

 

 


4 Masterman L. Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group, 1985. P 2.


медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека)5.

Возвращаясь к вопросу о важности аксиологической составляющей медиаобразования, заметим, что именно ценностное наполнение должно определять целеполагание и содержание образования, его взаимосвязь и преемственность между различными категориями обучающихся. Именно ценности позволяют ориентироваться в мире, осознавать нормы, эталоны, идеалы, регулирующие отношения в реальном и виртуальном киберпространстве. Формирование цифровой среды и новые, связанные с данным процессом общественные вызовы, должны ориентировать учителя на формирование у подрастающего поколения эффективного гражданского поведения, ценностного отношения к миру, освоение молодежью базовых общечеловеческих и российских ценностей, осмысление и оценивание на их основе получаемой информации, руководство ими в практике взаимодействия в киберпространстве.

Исследуя природу «ценности» и «ценностного отношения», необходимо отметить, что в философии ценности рассматриваются как явления сознания, проявляющиеся в субъективном отношении человека к оцениваемым объектам (А. Айер, Л. Люис и др.). Подчеркивается, что ценности относительны в зависимости от социальных общностей (М.Вебер, А.А.Гусейнов), что источником ценностей является субъективный мир человека – его цели, чувства, установки, все то, что значимо для человека (Ф.Брентано, А.Мейнонг, А.Лэнгле). Отмечается, что ценности определяют характер мироощущения человека, выражаются в эмоциональных переживаниях, оценочных суждениях о событиях и явлениях, активном отношении человека к этим событиям (М.С.Каган, В.С.Степин). Психологические аспекты ценностной природы внутреннего мира человека рассматривали Л.С.Выготский, А.И.Донцов, Д.Колесов, В.Н.Мясищев,


5 Федоров А.В. Модель развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла//Инновации в образовании. 2007 № 7 С.107- 116.


А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, А.А.Лэнгле, В.А.Ядов, П.М.Якобсон и другие авторы.

Исследования подтверждают, что ценности могут являться ориентиром деятельности и поведения человека только при сформированности у него ценностного отношения к миру. Поэтому, совершенно очевидно, что поведению человека, в основе которого лежат социально одобряемые ценностные ориентиры, предшествует процесс формирования и развития у него отношения к декларируемым в обществе ценностям, фиксируемым в качестве результата образования.

В философии и психологии ценностное отношение изучается во взаимосвязи с эмоциональной сферой личности. Эмоция является обязательным компонентом формирования ценностного отношения: «Без эмоции нет отношения или, лучше


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.