Косвенное обоснование тезиса — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Косвенное обоснование тезиса

2020-12-27 223
Косвенное обоснование тезиса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Косвенным называют обоснования тезиса путем установления ложности антитезиса или других конкурирующих с тезисом допущений.  

Различие в структуре конкурирующих допущений определяет два вида косвенного обоснования: апагогическое и разделительное.

Апагогическим    называют обоснование тезиса путем установления ложности противоречащего ему допущения – антитезиса. Доказательство в этом случае строится в три этапа:

1. При наличии тезиса выдвигают противоречащее ему положение – антитезис; условно признают его истинным (допущение косвенного доказательства) и выводят логически вытекающие из него следствия.

Тезис и антитезис могут быть выражены в форме различных суждений. Так, для тезиса в форме единичного утвердительного суждения «Н. виновен в совершении данного преступления» антитезисом будет отрицание этого суждения: «Н. не виновен в совершении данного преступления». Антитезисом для единичного утвердительного суждения может быть и утвердительное суждение, если в нем речь идет о несовместимых свойствах одного и того же явления. Напр., отношение противоречия имеет место между тезисом «Преступление совершено умышленно» и антитезисом «Преступление совершено неосторожно».

Если тезис представлен общеутвердительным суждением – «Все S суть Р», то антитезисом будет противоречащее ему частноотрицательное суждение: «Некоторые S  не суть Р».  Для общеотрицательного тезиса «Ни одно S  не есть Р»  антитезисом выступает частноутвердительное: «Некоторые S  суть Р».  Таким образом, тезис составляется в соответствии с правилами отношения между суждениями.

2. Логически выведенные из антитезиса следствия сопоставляют с положениями, истинность которых ранее установлена. В случае же несовпадения отказываются от этих следствий.

3. Из ложности следствий логически заключают о ложности допущения.

В итоге из ложности допущения заключают на основе закона двойного отрицания об истинности тезиса.

Апагогический вид косвенного обоснования применяется лишь в том случае, если тезис и антитезис находятся в отношении противоречия. При других видах несовместимости, включая противоположность, апагогическое обоснование становится несостоятельным.

Разделительным    называют косвенное обоснование тезиса, выступающего членом дизъюнкции, путем установления ложности и исключения всех других конкурирующих членов дизъюнкции.

Обоснование тезиса строится в этом случае методом исключения. В процессе аргументации показывают несостоятельность всех членов дизъюнкции, кроме одного, тем самым косвенно обосновывая истинность оставшегося тезиса.

Разделительное обоснование состоятельно лишь в том случае, если дизъюнктивное суждение является полным, или закрытым. Если же рассматриваются не все варианты решения, то метод исключения не обеспечивает достоверность тезиса, а дает лишь проблематичное заключение.

Разделительная аргументация, включая и доказательство, часто применяется в судебно-следственной практике при проверке версий относительно лиц, виновных в совершении того или иного преступления, при объяснении причин возникновения конкретных явлений и во многих др. случаях.

 

КРИТИКА, ЕЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ

 

Критика  – это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации.    По форме выражения бывает неявной и явной.

Неявная критика    – это скептическая оценка тезиса без конкретного анализа недостатков и точного указания на слабые места. Сомнение в этом случае выражают примерно в такой форме: «Ваши идеи мне представляются сомнительными» и т. п.

Явная критика    – указание на конкретные недостатки тезиса. По направленности может быть трех видов: деструктивная, конструктивная и смешанная.

Деструктивной  называется критика, направленная на разрушение тезиса, аргументов или демонстрации.

1. Критика тезиса.  Тезис расценивают как заведомо ложный. Рассмотрим прямое опровержение тезиса, которое строится в форме рассуждения, получившего название «сведение к абсурду».  Вначале условно допускают истинность выдвинутого положения и выводят логически вытекающие из него следствия. Если при сопоставлении следствий с фактами окажется, что они противоречат объективным данным, то тем самым их признают несостоятельными. На этой основе отмечают несостоятельность самого тезиса, рассуждая по принципу: ложные следствия всегда свидетельствуют о ложности их основания.

2. Критика аргументов.  Может выражаться в том, что оппонент указывает на неточное изложение фактов, двусмысленность процедуры обобщения статистических данных, выражает сомнения в авторитетности эксперта, на заключение которого ссылаются, и т. д. Сомнения в правильности доводов переносятся и на тезис, который логически следует из аргументов и тоже расценивается как сомнительный. В случае установления ложности аргументов тезис безоговорочно считается необоснованным и нуждается в новом, самостоятельном подтверждении. 3. Критика демонстрации.  Показывают, что нет логической связи между аргументами и тезисом. Если тезис не вытекает из аргументов, то он считается необоснованным. Начальный и конечный пункты рассуждения оказываются вне логической связи друг с другом.

Успешная критика демонстрации предполагает отчетливое представление о правилах и ошибках соответствующих умозаключений: дедукции, индукции, аналогии, в форме которых протекает обоснование тезиса.

Как критика аргументов, так и критика демонстрации сами по себе лишь разрушают аргументацию и показывают необоснованность тезиса. В этом случае о тезисе можно сказать, что он не опирается на доводы либо опирается на недоброкачественные доводы и требует нового обоснования.

Конструктивной критикой  будем называть обоснование собственного тезиса с целью опровержения альтернативного утверждения.

Для конструктивной критики необходимо следующее:

Четко и развернуто представить тезис своего выступления.

Показать, что этот тезис не просто отличается от предлагаемого, а противоречит ему как альтернативный.

Сосредоточить усилия на подборе аргументов в пользу выставленного тезиса для максимального доказательного воздействия.

Под смешанной  подразумевается критика, сочетающая конструктивный и деструктивный подходы.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.