Песчаная куропатка, или пустынная курочка — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Песчаная куропатка, или пустынная курочка

2020-12-27 385
Песчаная куропатка, или пустынная курочка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ammoperdix heyi

Птица семейства фазановых отряда курообразных. Ареал – Аравийский полуостров, Египет, Ближний Восток. В Израиле водится в окрестностях Мертвого моря и в пустыне Арава. Заселяет каменистые склоны и сухие русла рек. Может обходиться без воды до 7 дней. Самец отличается от самки красным клювом, пестрыми продольными полосами под крыльями и белыми подглазными пятнами. Гнездо устраивает прямо на земле. В кладке до 8 яиц.

Библейский бестиарий: קאת –’каат’

 

 

В текстах Библии каат упоминается прежде всего при перечислении птиц, запрещенных для употребления в пищу:

«Но этих не должны вы есть из них: … Кос (домовый сыч) и шалах (филин-рыболов), и йаншуф (ушастая сова). И тиншемет (сипуха), и каат, и рахам (стервятник)» (Вайикра 11:12-18);

«Кос (домовый сыч) и йаншуф (ушастая сова), и тиншамет (сипуха). И каат, и рахам (стервятник), и шалах (филин-рыболов)» (Дварим 14:16-17).

В пророческой литературе каат представлен как интегральная часть эсхатологической картины разрушения и запустения:

«Приобретут ее (землю Эдома) каат и кипод (болотная сова), и йаншуф (ушастая сова), и орэв (ворон) поселятся в ней, склонится над ней черта пустоты и камни хаоса» (Йешайа 34:11);

«Будут лежать внутри ее (Ниневии) стада всяческих зверей; также каат, также кипод* (болотная сова) на капителях ее будут ночевать, голос раздаваться будет из окна…» (Цфания 2:14).

В псалмах каат’ у уподоблен страдалец, изливающий свою душу Всевышнему:

«От голоса стенания моего приклеились кости мои к плоти моей. Стал я похож на каат’ а пустыни, был я как кос развалин. Был я все время, как птица одинокая на кровле» (Теѓилим 102:7-8).

Несмотря на то, что в разных переводах Библии каат представлен как пеликан, хамелеон, неясыть и баклан, а кос как некая ночная хищная птица, современные исследователи склоняются к мнению, что речь идет о подвидах одной и той же птицы, домового сыча. В качестве доказательства приводится следующий резон: в тексте 102-го псалма речь идет о сравнении страдающего человека с одним видом птицы, однако обитающей как в пустыне (каат), так и на развалинах человеческого жилья (кос). Обе разновидности обладают одинаковыми характеристиками: «стенающим» голосом и своеобразным «одиноким» восседанием на вершине построек (типичная поза домового сыча).

Израильский ученый И.Феликс предположил, что «каат пустыни» это та разновидность домовых сычей, что обладает более светлым оперением и чаще встречается в более пустынных областях на Ближневосточного региона, то есть домовый сыч saharae.

Латинское название Athene роду сычей дал в XIX веке немецкий естествоиспытатель Фридрих Бойе в честь Афины (Минервы), аттической богини мудрости и справедливой войны, носящей эпитет «совоокая». Собственно, сова и становится знаменитым символом мудрости благодаря сей богине, поскольку является одним из неотъемлемых атрибутов Афины.

Домовый сыч saharae

Athene noctua saharae

Птица из рода сычей семейства совиных. Один из 20 подвидов домового сыча. Ареал – пустынные области Северной Африки и Ближневосточного региона.

Длина тела – до 25 см. Оперение темно-песочное или бурое с пестринками. В рационе питания: насекомые, мелкие грызуны и птицы. Гнездится в грудах камней и заброшенных постройках. В кладке – 4-6 яиц.

Библейский бестиарий: צרעה –’цир’а’

 

 

В современном иврите словом цир’а обозначаются и оса, и шершень, хотя для шершня припасен также свой персональный термин – «дабур» (ср. с «двора» – пчела).

В библейских текстах насекомое цир’а упоминается всего три раза:

– «И пошлю я перед вами цир’а, и и они прогонят от тебя хиввеев, ханаанцев и хеттов» (Шемот 23:28);

– «…И цир’а нашлет Господь, Бог твой, на них (на вражеские народы), доколе не погибнут оставшиеся и скрывшиеся от лица твоего» (Дварим 7:20);

– «Я послал пред вами цир’а, которая прогнала их от вас, двух царей Аморрейских; не мечом твоим и не луком твоим» (Йеѓошуа 24:12).

Предположение, что цир’а это шершень или оса, встречается, прежде всего, в Септуагинте (σφηκίας = осы, шершни).

Мудрецы времен Мишны и Талмуда также идентифицируют цир’а как шершня, подчеркивая отличие его от других летуче-кусачих тварей. В Талмуде неоднократно отмечается опасность укусов шершня для здоровья человека. Так, в трактате Шабат (80-б) рассказывается о неком жителе Галилеи, который шел в Вавилон, и по дороге был укушен шершнем в лоб, от чего и умер… Упоминаются в талмудической литературе и специальные молитвы-стенания, читающиеся в периоды особой активности шершней:

«И во время остальных бедствий, таких, например, как чесотка, саранча, мухи и шершни, и комары, и нашествие змей и скорпионов, не трубили тревогу, а вопили. И вопль – устами, а тревога – в рог» (Таанит 14-а).

На законодательном уровне было даже разрешено убивать шершней, залетевших в дом в субботу (Шабат 121:2).

В мидрашистской литературе известен рассказ о царе Давиде, усомнившемся в целесообразности сотворения таких существ как паук и шершень: «Какой в них прок? Шершень не делает ничего полезного и только портит соты». Далее мидраш повествует о том, как Давид должен был незаметно проникнуть в шатер Саула, чтобы захватить царское копье и сосуд с водой:

«Саул спал в шатре, а перед входом в него лежал Авенир, один из военачальников Саула – настоящий исполин, своим телом занимавший все пространство вдоль шатра так, что войти в него было невозможно. Был только единственный шанс – пройти под коленями гиганта, которые он держал согнутыми. Давид пробрался в шатер, взял копье и сосуд и собирался уходить. В этот момент Авенир начал выпрямлять ноги, которые, как две колоды, опускались над Давидом.

– Господи! – взмолился Давид. – Разве ты оставил меня? Помоги мне!

В этот момент прилетел шершень, который ужалил Авенира в ногу. От неожиданности гигант снова стал сгибать ноги, и Давид успел выйти из шатра. После этого он воспел хвалу Господу» (Агада (Алеф-Бет де Бен-Сира)).

В этой притче вскользь упоминается, что шершень «портит соты», то есть убивает пчел и использует пчелиный мед для вскармливания своих личинок. Такой похищенный мед в талмудической литературе так и называется – «мед шершня»:

«Семь жидкостей, принимающих нечистоту: роса, вода, вино, масло, кровь, молоко и мед пчелиный (мед шершня чист и дозволен в пищу)» (Макширин 6:4).


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.