Звуки и ноты. Нотный стан. Скрипичный ключ. Звукоряд. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Звуки и ноты. Нотный стан. Скрипичный ключ. Звукоряд.

2020-12-27 778
Звуки и ноты. Нотный стан. Скрипичный ключ. Звукоряд. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Звуки и ноты. Нотный стан. Скрипичный ключ. Звукоряд.

Регистры и октавы на фортепианной клавиатуре.

Музыкальным звуком называется звук, имеющий определенную высоту. Основных звуков в музыке семь – ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Последовательность звуков друг за другом в порядке высоты называется звукорядом. Вот как располагается звукоряд на белых клавишах фортепиано:

 

 

 

 


Низкие, средние и высокие звуки образуют нижний, средний и высокий регистр.

Расстояние между двумя одинаковыми клавишами (от ноты ДО вверх или вниз до её  повторения)  называется октавой. В середине фортепианной клавиатуры находится

1-я октава; в нижний регистр спускаются малая октава, большая октава, контроктава и субконтроктава (неполная, со звуками ля и си); вверху расположены 2-я, 3-я, 4-я и 5-я (неполная, может включать звуки до, ре и ми) октавы.

 

 

 


 

 

 


Ноты – это знаки для записи музыки. Ноты записывают на пяти линейках, которые называются нотный стан или нотоносец. Счет линейкам принято вести снизу вверх; существуют также короткие добавочные линейки.

Для того, чтобы знать, в какой именно октаве находятся записанные ноты, в начале нотного стана обязательно выставляется ключ. Скрипичный ключ или ключ СОЛЬ показывает, что на второй линейке нотного стана находится нота соль первой октавы. От неё вверх и вниз, на линейках и между ними располагается звукоряд 1-й октавы:

 

 

                        

 

ключ «соль»-                ДО         РЕ               МИ        ФА      СОЛЬ        ЛЯ         СИ       ДО2

Скрипичный

  ключ               

 

Домашнее задание.

1. Точно по образцу напиши по строчке нот разной длительности:

 

 

2. Раскрась клавиши в цвета радуги: ДО-красный, РЕ-оранжевый, МИ-желтый, ФА-зелёный, СОЛЬ-голубой, ЛЯ-синий, СИ-фиолетовый.

 

 

 

3. В рамочки под клавишами впиши названия нот.

4. Напиши ноты первой октавы:

5. Напиши ноты первой октавы, спрятанные в словах:

 

6. Чтобы научиться слышать и записывать ритм, прохлопай в ладоши текст любого стихотворения. Ритмический рисунок легко проявится, если длинные звуки называть на слог «та», а короткие – «ти».

Теперь ритмический рисунок легко можно записать, если короткие звуки обозначить короткими вертикальными черточками, а длинные звуки – более длинными черточками

  Та-та, два кота, два ободранных хвоста. Серый кот в чулане, все усы в сметане. Рыжий кот залез в подвал и мышонка там поймал.     Та-та-ти-ти-та, ти-ти-ти-ти-ти-ти-та Ти-ти-ти-ти-та-та, ти-ти-ти-ти-та-та. Ти-ти-ти-ти-ти-ти-та  ти-ти-ти-ти-ти-ти-та. I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I

 

Прохлопай и запиши таким образом ритмический рисунок коротких стихотворений:

 

Гори, гори ясно,           _______________ чтобы не погасло!       _______________     Глянь на небо –           _______________ птички летят,                _______________ колокольчики звенят! _______________ Месяц, дружок,          _______________ Золотой рожок!          _______________ Выйди на дорожку,   _______________ посвети немножко.   _______________

 

 

ДЛИТЕЛЬНОСТИ.

Звуки различаются не только по высоте (одни звуки выше, другие - ниже), но и по длительность: бывают звуки длинные и короткие. Порядок чередования нот по длительности называется ритмом. У каждой мелодии есть свой ритм или, как говорят,– ритмический рисунок.

 

 


А теперь попробуйте, глядя на эту «пирамиду», подсчитать:

Сколько в целой половинных?

Сколько в целой четвертей?

Сколько в половинной четвертей?

Сколько в четверти восьмых?

Сколько в восьмой шестнадцатых?

Сколько в четверти шестнадцатых?

 

Длительности обозначаются особой записью нот:

1) овалы нот пустые (целые и половинные длительности) или закрашенные;

2) возле ноты (начиная с половинных) пишется штиль (вертикальная палочка), который присоединяется к головке ноты справа вверх (если нота находится ниже 3-й линейки) или слева вниз (если нота находится выше 3-й линейки). У ноты на 3-й линейке возможны оба варианта, но чаще штиль пишется вниз.

3) начиная от восьмых длительностей, к штилю добавляется хвост («хвостик» или флажок), он пишется всегда справа от штиля.

4) если ноты объединяются группами по 2 или 4, то они соединяются ребрами – одной или несколькими (двойной, тройной) горизонтальными линиями.

 

 

1. Сообрази, какие звуки окружают данные ноты снизу и сверху. Назови и напиши их:

 

2. Запиши звуки, отмеченные на клавиатуре, нотами в первой октаве по порядку цифр:


                                                                    

                                                                    1.       2.        3.       4.       5.       6.       7.

 

 

3. Допиши и запомни «ПРАВИЛО ШТИЛЕЙ»:

До 3-й линейки нотного стана ноты пишутся со штилями ________________.

Выше 3-й линейки ноты пишутся со штилями ________________________

 

Обведи ноты с неправильно написанными штилями:

4. Реши музыкально-математические примеры:

 

5. Выпиши из этих нот вначале только целые, потом – половинные, четверти  и восьмые:

целые:                                         половинные:                            четверти:

      

 

 

                          

 

                   восьмые:

 

Работа над ритмическими вариантами звукоряда:

  • научись ТАКТИРОВАТЬ – левой рукой отбивай ровные четвертные доли, сопровождая пение;
  • научись СОЛЬМИЗИРОВАТЬ – называть ноты в ритме;
  • научись СОЛЬФЕДЖИРОВАТЬ – петь в указанном ритме с названием нот

а)

 

б)

 

в)

 

г)

 

д)

 

Вначале прочитай слова и прохлопай ритмический рисунок песенок, потом просольмизируй – назови ноты в ритме:

 


  а)

 

 

 


б)

 

 

 

 


в) 

 

 

 

Метр. Сильная и слабая доли. Такт. Размер  .

Когда тикают часы, они как бы делят на равные доли время: тик-так, тик-так… Так же равномерно внутри твоего организма бьется сердце. В музыке тоже можно почувствовать биение равномерных долей – пульс.

Каждое слово в нашей речи имеет ударение. В обычной речи ударные и безударные слоги чередуются неравномерно. Но в поэзии их равномерное чередование очень важно, так возникает ритм стиха:

В сИ-нем нЕ-бе звЕз-ды блЕ-щут,

В сИ-нем мО-ре вОл-ны плЕ-щут.

Музыка очень близка поэзии. В музыке тоже равномерно чередуются сильные и слабые доли. Солдаты, которые маршируют под строевую музыку, своим шагом отбивают доли, при этом начинают шагать с сильной доли и с левой ноги – «раз-два, левой!»

В музыке называется МЕТР.

Для того, чтобы показать сильную долю в нотах, перед ней ставится тактовая черта.

1. Расставь тактовые черточки перед ударным слогом:

ВНИМАНИЕ: тактовая черта не должна выходить за линейки нотного стана.

 

Тактовые черты разделяют нотный стан на равные отрезки.

 

Называется ТАКТ.

Такты измеряются количеством долей. Не забывай, что каждый такт начинается с сильной доли и все такты должны быть равны. Мы уже выяснили, что за это в музыке отвечает метр. Если чередуются две доли – одна сильная и одна слабая, на счет РАЗ-два, – это двухдольный метр, если три – одна сильная и две слабых, на счет РАЗ-два-три, – это трехдольный метр.

РАЗМЕР такта записывается цифрами при ключе в начале каждой музыкальной пьесы. Верхняя цифра показывает количество долей в каждом такте (сколько долей? – две, три или больше). Нижняя цифра показывает длительность каждой доли (какую долю считаем? – четверть, может быть восьмую или половинную).

Например, РАЗМЕР . Верхняя цифра означает, что в каждом такте 2 доли (считаем раз-два). Нижняя цифра – 4, это значит, что каждая доля – четверть. В каждом такте размера  поместятся две четвертные ноты, или четыре восьмые, или одна половинная.

                            Учись дирижировать в размере

                                                       

                            следи, чтобы получалось четко: 1                             

 

2. РАБОТА НАД РИТМОМ:

  • прочитай ритм ритмослогами: четверть ТА, восьмые ТИ-ТИ, половинная ТУ-У
  • при этом обязательно отстукивай доли (тактируй) или дирижируй
  • простучи ритм правой рукой; получилось? – а теперь попробуй добавить левую руку, которая будет отмечать доли (это нелегко, если не получается сразу – потренируйся J)

3. Расставь в мелодии тактовые черточки.

 

4. Пой с дирижированием ритмические варианты гаммы До мажор на стр.7.

5. Все песенки

  • пой со словами или с названием нот
  • читай ритм песенок ритмослогами
  • при этом обязательно дирижируй или тактируй

ДВА КОТА

      ↓   ↑      ↓     ↑      ↓     ↑        ↓     ↑      ↓     ↑        ↓   ↑

 

 

  

       Та – та,    два ко – та,  два о–бо–дран–ных хво–ста. Се–рый кот в чу – ла – не,

↓     ↑        ↓    ↑      ↓     ↑        ↓     ↑       ↓     ↑         ↓    ↑                                                                  

 

 

 все у – сы в сме–та   – не. Чер–ный кот  за – лез в под–вал и мы–шон–ка там пой–мал!

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

 

МОКРЫЕ ДОРОЖКИ

Напиши гамму До мажор по образцу, подпиши ступени, устойчивые пиши белыми нотами, неустойчивые – закрашивай; стрелочками укажи тяготение неустойчивых в устойчивые. Отдельно выпиши устойчивые, неустойчивые  и вводные ступени, подпиши их. Сделай опевание устойчивых ступеней.

     

 

Тон, полутон.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Несколько раз повтори образец написания диезов; старайся, чтобы «окошечко» диеза точно указывало на ноту, которую он повышает (пиши только НОТЫ С ДИЕЗАМИ):


2. Поставь диез перед каждой нотой:

3. Потренируйся в написании бемолей и бекаров; следи, чтобы «капелька» бемоля и «окошко» бекара находились рядом с нотой, на которую они указывают:

Звуки и ноты. Нотный стан. Скрипичный ключ. Звукоряд.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.