Тембр – особая окраска звука, свойственная каждому голосу и интрументу. По этой окраске мы отличаем разные голоса и инструменты друг от друга. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тембр – особая окраска звука, свойственная каждому голосу и интрументу. По этой окраске мы отличаем разные голоса и инструменты друг от друга.

2020-12-27 244
Тембр – особая окраска звука, свойственная каждому голосу и интрументу. По этой окраске мы отличаем разные голоса и инструменты друг от друга. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тембры для композитора – это как краски для художника. Например, в симфоническом оркестре минимум 12 разных тембров (а инструментов гораздо больше). И это только чистые тембры отдельных инструментов, а ведь они могут звучать в разных сочетаниях, так же, как художники смешивают краски для получения новых цветов и оттенков. Оркестровую музыку можно сравнить с картиной, написанной масляными красками.

Слово «симфония» переводится с греческого как «созвучие», и это значит, что тембры разных инструментов в симфоническом оркестре способны созвучать, то есть объединиться в едином, красивом, стройном звучании. Состав симфонического оркестра определился в середине 18 века, около 250 лет назад. В него вошли 4 группы инструментов. Симфоническая партитура (так называют нотная запись музыки по партиям) располагает эти группы в таком порядке:

· деревянные духовые инструменты

· медные духовые

· ударные

· струнные смычковые

В каждой группе инструменты записываются в определенном порядке: от высоких к низким.

Деревянные духовые: флейты, гобои, кларнеты и фаготы. В больших оркестровых составах к ним добавляются разновидности основных инструментов. Флейта-пикколо и кларнет пикколо – это более высокие разновидности флейты и кларнета. Английский рожок – низкий, альтовый гобой. Существует также альтовая флейта. Бас-кларнет и контрафагот – низкие разновидности кларнета и фагота.

Медные духовые: валторны, трубы, тромбоны и туба. В записи этой группы нарушается порядок высоты: первыми должны быть трубы – самые высокие из медных инструментов. Но валторны раньше других медных инструментов «поселились» в симфоническом оркестре, поэтому им уступили почетное первое место.

Ударные инструменты. Среди ударных главенствуют литавры. Они имеют определенную высоту звука: кожа, натянутая на котел, настраивается на нужную ноту, которую можно перестраивать с помощью специального механизма. Но на это нужно время. Поэтому в оркестре используется несколько литавр (чаще 3), по разному настроенных. Литавры используются в особых местах музыкального произведения – очень громких или особо красочных.

Другие ударные – большой и малый барабаны, тарелки, треугольник, тамтам – имеют лишь условную высоту звука, поэтому записывается только ритмический рисунок на одной линейке. При этом маленький звенящий треугольник размещается наверху, а рокочущий в басах тамтам внизу. Но выше всех всегда записаны литавры, как самые «старшие» в группе. Включаюся в группу ударных и другие инструменты с определенной высотой звука – колокола и колокольчики, ксилофон, вибрафон, маримба. В партитурах некоторых современных симфонических произведений ударная группа – самая многочисленная. Композиторы добавляют в нее народные ударные инструменты разных стран и континентов: испанские кастаньеты, латиноамериканские маракасы, африканские бонги, и многие другие.

Струнная группа – основа симфонического оркестра. Первые оркестры состояли главным образом из смычковых струнных, к которым могло быть добавлено 3-4 духовых инструмента. В современном симфоническом оркестре примерно 60-70 струнных инструментов, которые делятся на 5 партий: первые скрипки (16-18 инструментов), вторые скрипки (14-16), альты (10-14), виолончели (8-12), контрабасы (6-10).

Каждый инструмент симфонического оркестра обладает не только своим особым тембром, но и своей силой звука. Поэтому для оркестра очень важна специальная рассадка, в которой инструменты с тихим звуком помещаются ближе к публике, а громкие, наоборот, подальше. На переднем плане располагается самая тихая струнная группа (кроме контрабасов), за ними деревянные и медные духовые, дальше всех находятся ударные инструменты.

Самый главный музыкант оркестра – дирижер. Он не просто указывает музыкантам во время концерта, где им нужно вступить. Большую работу дирижер проводит на репетициях. Он должен добиться равновесия звучания всех групп оркестра, определить нужные темпы, выделить главные детали оркестровки, подчинить игру музыкантов общему замыслу.

Кроме большого симфонического есть и другие виды оркестров: малый симфонический, камерный, духовой, джазовый ( он называется биг-бэнд), эстрадно-симфонический, оркестры народных инструментов.

Камерный оркестр – оркестр совсем небольшого состава: всего 15-20 человек. В таких оркестрах дирижёру не обязательно все показывать, иногда он сам играет на первой скрипке, а в паузах дирижирует смычком. Чаще всего камерные оркестры состоят только из струнных инструментов. Такие оркестры были историческими предшественниками симфонических, для них сочиняли композиторы XVII-XVIII веков.

Духовой оркестр когда-то предназначался только для исполнения военных маршей. Его состав не просто повторяет деревянную и медную группы симфонического, а включает свои особые инструменты, с которыми удобно маршировать, выступать на открытом воздухе.

Джазовый биг-бэнд возник в 20 веке в Америке. Он делится на две группы: духовые инструменты – саксофоны, тромбоны и трубы и ритм-секция – бас (контрабас или бас-гитара), ударная установка, гитара и фортепиано.

Особые инструменты есть в различных оркестрах народных инструментов. Ведь у каждого народа свои инструменты и свои оркестры.

Чтобы помочь юным слушателям лучше различать голоса инструментов симфонического оркестра, композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал симфоническую сказку «Петя и волк» (1936). Сюжет сказки очень простой: как смелый и находчивый мальчик Петя сумел поймать волка. Каждый из персонажей – Петя и его дедушка, птичка, утка, кошка, волк и охотники – обрисован своей музыкальной темой, которую исполняют определенные инструменты оркестра. Тема Пети, веселая, бодрая песня-марш звучит в исполнении струнной группы. Тему птички, легкую, быструю, играет флейта. Кряканье неповоротливой утки изображает гобой. Повадки кошки, которая подкрадывается к птичке, передает мелодия кларнета – гибкий ритм, острые штрихи стаккато и «бархатистый» тембр. Голос дедушки, который сердится и ворчит на Петю поручен самому низкому из деревянных духовых инструментов – фаготу. «Рычащую» тему волка играют три валторны. А марш охотников сопровождают «выстрелы» литавр.

Путеводитель по симфоническому оркестру для молодежи сочинил и английский композитор 20 века Бенджамен Бриттен – «Вариации и фуга на тему Пёрселла». Бриттен использовал торжественную тему, которую сочинил 300 лет назад великий английский композитор Генри Пёрселл. Вначале тему играет весь оркестр (звучание всего оркестра называется итальянским словом «тутти» (tutti) – «все»), потом вариации представляют по очереди все оркестровые группы – деревянную духовую, медную, струнную и ударную. После чего звучит веселая фуга на тему самого Бриттена (фуга – это полифоническое произведение, в котором небольшая мелодия-тема проводится по очереди во всех голосах). Тема фуги проходит у всех инструментов оркестра, начиная от флейты-пикколо и заканчивая литаврами. В конце одна часть оркестра играет тему вариаций, а другая – продолжает играть фугу, таким образом тема Пёрселла и тема Бриттена звучат одновременно. 

 

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.