Эдвард Григ. «Утро», «В пещере горного короля» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эдвард Григ. «Утро», «В пещере горного короля»

2020-12-27 198
Эдвард Григ. «Утро», «В пещере горного короля» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из сюиты «Пер Гюнт»

 

Задания к теме «Средства музыкальной выразительности»

 

1. Впиши пропущенное слово (оно является одним из важнейших выразительных средств музыки) в высказывание известного русского критика Александра Николаевича Серова:

« ________________________ – главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без неё всё бледно, мертво.»

 

 

2. Вспомни три выразительные средства музыки по данным первым буквам, запиши: д_____________________ м_____________________ ш_____________________

 

3. Дай определение следующим понятиям:

Темп – это________________________________________________________

Регистр – это_____________________________________________________

Тембр – это______________________________________________________

4. В предложениях пропущены однокоренные слова. Впиши их, подумай о смысле данных выражений:

 

а) ____________ –это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями.

б) Мажор и минор – самые распространенные ___________в музыке.

в) Хорошо, когда дело ________________________, когда в семье ________________, когда платье __________________ сшито.

г) «Тут соловей являть своё искусство стал:

защёлкал, засвистал

на тысячу ______________, тянул, переливался»

                                                                 (И.А. Крылов)

 

5. Ещё одно выразительное средство музыки имеет несколько значений – ____________________.

ЭТО: а) наука об аккордах;

          б) аккордовое сопровождение мелодии;

          в) созвучие, стройность, соразмерность.

 

 

6. Впиши в поэтические строки Пушкина слово из предыдущего задания (в нужном падеже). Какой смысл вкладывает поэт в это слово в своих стихах?

 

Всё в ней _______________, всё диво, Всё выше мира и страстей. В _______________ соперник мой Был шум лесов, иль вихорь буйный, Иль иволги напев живой, Иль ночью моря шум глухой. Иль шёпот речки многоструйной.

 

М Е Л О Д И Я

Когда ты вспоминаешь понравившуюся музыку, ты, скорее всего, вслух или «про себя» напеваешь любимую мелодию. Но на вопрос, что такое мелодия? ответить не так-то просто.

- Мелодия – это… музыка!

Но музыка состоит не только из мелодий, но и из многого другого. Бывает музыка и без мелодии, и даже очень красивая музыка!

- Мелодия – это… песня!

Но не только в песнях есть мелодии, они звучат и в инструментальной музыке.

Мне, например, очень нравится такое определение: мелодия – душа музыки. Это действительно так, но попробуй-ка определить, что такое д у ш а…

Давай порассуждаем вместе.

Когда мы говорим, мы произносим не просто набор любых слов, а именно то, что хотим сказать. То, о чём подумали. Мы высказываем свои мысли. Музыка – это тоже язык, и музыкальным языком тоже высказывают мысли. Но мысли музыкальные. Для того, чтобы нашу мысль поняли другие, её нужно высказать понятно – то есть развить и довести до точки. Вот именно такая развитая и законченная музыкальная мысль становится мелодией. А если мы попробуем выразить музыкальную мысль, например, цепочкой аккордов, будет ли это мелодией? Нет, потому что в аккорде как минимум три голоса, а то и больше. А в мелодии может быть только один голос. Вот у нас и получилось определение.

 

Мелодия – это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная ОДНОГОЛОСНО.

Откуда появилась мелодия? Почему в музыке мелодия так важна?

Нетрудно представить, что источником музыки для человека стали голоса природы, в которые он вслушивался. Самые красивые из них – пение птиц. Но мелодии, которые нам так нравятся, совсем не похожи на птичьи трели. Плавная, певучая мелодия называется «кантилена», у птиц просто не хватит дыхания, чтобы спеть такую. Её может исполнить только человеческий голос, вложив в эти звуки свою душу.

Мелодия спрятана в звучании человеческой речи. Давай внимательно прислушаемся к любому разговору. Мы заметим, что наша речь никогда не звучит на одной ноте, а всё время понижается или повышается в зависимости от характера высказывания. Выразительное повышение или понижение голоса в разговоре называется «интонация». Очень часто смысл высказывания зависит не только от слов, но и от интонации, с которой они произносятся.

Вот так и в музыке. Мелодия – это не просто чередование звуков разной высоты, она складывается из музыкальных интонаций, в которых заключен выразительный смысл. А иногда мелодия может вообще напоминать разговор. Мелодия, близкая человеческой речи называется «речитатив».

 

Запомни названия произведений, которые звучали на уроке, и имена их авторов:

Антонио Вивальди. Концерт «Весна» из цикла «Времена года»

Михаил Иванович Глинка. Романс «Жаворонок»

Камилл Сен-Санс. «Лебедь» из цикла «Карнавал животных»

Модест Петрович Мусоргский. «С няней» из цикла «Детская»

Выполни и объясни задание 1 на стр. 2

 

              

 

Р И Т М. Л А Д.

 

«А все-таки… главное в музыке… ритм и только он один», — так считал великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Доказать его правоту очень легко: мелодии без ритма не бывает, это просто набор звуков. А ритм может существовать и без мелодии – в этом можно легко убедиться, послушав музыку в исполнении одних ударных инструментов.

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму: и наступление времен года, и смена дня и ночи, и биение сердца. В музыку ритм вносит определенный порядок, выстраивает и согласовывает звуки во времени, то есть по их длительности.

Ритм – это согласованность звуков по длительности.

Любой ритм можно измерить и посчитать. Как бы ни был разнообразен ритм, в какие бы индивидуальные сочетания ни складывались звуки различной длительности, мы всегда слышим, что одни из них звучат тяжелее, а другие — легче. При этом тяжелые звуки появляются через равномерные промежутки времени. Мы особенно ясно ощущаем эту равномерность, когда двигаемся под музыку. «Раз-два, раз-два» — чеканят шаг в марше. «Раз-два-три, раз-два-три» — шелестят легкие шаги танцоров, кружащихся в вальсе. И в том и в другом случае звук, попадающий на счет «раз», будет ощущаться как более тяжелый. Вот это равномерное чередование тяжелых и легких долей времени и называется метром (от греческого слова metron – мера). Один и тот же метр, двухдольный или трехдольный, может иметь множество вариантов ритма. Ведь каждую, и тяжелую, и легкую, долю времени можно заполнить любым количеством звуков различной длительности. Метр — это нечто вроде канвы, по которой можно вышивать различные ритмические узоры.

В нотной записи метр выражается через размер, который записывается в виде дроби: числитель указывает на количество долей, а знаменатель – длительность каждой доли. Размеры бывают простые (2-х и 3-х дольные), сложные (из нескольких простых – 4-х, 6-ти, 9-ти дольные) и смешанные (например, размер 5/4 может складываться так: 

2/4 + 3/4 или   3/4 + 2/4)

 Все звуки отличаются друг от друга по двум основным признакам – высоте и длительности. С помощью ритма мы наводим порядок в длительностях звуков. За порядок звуков по высоте в музыке отвечает лад.

Если мы возьмем несколько различных по высоте звуков, они не составят выразительной мелодии, так же как случайный набор слов не составит осмысленной фразы. Если мы вслушаемся в любую известную мелодию, то поймем, что составляющие ее звуки различаются не только по высоте, но и по значению. Нельзя, например, остановить мелодию на любом звуке – музыка будет требовать продолжения, ее можно завершить, только почувствовав опору, устойчивый звук. Устойчивые и неустойчивые звуки согласуются между собой и образуют лад. Вы уже знаете два самых распространенных лада в классической музыке – мажор и минор – и легко отличаете их на слух, потому что у каждого из них своя, особая организация звуков. А еще лад помогает создать определенное настроение в музыке – веселое или печальное.

 В музыке существует множество ладов; некоторые звучат совсем непривычно для нашего слуха. Например, старинные лады употреблялись много сотен лет назад; у разных народов мира встречаются разные лады народной музыки; часто композиторы придумывают новые, необычные лады для характеристики сказочных, фантастических образов.

Например, Михаил Иванович Глинка для создания образа злого волшебника Черномора в опере «Руслан и Людмила» использует целотонный лад. А другой композитор-«сказочник» Николай Андреевич Римский-Корсаков придумал так называемую «морскую гамму», в которой постоянно чередуются тон и полутон, для фантастического подводного мира Морского Царя в опере «Садко».

Выполни и объясни задание 4 на стр. 2

Г А Р М О Н И Я

 

Лад и ритм помогают в организации мелодии. Но мелодия – это только один музыкальный голос, пусть даже и самый важный, самый заметный. Богатство музыки не исчерпывается мелодией. Оказывается, в каждом музыкальном звуке спрятано множество голосов.

 

Проделайте такой эксперимент: беззвучно нажмите клавишу фа малой октавы. Держите ее, не отпуская, и одновременно с этим громко и отрывисто ударьте по клавише до этой же октавы (квартой ниже). Не отпускайте клавишу фа и прислушайтесь, что звучит? А звучит при этом нота до второй октавы, до которой мы и не дотрагивались.

Такие спрятанные в каждом музыкальном звуке призвуки, почти неразличимые человеческим ухом, называются обертоны. Вот какая шкала обертонов спрятана в звуке до  контроктавы:

 

«Строительными кирпичиками» гармонии являются созвучия – интервалы и аккорды. 

Аккордом называют одновременное сочетание трех и более звуков.  Наше ухо различает созвучия приятные на слух, благозвучные и неприятные, резкие.

Консонанс – так называют спокойное, приятное на слух созвучие, основанное на сочетании терций, квинт, октав. Обратите внимание: звуки, образующие консонанс расположены в начале обертонового ряда. Поэтому их естественное совпадение и кажется нам приятным, красивым. Диссонанс – неприятное, «колючее» созвучие, основу которого составляют секунды, септимы, тритоны.

Гармония – это многоголосная музыкальная краска, которую создают аккорды. Во многих музыкальных произведениях гармония играет важнейшую роль, выражает тончайшие смены настроения. Самые прекрасные и выразительные мелодии возводятся композиторами на прочном гармоническом «фундаменте».

Гармонические краски очень разнообразны. Даже самый простой мотив можно гармонизовать разными способами, и он будет каждый раз менять настроение:

 

Мелодия, ритм, лад и гармония – главные средства музыкальной выразительности. Но чтобы они лучше передавали замысел композитора, их необходимо выделять, подчеркивать или, наоборот, прятать. Для этого существует много других средств, которые можно назвать дополнительными. Именно эти дополнительные средства превращают нотный текст в живую музыку.

 

Запомните названия музыкальных произведений, которые слушали на уроке

 и имя композитора, который их написал:


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.