Случайная встреча на краю села — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Случайная встреча на краю села

2020-12-27 91
Случайная встреча на краю села 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сергей:

Разучивают трели соловьи,

Им кажется, что мы встречались с вами.

Вы звёздам рассказали о любви,

Пастушка с диковатыми глазами.

Изящный стан, до пояса коса….

Вы знаете меня?

 

 

51

Ольга:

Ах, я не знаю….

 

Сергей:

Пусть плачет скрипка - музыки слеза.

 

Ольга:

Нет, вы играете.

 

Сергей:

Да, я играю.

 

Ольга:

Серёжа, надвигается гроза,

Уже слышны далёкие раскаты.

 

Сергей:

А я смотрю в волшебные глаза

И вижу, что они не виноваты.

 

Ольга:

Но где же нам укрыться от дождя?

От бури нас не защитит накидка.

 

Сергей:

Вы просто положитесь на меня,

И кстати, вот - открытая калитка.

Прекрасное неистовство стихий.

Вы, Ольга, не боитесь?

 

Ольга:

Нет, нисколько.

 

Сергей:

Отец ваш - лекарь или чародей?

 

52

Ракета-руна

 

Среди вечной серенады,

Галактического шума,

Через звёздные преграды

Мчит к земле ракета-руна.

Над оазисом желаний,

На проталинах обиды,

У воздушных обещаний

Гаснут яркие болиды.

Пусть моя радиограмма –

В море грёз морская пена.

Я люблю вас, Марианна,

И увижу непременно.

 

 

Сиреневая тема

 

Вначале будем говорить о белом,

Как чистый лист и платье лепестка,

За белым мелом времени несмело

Потянется знакомая рука.

 

Наперебой поговорим о синем,

О том, что нам пригрезилось вдали,

Мы синий воздух в небо опрокинем,

И пустим кучевые корабли.

 

В конце концов, не будем о зеленом,

Не перескажешь Тихий океан,

Над всем зеленым солнцем утомленным

Промчится изумрудный ураган.

 

Мне дорога сиреневая тема,

Сиреневую музыку зову,

И в лодочке по зеркалу Бий-Хема

К сиреневому острову плыву.

 

Бий-Хем – исток Енисея, хакасская Бия

49


Отец Ольги в горах

 

Спокойно тут, и горный воздух чист,

Нет пламени народного насилья.

Здесь воплощенье сказочной мечты,

Лечебница душевного бессилья.

И духи зла, спускаясь на равнину,

Не трогают возвышенной красы,

Ввергая время в грязную лавину,

Не засоряют звёздные часы.

Стада послушны воле человека-

Не нужно бессловесных приручать.

Вот только несчастливые приметы

Всё чаще начинаю замечать.

Грозит беда грядущему потомству,

Свершается судебный приговор,

Когда растенье привыкает к солнцу,

Губительны темница и надзор.

Купить легко, рассчитываться срочно,

Вот Ольга - взрослая,

                 и нужен ей жених,

И тут Сергей приехал, как нарочно-

Его отец упрямый был старик.

А дочь моя - прозрачный мотылёк,

Запретов эта бабочка не любит,

Летит на тёплый, светлый огонёк

И нежный лепесток любви погубит.

Но, воля Божья. Кто я? Самому

Недолго по земле ходить осталось.

Мы все в неё войдём по одному,

Хотя и длинной очередь казалась…

 

54

Мать и Ольга в доме

 

Мать:

Смеркается. Отец ночует в поле.

Ревут коровы, пахнет молоком.

Есть утешенье в нашей бабьей доле -

Поплакать одиноко перед сном.

Ольга:

Воды я принесла, амбар закрыла.

Топить не будем, на дворе тепло.

Я в первый раз мужчину полюбила,

Мне радостно, тревожно и светло.

Но вот его на службу забирают,

Такого парня…. Лучше не найти.

Коней на переправе не меняют,

Считают скакунов в конце пути.

Мать:

Тебе виднее, поступай, как знаешь.

Ты - дочь моя, и я тебя люблю,

Послушна и по дому помогаешь,

И я спокойна за судьбу твою.

 

Встреча через год

 

Сергей:

Я ждал, когда придёт весна,

К гнёздовьям возвратятся птицы,

И эти длинные ресницы

Опять сведут меня с ума.

 

Ольга:

Серёжа, рада видеть вас,

Как я люблю твои объятья,

Смотри - берёзки в белых платьях

Приветливо встречают нас.

Сергей, ты выглядишь усталым…

55

Сергей:

Не знаю, Оля, что со мной.

Душа ждала тебя, страдала,

И я живу, но - неживой…

 

Ольга у отца

 

Ольга:

Ты, тятя, должен нам помочь -

Сергей вернулся, но он болен.

Людей спасаешь, любишь дочь,

Ну почему ты так спокоен?

 

Отец:

Я костоправ и лекарь неплохой,

Но не увечье это, а аскеза.

Иглою мне не справиться стальной

С душевным отторжением железа.

Сергей оставить должен мир,

Искать покой, уйти, забыться.

Ольга:

Земное счастье - мой кумир,

И за него я буду биться.

 

  Сергей и Ольга

 

Сергей:

Что посоветовал отец,

Нашёл решение, какое?

 

Ольга:

С таким леченьем, молодец,

В монастыре умрёшь ты, стоя.

 

Сергей:

Я поступить так не могу -

Люблю тебя, люблю свободу.

 

 

56

Ольга:

Да, он - пастух и лекарь, и не только.

А ваша спутница осталась там одна,

Она простынет в тонком летнем платье.

 

Сергей:

Попутчица, она спешила к вам,

Чтоб родовое снять с себя проклятье.

 

Ольга:

И вы её направили к отцу,

А он за табуном поднялся в горы.

 

Сергей:

За табуном - не с женихом к венцу,

Да я, вообще, не верю в наговоры.

К нам сродная приехала сестра

С двумя детьми, откуда-то с востока,

Ей тоже обещали доктора,

Что не умрёт и не родит до срока.

Оставим эти скучные миры,

Вы чем-то собирались заниматься:

Лечить, играть, вязать и ткать холсты?

 

Ольга:

Серёжа, перестаньте улыбаться.

Я видела недавно из окна -

Вы что-то говорили офицеру.

По лужам скачет наша детвора,

А завтра - ружья в руки и к барьеру.

 

Сергей:

Ужели не дождётесь вы меня?

Нет, не напрасно я влюбляюсь с вами.

Счастливые настанут времена,

Волшебница с зелёными глазами.

 

 

53

Андрей в пути и цыган

 

Цыган:

Ты что-то с ярмарки везёшь?

Подай хоть гнутую полушку.

 

Андрей:

Иди, папаша, Бог с тобой,

Не тронь железную игрушку.

 

Цыган:

Ума у Бога попроси,

Терпеньем добывают жито,

Не много нищих на Руси -

Дверь милосердия закрыта.

 

Андрей в селе

 

Андрей:

Привет, привет, друзья мои,

Мы можем с помощью протеза,

За деревянные рубли

На серебро менять железо,

В трактире арендуем стол,

И завертелась мясорубка.

Всех угощаем, кто пришёл…

 

Ольга:

А мне сегодня что-то жутко.

    

  Трактир

 

Горят дровишки хорошо,

На сале жарятся котлеты,

Пьют виноградное вино,

Стучат по дереву монеты.

 

58

  Входят цыгане

 

Летят пушинки с тополей,

Не подведёт шестое чувство,

Мы за короткое «налей!»

Покажем вечное искусство.

Под виноградное вино

К вам обращаются цыгане:

Нам слово истины дано,

Поём и пляшем вместе с вами.

 

Молодая цыганка:

Гляди, высокий бледный парень

Печально у окна сидит.

Красивый, с чёрными кудрями,

Вина не пьёт и не дымит.

Бросай безумную работу,

Беги на волю поскорей,

Найди душевную субботу,

Стихами сердце отогрей!

Ты уходить не хочешь с нами?

Возьму колоду и сниму….

Клянусь волшебными кудрями -

Не пригодишься никому.

 

 

Сергей умирает

 

Сергей:

Я умираю и живу,

Пока твои целую руки.

 

Ольга:

И я сейчас с тобой умру

Под тяжестью душевной муки.

Послать к священнику, к врачу?

Когда же кончится аскеза?

 

59

Сергей:

Не надо, Ольга, не хочу

На серебро менять железо.

Отбросьте ржавые подпорки -

Что не сгорит, то моль доест.

Похороните на пригорке,

Поставьте деревянный крест

 

 

60

Ольга:

А я у сердца берегу,

Тобой желанную природу,

Хочу на всё закрыть глаза,

В волнах безумия купаться.

 

Сергей:

Ну что ты, Ольга, так нельзя

В деревне нашей расслабляться.

 

Андрей, друг Сергея, в Москве

 

Андрей:

Москва гудит, Москва гуляет,

Кругом лоточники снуют,

Хотя бесплатно не нальют,

Зато красиво предлагают.

 

Купец:

А ну, дружище, подходи,

Не прячь блестящие монеты,

В конце счастливого пути

Проверь народные приметы.

 

Андрей:

Ух, ты, вещица не простая.

Купец:

Источник лёгкого дохода,

Мы с ней легко опустошаем

Карманы сельского прихода.

Бери быстрее, не скупись,

Богаче станем мы с тобою.

 

Андрей:

А там внутри?

 

Купец:

А приглядись, там - помещенье не жилое.

 

57

типичны, - многие люди узнают в событиях себя. В

принципе, всё это было, как сказал поэт Александр Тиняков в начале двадцатого века: «…тут всё, как при Олеге: соха, оглобли и телеги», и всё как при Олеге – мало пока слышны голоса Шульгиных, Щербаковых и Ощепковых, а жаль.

Родники

                                д ля книги Геннадия Честных

Самое ценное, что даёт нам Земля – это источники вод, родники. Успех и удача в делах человека зависят от его истоков, от родников; и корень у слов «родина» и «родник» один и тот же совсем неслучайно.

И удача неслучайно сопутствует Геннадию Честных, это везение не пустое, а по существу. Пройдя по среднеазиатской Голодной степи, он снова на Родине, у своих истоков, на Алтае. Причина успеха заложена и в названии его книги, которая издаётся с помощью односельчан и друзей.    

Умение слушать землю, каким наделен каждый крестьянин, у Геннадия Честных развилось в дар душевного осмысления жизни Человека на Земле. Дар тонкий, недоступный поверхностному взору. Он проявляется уже в журналистских публикациях автора, строках его песен и стихов, в прозаических произведениях. Это дар, приобретённый не только трудным опытом, но и природный, исходящий из сердечности и тонкости чувств. Дар душевного сопереживания, не утраченный с годами и невзгодами.

Книга «Я слушаю землю» посвящена не только внуку автора, но и всем молодым людям, идущим по трудному жизненному пути. Куда бы вас не забросила судьба, не забывайте своих истоков, своих родников! Любите жизнь, как ваши предки, и пейте из родника души!

 

62

Оливы Гефсиманского сада

                 д ля книги Кималя  Маликова

        Тойво Ряннель, Андрей Поздеев, Владимир Капелько… Кималь Маликов. Ряд известных красноярских художников продолжен именем поэта неслучайно. Поэзия и изобразительное искусство сходны по сжатости информации, лаконично наполнены темой и чувствами. Открытость миру, доверие душе, обращение к истокам жизни – вот кредо столпов красноярской живописи. Становлению красноярских художественных и литературных школ, послужили не только таланты В. Сурикова, А. Поздеева, В. Капелько, Т. Ряннеля… или А. Черкасова, В. Астафьева, Р. Солнцева… но, в значительной степени, содружество сибирских авторов, их духовное братство. В этом смысле особо выделяется красноярский поэт Кималь Маликов. Как журналист он писал очерки о Вальдмане, Клейманове, Поздееве, Капелько, Ряннеле. Под впечатлением от работы Тойво Ряннеля «Горные кедры» Кималь создаёт свою первую поэму. Поэт дружил с Андреем Поздеевым, познакомился с Владимиром Капелько, которому посвятил два стихотворения. Художников сближало отношение к этому миру, видение его света и тени, добра и зла. Кималь считал В. Капелько во многом похожим на себя, внешне и по складу ума. В свою очередь, и художники были благосклонны к поэту. Последняя встреча К. Маликова и Т. Ряннеля состоялась в ноябре 2006 г. в литмузее. Основным собирателем и хранителем творчества поэта является красноярская поэтесса Марина Маликова. В оформлении данной книги были использованы работы красноярских художников В. Пилипчука и А. Поздеева.

Художника гениального из среды талантливых выделяет понимание жизни, особая философия творчества. В этом смысле показательно их обращение к вечным темам: любви, памяти, библейским истинам и восточной мудрости. Время неумолимо. Всё материальное уходит в небытиё. Циклы стихов Кималя Маликова - это тот благотворный сад, который оставляет старый садовник грядущим поколениям.

 

 

63

О ПОЭЗИИ

                                 для №7 «Часовенки»

 

Поэтический текст отличается от прозы  наличием гармоний, т. е., симметричной взаимосвязи частей, ударений, звуков.

 

Господь зло удалил от лика гнева своего.

Две части этого предложения равны по   числу слов (комбинаций звуков), читаемых слитно. В ядре  предложения больше мягких – л, а по краям твёрдых звуков – г. (Симметрия ядра и оболочки).

 

Я понимаю –

Многим неприятно,

Читать суровый приговор…

 

Математическая гармония – увеличение числа слов, дополняется графической лесенкой.

 

В ответ – ядро из той же стали.

 

Образ – полёт ядра усилен графической вставкой.

 

Звон заокольный и окольный

У окон, около колонн,

Я слышу звон     и колокольный,

И колокольчиковыйзвон.

 

Звуковая имитация звона достигается репродукцией

звуков. (Репродукция – повторение, отражение).

Математическая симметрия фразы становится

сложной. Точно выверена пропорция ударных слов.

 

 

64

Автору рассказа «Лесник»

 

              для книги Нины Фёдоровны Ощепковой

В Сибири и на Урале есть три фамилии, носители которых изначально являются народными интеллигентами, это: Шульгины, Щербаковы и Ощепковы. Чувствуя в себе предвнесённое судьбой качество, эти люди находят способы его реализации.

Литературное творчество Нины Фёдоровны Ощепковой, её рассказы: «Случай на Телецком озере», «Колька-сураз»…, стихотворения «Святки», «Спаси нас, Боже» являются яркими примерами смыслового рассказа и поэтической классики.

Повествования автора включают ненавязанную правду и народную мудрость, возникающую саму собой, изречённую внятно и вовремя. Стихотворение «Спаси нас, Боже» - вне времени, вне места и сюжет его восходит вплоть до Махабхараты (учения о душе). В тоже время, встретив такое стихотворение в школьном учебнике - можем отнести его к автору ХIХ века. «Святки» сказочно народны, как рассказы Гоголя, и также очень ценны в историческом и культурном плане.

Вечная тема добра и зла у Нины Федоровны лишена (опять, как в жизни) полярных героев, и, если они есть, то это либо «Беспомощность», либо «Голотиха», либо, как в стихотворении сибирского поэта Николая Гайдука про шоферов Чуйского тракта – «Чо, герои? Ездим, да и всё». «Беспомощность» заставила меня вспомнить случай из юности: я видел, как мальчишка с веслом напал на утку с утятами, селезень взял все удары на себя и позволил выводку уйти. И что же, где герой в этой истории? Получается, как в сказке - селезень. «Пасынок судьбы» - это высокая педагогика и любовь к человеку одновременно, вещи трудно совместимые, т. к. лицемеров-воспитателей много, но последствия их дел печальны.

Бытописания автора не надуманны, портретны,

 

61

простые, но важные правила письма; география, геометрия – графическая гармония.

 

Основные правила стихосложения – это виды, частные формы звуковой гармонии. Стили стихосложения задают ритм слогов и гармоническую взаимосвязь звуков. Созвучия окончаний поэтических строк в выбранном порядке, создают звуковую гармонию и репродукцию – отражения, которые усиливаются сильнее там, где более чувственна тема.

Сорвётся малиновый стяг,

Появится спутница в алом,

И красным с пробелом на талом

Распишется русский моряк.

 

Такая звуковая дорожка через гармонию ощущений создаёт аккорд чувств-эмоций. Этот аккорд рождается из пропорционального сочетания чувств-эмоций. Из них главные: сострадание, умиление, убеждённость, радость, печаль, вдохновение, любовь.

Гармония чувств познаётся не только через образ, который просто символ гармонии, но через сердце, т. е., психофизические реакции чувств: радость, слёзы, тоска, грусть, волнение…

 

Смерть приближалась, приближалась,

Совсем приблизилась уже.

Старушка к старику прижалась,

И посветлело на душе.

Легко на сердце от песни весёлой…

 

 

Сердце является сосредоточением чувств.

(И. Брянчанинов «Аскетические опыты»).

 

66

Психофизические реакции, вызванные образами и ощущениями, способны вызвать изменение работы сердца в сторону нервного ритма.

 

Как мимолётное виденье,

Передо мной явилась ты.

Как божество, как вдохновенье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоении…

 

Такой ритм, хотя и должен быть полезен в целом, именно в сердце может производить призрак физической болезни. Если человек привыкает к такому опасному ритму, то будет болеть реально. В этом смысле спасительным является то, что:

 

Мы все учились понемногу

Чему ни будь и как-нибудь.

 

Простым прочтением графического шрифта не может быть достигнута максимальная сила слова. Человек должен иметь навык одевать слово в материальную одежду чувств.

 

О любви не говори, – о ней всё сказано.

Сердце, верное любви, молчать обязано.

 

Переход к геометрии в живописи и переход к тонической музыке в своё время украсил культурную сферу человека, но замкнул эту сферу в правилах, не всегда верных духовно.

 

Моя судьба – не вольные хлеба.

Моя страна – прозрачная темница.

Я тёплая, бессмысленная птица,

Я тоже погибаю иногда.

 

К счастью, принцип гармонических границ на поэзию не распространяется.

 

67

Лечу по обозначенному мигу –

Своих детей от гибели спасти,

То зёрнышко, то искру принести,

В пока что недописанную, книгу.

 

Процесс поиска новых форм поэзии находит своё отражение в музыке, которая всегда является производной от слова – аккорда чувств.

Для поэта важна не форма, а правда.

Зачем в России так остры поэты -

Лицеприятно мало говорят,

Вообще-то ведь не любят их за это,

Вообще за это заживо сгноят.

 

Необходимость и возможность поставить в тексте верное слово, пусть с нарушением  известных форм, – это Божья рука.

 

Вас выбрала женщина в чёрном,

Сюжет этой пьесы не нов

Немало поломано древ (а не дров)

На жанре её разговорном.

 

Истина ценна сама по себе. Она может быть выражена на русском – не как канон или молитва, а как верный  перевод канона для любого человека.

Русский язык – не Николай Чудотворец, а Дмитрий Солунский – патриот,  защитник правды и веры.  

 

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается и не во век негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам и не по грехам нашим воздал…

   

68

Богородичен

Царице моя преблагая,

надеждо моя богородице.

Приятелище сирых

и странных предстательнице,

скорбящих радосте,

обидимых покровительнице,

зриши мою беду,

зриши мою скорбь,

помози ми яко немощну,

окорми мя яко странна.

 

  Сложная математическая гармония усилена репродукцией слов; прямой: моя – моя, мою – мою,

смысловой: беду – скорбь, немощну – странна. 

Всякая правда, как истина, в словесном или любом материальном изложении, будет иметь признаки гармонии. Хотя, истина как таковая, может не иметь признаков гармонии (признаков симметричных зависимостей), но трактоваться она в этом случае

будет по-разному, что недопустимо. Есть много толкователей и трактовок Библии в прозе, но верен канон:

 

 

        Символ веры

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержателя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна…

Примером поэтической гармонии в науке являются:

десятичный счёт, таблица умножения, алфавит,

65

Калякин: Формы классического театра; мизансцены, диалоги, идеи – устарели. 

Шарабарин: Театр – это сказка, которая не зависит от времени. Игра актёра в театре-сказке – это тот волшебный мир, в который актёр заставляет поверить зрителя. Успех или неуспех пьесы зависит от того, насколько сопереживает зритель её героям.

Калякин: Я слышал, как Алитет Немтушкин на встрече с Романом Солнцевым заметил по поводу философских построений о справедливости мира, что он, Алитет, видел справедливость только в своём родовом стойбище эвенков, когда охотник приносил лося, и питался весь род (сообщество людей). Я думаю, что важен в данном случае не количественный результат относительно справедливого раздела. Важно то, что охотник заботился обо всём роде, как о своей семье. Такая забота более эффективна, чем государственная социальная забота за деньги, по долгу службы.

Шарабарин: Государство вырывает части рода из любой среды и рассаживает на своём культурном поле. Во время перестройки, революции культурное поле меняется, культура прошлого частью гибнет, частью изменяется. Во время войны носители культуры и основы рода уничтожаются.

Калякин: По этому поводу Нина Фёдоровна Ощепкова пишет следующие строки:

 

Помню дни и часы в тех далёких краях,

Что недаром чужбиной зовутся.

Оказалась я там, в непонятных рядах,

То ли падчериц, то ли попутчиц.

 

Государству, или сообществу людей, вообще свойственно угнетать любую естественную биологическую культуру и возделывать свою, искусственную, и таким способом подменять волю Божью на свой промысел. Однако не всё так

 

70

безнадёжно, есть парадоксальные выходы, а не только  логические  тупики.  Тяга   к  созданию  рода

заложена в самой природе человека, и чем меньше у него голова забита философией любых доктрин, тем тяга сильней.

Сейчас, например, предприниматели Москвы, С-Петербурга, Новосибирска, Томска, Кемерово… устремились на Алтай под предлогом создания туристских предприятий. Это уже не беглые крестьяне с Запада, искавшие в древности здесь свободу, это другой уровень экспансии. Однако площади захваченных земель будут соизмеримы, – свободной земли стало меньше. Конечная цель этой экспансии в природу – создать своё поместье, продлить свой род. Цель, недостижимая в современных условиях, особенно для тех колонизаторов, из кого цивилизация выбила сам смысл продления рода, и свой успех они ассоциируют не с количеством родственников, а с количеством бытовой техники и живых слуг, или с их качеством.

 На подкуп местной верхушки и компенсации простым людям тратятся огромные средства. Республика Алтай объявлена особой экономической зоной. За счёт этих средств будут усилены не столько ряды колонизаторов, сколько рода местных жителей, уже усиленные кровной связью с русскими переселенцами, а значит со всей Россией. Эти люди мало пока обмануты в отношении смысла жизни. Здоровый природный инстинкт у них преобладает. При поддержке местной интеллигенции: писателей, учёных, учителей, врачей и т.д., они способны создать и отстоять новую культуру и внести здоровую струю в вымирающую западную цивилизацию. Бог им поможет, если Его искать.

 

 

71


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.198 с.