К теме: Формирование представлений о количестве и счете, счетной деятельности у детей средней группы — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

К теме: Формирование представлений о количестве и счете, счетной деятельности у детей средней группы

2020-12-27 116
К теме: Формирование представлений о количестве и счете, счетной деятельности у детей средней группы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К теме: Формирование представлений о количестве и счете, счетной деятельности у детей средней группы

 

1. Обучение количественному счету

Одной из важнейших задач предматематической подготовки детей дошкольного возраста является обучение счету.

Особую роль в развитии счетной деятельности имеют двигательный и речевой компоненты. На начальном этапе присутствует развернутое внешнее действие, ребенок дотрагивается до предметов, передвигает их, указывает пальцем, движением головы, делает обобщающий жест в виде кругового движения. Громкое проговаривание слов – числительных, помогает раздробить множество, более четко выделить каждый элемент, и вместе с движением осознать, что последнее слово – числительное относится ко всему множеству и является итоговым числом.

Обучение детей счету является сложным и длительным процессом. Эта работа требует настойчивости, последовательности и системности. Используются разные формы, методы, и средства: разрешение проблемных ситуаций, игры и упражнения, учебно-познавательные книги и рабочие тетради, творческие задачи, экспериментирование, моделирование.

Овладение счетом основано на представлениях о свойствах и отношениях равенства и неравенства (больше - меньше) столько – же, поровну, одинаково. Начиная работу по обучению счету следует подвести ребенка к пониманию образования числа на основе сравнения множеств, помочь овладеть процессуальным и итоговым счетом, научить различать и использовать количественный и порядковый счет в разных видах деятельности.

Начиная со средней группы, дети знакомятся со счетом и числами в пределах 5-10.

В процессе ознакомления со счетом следует придерживаться определенного алгоритма вопросов и действий, чтобы дети не просто механически запоминали правильный порядок называния числительных, но понимали смысл счетной операции, таким образом, учились дифференцировать процесс счета и итог счета.

 

Обучение отсчету

При обучении отсчету следует помнить, что дети часто допускают следующие ошибки:

· считают не отсчитанные предметы, а свои действия. Ребенок берет один предмет из общего количества и говорит: «один», отставляет его в сторону или кладет в коробку, корзинку и говорит: «два», т. е. при отсчитывании одного предмета результат счета увеличивается вдвое. Следует дать детям ориентир для называния числа, например: «Число называем тогда, когда предмет уже положили в корзинку».

Различают следующие варианты отсчета:

· отсчет по образцу (наиболее легкий для детей, так как имеет зрительный контрольный ориентир). Образцами для отсчета могут служить группы предметов («отсчитай столько шишек, сколько ты видишь медведей»), карточки с изображениями («отсчитай столько грибов, сколько белочек нарисовано на карточке») или карточка с цифрой («отсчитай столько каштанов, сколько обозначено цифрой на карточке»).

· отсчет по названному числу. Задание для отсчета по названному числу звучит так: «Отсчитай пять апельсинов».

Во время выполнения ребенком действия педагог не должен им вшиваться, чтобы не сбить ребенка со счета, даже если ребенок допускает ошибку. Лучше это сделать после выполнения задания, предложив воспитаннику подумать, в чем он ошибся.

Обязательным в обучении выступают итоговые вопросы педагога: «Сколько ты отсчитал?», «Почему именно столько?».

 

1. Обучение порядковому счету

 

1 этап. Знакомство с порядковым счетом проводится в процессе драматизации сказки («Теремок», «Репка», «Колобок»).

Воспитатель показывает детям, что для ответа на вопрос «На каком по счету месте?» используются порядковые числительные: первый, второй, третий и т.д.. Важно, чтобы предметы располагались линейно и указывалось направление счета.

Пример: сказка «Теремок».

Воспитатель выкладывает героев сказки. Выясняет сколько всего, предлагает детям сосчитать. Затем сам рассказывает, кто какой по счету пришел: первая – мышка, вторая - лягушка…. После этого задаются 2 вида вопросов:

- Кто пришел первым, вторым, третьим…?

- Каким по счету стоит мышка, ежик…? (указывается, что считать следует слева направо).

Затем предлагается ответить на те же вопросы, но счет вести справа налево.

После этого воспитатель подводит детей к тому, что определить место предмета среди других можно лишь, если герои стоят в ряд.

2 этап. Показывается детям, в каких случаях используются количественные, а в каких порядковые числительные. Предлагаются упражнения, в которых задаем 2 вопроса: «Сколько всего?» и «На каком по счету месте?». Следим, какие числительные используют дети. Поясняем, в каком случае, какие числительные надо произносить. Детей подводят к выводу, что для того, чтобы определить, сколько предметов, используют количественный счет, а чтобы определить место предмета среди других, используется порядковый счет.

 

 

Обучение счету движений

 

Считать можно приседания, броски мяча, шаги, взмахи руками, отбивание мяча, наклоны и т. п.

При счете движений дети чисто допускают такую ошибку: они считают не движение, а его фазы. Результат при этом часто бывает неверным. Например, надо сосчитать, сколько раз Таня подбросила мяч. Ребенок бросает мяч вверх и говорит: «Один», ловит его и говорит: «Два». Мяч был подброшен один раз, а результат счета — два.

Поэтому при обучении счету движений важно дать детям ориентир для называния числа. Например, называть число будем только тогда, когда мяч подброшен вверх и его еще не поймали. Полезным будет использование цифр для показа сосчитанного ребенком количества.

 

 

Обучение счету на ощупь

 

Для обучения счету на ощупь (при помощи осязания) используется специальный дидактический материал:

Стационарно расположенное множество объектов для счета.

· специальные карточки, на которые прикреплены элементы множества для сосчитывания: карточки с пришитыми пуговицами (от 1 до 10) или с наклеенными объемными предметами (половинки скорлупы грецких орехов, желуди, каштаны, пробки от пластиковых бутылок и т. п.);

· элементы множеств располагаются линейно и в виде числовой фигуры. Для обучения используются карточки с линейно расположенным множеством. Расположение элементов в виде замкнутой числовой фигуры (по кругу, в виде треугольника, квадрата, опала и т. д.) усложняет счет на ощупь, поэтому предлагается детям, освоившим счет линейных множеств как усложнение действий, как задание повышенной сложности;

· расстояние между элементами множеств должно составлять не менее толщины двух положенных рядом пальцев ребенка;

· при обучении используется непрозрачная, достаточно тонкая салфетка, размер которой должен значительно превышать размер карточки;

· хранить карточки (но не использовать для сосчитывания) можно в мешочках, специально сшитых по размеру карточки.

Рассыпное множество мелких предметов в мешочке:

· предметы (от 1 до 10) должны быть однородными (например, маленькие кубики, матрешки и т. п.).

· величина предметов должна быть достаточно маленькой, чтобы в совокупности они занимали не более четверти объема мешочка.

Деление листа пополам

Складываем лист пополам. Перед тем, как разрезать или разорвать лист, нужно проанализировать соотношение частей и целого.

«На сколько частей мы разделили лист бумаги?» (На 2.)

«Покажите одну из двух частей. А еще одну из двух частей»

«Что больше: целый лист или его часть?»

«Что меньше: целый лист или его часть?»

«Какая из частей больше? Какая меньше?» (Они равные.)

«Как это проверить?» проверим, накладываем, чтобы совпадали углы и стороны

 

При разрезании листа на две равные части следует задать детям следующие вопросы:

«На сколько частей мы разделили лист бумаги?» (На 2.)

«Покажите одну из двух частей. А еще одну из двух частей»

«Что больше: целый лист или его часть?»

«Что меньше: целый лист или его часть?»

«Какая из частей больше? Какая меньше?» (Они равные.)

«Как это проверить?» (Наложить одну часть на другую.)

После проверки наложением педагог говорит: «Две части равные. Мы можем назвать их половинами», задает вопросы: «Что больше: целый лист или его половина? Что меньше: целый лист или его половина?»

 

Чтобы закрепить представления детей, можно вспомнить сказку «Два жадных медвежонка» и спросить у детей: «Правильно ли делила сыр Лиса? Можно ли было называть каждую из частей сыра половиной? Почему?»

Очень важно взрослым (и педагогу, и родителям) следить за своей речью и адекватно обстоятельствам использовать слово «половина», если разделили что-то на две равные части, или слово «часть», если что-то разделили между несколькими детьми или на несколько (можно даже равных) частей.

 

1. Знакомство с цифрами

В средней группе начинается знакомство с цифрами как условными знаками для обозначения чисел.

Происходит это после обучения количественному счету в определенных пределах. Например, на одном занятии мы можем формировать умения у ребенка считать до пяти и показать цифру 5, которая служит для обозначения числа 5.

Цифры познаются детьми на уровне узнавания их начертания. Поэтому детям надо предлагать изображенные на карточках цифры, исполненные традиционными книжными шрифтами в вертикальном положении.

При знакомстве детей с цифрами используют методические приемы

· показ цифры на карточке или на дидактической картинке, называние ее: «Это цифра 2. Это специальный знак, которым обозначают, записывают число»,

· воспоминание о том, где дети видели эту цифру;

· просит запомнить, а впоследствии узнать, выбрать среди других и разместить (поставить, положить) возле группы предметов (изображений) с таким количеством.

· рисование в воздухе;

· сравнение с разными предметами и явлениями: «На что похожа цифра?»;

· отображение цифры при помощи собственного тела;

· найти цифру в рисунках и т.д.

 

Литература

1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988 – 303с

2. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. М., Изд. Центр «Академия», 1998 – 272с

3. Житко, И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет: учеб.-метод. Пособие для педагогов дошк. образования. Минск: Экоперспектива, 2016. – 200с

4. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь.  Минск : Нац. ин­т образования, 2019. 

5. Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб. пособие / О.Н. Анцыпирович, Е.В.Горбатова, Д.Н. Дубинина [и др.]. – Минск: Новое знание; М.: ИНФА-М, 2016. – 390с.

6. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С.; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.

 

 

К теме: Формирование представлений о количестве и счете, счетной деятельности у детей средней группы

 

1. Обучение количественному счету

Одной из важнейших задач предматематической подготовки детей дошкольного возраста является обучение счету.

Особую роль в развитии счетной деятельности имеют двигательный и речевой компоненты. На начальном этапе присутствует развернутое внешнее действие, ребенок дотрагивается до предметов, передвигает их, указывает пальцем, движением головы, делает обобщающий жест в виде кругового движения. Громкое проговаривание слов – числительных, помогает раздробить множество, более четко выделить каждый элемент, и вместе с движением осознать, что последнее слово – числительное относится ко всему множеству и является итоговым числом.

Обучение детей счету является сложным и длительным процессом. Эта работа требует настойчивости, последовательности и системности. Используются разные формы, методы, и средства: разрешение проблемных ситуаций, игры и упражнения, учебно-познавательные книги и рабочие тетради, творческие задачи, экспериментирование, моделирование.

Овладение счетом основано на представлениях о свойствах и отношениях равенства и неравенства (больше - меньше) столько – же, поровну, одинаково. Начиная работу по обучению счету следует подвести ребенка к пониманию образования числа на основе сравнения множеств, помочь овладеть процессуальным и итоговым счетом, научить различать и использовать количественный и порядковый счет в разных видах деятельности.

Начиная со средней группы, дети знакомятся со счетом и числами в пределах 5-10.

В процессе ознакомления со счетом следует придерживаться определенного алгоритма вопросов и действий, чтобы дети не просто механически запоминали правильный порядок называния числительных, но понимали смысл счетной операции, таким образом, учились дифференцировать процесс счета и итог счета.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.