Питер Пауль Рубенс. Пьяный Силен. 1618 — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Питер Пауль Рубенс. Пьяный Силен. 1618

2020-12-27 233
Питер Пауль Рубенс. Пьяный Силен. 1618 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Пьяный Силен» (1618, Мюнхен, Пинакотека)-— одна из лучших рубенсовских вакханалий. В центре картины желтое, дряблое, жирное тело пьяного Силена. Во всей его фигуре чувствуются удивительная непринужденность и естественность. Слегка наклонившись вперед, чуть спотыкающейся неуверенной походкой он движется, сопровождаемый толпой сатиров и вакханок. Диагональное построение композиции усиливает впечатление движения. Старческому телу Силена противопоставляется здоровое молодое упругое тело менады, кормящей грудью маленьких, расположившихся на земле рядом с ней, сатиров. Нарочитая грубоватость образов, простонародный типаж придают этой фантастической сцене жанровый характер. Остро подмечены и переданы художником выразительные жесты, разнообразные позы. Движение не замыкается в пределах картины. Фигуры сатиров и вакханок входят в пространство картины как бы извне.

Рубенс начинает со сравнительно спокойных уравновешенных композиций. Постепенно к 1617—1618 годам в его творчестве нарастает стремление к более темпераментным решениям. Он постоянно работает над различными формами передачи движения в живописи. Углубляясь в дух античности, Рубенс находит новые сложные композиционные построения — «Похищение дочерей Левкиппа»; «Битва амазонок» (Мюнхен, Пинакотека). Динамика этих картин строится на соотношении движущихся масс, на противопоставлении темных и светлых силуэтов, на ярких контрастных цветовых сочетаниях. В многофигурной бурнопатети-ческой композиции «Битва амазонок» Рубенс создает грандиозное зрелище ожесточенной битвы, где смешались, слились в едином потоке кони и люди. Движение становится главным организующим началом композиций Рубенса. Художник стремится к тому, чтобы ни одна точка его картины не оставалась в покое.

В конце второго десятилетия XVII века в поисках новых форм выражения энергии, напряжения противоборствующих сил Рубенс обращается к теме фантастических охот и создает сцены героической борьбы людей с хищниками: «Охота на крокодила», «Охота на кабана», «Охота на львов» (1617—1618, Мюнхен, Пинакотека) — самая зрелая из этих композиций. Художник живо передает быстрые и точные движения людей, энергию и мощь разъяренных хищников, создавая ощущение ожесточенной схватки. Четко выделена в картине центральная группа, изображающая падающего со вздыбленного коня всадника и льва, вцепившегося ему в грудь. Художник изображает стремительно направляющихся со всех сторон к центральной группе охотников. Фигуры людей и животных изображены движущимися слева и справа, сверху и снизу и одновременно из глубины пространства картины. Движение проносится через все полотно и продолжается за пределами картины. Линейные и цветовые контрасты усиливают динамическую напряженность. В бурных сценах охот и сражений, созданных Рубенсом, отдельные образы перестают играть активную самостоятельную роль. Все воспринимается как единый монументально-декоративный ансамбль. Здесь Рубенс — мастер барокко окончательно нарушает принцип замкнутости композиции.

Тема борьбы человека со стихийными силами природы проникает и в пейзажные работы Рубенса, к которым мастер постоянно обращается в конце 10— начале 20-х годов XVII века («Возчики камней», ок. 1620, Эрмитаж). Рубенс стремится в одной картине воплотить свое представление о природе в целом, о ее стихийной мощи. Он отказывается от изображения конкретного, увиденного им в жизни куска природы. Мировосприятие художника находит свое воплощение в созданных им грандиозных «космических» пейзажах. Природа никогда не существует у Рубенса вне человека. Это та среда, в которой он живет, постоянно преодолевая возникающие на его пути препятствия. Усилия человека, его напряжение сливаются с образом природы.

К началу 20-х годов XVII века блестящего расцвета достигает живописное мастерство Рубенса. Одна из лучших картин Рубенса этого периода — «Персей и Андромеда» (1620—1621, Эрмитаж). Художник вновь обращается к античному сюжету, к одному из подвигов героя Персея. По античному мифу Персей спасает дочь эфиопского царя Кефея Андромеду, отданную на растерзание дракону. Эта героическая тема, дающая представление о человеческой энергии, о способности человека к борьбе, близка художнику. Однако Рубенс изобразил не сам момент борьбы Персея с чудовищем. Битва закончилась победой Персея. У ног его, истекая кровью, дракон погибает. Герой изображен в центре картины после боя, в развевающемся красном плаще победителя. Богиня Славы венчает его голову лавровым венком. Картина Рубенса славит героя; но в эту тему апофеоза героя вплетается и начинает сильно звучать тема лирическая. Персей пленен красотой Андромеды и вознагражден ее любовью за совершенный подвиг. Художник доносит до зрителя еще робкое, лишь зарождающееся чувство любви, которое возникает между героями картины и связывает их.

Фактическим центром композиции Рубенса оказывается прекрасная обнаженная фигура Андромеды, окруженная ореолом золотистого плаща. Она смущенно, потупив взор, опускает голову перед приближающимся к ней Персеем. Все фигуры участников сцены движутся справа налево по направлению к Андромеде. Фигуры Персея и Андромеды окружают деятельные амуры. Одни освобождают привязанную к скале героиню от пут, другие усердно разматывают ее плащ. Третьи с усилием поддерживают доспехи героя или стремятся удержать сильного бьющего копытом коня Пегаса.

Композиция чрезвычайно динамична, но движение в картине передается более сдержанно, чем в предшествующих композициях на античные сюжеты. Здесь нет сплетающихся между собой фигур, неожиданных резких ракурсов, энергичной жестикуляции. Движение строится плавно, волнообразно. Ощущение движения усиливается благодаря освещению и цветовому построению картины.

Образы героев Рубенса далеки от античных идеалов. Мощная коренастая фигура Персея, его широкоскулое лицо и светлые рыжеватые волосы, грузная, тяжелая, с широкими бедрами, и чуть расплывающаяся в своих очертаниях фигура Андромеды, а также живые, изображенные во всей их неповторимости и своеобразии, фигурки младенцев-амуров передают ощущение живой натуры.

Художник создает новый идеал земной, чувственной, осязаемой, существующей в реальном мире красоты.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.