Питер Пауль Рубенс. Водружение креста. 1610—1611 — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Питер Пауль Рубенс. Водружение креста. 1610—1611

2020-12-27 103
Питер Пауль Рубенс. Водружение креста. 1610—1611 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда. 1620—1621

Известность и слава Рубенса растут. В 20-е годы он выполняет ряд заказов крупнейших европейских дворов. Его заказчиками становятся герцог Баварский Максимилиан, испанский король Филипп IV, английский король Карл I, королева Франции Мария Медичи. Недаром современники называют Рубенса «королем живописцев и живописцем королей». По заказу Марии Медичи Рубенс в 1622—1625 годах пишет большую серию исторических полотен, посвященную жизни королевы; двадцать одно полотно этой серии предназначалось для украшения одной из галерей Люксембургского дворца. Рубенс создает особый тип исторической картины. Для того чтобы придать большую значительность различным событиям из жизни Марии Медичи, художник широко использует аллегории, вводя в свои композиции образы античных богов. Это сочетается у него с точностью и достоверностью в изображении костюмов и обстановки, в которой происходили те или иные исторические события.

Питер Пауль Рубенс. Поклонение волхвов. 1624

Питер Пауль Рубенс. «Соломенная шляпка». 1625

Рубенс создает целый ряд женских образов.К их числу принадлежит портрет Сусанны Фоурмен, получивший название «Соломенная шляпка» (1625,

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки. 1625—1627

 

Решение женских образов в портретах Рубенса различно. Строгость и простота отличают эрмитажный «Портрет камеристки». Исполненный духовной чистоты и мягкой женственности образ решается колористически нарочито скупо и сдержанно. Темный нейтральный фон и черное платье портретируемой оживляет лишь сверкающий белизной пышный воротник. Он оттеняет нежное, юное лицо камеристки. Чуть мерцающее золото цепочки на ее груди перекликается с мягким блеском шелковистых волос.

 

Питер Пауль Рубенс. Рисунок к «Портрету камеристки». 1625—1627

Тонкая, почти прозрачная кожа лица камеристки, сквозь которую проступает легкий, еле заметный румянец, подчеркивает нежность и хрупкость созданного художником образа. В то же время образ камеристки поражает какой-то внутренней сосредоточен' ностью, собранностью, серьезностью, свидетельствующими о твердости и цельности ее характера. Эти черты находят выражение в строгих линиях лицз и устремленных вдаль задумчивых, серьезных светлых, почти прозрачных, и удивительно живых глазах. Художник внимательно, пристально вглядывается в лицо камеристки, стремясь различными художественными средствами донести до зрителя его обаяние. Написан портрет тончайшими слоями жидкой краски, сквозь которые местами просвечивает темный подмалевок.

В 1630 году Рубенс женится на шестнадцатилетней племяннице Изабеллы Брандт (Изабелла Брандт умерла в 1626 году) Елене Фоурмен. Это событие знаменует начало нового этапа жизни художника. Все его творчество приобретает в этот период иное, более интимное звучание. Он с упоением пишет портреты своей юной спутницы. Она явилась воплощением того идеала женской красоты, который сложился в творчестве Рубенса задолго до того, как Елена Фоурмен вошла в его жизнь.

 

Питер Пауль Рубенс. Вирсавия. 1635

Вероятно, образом Фоурмен вдохновлялся Рубенс при создании таких шедевров зрелой поры творчества, как «Вирсавия» (1635, Дрезден), «Диана с нимфами» (Берлин), «Андромеда» (Берлин).

 

Аитонисван Дейк. Семейный портрет. 1618—1621

Всем ранним портретам ван Дейка свойственны большая строгость и простота. Они тесно связаны со старой традицией нидерландской портретной живописи, но в то же время отличаются большей живостью, большей конкретностью и углубленностью характеристики. К числу лучших портретов ван Дейка этого периода относится «Семейный портрет» (Эрмитаж). Тип семейного портрета — нидерландская традиция, идущая от XVI века. Аналогичные композиции встречаются у многих художников Фландрии, но, как правило, они очень статичны, позы и жесты изображенных в них людей манерны и неестественны. В картине ван Дейка крупные фигуры портретируемых заполняют почти всю плоскость холста.

К их числу относится «Мужской портрет», хранящийся в Эрмитаже.

Антонис ван Дейк. Мужской портрет. Ок. 1623

Тенденция к аристократизации, характерная для всго творчества ван Дейка, находит наиболее полное выражение в работах последних лет жизни художника.

 

Большая площадь в Брюсселе

Одним из самых знаменитых ансамблей Фландрии является ансамбль Большой площади в Брюсселе (конец XVII в.)- Гильдейские дома, узкие 4—5-этажные здания образуют тесный ряд, создают единую композицию (6 домов объединены одним фасадом), а декоративное убранство, элементы которого взяты из итальянских образцов, поражает смелостью и разнообразием. Ансамбль площади — последний отголосок рубенсовского влияния во фламандской архитектуре.

Оживленное церковное строительство XVII века во Фландрии вызвало массовые заказы на алтари, дарохранительницы, надгробия, статуи святых, кафедры, исповедальни и т. п. В начале XVII века во фламандской скульптуре сосуществовали разные тенденции. Слабые отблески готики сочетались с ренес-сансными традициями нидерландского XVI века, а в результате воздействия ранних работ Рубенса в творчестве скульпторов начинали проявляться черты нового барочного стиля. Художественная продукция скульпторов Фландрии XVII века грандиозна по объему. По назначению своему фламандская скульптура, как это уже отмечалось, имела в основном декоративный характер, ее развитие шло под эгидой живописи. Многие темы и образы, трактовка форм, живописность манеры, находящаяся в некотором противоречии со спецификой скульптуры, в значительной степени обусловлены влиянием Рубенса. Лучшие скульптурные произведения характеризует полнокровный реализм.

Крупнейшим фламандским скульптором первой половины XVII века был Франсуа Дюкенуа (1594— 1643). Долгие годы Дюкенуа, по прозвищу «II Fiamingo» — «Фламандец», прожил в Италии. Он уехал туда в двадцатидвухлетнем возрасте, увозя сильнейшее впечатление от знакомства с Рубенсом и его искусством. В Риме Дюкенуа часто выступал как один из сильнейших соперников Лоренцо Бернини — первого скульптора и архитектора итальянского барокко. От эффектных произведений знаменитого итальянца работы Дюкенуа отличались задушевностью, искренностью чувства. Он никогда не впадал в крайности барочного стиля. Глубокое стремление к правде и основательно усвоенное наследие античных мастеров спасали его от этого. Его работы современники причисляли к лучшим скульптурным произведениям века. Незадолго до смерти Рубенс писал Дюкенуа о впечатлении, произведенном на него работами скульптора: «Эти произведения кажутся, скорее, созданными природой, чем искусством, потому что мрамор нежен, как жизнь».

Число работ, созданных Дюкенуа для Фландрии, крайне невелико. Значение же этого художника в истории скульптуры огромно. Из мастерской Дюкенуа вышли самые крупные скульпторы Фландрии середины XVII века Артус Квелин, Иероним Дюкеиуа и другие.

 

Питер Пауль Рубенс. Водружение креста. 1610—1611

Идея героизации человека рождает новые художественные средства. Рубенс постоянно ищет новых, максимально выразительных и динамичных композиционных решений. Сочный колорит его картин приобретает, подчас, почти фанфарное звучание.

В эти годы Рубенс создает алтарные композиции почти для всех католических церквей Южных Нидерландов. Одна из первых значительных алтарных картин — «Водружение креста» была создана художником для церкви св. Вальпургии в 1610—1611 годах (Антверпен). Это торжественная, патетическая, несколько театрализованная сцена. Композиция делится как бы на две части. Верхнюю часть картины занимает изображение фигуры прибитого к кресту Христа, возвышающегося, господствующего над большой группой расположенных у подножия палачей. Лицо Христа, одухотворенное, передающее человеческое страдание и вместе с тем сильное, обращено к небу — полный драматизма и в то же время героический образ. Тяжеловесные мускулистые фигуры палачей, переданные в момент предельного напряжения в энергичном движении, воплощают идею грубой, тупой физической силы. Мощная светотень, а не колористическое богатство, характерное для его последующих работ,— основное средство, которое использует мастер для убедительной передачи пластических форм реального мира.

Вся композиция строится на резких контрастах и противопоставлениях. Картина Рубенса полна бурного движения. Ощущение динамики создает рвущаяся вверх диагональ креста, перерезающая полотно и уходящая вглубь, а также движение фигур, идущее в двух резко противоположных направлениях.

Рубенс стремится вызвать впечатление, что изображенная им сцена лишь часть безграничного пространства. Этому впечатлению способствуют нарочито обрезанные рамой фигуры палачей и направление движения креста, который, выпрямившись, неминуемо выйдет за пределы пространства композиции. Это стремление разрушить замкнутость пространства, переданного в картине, — одна из основных особенностей формирующегося в ту пору стиля барокко, ярким представителем которого был Рубенс.

Острым драматизмом отмечена следующая известная алтарная композиция, созданная художником в 1612 году для Антверпенского собора,— «Снятие с креста» (Антверпен). Картина изображает момент, когда ученики Христа бережно снимают с креста мертвое тело своего учителя. Рядом обращенные к Христу фигуры скорбящей богоматери и Марии Магдалины. Основной поток движения в картине вновь строится по диагонали. Его создает безжизненное тело Христа, отяжелевшее, неумолимо скользящее вниз, несмотря на единое стремление учеников его поддержать. Эмоциональное звучание усиливается благодаря интенсивному цветовому решению; чистые контрастные, сильно звучащие цветовые пятна даются большими четко отграниченными друг от друга плоскостями. Патетическая приподнятость композиции сочетается с удивительной жизненной убедительностью образов. Глубоко реалистическая передача мертвого тела и искаженного смертью лица Христа не противоречит героизации его образа.

Получая многочисленные заказы на отдельные произведения и целые серии монументально-декоративных полотен, Рубенс часто работает совместно с помощниками и молодыми художниками, обучающимися в его мастерской. Формирование мастерской Рубенса относится к первым годам его пребывания в Антверпене (1608—1612). Творческий диапазон Рубенса, обращение его к различным живописным жанрам, а также интерес к различным видам искусства привлекают к нему многих молодых талантливых художников Фландрии. Со всех концов страны стекаются в его мастерскую ученики. «Я до такой степени осажден просителями,— пишет Рубенс в 1611 году, — что многие ученики уже несколько лет ждут у других мастеров, чтобы я мог принять их к себе. Я принужден отклонить более ста кандидатов». Из мастерской Рубенса выходят не только живописцы, но также архитекторы, скульпторы, граверы. Мастерская Рубенса в условиях Фландрии XVII века играла роль своеобразной академии. Часто ученики Рубенса, постепенно изучая все особенности живописного языка учителя, становились не просто подмастерьями, а его творческими помощниками.

С постоянным стремлением Рубенса приобщить национальную фламандскую культуру к общеевропейской связан и интерес его к античности, традиционный для искусства Западной Европы того времени. Рубенс — блестящий знаток античности, античного искусства, античной мифологии. Восхищение жизнью, стремление передать красоту живого человеческого тела сближают его с древними мастерами. Однако, изучая памятники античного искусства, Рубенс никогда не повторял буквально созданный древними мастерами идеал прекрасного. Он переосмысливает классический идеал в соответствии с национальным фламандским идеалом, стремясь передать красоту здорового, сильного, цветущего человеческого тела, его теплоту и трепетность. Не столько классическая строгость и красота пропорций волнуют художника, сколько телесная физическая мощь человека, движение, воплощенное в живой плоти. Примером тому могут служить многочисленные картины Рубенса на античные сюжеты, созданные в первое десятилетие работы художника в Антверпене: «Статуя Цереры», «Союз Земли и Воды» (ок. 1615), «Похищение дочерей Левкиппа» (1615—1620), многочисленные «Вакханалии», «Венера и Адонис», «Возвращение Дианы с охоты», «Битва амазонок» (1615), «Персей и Андромеда» (1620—1621) и др.

В одной из ранних картин—«Союз Земли и Воды» Рубенс изображает двух античных богов: богиню земли Кибелу и бога моря Нептуна, которые на границах своих владений заключают между собой союз. Два божества, олицетворяющие две стихии, изображены с традиционными атрибутами. Позы героев картины Рубенса восходят к образцам античной скульптуры. Например, фигура Кибелы напоминает позу известной статуи «Отдыхающий сатир», работы греческого мастера IV века до н. э. Праксителя. Четкая, устойчивая, ясная композиция, построенная в виде треугольника, говорит об интересе Рубенса к наследию мастеров итальянского Возрождения, к их строгому рационализму. В то же время мощный художественный темперамент мастера, его новое отношение к миру, вся система его художественных взглядов разрушают традиционную классическую схему. Решение композиции в единой плоскости, ее устойчивость нарушаются сильным движением плывущего прямо на зрителя тритона, неистово трубящего в раковину, и фигурками младенцев, резвящихся в воде на переднем плане картины. Головка одного из них как бы разрывает плоскость холста и выглядывает на нас из-за рамы. Линейную схему построения картины смягчает и оживляет сочность колорита. Цвет в полотнах Рубенса всегда необычайно активен и играет ведущую роль в образном решении.

 

Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды. 1615

Картина «Союз Земли и Воды» имеет определенный аллегорический смысл. Тема единения земли и воды отвечала самой животрепещущей проблеме в жизни Фландрии того времени, когда фламандцы стремились вернуть утраченный в результате разделения Нидерландов на две части и блокады голландцами устья р. Шельды выход к морю. Рубенс постоянно проявляет огромный интерес к судьбам своей страны, как подлинный гражданин отстаивает интересы отечества.

Ощущение брызжущей через край жизнерадостности, полноты жизни с особой силой передано в «Вакханалиях» Рубенса. Художник создает одну за другой картины с изображением отягощенных жирной плотью Вакха, Силена, веселящихся сатиров, пышногрудых вакханок. Все эти образы связаны с жизнью природы, с представлением о плодородии земли. Рядом с героями вакхических сцен Рубенс постоянно изображает мощные деревья, сочные плоды, налитые соком тяжелые гроздья винограда, а также опьяненных, покорных животных. Эти композиции в известной мере воплощают идею господства, торжества человека над изобильным и прекрасным миром.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.