Специфика движений у детей с нарушением зрения — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Специфика движений у детей с нарушением зрения

2020-12-27 89
Специфика движений у детей с нарушением зрения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Двигательная подготовленность детей 3 — 7 лет с нарушением зрения определяется уровнем овладения ходьбой, бегом, прыж­ками, метанием, лазанием, координацией движений, равновесия, ориентировкой в пространстве.

Дети с нарушением зрения отстают в развитии движений от своих сверстников. При ходьбе и беге у них наблюдается большое мышечное напряжение, голова опущена вниз, движения рук и ног не согласованы, стопы ног ставятся широко, темп неравномерный, из-за нарушения равновесия они вынуждены останавливаться при ходьбе, при этом теряется направление.

У детей с нарушением зрения из-за недостаточности зритель­ного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, что приводит к сложностям формиро­вания основных параметров в ходьбе и прежде всего сохранения прямолинейности движения.

Нарушения прямолинейности при ходьбе связаны с сужением поля обзора из-за выключения одного глаза из акта зрения в пе­риод окклюзии при косоглазии, снижении остроты зрения у сла­бовидящих.


8

Для детей характерна волнообразность в ходьбе, движения то в одну сторону, то в другую. Качество ходьбы характеризуется большой неустойчивостью, неуверенностью. Рука со стороны ок­клюзии мало участвует в движении, в большинстве случаев при­жата к туловищу.

Еще большие сложности испытывают дети при ходьбе по огра­ниченному пространству. Испытывая зрительные затруднения, дети все-таки опираются на зрительную ориентацию, поэтому ходьба характеризуется большей волнообразностью, а линия движения у них приближается то к одной стороне ограничений, то в отдельных участках заходит за них, затем снова приближается ближе к ис­ходной. Все это создает впечатление о ходьбе «из стороны в сторону». Это связано с тем, что нарушение стереоскопического видения при монокулярном зрении осложняет пространственную ориентировку, создает плоскостное восприятие пространства.

Нарушения ходьбы в ограниченном пространстве вызваны и снижением остроты зрения, т.к. слабовидящий ребенок не может проследить и воспроизвести движение без ошибок, которые про­являются в нарушениях координации рук и ног, несогласован­ности действий правой и левой руки. Этим же объясняется то, что рука прижата к туловищу или же вытянута вперед для того, чтобы определить направление движения во время ходьбы.

Во всех видах ходьбы у детей обнаружена неправильная поста­новка стоп. Более чем у 20 % детей наблюдается параллельная по­становка стоп, 40 % детей стопы ставят носками внутрь, тогда как у нормальновидящих сверстников отклонения в постановке стоп отмечаются в 15 % случаев.

Своеобразие ходьбы у детей иногда вызвано нарушением рав­номерности при ходьбе. Равномерность при ходьбе определяется длиной шага. Установлено, что с начала ходьбы шаг детей более равномерный, чем на последующих отрезках. Снижение прямоли­нейности, нарушение равновесия и координации, зрительное утомление вызывают снижение длины шага. У детей с наруше­нием зрения длина шага при ходьбе во всех возрастных группах ниже нормы на 4 — 5 см. Длина шага у детей в норме равна: 2 года — 32 см, 4 года — 40 см, 5 лет — 47 см, 6 лет — 49 см, 7 лет —53 см. (данные А. Саркисяна, 1983). Качественные нарушения ходьбы (прямолинейность, длина шага, постановка стоп, равномерность) у детей с нарушением зрения влекут за собой снижение количест­венных показателей и оказывают неблагоприятное воздействие на формирование других локомоций.


9

Особенности двигательной подготовленности детей с наруше­нием зрения проявляются в разных заданиях с бегом. В беге у детей наблюдается излишнее напряжение ног и рук, широкая по­становка стоп, нарушение согласованности в движениях, низкий наклон головы, отсутствие равномерности, темпа, прямолиней­ности. Несформированность бега по указанным признакам заре­гистрирована у 63,5 % детей с нарушением зрения. Скорость бега у детей с косоглазием и амблиопией в период окклюзии ниже нор­мы на 13-21 %,

Выполнение прыжков детьми также затруднено. В прыжках в длину с места дети также имеют своеобразия. У них отмечается низ­кая техническая подготовка. Как правило, допускаются ошибки во всех фазах (толчке, полете, приземлении) выполнения движения.

Большинство детей не имеют навыков правильного отталки­вания. Это связано с тем, что зрительный контроль за действиями ног усилен, голова наклонена вперед, а руки при толчке безучаст­ны, поэтому сила толчка слабая. Кроме того, отмечается, что при­земляются дети сначала на одну ступню, затем приставляют дру­гую. Это вызывает нарушение равновесия, в отдельных случаях па'дение, т.к. при приземлении у детей проявляется нарушение координационных отношений правой и левой ноги. Другие дети приземляются тяжело на обе ноги с сильными боковыми раска­чиваниями. Это объясняется тем, что слабовидящие дети, дети с монокулярным зрением затрудняются в выделении расстояния, управлении собственным телом, а некоторое превышение в весе также осложняет регулирование положением своего тела при дви­жении в пространстве. Затруднения в ориентации при прыжках связаны и с тем, что у детей с монокулярным зрением нарушено стереоскопическое видение, а слабовидящие затрудняются в ана­лизе расстояния, поэтому не соразмеряют свои действия с прост­ранством. В процессе прыжка ребенку дольше приходится ориен­тироваться в расстоянии и пространстве, поэтому снижается ана­лиз и контроль за своими движениями.

В прыжках в высоту с места на двух ногах также отмечаются трудности из-за недостаточного зрительного контроля, нарушения согласованности движений. У детей с нарушением зрения снижен зрительный обзор своего тела при движении, т.к. они контроли­руют себя в ограниченном поле обзора, поэтому количественные показатели прыжков у детей с патологией зрения ниже нормы.

Таким образом, некоторые отставания в развитии основных Движений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения


10

обусловлены характером зрительной патологии, остротой зрения. При этом возникает необходимость рассмотрения таких важных сторон двигательной сферы ребенка, как координация и равновесие. Состояние динамичного равновесия у детей можно проследить в ходьбе по гимнастической скамейке. В характере этого движения отмечается своеобразие нарушения равномерности шага, темпа ходьбы и самостоятельности передвижения по скамейке.

Например, относительно правильное самостоятельное передви­жение по скамейке наблюдается у детей с монокулярным зрением. Слабовидящие дети предпочитают пользоваться страховкой (гори­зонтальной перекладиной, расположенной параллельно скамейке на уровне пояса ребенка), дети незрячие, с остаточным зрением пред­почитают использовать помощь взрослого (поддержка рукой, ве­дение ребенка по скамейке). Трудности у детей проявляются в сохранении устойчивого поло­жения тела при движении, при этом они сходят на край, оступаются. Весьма своеобразным проявлением в ходьбе по скамейке яв­ляется комбинирование ходьбы: одной ногой по скамейке, другой по полу. Это связано с тем, что дети находятся в адаптационном периоде привыкания к новым условиям. Ходьба таким способом предохраняет детей от возможных падений. Действия в трудно вос­принимаемом зрением пространстве, при ходьбе по скамейке ведут ребенка к созданию приспособительных и охранительных механиз­мов. Такими механизмами в ходьбе по скамейке являются не только своеобразие ходьбы, но и постоянное протягивание руки вперед, что особенно характерно для слепых детей и с остаточным зрением.

Здесь мы убеждаемся, что нарушение зрительного восприятия заставляет ребенка подключить другие, сохранные анализаторы для изучения пространства. А так как процесс компенсации у детей еще недостаточно сформирован, то качество ходьбы, сохранение равно­весия отстают от возрастных норм детей дошкольного возраста.

Более полную характеристику состояния динамического равно­весия и зависимость его развития от состояния зрительного конт­роля подтверждает анализ ходьбы по мягкому шнуру с мешочком на голове. У детей с нарушением зрения обнаруживается большая неустойчивость в сохранении туловища в прямом положении, на­блюдающаяся в боковых раскачиваниях, резком наклоне туло­вища вперед или в сторону, падении мешочка с головы, ступании ногами мимо шнура, сильном наклоне головы вниз. При сильном раскачивании дети держат мешочек обеими руками, слабом пока­чивании туловища — одной рукой. Такое приспособительное дей-


11

ствие детей обусловлено недостаточностью развития зрительно-двигательных взаимосвязей.

Описанные затруднения вызваны также тем, что при ходьбе ребенку приходится решать сразу несколько задач: правильно ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие движения (осанка, координация рук и ног), удерживание тела в определен­ном положении. При решении этих задач нормально видящий ребенок опирается на зрительно-двигательное восприятие, на имеющийся двигательный опыт, что позволяет ему точно и пра­вильно совершать движения. Ребенок же с нарушением зрения оказывается в сложных условиях, когда он опирается на неполно­ценное зрение, а процесс развития движений находится еще на стадии становления и потому непрочен. Ребенок, двигаясь, делает много лишних движений (оступается со шнура на пол, останав­ливается, исправляя ошибку, возвращается в прежнее исходное положение, осматривает место, где он находился, начинает дви­жение сначала, отказывается выполнять и др.). Из этого следует, что ребенок в процессе движения не может решить основной за­дачи — сохранять равновесие при ходьбе, потому что он в этот момент осваивает ориентировку в пространстве.

Однако, несмотря на неточное и неполное восприятие, основной контролирующей функцией у детей со зрительной патологией (ко­соглазие, амблиопия, слабовидение, остаточное зрение) является зрение. Его неполноценность в этот момент снижает возможности регулировать действия собственного тела. Роль зрения как регулятора функции равновесия здесь очевидна. Например, теряя равновесие в стойке с закрытыми глазами, дети раньше открывают глаза, а затем уже следует потеря устойчивости. Иногда дети заранее открывают глаза, чтобы предостеречь себя от потери равновесия.

Из этого следует, что нарушение зрения сдерживает форми­рование зрительно-двигательных взаимосвязей, отрицательно ска­зывается на овладении движениями, поэтому необходима спе­циальная работа по коррекции в развитии равновесия в специаль­ных условиях и тесной взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой.

Специфика движений у детей проявляется и в овладении ла­занием, где основным показателем являются: сохранение равно­весия при движении, согласованность движений рук и ног, а также Уровень зрительного контроля за движением.

Лазание по гимнастической лестнице характеризуется недоста­точной согласованностью зрительного контроля и движений рук


12

и ног. Руки переставляются беспорядочно, с пропуском реек, одна рука накладывается на другую, что затрудняет процесс лазания.

При влезании до середины дети испытывают беспокойство. При этом у них наблюдается большая напряженность ног, причем ноги значительно согнуты в коленях и прижаты к животу, ступни ног обхватывают перекладину.

Туловище во время лазания наклонено в одну сторону, наблю­даются боковые раскачивания, дети во время лазания используют больше приставной шаг, чтобы удобнее контролировать движения ног и видеть перекладины, на которые ставятся ноги.

Данная характеристика овладения детьми с нарушением зрения лазаньем указывает на необходимость применения специальных методов обучения и нестандартного оборудования для коррекции и компенсации имеющихся отклонений в развитии движений.

Особенности двигательной сферы у детей с нарушением зрения проявляются в действиях с мячом. Своеобразие действий наблю­дается в том, что дети уже перед выполнением задания чувствуют большую неуверенность, неоднократно меняют предметы для ме­тания, позу перед метанием, задают вопросы. Характерным яв­ляется то, что дети фиксируют взглядом принятие исходной позы, долго устанавливают ноги в нужное место, меняют положение рук. При замахе отводят глаза в сторону бросающей руки, но сам бро­сок взглядом не сопровождается. Известно, что отсутствие просле­живания взором полета мяча вызывает произвольность его при па­дении, что в значительной мере обусловливает низкие количест­венные показатели при метании у детей с нарушением зрения.

Метание вдаль. Метание правой и левой рукой вдаль харак­теризуется слабой силой броска, недостаточным замахом. Навык фиксации взором выполняемых действий у детей с нарушением зрения сдерживается в развитии.

Метание набивного мяча на дальность двумя руками из-за го­ловы также имеет свои особенности, проявляющиеся в слабости мышечной силы, снижении функции прослеживания действий, трудностях в принятии исходного положения. Для правильного выполнения движения необходимо: встать у отмеченной линии, ноги слегка расставить, мяч держать двумя руками внизу. При выполнении отвести мяч за голову, ноги слегка согнуть в коленях, прямыми руками бросить мяч как можно дальше вперед и про­следить взором его полет. Вес мяча подбирается в соответствии со зрительными возможностями (не более 1 кг). Перед обучением этому движению воспитатель (руководитель физического воспи-


13

тания) определяет, кто из детей может заниматься данным упраж­нением и с какими физическими нагрузками.

В выполнении этого упражнения дети допускают много ошибок, не принимают исходного положения, заменяя его более удобным, выполняют бросок от груди, полет мяча отклоняется в сторону, мяч при этом падает на небольшое расстояние.

Метание в цель. Специфика движений у детей в точности вы­полнения задания особенно заметна в разных видах метания. При метании в горизонтальную цель наблюдаются ошибки, которые зависели от неумения принять правильное исходное положение. Ноги, как правило, ставятся параллельно, взором фиксируются положение ног и положение рук при замахе, а взгляд в сторону бросающей руки не направляется.

У всех детей отмечается слабая сила броска и относительно снижены количественные показатели. Часто дети в нарушение инструкции сокращают расстояние до цели. Перед метанием в цель неоднократно заглядывают в нее. Это связано с тем, что нару­шенное зрение не обеспечивает восприятия удаленных предметов, в данном случае целей метания, поэтому дети испытывают труд­ности в опознании цели, подходят к ней для ее рассмотрения. Что­бы цель являлась зрительным ориентиром для ребенка, необходи­мо ее выбирать с учетом возможностей детей.

При метании в вертикальную цель у детей также наблюдается параллельная постановка стоп, неправильное положение рук: бро­сающую руку дети сильно сгибают в локте, держа предмет для ме­тания (мешочек с песком, мяч и др.) на уровне глаз, голова при этом наклонена в сторону бросающей руки. Такое вынужденное и скованное положение тела и головы затрудняет точность мета­ния. Свободная от метания рука не участвует в выполнении дви­жения. В большинстве случаев она прижата к груди, опущена вниз, кисть при этом сжата в кулак. Излишнее напряжение сво­бодной руки также усугубляет неточность выполнения движения.

Кроме того, при метании в цель дети затрудняются в просле­живании взором предметов для метания, т.к. снижение остроты зрения у слабовидящих детей, монокулярный характер зрения при косоглазии, снижение функции амблиопичного глаза не обеспе­чивают точности видения цели и предмета, движущегося к цели. В процессе выполнения движений взгляд ребенка как бы задержи­вается на стороне бросающей руки, что также сказывается на Результатах метания. Определенный интерес представляют дейст­вия детей по отбиванию мяча об пол одной рукой. При выпол-


14

нении этого упражнения они низко вперед наклоняют туловище, ноги сильно сгибают в коленях, свободной рукой предохраняют укатывание мяча в сторону, сделав круговое движение рукой перед собой, при этом ладонь руки широко раскрыта, как бы огра­ничивая игровое пространство.

При выполнении упражнения удары мяча об пол слабые, после удара мяч не отскакивает от пола. Отбивание мяча несколько раз подряд удается немногим детям. После 1 — 3 ударов мяч уходит в сторону. Стараясь поймать мяч, дети теряют равновесие, у них нарушается координация и много тратится времени на поиски мяча из-за сложной зрительно-двигательной ориентации.

Таким образом, движения с мячом показывают, что дети испы­тывают трудности координации руки и глаза не только во всех основных движениях, но и в мелких координированных движе­ниях кисти и пальцев.

Особенности двигательной сферы детей с нарушением зрения показывают, что многие ошибки связаны с отсутствием или непол­нотой и нечеткостью представлений о пространстве, в котором они находятся. Характер двигательных нарушений во многом зависит от степени амблиопии, остроты зрения амблиопичного глаза.

Детям требуется постоянное подкрепление действий реальными знаниями о пространстве и объектах, с которыми они взаимодей­ствуют.

Характеристика особенностей движений и пространственной ориентировки указывает на необходимость создания коррекцион-но-педагогической среды, обеспечивающей достаточную трени­ровку детей в основных упражнениях на этапе их формирования, пропедевтическую подготовку к их усвоению, индивидуальную дозированную нагрузку на организм с целью совершенствования двигательных навыков и умений.

В коррекционно-педагогической работе необходимо уделить внимание формированию правильных зрительных представлений о движении, используя игровые приемы, подвижные игры, спе­циальные формы работы с детьми по физическому воспитанию.

Успешность коррекции движений зависит от взаимодействия зрительного и кинестетического контроля в результате приме­нения специальных средств и методов, направленных на преодо­ление двигательных нарушений, снятие мышечного и эмоцион. ного напряжения у детей с нарушением зрения.

йН#^


 


/< °

Глава 2

Г Особенности организации режима дня
/                             в дошкольных учреждениях

компенсирующего и комбинированного видов


Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее и гармоничное развитие детей с нарушением зрения, является пра­вильный режим дня (Приложения 1,2).

Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий рациональную организацию различных ви­дов деятельности.

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребен­ка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, ус­пешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления, способствует восстановлению зрения.

При составлении режима для детей с нарушением зрения сле­дует помнить о закономерных жизненных процессах. Все физио­логические процессы организма ребенка как в норме, так и пато­логии имеют свой биологический ритм, подчиняются единому су­точному ритму дня и ночи.

В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 часов и от 16 до 18 часов, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 часов.

Сложные биофизические и химические реакции, происходя­щие в клетках коры головного мозга, делятся на 2 основных про­цесса: возбуждение и торможение.

Возбуждение сопровождается уменьшением функциональных возможностей нервных клеток, которыми обеспечивается разно­образная деятельность во время бодрствования.

Торможение связано с активными реакциями восстановления и наполнения энергии, благодаря чему нервные клетки вновь полу­чают способность воспринимать раздражения.


t 6

При организации режима дня весьма важно учитывать, чтобы все его компоненты были направлены на повышение силы первич­ных процессов, их подвижности и уравновешенности.

Сила нервных процессов выражается в преобладании бодрого настроения, активном поведении ребенка, выносливости к небла­гоприятным условиям.

При сильной нервной системе клетки коры головного мозга способны переносить длительные и резкие напряжения.

Показателем слабости нервных процессов является быстрая утомляемость, чрезмерная боязливость, стремление избегать ак­тивности, постоянное напряжение, медлительность в усвоении навыков, слабая сопротивляемость неблагоприятным влияниям, неспособность надолго удерживать внимание на одном объекте, сосредоточиваться на одном деле.

Для детей с нарушением зрения характерна малая подвижность нервных процессов, которая заключается в трудностях переклю­чения с одного вида деятельности на другой, неумении приспо­сабливаться к новой, незнакомой обстановке.

При составлении режима дня для детей с нарушением зрения следует учитывать уравновешенность нервных процессов: это спо­собность нервной системы сокращать излишнее возбуждение пу­тем активного торможения.

Для детей с нарушением зрения характерна неуравновешен­ность нервных процессов, которая проявляется либо в преобла­дании возбуждения, либо торможения.

Если внутреннее торможение развито слабо, такие дети очень подвижны, неусидчивы, чрезмерно инициативны, такое поведение приводит к быстрому истощению нервных клеток и прекращению восприятия.

Если же преобладает торможение, такие дети вялы, малопо­движны, замкнуты.

При правильной организации режима дня происходит уравно­вешивание процессов возбуждения и торможения.

При организации режима дня под влиянием разнообразных воздействий внешней среды происходят сложные изменения в центральной нервной системе.

Многократное повторение одних и тех же действий способ­ствует образованию динамического стереотипа, т.е. проведение каждого режимного процесса в одной обстановке и в одно и то же время сопровождается образованием цепи условных реф­лексов.


17

Важнейшими условиями правильной организации жизни детей являются:

1. Соответствие режима психофизиологическим особенностям детей с нарушением зрения.

2. Четкое выполнение основных режимных моментов (питания, сна, игр, прогулок),

3. Чередование активной деятельности с отдыхом.

4. Организация оздоровительных мероприятий (пребывание на воздухе, режим подвижности и т.д.).

За основу в организации режима дня следует брать распорядок по каждой возрастной группе, указанный в «Программах детского сада»(1997). Однако в детских садах для детей с нарушением зре­ния существует много дополнительных мероприятий: лечебные мероприятия (офтальмологическое лечение, физиолечение и т.д.); занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом; корриги­рующая гимнастика, коррекционные упражнения для детей, про­педевтические задания. Режим следует организовать таким об­разом, чтобы у детей не было перевозбуждения.

В связи со зрительными нарушениями следует обращать серьез­ное внимание на организацию зрительных нагрузок в процессе различных видов детской деятельности.

Во время занятий, особенно там, где идет большая нагрузка на зрение, проводят физкультминутки для снятия напряжения, уста­лости, утомления и расслабления мышц глаз.

Например, на занятиях по математике, ознакомлению с окру­жающим и развитию речи, аппликации, конструированию, рисо­ванию целесообразно проводить физкультминутки. Для снятия мышечного утомления они проводятся на 7 — 9-й минуте занятия в средней группе, в старшей группе — на 10— 12-й минуте, подго­товительной группе — на 12— 14-й минуте. Физкультминутки для глаз проводятся через каждые 7—10 мин зрительной работы.

В занятиях с детьми необходимо продумать режим подвиж­ности, обеспечив для этого соответствующие условия, особенно во время пребывания детей в помещении.

Возможности введения режима подвижности имеются почти во всех режимных процессах, поэтому создание условий для по­движности детей имеет большое значение, Для этого в групповых комнатах, других свободных помещениях выделяется физкуль­турная зона. Это прежде всего место для физкультурного обору­дования, где дети могут играть в мяч, кегли, катать шары, бросать мещочки с песком в цель и т.д.


18

Целесообразно использование тренажерных средств, различ­ные беговые дорожки, массажеры для ног, комплекс «Здоровье» и т.д. При этом воспитателю следует помнить об индивидуальных назначениях детям физической нагрузки.

В режиме дня четко должны быть выделены все режимные про­цессы.

Режимное время рассчитано на подъем детей, утренний туалет, осмотр детей, измерение температуры, игры, офтальмо- и физио­лечение, занятия у учителя-логопеда и учителя-дефектолога, за­нятия ЛФК, массаж, бассейн.

Утренняя гимнастика проводится со всеми детьми, кроме детей, имеющих противопоказания. Продолжительность утренней гим­настики для детей:

2 — 3 лет — 4 —5 мин,

3 — 4 лет — 5 — 6 мин,

4 — 5 лет — 6 — 8 мин,

5 —6 лет — 8—10 мин, 6-7 лет - 10-12 мин.

Чтобы освободить больше времени в утренние часы для лече­ния, занятия по аппликации, конструированию, музыкальное, физкультурное можно перенести на вторую половину дня,

В режиме дня следует определить время для лечения зрения и занятий с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, физиоле­чением. Лечение детей начинается сразу после их подъема. Кроме того, лечебные процедуры проводятся после завтрака и во время прогулки по назначениям специалистов.

Не рекомендуется брать детей на лечение с общеобразователь­ных занятий.

Индивидуальные коррекционные упражнения для развития зрения проводятся во время, отведенное на игры. При этом пе­дагог учитывает характер деятельности детей перед началом заня­тий с ними, т.е. если дети до этого были мало подвижны, с ними следует проводить различные игры и упражнения в движении, подвижные игры, где наряду с общепедагогическими задачами ре­шаются вопросы коррекции и компенсации нарушенных зритель­ных и дыхательных функций.

Например, на прогулке с детьми младшей группы воспитатель может предложить им найти спрятанные игрушки, прокатить мячи или обруч в воротца, собрать шары, камешки, листья деревьев и т.д.


19

Если дети перед этим были очень подвижны, то им надо дать возможность успокоиться. Воспитатель или тифлопедагог органи­зует спокойные игры и занятия с мозаикой, конструктором, раз­резными картинками, нанизывание бус, штриховку, обводку, вы­шивку и т.д.

В режиме следует определить время для индивидуальных заня­тий учителя-логопеда и учителя-дефектолога.

Свою работу они могут проводить утром и после дневного сна, а также брать детей с занятий, если они на своих занятиях решают аналогичные задачи.

В режиме дня обязательно указываются закаливающие меро­приятия. Обливание, обтирание проводят в теплое время года — перед обедом; в холодное время года — обливание, обтирание, воздушные процедуры — дети принимают после дневного сна.

Если физкультурное занятие проводится во второй половине дня, то водные процедуры дают после занятия.

В вечерние часы воспитатели работают по индивидуальным заданиям тифлопедагога, врача-офтальмолога, учителя-логопеда. Нельзя привлекать на коррекционные упражнения всю группу, т.к. это утомляет детей, а педагогу трудно проследить за выпол­нением детьми заданий. Коррекционные упражнения проводятся индивидуально или с 2 — 3 детьми.

Эти упражнения разрабатываются совместно: воспитателем, тифлопедагогом, врачом-офтальмологом, при активном участии сестры- ортоптистки.

Коррекционные упражнения направлены на тренировку зре­ния, формирование у детей достоверных представлений о пред­метах и явлениях, развитие зрительного внимания, памяти, спо­собствуют развитию нарушенных двигательных функций.

Например, упражнения на соединение разрезных картинок, накладывание на нарисованный контур вырезанной фигуры, под­бор фигур по цвету, форме, величине. Такие упражнения разви­вают остроту зрения, фиксацию взора, а упражнения по накла­дыванию одного контура на другой могут быть подготовительными к лечению на синоптофоре.

Введение пропедевтических упражнений в режим дня способ­ствует развитию двигательных навыков, преодолению двигатель­ных нарушений.

Сон. Как бы целесообразно ни строился режим, с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, в течение суток показатели биологической активности ребенка неизбежно


20

снижаются, что и определяет необходимость смены бодрствования на сон.

Учитывая особенности психофизического развития детей с на­рушением зрения, необходимо создать соответствующую обста­новку, устранить причины, мешающие его наступлению. Напри­мер, эмоциональное возбуждение, переполнение желудка, жажда, голод или внешние причины (яркий свет, резкий шум, неудобная постель, нарушения режима проветривания и температуры поме­щения).

Очень важно с малых лет выработать привычку занимать пра­вильную позу во время сна (в полуобороте на правый бок), руки поверх одеяла. Ложе кровати должно быть ровным, умеренно мяг­ким, с небольшим подъемом изголовья, чтобы не было напряжения во время сна мышц шеи, головы.

Учитывая, что дети с нарушением зрения испытывают дефицит общения со взрослыми, следует максимально использовать воз­можности проявления внимания, заботы, ласки к ребенку.

Методика укладывания детей. Дети с нарушениями зрения осо­бенно нуждаются в дневном отдыхе.

Перед сном воспитатель напоминает детям, особенно в младших группах, что нужно снять очки, положить в специально отведенное место. Часто детям младшей группы делают полную окклюзию не на очки, а на глаз, поэтому в первые дни окклюдор перед сном можно снимать, делают это сестры-ортоптистки, воспитатель груп­пы. Дети с плохим зрением снимают очки у кровати, передают воспитателю.

Прежде всего воспитатель помогает подготовиться ко сну детям физически слабым, быстро утомляющимся. Воспитатель следит за позой детей во время укладывания на сон. Детям с нарушением зрения разрешается спать на правом, иногда левом боку, на спине, особенно строгий контроль за детьми после операции. В течение всего сна воспитатель находится в спальне.

После сна детей поднимают постепенно. Процесс одевания не должен занимать много времени: в младшей группе — 20 — 25 мин, в старшей группе — 15 мин. Чтобы ускорить процесс активного включения детей в деятельность после пробуждения, рекомен­дуется провести несколько упражнений «на пробуждение» — по­тягивание, поднимание ног, рук, повороты на живот, спину, вста­вание и т.д.

После пробуждения воспитатель ласково разговаривает с деть­ми, говорит о предстоящей деятельности, чем будут заниматься,


21

что интересного они узнают, кто пойдет на занятия и т.д. Такие моменты необходимы детям для создания эмоционального наст­роя, деловой обстановки и т.д. Как только дети встанут, они долж­ны надеть очки, протерев их перед этим специальной салфеткой.

*


/^   Глава 3

/

Преемственность в работе воспитателей, медицинских сестер ЛФК, массажа по преодолению нарушений опорно-двигательного аппарата у детей

Часто нарушения зрения обусловливают вторичные отклонения в двигательной сфере: нарушение координации движений, точнос­ти, функций равновесия, пространственной ориентировки.

По данным специалистов ЛФК, у детей отмечаются следующие нарушения опорно-двигательного аппарата: сколиотическая осан­ка, кифоз, плоская спина, кифосколиотическая осанка, вальгусная установка стоп, ДЦП, плоскостопие, деформация грудной клетки. Это свидетельствует о том, что дети с нарушением зрения фи­зически слабы.

Одним из первых условий лечения нарушений опорно-двига­тельного аппарата является соблюдение ортопедического режима. С этой целью разработан специальный режим, определены его правила:

~ сон на ровной, жесткой постели при нарушениях осанки и позвоночника;

~ при плоскостопии и вальгусной установке стоп — ношение ботинок со шнуровкой и бинтование стоп.

Важное место в выполнении ортопедического режима дошколь­ником занимает обучение детей правильной рабочей позе. Сов­местно воспитатели и специалисты ЛФК учат детей правильно си­деть, старшим детям определяют правила нужной позы:

1. Правильно расположить руки, ноги; ровно держать туловище, голову.

2. Правильно ходить, соблюдать осанку.

3. Стоять с опорой на обе ноги.

4. Правильно сидеть на стуле, за столом, контролировать себя.

Совместная работа специалистов массажного блока и воспита­телей в дошкольном учреждении осуществляется непосредственно в группе.


23

Медсестры присутствуют на занятиях, во время приема пищи, сна, в свободной игровой деятельности. Для регулярности посе­щения групп, контроля за выполнением ортопедического режима и правил составлен график контроля на неделю (Приложение 3). Это позволяет выработать совместные рекомендации для воспи­тателей и родителей. Четкое знание правил, особенностей пато­логии у детей помогает воспитателю постоянно держать под конт­ролем осанку детей, напоминать правила режима, знакомить детей с правилами (например, нельзя сидеть на коленях на полу, долго стоять с опорой на одну ногу и др.).

Одним из средств устранения нарушений осанки является ле­чебная гимнастика. Она, как известно, помогает добиться восста­новления нарушенных функций опорно-двигательного аппарата, которые не только мешают гармоничному развитию ребенка, но и отрицательно влияют на функции различных органов и систем организма.

Занятия лечебной гимнастикой невозможны без правильной постановки дыхания, поэтому одна из задач дошкольного учреж­дения компенсирующего или комбинированного видов — обу­чение правильному дыханию. Оно начинается с освоения стати­ческого дыхания.

Примерные упражнения для развития статического дыхания

1. И.П.*: лежа на спине, ноги сжаты в коленях, руки вдоль туло­
вища.

Попеременно производить вдох и выдох. При вдохе — жи­вот немного выпячивается, при выдохе — живот умень­шается. Диафрагма принимает куполообразное положе­ние. Повторить упражнение первоначально 3 — 4 раза, каж­дый раз увеличивая на 1 — 2 раза, до 10— 15 раз.

2. И.П.: стоя, руки внизу, спина прямая, взор вперед. Выпол­нение то же.

3. И.П.: сидя на стуле, спина прямая, руками опереться о стул. Выполнение то же.

Далее детей обучают дыханию при выполнении различных уп­ражнений. Некоторые упражнения рекомендуются воспитателям АЛЯ включения в комплексы утренней гимнастики, физкультурные занятия, физкультминутки.

'■П. — исходное положение.



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.