По физическому воспитанию детей — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

По физическому воспитанию детей

2020-12-27 102
По физическому воспитанию детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дошкольного возраста

С нарушением зрения

Нижний Новгород

Издатель Ю.А.Николаев

2001


УДК 371.916:371.73 ББК 74.3 С 28

Сековеп Л.С.

С 28 Коррекционно-педагогическая работа по физическому вос­питанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения — Н.Новгород, Изд. Ю.А.Николаев, 168 с, илл. ISBN 5-93529-006-5

В книге рассматриваются основные формы коррекционно-пе дагогическои работы в процессе физического воспитания детей с нарушением зрения, навыков коррекции, ориентировки в пространстве, равновесия и др.

Книга рассчитана на тифлопедагогов, воспитателей, руководи телей физического воспитания дошкольных учреждений ком пенсирующего и комбинированного видов, студентов педаго гических учебных заведений, родителей.

ISBN 5-93529-006-5

© Сековец Л.С., 2001

© Издатель Ю.А.Николаев, 2001


Посвящается другу и учителю Плаксиной Любови Ивановне

Введение

Сущность коррекционно-педагогической работы средствами физического воспитания детей дошкольного возраста с косогла­зием и амблиопией в условиях дошкольных учреждений компен­сирующего и комбинированного видов заключается в формирова­нии гармонически развитой личности, сочетающей в себе физи­ческое совершенство и уровень социальной компетентности, обеспечивающий становление жизненно необходимых навыков, умений и отношений детей для интеграции их в сообщество свер­стников {Малофеев Н.Н., 1998; Денискина В.З., 1996; Плаксина Л.И., 1998; Сековец Л.С., 2000; Тупоногов Б.К., 1996).

В целях оптимизации коррекционно-педагогической работы с детьми целесообразно осуществлять следующие задачи:

1. Определение психолого-педагогических условий проявления и развития детской индивидуальности.

2. Воспитание сознательного, внимательного отношения к своему

здоровью, понимания и стремления к здоровому образу жизни.

3. Формирование физической и социальной готовности к обуче-

нию в школе.

4. Коррекция недостатков физических и личностных качеств
детей с нарушением зрения.

Это требует учета специфики содержания и организации меро­приятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, развитие физической закалки, движений с учетом психических и физических возмож­ностей каждого ребенка.

В связи с этим социально значимым и актуальным является со­вершенствование коррекционно-педагогической и лечебно-восста-новительной работы в детских садах для детей с нарушением зрения.


4

Специфика физического воспитания в этих дошкольных учре дениях определяется особенностями развития детей, обусловлен­ными нарушением зрения.

Необходимость создания специального коррекционного режи­ма в процессе физического воспитания предусматривает использо­вание комплекса всех средств физического воспитания для кор­рекции двигательной сферы детей, преодоления имеющихся недо­статков, активизации зрительных функций.

Опыт работы дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного видов показывает, что в процессе физического воспитания возможны коррекция недостатков физического разви­тия и активизация зрительных функций. Данные медицинского контроля свидетельствуют о положительном влиянии физической культуры на лечение зрительных патологий, а также повышение и стабилизацию остроты зрения у детей.

Основными формами коррекционно-педагогической работы в процессе физического воспитания являются индивидуальные и групповые занятия по развитию у детей с нарушением зрения на­выков коррекции, ориентировки в пространстве, равновесия и др.

Необходимым условием коррекционно-педагогической работы
средствами физической культуры является разработка специаль­
ного оборудования для коррекции нарушенных двигательных
функций, введение пропедевтических курсов в процессе овла­
дения сложными видами движений, проведение специальной кор-,
рекционной гимнастики и игр.                                                       (

Проведение коррекционно-педагогической работы во взаимо-j связи с лечебно-восстановительным процессом способствует целе­направленной педагогической коррекции недостатков физичес-j кого развития и преодоления нарушений в двигательной сфере, активизации зрительных функций, помогает успешному овладе­нию программой по физической культуре и обеспечивает свое­временную подготовку детей к школе.

В пособии раскрываются основные положения коррекционно-педагогической работы в процессе физического воспитания до­школьников с нарушением зрения, показаны особенности физи­ческого развития детей с нарушением зрения, дается разработка содержания форм и методов коррекционной работы с детьми.


 


f

Глава 1

Г          Особенности физического развития

/                                 и состояния двигательной

подготовленности дошкольников


Для правильной организации физического воспитания детей с нарушением зрения необходимо знать особенности их физичес­кого и функционального развития.

Известно, что дети с нарушением зрения имеют определенную специфику развития. Антропометрический анализ (по данным роста, веса, окружности грудной клетки) (Кручинин В.А., 1980; Сермеев Б.В., 1976; Сековец Л.С, 1985) свидетельствует, что по­казатели веса у детей с нарушением зрения выше на 10— 15 % по сравнению с нормально видящими. Показатели роста у них ниже на 5 — 7 %, чем у нормально видящих сверстников. Это указывает на то, что существует некоторая диспропорция в соотношениях веса и роста у детей с нарушением зрения. Если в росте они от­стают от нормы, то в силу недостаточной двигательной активности, обусловленной сложностями зрительно-пространственной ориен­тации, в весе они превышают возрастные нормы.

Соотношения между показателями физического развития рас­крывают своеобразие отношений между ростом, весом и ОГК у детей с нарушением зрения. По нашим данным, к «высокому» уровню физического развития относятся 3 — 11 % детей. К «сред­нему» уровню — 33 — 35 % детей с нарушением зрения. Группа де­тей с уровнем «ниже среднего» представлена 42 — 53 %. Дисгар­моничное развитие встречается у 10—12 % детей с нарушением зрения.

Определение уровней физического развития показало, что до 62 % детей с косоглазием и амблиопией в младшем возрасте имеют отклонения в физическом развитии. К старшему возрасту откло­нения в физическом развитии увеличиваются и составляют 70 %. Это свидетельствует, что дети с нарушением зрения отстают по основным показателям и уровню физического развития от своих


б

сверстников. Отклонения в физическом развитии у них встре­чается в 3 — 4 раза чаще, чем у здоровых сверстников.

Причинами отклонений у детей с нарушением зрения являются, снижение двигательной активности из-за сложности зрительно-двигательной ориентации детей, недостаточная двигательная под­готовленность и, как следствие этого, превышение в весе.

Специфические особенности физического развития могут про­являться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппа­рата и осанки. Нарушения осанки и степень их выраженности обусловлены состоянием зрения у детей. Частота случаев нару­шений осанки у детей с нарушением зрения составляет 60 — 65 % и зависит от характера зрительной патологии.

Например, при косоглазии, миопии ребенок вынужден накло­нять голову в удобное положение, чтобы обеспечить лучшее ви­дение рассматриваемых предметов, низко наклонять голову при движении (ходьбе, беге и др.). Кроме того, нарушения осанки у детей являются следствием остаточных явлений родовой травмы, рахита, различных парезов мышц, ослабленности мышечной сис­темы от частого длительного сидения в неправильной позе: с на­клоненным в сторону туловищем, опущенной головой. Нарушения осанки встречаются также из-за неправильной организации оф~ тальмо-гигиенических условий педагогического процесса, нару­шения двигательного режима, отсутствия специальных коррек-ционных упражнений, улучшающих формирование правильной осанки и активизирующих их двигательную деятельность.

Анализ характера дефектов осанки показал наличие сведенных вперед и свисающих плеч, крыловидных лопаток, сколиотической установки, сутуловатости, асимметричной установки плечевого пояса, осложненной кривошеей.

Наряду с нарушением осанки у детей встречаются деформации нижних конечностей, выражающиеся в искривлениях стоп. Плос­костопие у детей с нарушением зрения появляется в результате постоянной статической перегрузки нижних конечностей, из-за слабости мышц стоп, а также как последствия частичных пара­личей. Плоскостопие резко снижает опорную функцию ног и соз­дает угрозу для большего уплощения. Неправильно сформиро­ванные навыки в ходьбе, беге и других движениях, недостаточная двигательная активность детей также создают опасность для боль­шего проявления этих нарушений.

Для осуществления коррекционной работы с детьми дошколь­ного возраста важно знать состояние сердечно-сосудистой и ды-


7

хательной систем. У детей с нарушением зрения показатели сер­дечно-сосудистой системы несколько выше нормы. Средние пока­затели ЧСС свидетельствуют об учащении пульса на 3 — 8 ед. в ми­нуту у детей с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими. Уровень максимального и минимального давления так­же выше нормы на 3 — 5 мм рт. ст. Аналогичные проявления наблюдаются в показателях пульсового давления, средние вели­чины которого выше нормы на 2 — 4 мм рт. ст.

Характерно, что восстановительный период после физической нагрузки у детей с нарушением зрения занимает больше времени. Восстановление пульса, артериального давления, дыхания проис­ходит на 5 —6-й минуте. Для сравнения: у детей без зрительной па­тологии — на 3 —4-й минуте. В большинстве случаев у детей с нару­шением зрения выполнение стандартной пробы сопровождается нарушением самочувствия (одышки, покраснения лица), дети чаще делают остановки, выполняют приседания неглубоко, чаще поль­зуются помощью взрослого. Это свидетельство того, что двигатель­ная активность этих детей снижена, вследствие чего нарушена спо­собность к выполнению дозированной физической нагрузки.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.