Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-12-27 | 102 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Дошкольного возраста
С нарушением зрения
Нижний Новгород
Издатель Ю.А.Николаев
2001
УДК 371.916:371.73 ББК 74.3 С 28
Сековеп Л.С.
С 28 Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения — Н.Новгород, Изд. Ю.А.Николаев, 168 с, илл. ISBN 5-93529-006-5
В книге рассматриваются основные формы коррекционно-пе дагогическои работы в процессе физического воспитания детей с нарушением зрения, навыков коррекции, ориентировки в пространстве, равновесия и др.
Книга рассчитана на тифлопедагогов, воспитателей, руководи телей физического воспитания дошкольных учреждений ком пенсирующего и комбинированного видов, студентов педаго гических учебных заведений, родителей.
ISBN 5-93529-006-5
© Сековец Л.С., 2001
© Издатель Ю.А.Николаев, 2001
Посвящается другу и учителю Плаксиной Любови Ивановне
Введение
Сущность коррекционно-педагогической работы средствами физического воспитания детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного видов заключается в формировании гармонически развитой личности, сочетающей в себе физическое совершенство и уровень социальной компетентности, обеспечивающий становление жизненно необходимых навыков, умений и отношений детей для интеграции их в сообщество сверстников {Малофеев Н.Н., 1998; Денискина В.З., 1996; Плаксина Л.И., 1998; Сековец Л.С., 2000; Тупоногов Б.К., 1996).
В целях оптимизации коррекционно-педагогической работы с детьми целесообразно осуществлять следующие задачи:
1. Определение психолого-педагогических условий проявления и развития детской индивидуальности.
|
2. Воспитание сознательного, внимательного отношения к своему
здоровью, понимания и стремления к здоровому образу жизни.
3. Формирование физической и социальной готовности к обуче-
нию в школе.
4. Коррекция недостатков физических и личностных качеств
детей с нарушением зрения.
Это требует учета специфики содержания и организации мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, развитие физической закалки, движений с учетом психических и физических возможностей каждого ребенка.
В связи с этим социально значимым и актуальным является совершенствование коррекционно-педагогической и лечебно-восста-новительной работы в детских садах для детей с нарушением зрения.
4
Специфика физического воспитания в этих дошкольных учре дениях определяется особенностями развития детей, обусловленными нарушением зрения.
Необходимость создания специального коррекционного режима в процессе физического воспитания предусматривает использование комплекса всех средств физического воспитания для коррекции двигательной сферы детей, преодоления имеющихся недостатков, активизации зрительных функций.
Опыт работы дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного видов показывает, что в процессе физического воспитания возможны коррекция недостатков физического развития и активизация зрительных функций. Данные медицинского контроля свидетельствуют о положительном влиянии физической культуры на лечение зрительных патологий, а также повышение и стабилизацию остроты зрения у детей.
Основными формами коррекционно-педагогической работы в процессе физического воспитания являются индивидуальные и групповые занятия по развитию у детей с нарушением зрения навыков коррекции, ориентировки в пространстве, равновесия и др.
Необходимым условием коррекционно-педагогической работы
средствами физической культуры является разработка специаль
ного оборудования для коррекции нарушенных двигательных
функций, введение пропедевтических курсов в процессе овла
дения сложными видами движений, проведение специальной кор-,
рекционной гимнастики и игр. (
|
Проведение коррекционно-педагогической работы во взаимо-j связи с лечебно-восстановительным процессом способствует целенаправленной педагогической коррекции недостатков физичес-j кого развития и преодоления нарушений в двигательной сфере, активизации зрительных функций, помогает успешному овладению программой по физической культуре и обеспечивает своевременную подготовку детей к школе.
В пособии раскрываются основные положения коррекционно-педагогической работы в процессе физического воспитания дошкольников с нарушением зрения, показаны особенности физического развития детей с нарушением зрения, дается разработка содержания форм и методов коррекционной работы с детьми.
f |
Глава 1
Г Особенности физического развития
/ и состояния двигательной
подготовленности дошкольников
Для правильной организации физического воспитания детей с нарушением зрения необходимо знать особенности их физического и функционального развития.
Известно, что дети с нарушением зрения имеют определенную специфику развития. Антропометрический анализ (по данным роста, веса, окружности грудной клетки) (Кручинин В.А., 1980; Сермеев Б.В., 1976; Сековец Л.С, 1985) свидетельствует, что показатели веса у детей с нарушением зрения выше на 10— 15 % по сравнению с нормально видящими. Показатели роста у них ниже на 5 — 7 %, чем у нормально видящих сверстников. Это указывает на то, что существует некоторая диспропорция в соотношениях веса и роста у детей с нарушением зрения. Если в росте они отстают от нормы, то в силу недостаточной двигательной активности, обусловленной сложностями зрительно-пространственной ориентации, в весе они превышают возрастные нормы.
Соотношения между показателями физического развития раскрывают своеобразие отношений между ростом, весом и ОГК у детей с нарушением зрения. По нашим данным, к «высокому» уровню физического развития относятся 3 — 11 % детей. К «среднему» уровню — 33 — 35 % детей с нарушением зрения. Группа детей с уровнем «ниже среднего» представлена 42 — 53 %. Дисгармоничное развитие встречается у 10—12 % детей с нарушением зрения.
|
Определение уровней физического развития показало, что до 62 % детей с косоглазием и амблиопией в младшем возрасте имеют отклонения в физическом развитии. К старшему возрасту отклонения в физическом развитии увеличиваются и составляют 70 %. Это свидетельствует, что дети с нарушением зрения отстают по основным показателям и уровню физического развития от своих
б
сверстников. Отклонения в физическом развитии у них встречается в 3 — 4 раза чаще, чем у здоровых сверстников.
Причинами отклонений у детей с нарушением зрения являются, снижение двигательной активности из-за сложности зрительно-двигательной ориентации детей, недостаточная двигательная подготовленность и, как следствие этого, превышение в весе.
Специфические особенности физического развития могут проявляться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппарата и осанки. Нарушения осанки и степень их выраженности обусловлены состоянием зрения у детей. Частота случаев нарушений осанки у детей с нарушением зрения составляет 60 — 65 % и зависит от характера зрительной патологии.
Например, при косоглазии, миопии ребенок вынужден наклонять голову в удобное положение, чтобы обеспечить лучшее видение рассматриваемых предметов, низко наклонять голову при движении (ходьбе, беге и др.). Кроме того, нарушения осанки у детей являются следствием остаточных явлений родовой травмы, рахита, различных парезов мышц, ослабленности мышечной системы от частого длительного сидения в неправильной позе: с наклоненным в сторону туловищем, опущенной головой. Нарушения осанки встречаются также из-за неправильной организации оф~ тальмо-гигиенических условий педагогического процесса, нарушения двигательного режима, отсутствия специальных коррек-ционных упражнений, улучшающих формирование правильной осанки и активизирующих их двигательную деятельность.
Анализ характера дефектов осанки показал наличие сведенных вперед и свисающих плеч, крыловидных лопаток, сколиотической установки, сутуловатости, асимметричной установки плечевого пояса, осложненной кривошеей.
|
Наряду с нарушением осанки у детей встречаются деформации нижних конечностей, выражающиеся в искривлениях стоп. Плоскостопие у детей с нарушением зрения появляется в результате постоянной статической перегрузки нижних конечностей, из-за слабости мышц стоп, а также как последствия частичных параличей. Плоскостопие резко снижает опорную функцию ног и создает угрозу для большего уплощения. Неправильно сформированные навыки в ходьбе, беге и других движениях, недостаточная двигательная активность детей также создают опасность для большего проявления этих нарушений.
Для осуществления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста важно знать состояние сердечно-сосудистой и ды-
7
хательной систем. У детей с нарушением зрения показатели сердечно-сосудистой системы несколько выше нормы. Средние показатели ЧСС свидетельствуют об учащении пульса на 3 — 8 ед. в минуту у детей с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими. Уровень максимального и минимального давления также выше нормы на 3 — 5 мм рт. ст. Аналогичные проявления наблюдаются в показателях пульсового давления, средние величины которого выше нормы на 2 — 4 мм рт. ст.
Характерно, что восстановительный период после физической нагрузки у детей с нарушением зрения занимает больше времени. Восстановление пульса, артериального давления, дыхания происходит на 5 —6-й минуте. Для сравнения: у детей без зрительной патологии — на 3 —4-й минуте. В большинстве случаев у детей с нарушением зрения выполнение стандартной пробы сопровождается нарушением самочувствия (одышки, покраснения лица), дети чаще делают остановки, выполняют приседания неглубоко, чаще пользуются помощью взрослого. Это свидетельство того, что двигательная активность этих детей снижена, вследствие чего нарушена способность к выполнению дозированной физической нагрузки.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!