Диагностика особенностей внутрисемейных отношений — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Диагностика особенностей внутрисемейных отношений

2020-12-27 77
Диагностика особенностей внутрисемейных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Диагностическая работа с семьей — обязательный ас­пект для выявления причин неблагополучия в развитии ребенка.

Практический психолог должен уметь не только диаг­ностировать психологический климат в семье и взаимо­отношения детей с родителями, но и анализировать осо­бенности тех моделей воспитания, которые формируют различные качества у детей или приводят к выраженным невротическим реакциям. В некоторых случаях необхо­димо дополнительное исследование личностных особен­ностей родителей.

Кроме профессиональных знаний психологу необхо­димо умение наладить с родителями ребенка контакт, зас­лужить авторитет и доверие, мотивировать их на совмес­тную работу.

Существует целый комплекс диагностических средств, предназначенных для изучения детско-родительских отношений: методика АСВ (анализ семейного воспита­ния) Э. Г. Эйдемиллера, опросник родительского отно­шения (А. Я. Варга, Э. Г. Столин), опросник ВРР (взаимо­действия родитель-ребенок) И. И. Марковской, проек­тивные методики «Рисунок семьи» (описание приведено в первой главе), «Незаконченные предложения», «Роди­тельское сочинение» и др.

Однако мы остановимся подробнее только на двух методиках: «Родительском сочинении» и «Опроснике родительского отношения»

«РОДИТЕЛЬСКОЕ СОЧИНЕНИЕ»

(автор В. В. Столин, адаптация А. И. Тащевой)

Инструкция:

«Уважаемый родитель, расскажите-максимально пол­но, в свободной форме, о Вашем ребенке.

Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, подели­тесь своими радостями и опасениями. Объем Вашего рас­сказа о ребенке не ограничивается».

Сочинение обрабатывается методом контент-анали-за. При этом следует обращать внимание на следующие обстоятельства.

1. Облегчающим моментом для анализа является тот факт, что многие данные о ребенке известны зара­нее и достоверно, например, его пол, возраст, наци­ональность, место проживания, социальное проис­хождение и др.

2. Объем сочинения обычно не превышает 30 пред­ложений, а ценность проекционной продукции возрастает с увеличением объема информации. Если объем рассказа очень мал, значит, не ребенок, не его проблемы являются истинным мотивом об­ращения.

3. Все сочинение в целом связано с мотивом обраще­ния в консультацию. Существенным показателем актуальности проблемы является временная перс­пектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не яв­ляется значимой в данный момент.

4. Содержание сочинения, особенно характер изложе­ния данных, могут определяться характером взаи­моотношений, сложившихся между психологом и родителем. Так, при формальном отношении пси­холога текст может преподноситься холодно; если психолог в предварительной беседе упрекнул роди­теля в проблемах ребенка, то сочинение может при­нять форму оправдания. Контент-анализ роди­тельских сочинений осуществляется по категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.

 

Индикаторы названных в тексте категорий

Симпатия:

· любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность;

· частое употребление имени ребенка, его любимых слове­чек, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, умень­шительных суффиксов;

· смягчение или оправдание негативных черт, социальных па­раметров в характеристике ребенка.

Антипатия:

· негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;

· неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чув­ствам, к увлечениям ребенка;

· раздраженность по поводу динамических черт его поведе­ния, неадекватная раздраженность по мелочам;

• негодование, укор, злая ирония по поводу учебы ребенка, его отношения к взрослым и сверстникам;

· неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр. Уважение:

· высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уваже­ние к занятиям и увлечениям ребенка;

· акцентирование в личности ребенка социально одобряемых черт;

• отношение к ребенку как к равному;

• уважение ребенка как конкурента, ощущение конкуренции со стороны ребенка.

Неуважение:

• отрицание способностей, наличия интеллекта, перспектив;

• отрицание прав ребенка, занижение его возраста, домини­рование, властвование над ним;

• указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятель­ный и пр.);

• указание на социально неодобряемые черты ребенка.

Близость:

• ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т. д.);

· хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств его личности, мыслей, чувств, мелочей, любимых книг, филь­мов, музыки и пр.);

• употребление прямой речи;

• беспокойство за настоящее и будущее ребенка;

• оправдание ребенка, скрывание его недостатков;

• взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем учителей, вос­питателей и других взрослых.

Отдаленность:

• отстранение, игнорирование, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;

• взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»;

• описание ребенка по описаниям другими людьми: учителя­ми, соседями, знакомыми;

• противопоставление «он» — «мы»;

• формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка;

• постоянное неупотребление имени ребенка.

Порядок анализа информации может быть следую­щим: о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимо­действия между ними, о социальной ситуации в семье.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.