Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2020-12-27 | 77 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Диагностическая работа с семьей — обязательный аспект для выявления причин неблагополучия в развитии ребенка.
Практический психолог должен уметь не только диагностировать психологический климат в семье и взаимоотношения детей с родителями, но и анализировать особенности тех моделей воспитания, которые формируют различные качества у детей или приводят к выраженным невротическим реакциям. В некоторых случаях необходимо дополнительное исследование личностных особенностей родителей.
Кроме профессиональных знаний психологу необходимо умение наладить с родителями ребенка контакт, заслужить авторитет и доверие, мотивировать их на совместную работу.
Существует целый комплекс диагностических средств, предназначенных для изучения детско-родительских отношений: методика АСВ (анализ семейного воспитания) Э. Г. Эйдемиллера, опросник родительского отношения (А. Я. Варга, Э. Г. Столин), опросник ВРР (взаимодействия родитель-ребенок) И. И. Марковской, проективные методики «Рисунок семьи» (описание приведено в первой главе), «Незаконченные предложения», «Родительское сочинение» и др.
Однако мы остановимся подробнее только на двух методиках: «Родительском сочинении» и «Опроснике родительского отношения»
«РОДИТЕЛЬСКОЕ СОЧИНЕНИЕ»
(автор В. В. Столин, адаптация А. И. Тащевой)
Инструкция:
«Уважаемый родитель, расскажите-максимально полно, в свободной форме, о Вашем ребенке.
Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими радостями и опасениями. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».
Сочинение обрабатывается методом контент-анали-за. При этом следует обращать внимание на следующие обстоятельства.
|
1. Облегчающим моментом для анализа является тот факт, что многие данные о ребенке известны заранее и достоверно, например, его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и др.
2. Объем сочинения обычно не превышает 30 предложений, а ценность проекционной продукции возрастает с увеличением объема информации. Если объем рассказа очень мал, значит, не ребенок, не его проблемы являются истинным мотивом обращения.
3. Все сочинение в целом связано с мотивом обращения в консультацию. Существенным показателем актуальности проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.
4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, могут определяться характером взаимоотношений, сложившихся между психологом и родителем. Так, при формальном отношении психолога текст может преподноситься холодно; если психолог в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания. Контент-анализ родительских сочинений осуществляется по категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.
Индикаторы названных в тексте категорий
Симпатия:
· любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность;
· частое употребление имени ребенка, его любимых словечек, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов;
· смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.
Антипатия:
· негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;
· неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, к увлечениям ребенка;
· раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность по мелочам;
|
• негодование, укор, злая ирония по поводу учебы ребенка, его отношения к взрослым и сверстникам;
· неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр. Уважение:
· высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка;
· акцентирование в личности ребенка социально одобряемых черт;
• отношение к ребенку как к равному;
• уважение ребенка как конкурента, ощущение конкуренции со стороны ребенка.
Неуважение:
• отрицание способностей, наличия интеллекта, перспектив;
• отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;
• указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);
• указание на социально неодобряемые черты ребенка.
Близость:
• ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т. д.);
· хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств его личности, мыслей, чувств, мелочей, любимых книг, фильмов, музыки и пр.);
• употребление прямой речи;
• беспокойство за настоящее и будущее ребенка;
• оправдание ребенка, скрывание его недостатков;
• взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем учителей, воспитателей и других взрослых.
Отдаленность:
• отстранение, игнорирование, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;
• взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»;
• описание ребенка по описаниям другими людьми: учителями, соседями, знакомыми;
• противопоставление «он» — «мы»;
• формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка;
• постоянное неупотребление имени ребенка.
Порядок анализа информации может быть следующим: о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!