Основные принципы проведения игровых занятий — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Основные принципы проведения игровых занятий

2020-12-27 111
Основные принципы проведения игровых занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Принцип свободного участия. Если упражнение веселое и интересное, повышает уровень самоутверждения, то каж­дый захочет участвовать. Если кто-нибудь из детей к этому не склонен, постарайтесь найти для него игру, которой он мог бы заняться в другой части комнаты. Разрешите детям спо­койно выходить из игры и спокойно в нее возвращаться.

2. Принцип взаимного уважения. Это своего рода ко­декс правил взаимодействия. Вы можете в беседе с деть­ми расширить это понятие, например:

· каждый имеет право высказать свои мысли и пред­ложения;

· каждый имеет право быть выслушанным;

· каждый имеет право выбора;

· спорные моменты решаются путем жеребьевки, го­лосования.

3. Принцип осознанности. Перед началом занятия взрослый (педагог или психолог) объясняет детям его цель и структуру, чтобы достичь понимания и согласия. Если кто-то не понимает планируемых игр и упражне­ний, следует объяснить их.

4. Принцип рефлексии. Для оценки эффективности, а также для закрепления результата очень важно получение обратной связи от детей. В конце игрового занятия веду­щий совместно с детьми подводит итоги: что больше, а что меньше всего понравилось, какой опыт ребята приобрели.

Варианты: можно придумать свой способ оценки каждой игры, к примеру, поднятый вверх большой палец оз­начает, что игра в целом понравилась, поднятые вверх, большие пальцы обеих рук свидетельствуют, что игра очень понравилась, и, наконец, аплодисменты выражают общий восторг. Отрицательные впечатления дети могут выразить топотом ног.

Такие оценки полезны для планирования занятий, поскольку позволяют учитывать потребности участников более непосредственно.

После подведения итогов выполняется финальное уп­ражнение, которое должно всегда быть одним и тем же. Например, можно образовать круг и, взявшись за руки, постоять немного с закрытыми глазами, подумать о чем-нибудь приятном, а затем, когда взрослый слегка сожмет руку своему соседу, тот откроет глаза и пожмет руку сто­ящему рядом ребенку. Движение передается до тех пор, пока все дети не откроют глаза. Можно спеть хором пес­ню, которая нравится детям. А можно коллективно вы­полнить какие-либо движения. Все зависит от фантазии педагога, главное, чтобы ритуал вызывал и стабилизиро­вал приятные эмоциональные реакции [52].

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ СПОРНЫХ СИТУАЦИЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В игровой деятельности детей взрослый выполняет, ско­рее, сопровождающую функцию. Однако порой его вмеша­тельство необходимо — в конфликтной ситуации, пред­ставляющей угрозу физическому здоровью детей, либо несущей эмоциональный дискомфорт. Хороший эффект дает обучение детей некоторым приемам, призванным ре­гулировать отношения с сохранением интересов обеих сто­рон в спорных ситуациях. Рассмотрим некоторые из них.

Деление поровну

Предполагает разделение чего-либо на равные части (карандашей, кубиков, пространства и др.) Очевидно, что этот способ имеет большие недостатки. Во-первых, дале­ко не все можно поделить поровну, например, детали конструктора или интересную книгу — здесь просто не­обходимы дополнительные договоренности и совместное взаимодействие. При делении поровну важно учитывать активность и энергию ребенка. Даже при равнозначных долях одному ребенку будет недостаточно выделенной ему части листа или трех цветов фломастеров, а другой использует только треть из своей части.

Принцип деления поровну достаточно прост, часто дети применяют его самостоятельно.

 

 

Жребий. Считалки

Используются в случаях, когда не удается выделить равноценные части, когда нужно установить очередность.

Метод довольно популярен у детей и они охотно его используют. Он предполагает случайный выбор, что, с одной стороны, не дает повода для обид, с другой — не позволяет учесть индивидуальные особенности детей при выполнении задания.

Существует огромное множество считалок, вашему вниманию предлагается особая, сугубо мирная считалка М.Д.Яснова. В спорной ситуации она окажется как нельзя кстати.

На дороге, у развилки,

Повстречались две дразнилки,

Повстречались, подразнились,

Не сдержались — и сцепились!

Прибежали разнималки —

Помешали перепалке.

И к развилке на кобылке

Прискакали две мирилки.

Прекратилась перепалка,

И тогда пришла считалка:

Раз-два-три-четыре-пять -

Хорошо друзей считать!

 

Элементы соревнования

Кроме жребия и считалок, можно использовать по­знавательные задачи, загадывать загадки, предлагать игры на внимание. Это позволит не только справедли­во разрешить противоречия, но и послужит дополни­тельным развивающим стимулом. Например: «Сколько согласных в слове "сказка"?» «Угадай, кто лишний» и т. д. Преимущество остается за первым, давшим правильный ответ. Если противоречие возникло между двумя детьми, и они никак не могут распределить очередность или иг­ровые роли, то возможно использовать элементы легко­го соревнования: детям загадывается по три загадки (желательно одинаковые), но так, чтобы они не могли услышать ответов другого (как вариант, можно надеть наушники). Вместо загадок возможны игры на внима­ние: двоим детям предлагают внимательно рассмотреть третьего (или картинку), затем, когда они отворачива­ются, ребенок с помощью воспитателя меняет несколь­ко деталей своей внешности и одежды. Самый находчи­вый и внимательный получает право первого выбора.

Главное, чтобы задания были интересными и соответ­ствовали возможностям детей. В дальнейшем дети смогут самостоятельно придумывать новые задания и творчески их решать.

Очередь

Оптимальный метод при работе с большой группой детей. Очередность можно устанавливать по любым слу­чайным основаниям:

· порядку дней рождения;

· цвету волос (от светлых к темным, или наоборот);

· росту и др.

Чем больше вы придумаете таких оснований и чем чаще их станете менять, тем интереснее будет детям и тем больше они будут уверены в отсутствии преимуществ у кого бы то ни было.

Эквивалентный обмен

Предполагается обмен (знаниями, предметами, физи­ческой поддержкой и т. д.) по взаимной договоренности. Обычно дети предпочитают простые и равные соглаше­ния: я позволю тебе брать мои фломастеры, а ты дашь мне свои трафареты; я разрешаю тебе рисовать на моей части листа, а ты мне — на своей. Такой обмен не всегда ситуа­тивный, он может быть отсрочен во времени: сегодня я дам тебе покататься на велосипеде, а ты потом дашь мне покататься на роликах. Однако совсем не обязательно должен работать принцип: «Ты мне, я тебе». Если ребенок хочет поделиться чем-либо просто так, не требуя ничего взамен, это замечательно. Эквивалентность обмена в данном случае будет измеряться не в материальном плане, а в эмоциональном удовлетворении.

Если детям не удается договориться или кто-то счита­ет обмен неравноценным, взрослый помогает проанали­зировать ситуацию и предоставляет возможность само­стоятельно решить проблему.

 

Независимая экспертиза

Данный прием используется в случае невозможности самостоятельного решения проблемы детьми. Независи­мым экспертом как правило является воспитатель. Глав­ное условие — абсолютная нейтральность и объектив­ность по отношению к обеим сторонам. Основная слож­ность состоит в том, что число обращений к педагогу может превышать его возможности уделить каждому пер­сональное внимание, а также тормозит детскую актив­ность. Обучение детей эффективному взаимодействию — это каждодневная целенаправленная работа, результатом которой является способность детей сотрудничать и са­мостоятельно разрешать конфликты [20].


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.