Общение во взаимодействии педагогов с родителями детей — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общение во взаимодействии педагогов с родителями детей

2020-12-27 76
Общение во взаимодействии педагогов с родителями детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каким ребенок станет в будущем, когда вырастет, за­висит от семьи. Именно семья и взаимоотношения в ней оказывают решающее влияние на формирование личности ребенка и его отношение к миру. Специалисты детского сада, сопровождающие ребенка на протяжении дошкольного детства, только дополняют семейное воспи­тание. Такая взаимная направленность педагогов и семьи требует согласованности действий. Это обеспечивает не­обходимое для нормального развития ребенка единство ценностей, требований и интересов и позволяет реально влиять на методику семейного воспитания детей.

Дети очень рано начинают понимать, какое поведе­ние уместно в одной ситуации и неуместно в другой: в садике малыш может вести себя так, как того требуют сложившиеся условия, а дома — прямо противополож­ным образом. Ребенок живет как бы двойной жизнью, по двойным моральным Стандартам, приспосабливаясь к предъявляемым условиям. Разница ценностей и требова­ний к воспитанию может быть источником внутреннего конфликта ребенка. Например, в детском саду учат иг­рать дружно, не ссориться, разрешать конфликты мир­ным путем, а дома папа учит ребенка отстаивать свои права кулаками. И малыш испытывает растерянность: «Кто же из взрослых прав? Как мне себя вести?»

Работа с семьей, ее привлечение к жизни детских групп — одно из самых приоритетных направлений в работе педагогического коллектива. Родители в большин­стве случаев любят и принимают своего ребенка, но в то же время им часто не хватает психологических и педаго­гических знаний и умений. Носителями этих знаний и умений выступают психологи и педагоги детского учреж­дения, которое посещает ребенок.

Для того чтобы советы педагога, его рекомендации и пожелания имели для родителей значимость, необходи­мо установить с ними доверительные отношения. Роди­телям важно видеть искреннюю заинтересованность пе­дагогов жизнью их ребенка, доброжелательность, радость малыша от посещения детского сада. Только в этом слу­чае может возникнуть желание посоветоваться с воспита­телем, получить профессиональный совет, поделиться переживаниями по поводу тех или иных трудностей. Об­щение педагогов с родителями детей требует от первых настоящего профессионализма и гибкости: нужно учесть целый комплекс внутрисемейных и личностных факто­ров и выбрать оптимальную позицию для общения.

При общении с родителями ребенка основной и опреде­ляющей весь характер взаимодействия является равноправ­ная партнерская позиция («рядом»). Педагог всегда нахо­дится рядом, вместе с родителями в их отношении к ребен­ку, к его развитию, со всеми радостями и трудностями. Такая исходная позиция предотвращает появление возможных противоречий между педагогами и родителями.

Нередко возникают ситуации, когда оптимальным средством общения с мамой или папой ребенка становит­ся позиция педагога «сверху». Педагог профессионально оценивает ситуацию развития ребенка и видит способы разрешения имеющихся трудностей. Обладая при этом в глазах родителей определенным авторитетом, он может в процессе беседы с ними тактично разъяснить их ошибки, предложить альтернативные методы воздействия на ре­бенка, привести конкретные примеры и способы взаимо­действия с ним. Но совершенно ясно, для того чтобы ро­дители приняли эти советы и указания, согласились с ними, захотели им следовать, нужно обязательно сохра­нять в качестве основного тона личностного взаимодей­ствия позицию «рядом», «вместе».

Иногда педагогу в общении с родителями необходи­мо занять позицию «снизу» — внимательно выслушать, расспросить, ни в коем случае не оценивая. Возможно, тогда удастся понять причины сложившейся ситуации, мотивы поведения родителей, а вместе с этим, найти об­щее решение [18].

Обучать родителей навыкам эффективного взаимо­действия педагоги могут не только прямым (например, если мама приходит к кому-то из педагогов детского сада за советом по конкретному поводу), но и косвенным об­разом. В качестве примера рассмотрим следующую ситу­ацию: мама пятилетнего мальчугана приходит за ребен­ком в детский сад, интересуется у воспитателя его пове­дением в течение дня. Ребенок весь день капризничал, упрямился, подрался с другим мальчиком и сломал его игрушку. В данном случае воспитатель может по-разно­му сообщить об этом маме мальчика. Первый вариант: «Сегодня он был неуправляемый — капризничал, упря­мился, подрался с Колей и сломал его игрушку. Думаю, вам стоит серьезно поговорить с ним». Второй вариант: «Я встревожена сегодняшним поведением Илюши — он капризничал, не хотел заниматься, подрался с Колей и нечаянно сломал его игрушку. Мы с ним поговорили и он, расплакавшись, признался, что вчера очень хотел110 Развитие коммуникативных способностей...

остаться с вами дома, а не ехать к бабушке». Во втором случае педагог, рассказывая о ребенке, демонстрирует личностное отношение к нему — называет по имени, не оценивает, стремится понять его и прийти на помощь. Техника «Я-высказывания» позволяет не только передать фактическое содержание ситуации, но и выразить эмоци­ональное отношение к ней.

Другой вариант трансляции позитивного педагогичес­кого опыта общения возможен при непосредственном вза­имодействии педагога с ребенком в присутствии родителя.

Приобретая навыки конструктивного общения, взрос­лые начинают транслировать их в общении с другими людьми (как взрослыми, так и детьми), и, соответственно, могут сами целенаправленно передавать им эти навыки.

Все формы работы педагога с семьей в той или другой мере направлены на привлечение родителей к совмест­ной деятельности, создание особой, «семейной» атмосфе­ры в каждой детской группе. Это и празднования дней рождения и именин, и еженедельные чаепития в каждой группе, на которых родителям рассказывают и показыва­ют все, что произошло в группе за неделю, и участие ро­дителей во всяких событиях и праздниках, которые про­ходят в группе, и их помощь в подготовке и проведении таких событий. Педагог может давать родителям с детьми совместные тематические задания: придумать сказку, сде­лать коллаж из природных материалов (соответственно сезону), визитную карточку семьи. Все работы затем раз­мещаются на выставке в групповой комнате.

При каждом из вариантов у родителей есть возмож­ность быть в курсе всех событий, происходящих с ребен­ком, и принимать в них активное участие, что благопри­ятно сказывается на внутрисемейных взаимоотношениях.

Немаловажным аспектом групповых встреч выступает взаимный обмен родителей опытом, что позволяет рас­ширить границы воспитательных воздействий, получить поддержку от более опытного родителя.

Кроме описанных форм взаимодействия детского сада и семьи, используются и другие методы работы: те­матические беседы, консультации, лекции, собрания. Их проводят как педагоги дошкольного учреждения, так и специалисты (психолог, логопед). Важным условием для установления партнерских отношений между педагогами и родителями является открытость детских групп для ро­дителей, которые могут в любое удобное для них время приходить сюда, участвовать в жизни детсада, общаться с детьми и педагогами. Глава 3. РАЗВИТИЕ

МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.