Определение характера взаимодействия педагогов с детьми — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Определение характера взаимодействия педагогов с детьми

2020-12-27 254
Определение характера взаимодействия педагогов с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Какие критерии необходимо оценивать во взаимодей­ствии воспитателя с детьми и какой способ диагностики наиболее оптимален? Общеизвестно, что ситуация оцен­ки вызывает не самые лучшие эмоции. Важно заранее оговорить с педагогами цели проводимой диагностики — диагностики не как самоцели, а как вспомогательного средства для оптимизации деятельности.

Диагностическую работу с коллективом может прово­дить педагог-психолог совместно со старшим воспитате­лем, кроме того, хороший результат дают методики само­оценки и практический опыт самоанализа в условиях групповой деятельности (тренинга).

Критериями взаимодействия взрослых с детьми дол­жны выступать «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения», реали­зуемые в дошкольном образовательном учреждении, и  касающиеся взаимодействия педагогов с детьми. В таком случае возможно проанализировать положительные и отрицательные моменты в деятельности педагога и разра­ботать этапы, позволяющие выйти на качественно новый уровень деятельности. Успешность работы по оптимиза­ции взаимодействия определяется динамикой особенно­стей общения детей со взрослыми и в группе сверстников.

Для изучения характера взаимодействия взрослого с детьми можно использовать метод наблюдения с помощью карты, разработанной педагогом-психологом дошкольно­го образовательного учреждения И.В.Калистратовой на основе современных стандартных требований, предъяв­ляемых к деятельности воспитателя [9].

Карта включает наиболее важные моменты взаимо­действия и позволяет оценить особенности общения взрослого с ребенком. Она заполняется на каждого педа­гога. Наблюдение проводят в течение 5-7 минут трижды, результаты фиксируются в соответствующей графе (1-й за­мер, 2-й, 3-й).

Фиксировать результаты наблюдения можно двумя способами: либо фиксируют каждое проявление изучае­мого показателя любым условным обозначением, либо каждый показатель оценивается по степени выраженно­сти. В последнем случае статистика такова:

1 балл — практически не наблюдается;

2 балла — наблюдается время от времени;

3 балла — присутствует постоянно.

В случае возникновения нетипичных ситуаций их фиксируют в графе «Примечания». По окончании иссле­дования результаты количественно и качественно обраба­тывают, в последующем они являются основой для инди­видуальной работы с каждым педагогом.

Для увеличения достоверности экспертного мнения возможно привлечение нескольких лиц, при этом каждо­му эксперту дают подробную инструкцию и оговаривают сроки проведения.

Для изучения представлений педагогов об особенностях собственного взаимодействия с детьми можно использовать самооценку по тем же критериям. Педагоги на основе соб­ственных представлений оценивают свою деятельность по 3-балльной системе. Чтобы педагоги могли объективно оце­нить качество своей работы, можно предложить им также проводить краткосрочные самонаблюдения, с фиксацией некоторых параметров собственной деятельности. Напри­мер, фиксировать количество положительных обращений к детям (поощрение, поддержка) и отрицательных (порица­ние, запрещение), что дает наглядную картину, какими средствами чаще пользуется воспитатель.

Аналогично, можно предложить изучить критерий В.8.1.(«Обращаются к ребенку по имени, подчеркивают его достоинства») и В.4.1. («Собственным поведением де­монстрируют уважительное отношение ко всем детям»). Педагогам предлагают фиксировать, к кому из детей они обращаются по имени, и отмечать эмоциональную окрашенность обращения: положительная, отрицательная или нейтральная. Это позволит определить, действительно ли ко всем детям педагог, обращается по имени, подчеркивая их личное достоинство, демонстрируя уважение к ним.

Полученные результаты сопоставляются и сообщают­ся индивидуально каждому педагогу, параллельно с реко­мендациями по оптимизации взаимодействия с детьми.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ

 

__________________________ (должность, ф.и.о.)

 

Дата и время замеров: 1)____________________ 2) __________________ 3) ___________

 

Наблюдаемый момент 1-й за­мер 2-й за­мер 3-й за­мер При­меча­ния
1.   Уважение, доброжелательность по отношению к ребенку: А) ласковое обращение, с улыбкой Б) внимание к настроению, желаниям, достижениям В) поощрение самостоятельности              
2.   Поощрение инициативы детей: А) внимательное выслушивание Б) доброжелательный ответ на во­просы и просьбы В) избавление ребенка от негатив­ных эмоций (успокоение)        
3.   Общение в позиции «глаза на одном уровне»        
4.   Формирование положительного от­ношения к сверстникам: А) собственное поведение — при­мер уважения ко всем детям Б) обращение внимания детей на эмоциональное состояние друг дру­га В) помощь непопулярным детям при вхождении в группу Г) обучение эффективным спосо­бам взаимодействия Д) адекватная реакция на жалобы        
5.   Воспитатель не ограничивает есте­ственный шум в группе        
6.   Голос воспитателя не доминирует над голосами детей        
7.   Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при взаимодей­ствии с ними: А) терпимое отношение к «труд­ным» детям Б) предложение вариантов дейст­вия В) тактичное указывание на ошибки Г) при контроле — учет индивиду­альных особенностей Д) обращение по имени, глядя в глаза Е) отклик на просьбы ребенка о со­вместной деятельности Ж) при невозможности — объясне­ние причины        
8.   Поддержка положительного само­ощущения: А) приветствуются высказывания детей о мыслях и чувствах Б) преобладают поощрения В) порицания относятся к действи­ям, а не к личности ребенка в це­лом Г) при порицании дается образец действия Д) отмечаются достижения ребенка        
9.   Дети находятся в поле зрения взрос­лого        
10.   Взрослый не прибегает к физическо­му наказанию и другим дисципли­нарным воздействиям        

 

Как один из вариантов для оценки эффективности свое­го стиля педагогического общения с детьми, воспитатель может использовать ниже следующий тест для самоанализа.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.