Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-12-27 | 196 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Следующей эволюционной стадией взаимоотношений пары является симбиозно-дифференцированная, когда один из партнёров преодолевает адаптацию симбиозной стадии и начинает заниматься самооценкой. Здесь начинается процесс независимого мышления и заглядывания внутрь себя в поисках своего "я". Партнёр уже не представляется источником самопознания. В результате появляются противоречия. Интенсивность этой стадии зависит от того, случилась ли она на раннем этапе отношений или после продолжительной симбиозной супружеской жизни, как в случае Роджера и Ди.
В любом случае, система отношений впервые становится разба-лансированной. Это происходит из-за того, что одна личность делает шаг в своём развитии до того, как другая готова сделать такой же шаг. Один партнёр, в данном случае Ди, выходит из раннее установившегося симбиоза. Часто такой шаг сопровождается чувством вины. Появившаяся независимость и чувство вины у од-'ного партнёра возбуждают тревогу у другого, который обычно воспринимает дифференцирующие наклонности партнёра, как первые шаги к разрыву отношений. Такое негативное ожидание зачастую приводит его к ещё большей зависимости от партнёра.
Когда, как и почему возникает дифференциация? Если симбиозная стадия так приятна и полна эмоционального блаженства, то возникает вопрос: почему один или оба партнёра уходят от такого счастливого положения дел? Почему большинство людей не
122
123
остаётся навсегда со своей искренней любовью в этой стадии? Всё свидетельствует о том, что большинство пар не могут поддерживать высокое напряжение начальной стадии.
Причины, по которым дифференциация происходит у взрослых пар, похожи на происходящие у детей и описанные Малер. Малер выделила три фактора: развитие агрессивности, включая потребность испытать проявление новых возможностей; увеличивающийся интерес к внешнему миру, мостом и возбудителем интереса к которому служит отец; и способность матери позволить ребёнку самостоятельность и оказать в нужное время поддержку в процессе его индивидуализации.
|
У супружеских пар агрессия проявляется тогда, когда различия между партнёрами становятся очевидными, а адаптация начинает надоедать. После какого-то времени, проведённого в тесном симбиозном союзе, окружающий мир и люди несут в себе новый интерес. Порой бывает ещё интереснее исследовать этот мир с позиции устоявшихся партнёрских отношений. В конечном итоге каждый из партнёров может захотеть, чтобы другой поддержал его в процессе ухода - индивидуализации. Поскольку партнёр - это не родитель и не ребёнок, и у него могут быть свои желания, весь процесс чреват осложнениями, о которых мы и расскажем в этой книге. Однако если каждый партнёр способен поддержать другого в его процессе отделения, тогда супружеские отношения могут смягчить воздействие ранних негативных проявлений на данной стадии.
Обычно дифференциация возникает тогда, когда один или оба супруга начинают чувствовать уверенность в том, что они состоялись как пара. Адаптация уже состоялась на ранней стадии отношений, что делает эти отношения прочными, и, кажется, что любовь всегда будет в них присутствовать, даже если партнёры будут физически разделены. Это чувство безопасности позволяет паре рискнуть начать процесс дифференциации. Вместе с чувством безопасности приходит желатине проверить свои отношения, чтобы убедиться, что они могут выдержать стремления двух разных личностей и никого при этом не ущемят. Иногда именно признание различий или первое разочарование взимоот-ношениями служат искрой, зажигающей процесс диффе-
|
ренаиации. Когда облачко романтических иллюзий уже недостаточно, чтобы скрыть различия между партнёрами, и появляется неизбежная реальность; гнев и разочарование становятся чувствами, с которыми супругам приходится считаться.
Процесс дифференциации может начаться с базовых различий, таких, например, как стиль речи. Одна женщина так описывает этот процесс: "Когда мы впервые встретились с моим мужем, он говорил очень медленно. Я садилась на край дивана и слушала каждое его слово. Он казался мне таким мудрым. А сейчас его медленная речь просто выводит меня из себя." Это классический пример того, как добротели симбиозно-симбиозной стадии превращаются в недостатки, как только один из партнёров начинает откалываться от обременительного единства.
На ранних этапах дифференциации для партнёров характерно, что, прежде, чем войти в холодную воду, они в течение некоторого времени "пробуют её пальцами ноги." Тем не менее, недовольство различиями может способствовать процессу дифференциации. Следующая короткая беседа состоялась между психотерапевтом (Питером) и женщиной, которая пробовала инициировать процесс дифференциации в своём двухгодичном браке.
Мелоди: Я не могу выразить недовольство Аланом, пока не научусь разрешать наши конфликты. Вы можете показать мне методы, как это делать? Питер: Вы хотите знать метод, чтобы не ощущать дискомфорта от ваших разногласий?
Мелоди: Да. думаю, что так. Кроме того, я думаю, что если я поссорюсь с ним, дело зайдёт далеко и повернуть назад будет трудно. А вдруг мы поссоримся, и тогда -конец нашим отношениям? Питер: Вы так уверены в негативном результате, что сейчас вам будет трудно даже попытаться вызвать маленькое разногласие.
Позже мы покажем, что, когда оба партнёра полностью перешли в стадию дифференциации или раннего обучения, необходимо помочь им разработать порядок разрешения конфликтов. Однако первый вопрос дифференциации звучит так: "Могут ли партнёры терпеть недовольство? Могут ли они использовать недовольство,
124
125
чтобы признать тот факт, что они разные, и что эта разность побуждает их к конфронтации с увядающими симбиозными иллюзиями?"
Одна пара проработала несколько лет активистами движения за мир. Они сплотились в борьбе за мир и за достойный уровень жизни. В их доме жена каждую неделю составляла список продуктов, а муж покорно ходил за ними в магазин. Годами он добросовестно покупал только то, что было в этом списке. Когда она начала продвигаться к стадии дифференцированное™, она начала включать в список продуктов дорогой сорт мороженого. Прошло две недели, а муж не покупал это мороженое. Её недовольство вышло наружу, и она спросила его:
|
Марта: Почему ты не купил мороженое, которое я внесла в список?
Сэм: Оно очень дорогое, и я думаю, это нам не по карману. Марта: Оно на 40 центов дороже того, что мы обычно покупаем. Мне надоело всё простое и дешёвое. Я не хочу всегда экономить на своих любимых вещах. Мы давно уже так живём, и я всегда молчала, но теперь я буду поступать по-другому.
Другой пример того, как недовольство инициирует процесс дифференциации в супружеской паре Пола и Дженны, описан нами в Главе 1. После двух лет близких отношений Пол решил встречаться с другими женщинами. Дженна использовала много разных эмоциональных уловок, чтобы вернуть его в лоно симбиозных отношений. Когда он от этого отказался и продолжал действовать по-своему, она решила использовать свой гнев по-другому. Она прошла курс индивидуальной терапии и после этого приобрела ясное и сильное чувство самосознания. Конкретно, она поняла, что её сущность как женщины не зависит от отношений с Полом. Она решила заняться карьерой и вскоре получила значительное повышение по работе. Она занималась индивидуальной терапией два года, сначала избавляясь от симбиоза, потом определяя свои цели в жизни, и наконец, она решила, что ей не нужен брак, а нужны ответственные отношения с мужчиной без старых симбиозных моделей.
В случае с Дженной именно недовольство подтолкнуло её к стадии дифференциации. Возможно, ей повезло в том, что манипуляции, с помощью которых она вначале хотела справиться со своим недовольством, ни к чему не привели. Признав, что её методы не принесли успеха, она поняла также, что её собственное поведение было омерзительным (пытаясь удержать Пола, когда он собрался уходить, она бросилась на дорогу перед колёсами его автомобиля и требовала, чтобы он переехал через неё). Благодаря психотерапии она смогла перенаправить свой гнев в более конструктивное русло дифференциации.
|
Часто бывает, что признание наличия различий создаёт разочарование в партнёрах. Это приводит к чувству потерянности, печали или отчаяния. И действительно, движение к дифференциации - грустный процесс, сопряжённый с недовольством и печалью расставания с чудными временами, когда вместе было так хорошо. Это - смерть мечты. Мечты о том, что можно вернуться к прежней эйфории и быть "его глазным яблоком" или "единственной и неповторимой." Симбиозное удовольствие быть единственным в мире друг для друга заменяется более суровой реальностью. Иногда мы называем это "свержением с пьедестала". Задача психотерапевта на этом этапе - выявить чувства, связанные с этой потерей, и помочь пережить их остроту в переходный период. Если супруги смогут открыто и сознательно вместе решить эту проблему, они заложат прочный фундамент для вхождения в стадию дифференциации.
Нижеприведённый отрывок беседы Джека и Нины с психотерапевтом характеризует чувство "прыжка в неизвестность", часто сопровождающее решение супругов открыто и честно взглянуть друг на друга на первом волнующем этапе дифферециации.
Питер: Правильно ли сказать, что вы, возможно, сбрасываете Жену с пьедестала? Джек: Да.
Питер: И хотите познакомиться с Ниной, а не с образом Нины?
Джек: Суровая реальность. Питер: Вам тяжело говорить о разочаровании? Джек: Да. Боюсь, что если я скажу то, что я действительно думаю, она расстроится, обидится и уйдёт от меня.
126
127
Питер: Многие люди боятся пройти через стадию разочарования, опасаясь того, что они обнаружат под масками друг у друга. Вы, наверное, тоже боитесь того, что будет, если она "сбросит с пьедестала" вас. Джек: Конечно. Я и не знал, что стою на пьедестале.. Нина: Минутку. Я сама тебя туда возвела, и я тоже мучительно всё это переоцениваю. Мне тошно теперь смотреть на стереотипы нашего общения, которые я сама создавала. Мне они больше не нужны, и этим я тоже свергаю тебя с пьедестала и говорю себе: "Эх, а Джек ведь не так и хорош."
Патер: Значит, нелегко заглядывать под маски. Эллин: А что бы помогло вам посмотреть и потом поговорить, даже если это и нелегко? Нина: Возможно, я буду злиться и причинять боль, но это не повод не идти вперёд.
Эллин: Вы пытаетесь сказать, что будете слушать и услышите его, даже если при этом будете злиться? Нина: Да, и я не отступлю. Надеюсь, он тоже. Джек: Я тоже не отступлю. Ну что ж, начнём?
Выход из симбиозной стадии может произойти так же внезапно, как он начинался ("Увидимся, крошка") или может протекать с ледниковой медлительностью. Иногда разочарование и начинающаяся дифференциация приводят пары к осознанию того, что они не созданы друг для друга, что, хотя романтика была прекрасна, дальнейшую жизнь они не могут строить вместе. Если эффективно воспользоваться такой оценкой ситуации, можно позитивно прекратить взаимоотношения, в которых оба партнёра признают свою несовместимость и расстаются без ущерба для своей самооценки. В других случаях прекращение отношений может быть гораздо сложнее.
|
В фильме "Крамер против Крамера" Тед Крамер ярко изображает болезненное состояние неспособности воспринимать дифференциацию своей жены: "Я долго старался сделать из неё определённый тип личности... определённый тип жены, которой, как я думал, она должна была быть. Но она не была такой. Теперь, когда я думаю об этом, я понимаю, что она долго пыталась сделать меня счастливым, а когда поняла, что не сможет, пыталась поговорить со мной об этом, но я не слушал. Я был слишком занят мыслями
о себе, и каждый раз, когда я чувствовал себя счастливым, я думал, что и она счастлива."
Крайнюю форму разногласий, вызывающих разочарование, мы наблюдаем при синдроме Дон Жуана или Дитера Пэна. Здесь мужчины меняют одну женщину за другой сразу же, как только чувствует, что разрыв симбиоза с очередной женщиной приведёт к потере источника самолюбования и восхищения собой. Как только женщина становится личностью со своими желаниями и мыслями, таким мужчинам пора переходить к следующему ангелу/девственнице, которая будет его боготворить. Вместо того, чтобы обратить внимание на свои недостатки или испытать печаль, присущую процессу дифференциации, они быстро устанавливают симбиоз с другой женщиной, надеясь, что та поддержит их имидж и будет более "совершенной", чем предыдущая.
Катализатором процесса дифференциации после продолжительного симбиоза обычно служит какое-то внешнее событие. В США сейчас много пар, которые годами поддерживали симбиозные отношения до тех пор, пока их дети не выросли и не стали жить отдельно, или пока жена не попала под влияние женского освободительною движения. Многие из таких женщин посещают группы поддержки или ходят на курс индивидуальной терапии. Там они учатся более чётко идентифицировать свои мысли, чувства и поведение и начинают вести себя в семье более дифференцированно. Если муж при этом не задействован в процессе терапии, их брак часто заканчивается разводом. Или, как в случае с Роджером и Ди, жена инициирует курс терапии, пугающей её мужа, который предпочёл бы сохранить статус кво.
Случаи из практики: Аманда и Джейн
В нижеследующем примере Аманда почувствовала возрастающий порыв к дифференциации, когда Джейн переехала жить в её город.
Джейн и Аманда, пара лесбиянок тридцати с лишнем лет, наблюдались психотерапевтом доктором Мэгги Филлипс. За четыре месяца до их первого визита к психотерапевту Джейн переехала жить в тот же город, где жила Аманда. Поскольку до этого они жили в разных городах и почти два года общались, навещая
128
129
друг друга, они решили жить порознь, пока не привыкнут к большей близости.
Во время диагностического опроса Джейн так описала их проблему со своей точки зрения: "Аманда проводит мало времени со мной, и с тех пор, как я переехала, мы перестали заниматься сексом." Ещё она сказала, что ей стало трудно общаться с Амандой, заявив при этом, что Аманда часто слишком занята или слишком устала на работе, чтобы о чём-то с ней поговорить. Психотерапевт в это время отметила, что Джейн выглядела довольно угнетённой, так как не могла найти работу, скучала по друзьям и жизни, которую оставила в другом городе, а сейчас боялась, что наступает корней её отношениям с Амандой.
Аманда признала своё недавнее отстранение от их отношений, сказав, что она предупреждала Джейн, что в это время она будет занята и что она не любила заниматься сразу несколькими вещами, в частности привыканием Джейн к новому городу и её сексуальными проблемами. Она заявила: "Я хочу поддержать Джейн, но она делается всё более привязанной. Вместо того, чтобы начать самой как-то устраиваться в жизни, она всё больше зависит от меня. Ну, а мне в то же время хочется большей независимости."
Взаимоотношения пары достигли кризисной точки, когда Аман-де предложили новую работу, требующую большей ответственности, в то время, когда она готовилась возглавить собрание местного благотворительного фонда. Джейн боялась, что она ещё реже будет видеть Аманду и грозила, что уедет в свой родной город.
Диагноз этой пары основывался на их Упражнении с Бумагой, диагностическом опросе, личных историях и другой клинической информации. Во время Упражнения с Бумагой Аманда начала рассуждать, что бумага могла бы для неё значить; Джейн немедленно предложила Аманде взять бумагу себе, поскольку, очевидно, что она более важна для неё, без каких-либо усилий объяснить её значение для себя.
Аманда: Я думаю, бумага может быть действительно важной для меня - как новое направление в жизни.
Джейн: Если это важно для тебя, бери её (отдаёт бумагу Аманде). Аманда: Ты уверена?
Джейн: Да, для меня это не имеет значения. Ничего сейчас де могу придумать. А что за новое направление у тебя?
Аманда: Может быть что-то, связанное с писательским трудом. Я всегда хотела писать книги. Может быть, теперь у меня появился шанс.
В другой беседе с парой выяснилось, что, хотя Аманда начала дифференцироваться ещё до переезда Джейн, навязчивое желание последней быть ближе к Аманде и её возросшая зависимость от неё привели к тому, что Аманда стала усиленно идентифицировать себя и настаивать на своей личной жизни. Таким образом, пара была диагностирована как симбиозно-дифференцированная. Джейн боролась за сохранение предшествовавшей слитности, когда время, проведённое вместе, было идиллией и когда каждый партнёр, казалось, одинаково стремился сохранить близкие отношения.
ТЕРАПИЯ СИМБИОЗНО- ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПАРЫ
Основная задача терапии симбиозно-дифференцированных пар - способствовать процессу дифференциации у обоих партнёров одновременно. При этом необходимо, чтобы каждая личность активно искала своё "я" внутри себя, а не друг в друге. Для достижения этой цели пара должна смириться с выходом из симбиозной стадии и научиться идентифицировать и выражать свои собственные мысли, чувства, желания, а также терпеть неудобства и улаживать конфликты, вызванные осознанием своих планов и желаний. Человек часто испытывает большую тревогу, когда перестаёт приспосабливаться к другому и начинает прислушиваться к своим собственным мыслям и чувствам.
Случай из практики: Аманда и Джейн (продолжение)
Основной план терапии при работе психотерапевта с парой вышеупомянутых лесбиянок состоял в том, чтобы найти пути
130
решительного продвижения обоих партнёров в стадию дифференциации, но в то же время помочь им сохранить тесный эмоциональный контакт между собой. Психотерапевт поддержал стремление Аманды к дифференциации и одновременно осудил симбиозные поползновения Джейн, помогая ей развивать более независимое мышление и поведение.
Ещё раньше были составлены индивидуальные терапевтические контракты на перемены в дополнение к определению общих целей пары. Когда их спросили, как они хотят изменить свои отношения, они высказали совместное желание улучшить общение, более эффективно решать конфликты, иметь более удовлетворяющую сексуальную жизнь и более устойчивое чувство близости друг к другу.
Психотерапевт оценил степень их вины в создавшихся трудностях и спросил, как они намереваются измениться. Аманда легко признала своё отчуждение. Она выбрала цель стать откровенной в своих чувствах, когда дело доходит до конфликта между ними. Очень важным для неё было научиться справляться с волнением и разрешать конфликты, а также не бояться показывать свою уязвимость и чувства печали и страха, вместо того чтобы уклоняться от них.
Джейн, напротив, с трудом могла определить для себя цели. Вместо этого она сосредоточилась на том, какой ей хотелось бы видеть Аманду. После долгих пререканий, уговоров и подсказок она, наконец, признала свою зависимость от Аманды в самоопределении и в пробуждении добрых чувств к самой себе. Вслед за этим прорывом она согласилась сама определять собственные желания в их отношениях, а не ждать, пока Аманда каким-то чудесным образом узнает, что она хочет, а потом расстраиваться, когда Аманда не отреагирует на её тайные знаки.
Во время сеансов терапии были использованы соответствующие интервенции, разграничивающие ответственность и определяющие того или иного партнёра, как инициатора конкретно обсуждаемого вопроса. (Использование этого приёма для повышения уровня объектных отношений будет обсуждаться в следующей главе.) После этого психотерапевт фокусировал внимание на инициаторе, убедившись, что её чувства и желания
ясно высказаны до того, как вопрос, поднятый ею, будет обсуждаться дальше. Когда во время приёма обсуждение вопросов заканчивалось, паре предлагались задания и соглашения к следующему сеансу. В начале следующего сеанса всё это последовательно проверялось.
Такой подход был особенно полезен при решении сексуальных проблем. Как многие пары с сексуальными проблемами, Джейн и Аманда оградили свои прошлые разочарования стеной молчания, что делало затруднительным разговор об их сексуальных чувствах. Как было отмечено, они перестали иметь сексуальные отношения, что является типичным для лесбиянок на этой стадии отношений. Джейн и Аманда хорошо знали об этом феномене и чувствовали безнадёжность, понимая, что отсутствие секса на данном этапе -это часть их лесбийской судьбы, и единственное, что им остаётся - это смириться с этим до конца их отношений или искать новых сексуальных партнёров.
Из-за этих препятствий к переменам представлялось, что разделение задания относительно их сексуального опыта будет особенно эффективным. А именно, Джейн и Аманде помогли разбить вопрос их сексуальной неудовлетворённости на более мелкие и легко усваиваемые сегменты поведения. Например, им трудно было выбрать время для интимных отношений. Несколько терапевтических сеансов было посвящено тому, чтобы помочь Джейн и Аманде по очереди выбирать и планировать время для эмоциональной и физической близости.
К тому же, каждая из них испытывала трудности с инициированием сексуальных отношений: Аманда - потому что боялась снова быть втянутой в симбиоз, из которого она всё ещё с трудом выбиралась; а Джейн - из-за боязни отказа. Несколько сеансов были направлены на то, чтобы помочь каждой партнёрше найти удобные пути перехода от эмоциональной близости к сексуальному контакту. По окончании курса регулярные сексуальные и эмоциональные контакты стали нормой жизни данной пары.
Ещё одной крайне полезной интервенцией было определение того, каким образом предыдущие неразрешённые конфликты в их родительских семьях влияли на их нынешние отношения. Терапевт Установил, что в ситуации с Амандой Джейн воспроизводила
132
133
свой старый семейный сценарий, когда она реагировала на независимость Аманды с такой же злостью и испугом, который когда-то в детстве испытала, когда её мать отстранилась от неё. Джейн вспомнила также события своего позднего детства и юности, когда её собственные попытки добиться большей независимости встретили неодобрение матери и её эмоциональное отчуждение. Она не могла позволить Аманде большей независимости, и самостоятельных шагов в этом направлении, так как это было связано с детским убеждением, что независимость от любимого человека приводит к боли и одиночеству. После дискуссий во время сеансов и домашних упражнений Джейн начала понимать, что Аманда приветствует развитие её личности. Вскоре она переосмыслила своё решение, поддержав эти изменения у себя и Аманды, и испытала на себе, что привело к большей интимности в их отношениях.
Подобным образом и Аманде помогли понять, что её тенденция уклоняться от эмоционального контакта с Джейн, вместо того, чтобы обсудить с ней их разногласия, берёт корни в её семье, где она выполняла роль няньки, поставленной её родителями на физическое и нравственное воспитание своей младшей сестры, которая была сильно отсталым ребёнком. Отстранение Аманды от Джейн прослеживалось в её детском решении: "Когда я вырасту, я ни за кого не буду отвечать." Поскольку она чувствовала, что роль няньки серьёзно помешала её собственному росту и развитию, она уходила в себя каждый раз, когла чувствовала, что желания Джейн начинают препятствовать её развитию. Таким образом, она зачастую чрезмерно реагировала на стремление Джейн к поддержке, чувствуя, что она становится ответственной за счастье Джейн и благополучие их отношений. Используя приём с двумя стульями из гештальт-терапии, она смогла поговорить со своей сестрой, а потом с Джейн, и поняла, что, если и есть какая-то ответственность в её нынешних интимных отношениях, то она в корне отличается от той ответственности, которую ей в детстве приходилось нести за свою сестру.
Необходимо особенно подчеркнуть важность влияния детских решений на поведение взрослых лесбийских пар. Много написано о тенденции лесбиянок "сливаться" в парах так, что различия
между ними скрыты, а границы размыты (Кригер, 1983). Многие теоретики и практики феминизма предлагали разные способы разрушения этой модели слияния, включая предписание к нарушению моногамии и конкуренции (Линденбаум, 1985). Другая альтернатива - выяснить, как нерешённые личные проблемы каждого партнёра переплетаются между собой и осложняют выполнение ими эволюционных задач, присущих данной стадии партнёрства.
Использование этой интервенции в случае с Амандой и Джейн оказалось очень эффективным, поскольку помогло им прояснить их проблемы и предоставило информацию для предотвращения и разрешения последующих конфликтов.
Последней интервенцией, которая помогла в данном конкретном случае, была дифференциация от родительских семей. Как и большинство людей, ни Аманда, ни Джейн не отделились окончательно от своих родителей. Аманда достигла внешнего уровня дифференциации от родителей тем, что мало с ними общалась, с тех пор, как заявила о себе как о лесбиянке 10 лет назад. Во время терапии ей помогли сохранить свою идентичность при восстановлении эмоционального контакта с ними. Сюда входил призыв почувствовать их переживания, когда они узнали, что она лесбиянка. После нескольких писем и телефонных звонков Аманда навестила своих родителей и впервые открыто сказала им о своих отношениях с Джейн. Она просила понять её. Незадолго до конца терапии родители Аманды навестили пару и выразили поддержку их союзу.
Не удивительно, что Джейн была менее дифференцирована от своей семьи. Её отец умер несколько лет назад, а её общение с матерью протекало под знаком взаимного недовольства. Мать Джейн отказалась признать её отношения с Амандой, как браки других Детей. Благодаря терапии, Джейн выработала в себе уверенность, что её личность и собственная удовлетворёность отношениями не зависели от "благословения" матери. В последующих контактах с матерью Джейн стала первой высказывать свою позицию по разным вопросам, вместо того, чтобы просто реагировать на заявления матери. К концу терапии Джейн добилась значитель-
134
135
ного прогресса в установлении более взрослых отношений со своей матерью, при которых она легко могла признать различия между ними, не ожидая разрешения конфликтов или единства взглядов. На контрольном приёме через шесть месяцев выяснилось, что пара сохранила большинство своих терапевтических завоеваний. Незадолго до конца терапии они начали жить вместе, обе активно работали и отдыхали отдельно друг от друга. К тому же, они регулярно находили время для интимности и секса, признавая, что периоды без секса могут быть вызваны только внешними стрессовыми обстоятельствами. В общем, они наслаждались возросшим удовлетворением своей совместной жизнью и считали, что их основные трудности позади.
Пробуждение мотивации в пассивном партнёре
Обычно партнёры в симбиозно-дифференцированных парах испытывают огромное напряжение из-за того, что ставят перед собой разные цели. У краткосрочных симбиозно-дифференцированных пар конфликт обычно лежит на поверхности, в то время как в долгосрочных симбиозно-дифференцированных парах напряжённость может быть скрыта. Эта напряженность остро проявляется только тогда, когда симбиозный партнёр пассивен по характеру. Такой пассивный партнёр говорит о присущим ему поведении, что "моё желание комфорта, безопасности и заботы сильнее, чем твоё желание независимости, поддержки и индивидуализации."
Пассивной личности трудно "вылезти из собственной шкуры" и развить в себе эмпатию к дискомфорту партнёра и его стремлению к переменам. Он толком не реагирует на собственные нужды, тем более ему тяжело предложить что-то конструктивное в ответ на пожелания партнёра.
Страх и отсутствие самоосознания удерживают пассивную личность в симбиозном состоянии. Её тяга к симбиозу больше, чем дискомфорт, который она испытывает в этом состоянии. Человек не хочет начинать сложный процесс дифференциации от партнёра. Интуитивно или подсознательно он знает о том гигантском усилии, которое от него потребуется, чтобы ак-
тивно идентифицировать свои мысли, чувства и поведение. Для того, чтобы такой человек пошёл на какие-то изменения, вознаграждение и мотивация выхода из симбиозного состояния и начала дифференциации должны быть больше, чем эмоциональный комфорт, испытываемый в симбиозе.
Психотерапевтам редко приходится работать над увеличением мотивации к переменам. Однако в случае с долгосрочной симбиозно-дифференцированной парой создание мотивации является обязательным условием для изменений в системе их отношений (В Главе 9 мы приводим пример, как пассивный партнёр Ричард был мотивирован к перемене созданием перспективы). При работе с краткосрочными симбиозно-дифференцированными парами, как, например, вышеописанные лесбиянки, мотивацию можно найти в боязни прекращения отношений или путём тщательной работы психотерапевта при составлении первичного терапевтического контракта.
При долгосрочных симбиозно-дифференцированных отношениях вопрос остаётся тот же: что сможет заставить пассивную симбиозную личность начать поиск своего "я" внутри себя, а не искать постоянной заботы со стороны партнёра? Действительно, должны быть веские личные причины для того, чтобы встать на путь дифференциации. Психотерапевт должен помочь такой личности найти способ генерировать энергию, энтузиазм и стремление к переменам. Желание перемен возникает у человека не от осознания и понимания того, почему он такой, какой есть. Это желание возникает у человека, который способен сказать: "Да, теперь мне понятно, что я получу, если добьюсь этих перемен."
Динамика пассивно-симбиозной личности ставит дилемму. Как помочь этому человеку начать дифференциацию, не вмешиваясь в его автономность или не встретив того же пассивного сопротивления, что и его партнёр? Индивидуальная психодинамическая терапия, делающая упор на интуицию, интерпретацию и проработку, с пассивными клиентами обычно проходит мучительно Медленно. Рассказ о том, что пассивный партнёр выиграет от выхода из симбиозной стадии, редко помогает разбить его защитную оболочку. Поведенческая терапия, направленная на то, чтобы
136
137
обойти эти трудности, сосредотачиваясь на последовательном приближении моделей поведения, тоже наталкивается на противодействие со стороны пассивного клиента, неохотно выполняющего домашние задания. Мы обнаружили, что для того, чтобы создать пассивному партнёру мотивацию к переменам, мы должны акцентировать его внимание на перспективе. Когда человек получает ясное и чёткое представление о том, что он хочет создать, и начинает преследовать очень личные (даже эгоистичные) цели для перемен на эмоциональном уровне, он становится изобретательным в разработке своей стратегии достижения поставленных целей.
Случай из практики: Яна и Люк
Когда Яна и Люк пришли к психотерапевту, они, будучи супружеской парой, жили раздельно. Их целью было изучить возможность примирения и возобновления совместной жизни. Основная претензия, которую выдвигала Яна, была пассивность Люка в доме и отсутствие у него эмоциональной отзывчивости. К своей работе он подходил очень добросовестно, но не проявлял того же отношения к Яне. Они оба согласились с тем, что его пассивность является основным препятствием на пути восстановления их отношений; к тому же, она и была основной причиной их разрыва. Первоначальный договор с Люком был о том, что он сосредоточится на искоренении своей пассивности и станет более инициативным в отношении Яны. Однако в течение недели он не выполнял договоры, заключённые во время сеансов. К тому же, он постоянно опаздывал на сеанс на 10-15 минут. Изучение причин такого поведения не дало результата. Люк сказал, что чувствует себя неловко во время сеансов, как будто его отбирают для чего-то, хотя он понимал, что это нужно для Яны, которая была им недовольна.
Примерно через три месяца психотерапевт (Питер), видя нарастающее отчаяние у Яны, сказал ей, что по всей видимости у неё есть три выбора: 1) оставаться в отчаянии по поводу невыполненных обещаний Люка измениться и отсутствия у него стремления выполнять договоры; 2) стать безразличной к желанию изменить
их отношения и этим уменьшить свои переживания или 3) принять решение и окончательно расторгнуть брак. Яна сказала, что у неё уже не хватает терпения, и она готова к варианту №3. Ещё она сообщила, что, когда она последний раз заявила Люку, что уходит от него навсегда, он умолял дать ему ещё один шанс. Но теперь, она сказала, будет слишком поздно что-то менять, и что на этот раз она уже точно уйдёт навсегда.
Люк посмотрел на Яну и сказал, что он надеется, что её терпение ещё не кончилось, и что теперь он будет еще больше стараться выполнять их соглашения. Питер сказал Люку, что такие личности, как он, обычно действуют из-за двух мотивов: либо из страха, либо от боли. В данном случае присутствует страх потерять отношения с Яной, а боль появится как результат нарушения собственных представлений о целостности жизни, а также как результат недовольства своим собственным поведением. Если он собирается меняться под воздействием страха и/или боли, то, скорее всего, этих перемен не хватит надолго.
Ещё Люку объяснили, что существует третий вариант создания других отношений с Яной. Этот вариант состоит из четырёх шагов, но если он не хочет сделать все четыре шага, тогда нет смысла и начинать. Последовательность шагов такова:
1. Определить конкретно, что он хочет создать в своём браке.
2. Осознать для себя, каких именно результатов он ждёт от их отношений.
3. Создать план претворения в жизнь своих желаний и предпринять шаги к его выполнению.
4. Добиваться выполнения этого плана.
Люк сказал, что ему надо подумать над этой методикой, но в этой проблеме он не чувствовал себя виноватым. Яна ещё раз заметила, что время и терпение на исходе.
Мы не виделись в течение двух недель, но, когда встретились, Люк был на месте ровно в 9 часов утра. Он сказал, что каждый день посвящает 15-20 минут обдумыванию их с Яной супружеских взаимоотношений. Он размышлял о том, каковы они были, каковы они сейчас, и как он хочет, чтобы отношения изменились, чтобы
138
139
они с Яной были вместе. Он не был уверен, принесут ли пользу эти его "медитации", но тут в разговор вступила Яна и сообщила, что начала замечать небольшие сдвиги в его поведении. Он даже купил ей сникерс, помня о том, что это её любимая конфета. Ещё он позвонил ей по телефону и два раза первым обнял её. Яна сказала, что, глядя на его усилия, она укрепляется духом.
Люк был несколько смущён таким поворотом событий. Он сказал, что в глубине души он действительно не верил, что медитация на тему их будущих отношений даст какой-то эффект. Однако стало очевидно, что эти медитации повлияли на его поведение. Ему нравились её положительные отзывы о нём, но он чувствовал, что её одобрение было снисходительным. Это привело нас к дискуссии о том, как Яна могла бы более эффективно воспользоваться своим одобрением его перемен. Три последующие недели Люк продолжал свои медитации и изменился ещё больше, как в поведении, так и в
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!