Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-12-27 | 189 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
"Пара - это нечто большее, чем сумма слагаемых "
Среди психотерапевтов немногие прошли подготовку как специалисты по семейной терапии, хотя многие люди обращаются к психотерапевтам именно из-за проблем в семейных отношениях. Семейная терапия - это не просто индивидуальная терапия с двумя людьми. Это отдельная сущность, требующая отдельной теории и перспективы. Терапия здесь должна быть направлена на отношения, а не на лечение патологии каждого индивидуума. Наблюдается явная тенденция сосредотачиваться в основном на индивидуальной симптоматологии, просто потому что в комнате сидят два человека и потому что большинство психотерапевтов изначально и очень добросовестно учились именно на индивидуальных специалистов. В этом виде семейная терапия часто принимает форму изучения прошлых мотиваций: "Какая проблема у каждого из партнеров?" "Кто, что и кому делает?" "Каковы точки пересечения между проблемами партнёров?"
В области психотерапии разработана сложная методика постановки и ответа на вопрос "Почему?" В самой постановке вопроса заложена вера в то, что обращаясь напрямую к проблеме и к её историческим предшественникам, можно узнать, почему человек ведёт себя так или иначе. Предполагается, что узнав причину, мы изменим человека, а это, в свою очередь, автоматически изменит его отношения в лучшую сторону. К сожалению, в семейной терапии такой индивидуализированный подход не всегда ведёт к позитивным изменениям во взаимоотношениях.
Особенно неэффективно задавать вопрос "почему?", когда один из присутствующих партнёров пришел на прием против своей воли, а его еще просят изменить что-то в себе, давно ему присуще. Такой человек может понять, почему он или она ведут себя
|
60
61
тем или иным образом, но при этом ничего не делать, чтобы изменить свои отношения в лучшую сторону. Анализ и обсуждение проблем с крайне несчастливыми супругами не даст никакого результата или сдвига, пока они не примут на себя конкретных обязательств по изменению своего отношения и поведения во взаимоотношениях и поддержки друг друга.
Однако бывает, что в основе эволюционного тупика семейной пары лежат интрапсихические конфликты, берущие своё начало в детстве. Тогда "Почему?" становится насущным вопросом. В этом случае мы целенаправленно работаем, чтобы вскрыть и разрешить персональные проблемы (как описано в Главе 2). Важно подчеркнуть, что даже если затрагивается вопрос интрапсихики, мы рассматриваем его в широкой перспективе семейных отношений. Мы осторожно сопоставляем внутреннее сознание личности и то, как оно влияет на материю создавшихся отношений.
Поскольку наша модель терапии основывается на отношениях, мы разрабатываем методы, позволяющие паре создать более эффективную, зрелую и успешную систему взаимоотношений, способную выдержать испытание временем. После определения стадии развития или причин возникшего тупика, наше вмешательство облегчает паре выход из него или переход к следующей стадии. Мы добиваемся этого, создавая опыт общения двух личностей, позволяющий выйти на нормальный процесс развития. Мы не пытаемся навязать нездоровую зависимость от нас как от психотерапевтов и не хотим создать ситуацию, при которой мы нужны паре всякий раз для эффективного семейного общения. Скорее всего, мы стараемся найти цель или узловую точку терапии, которая поможет паре самой продвинуться в следующую фазу своего развития.
ПРИНЦИПЫ ИНТЕРВЕНЦИИ
Наши терапевтические интервенции во всех тупиковых ситуациях будут более подробно рассмотрены в последующих главах. Они основываются на следующих принципах.
|
Активное структурирование
Мы являемся активными психотерапевтами и считаем, что наша обязанность - структурировать терапевтический процесс таким образом, чтобы клиенты представляли, что от них требуется. Вместе с тем, мы внимательно следим за уровнем своей активности и не позволяем ей вмешиваться в самостоятельность клиента. Создавая благоприятную терапевтическую обстановку в офисе, мы поощряем риск в перемещении границ эволюции каждого партнёра таким образом, чтобы это стимулировало движение пары на более высокий уровень развития.
Ответственность Партнёров за Своп Перемены
Вполне естественно, когда один из партнёров пытается договориться с другим о взаимном изменении поведения. Однако весьма распространённый подход "я изменюсь, если ты изменишься" даёт преимущество наименее мотивированному партнёру и оставляет психотерапевту минимум влияния на ситуацию. Мы поощряем автономные изменения в партнёре, который больше страдает и который требует изменения всей системы отношений. Так как этот партнёр испытывает больший дискомфорт, он или она часто верят, что "я почувствую себя лучше, только если мой партнёр изменится". Такие люди думают, что их партнёр обязан измениться только потому, что они хотят и просят его измениться. Такое отношение поддерживает симбиоз, в котором желание одного человека автоматически приводит к требованию его выполнения. Другим лю-дям эмоционально трудно открыто показать свою слабость и попросить о чём-то партнёра, не обвиняя его при этом ни в чём. Но как только эта трудная задача решена и дело сделано, появляется надежда, что партнёр выполнит просьбу. Часто клиенты удивляются, что мы не поддерживаем автоматически их просьбы о переменах, если они исходят с позиций симбиоза.
Существует возможность способствовать изменению страдающей личности как на внешнем, так и на внутреннем уровне. Внешнее автономное изменение требует от партнёра изменения своего поведения и создания таким образом физической и эмоциональной
62
63
эмоциональной атмосферы, способствующей переменам в партнёре. Иногда люди не хотят предпринимать что-либо, способствующее переменам в их партнёре. Это нежелание обычно свидетельствует об укоренившейся симбиозной позиции. Когда мы просим их поддержать перемены в партнёрах, мы даём им понять, что детская требовательность и родительское ворчание не способствуют установлению эффективных отношений. Интересно, что когда партнёры меняются автономно, а не по принципу "ты мне - я тебе", они более эффективно помогают друг другу решить прошлые проблемы.
|
Пример: Внешнее автономное изменение
Кип и Лана, оба, были очень заняты на работе. Лана делала почти всю работу по дому и смотрела за детьми. Лана хотела, чтобы Кип подключился и взял бы на себя часть домашних дел. Кип в принципе согласился, но приступил к делу только после сильного давления. Изучая мотивацию его малого участия в работе по дому. мы нашли некоторое объяснение его поведению, но это не привело к его изменению. Лана ясно понимала, что когда Кип реагировал на её ворчание, это заставляло её ворчать ещё больше. Она сказала. что стоит перед дилеммой - продолжать ворчать или ничего ему не говорить, делать всё самой и в конце концов переполниться чувством глубокого отвращения.
Во время их беседы психотерапевт (Питер) сказал Лане, что существуют два способа заставить другого человека измениться. Первый способ - напугать его, а второй - сделать так, чтобы человек сам захотел измениться. Лана поняла, что с помощью страха она может добиться только временного успеха. И действительно, чтобы избежать скандалов Кип иногда брал себя в руки и помогал ей. При этом Лана не видела причин хвалить его за это: "Не следует хвалить кого-то за то, что он и так должен делать. Кроме того, он может возгордиться и он перестанет помогать."
Питер спросил Кипа, имеет ли для него значение, каткого мнения о нём Лана. Именно потому, что это имело для него значение и вопреки её уверенности в обратном, недовольство Ланы беспокоило его. Он смирился с тем, что она никогда будет довольна будет
ворчать и воспитывать его. Кип поведал, что ему бы очень хотелось услышать побольше комплиментов типа "о, как ты великолепен!" от Ланы, на что Лана ответила: "Ну, если ты изменишься, я с удовольствием скажу тебе, что ты великолепен." Психотерапевты мягко напомнили Лане, что неотложная задача состоит в том, чтобы создать атмосферу, пробуждающую желание Кипа активно поучаствовать в работе по дому.
|
Затем Лану спросили, что она чувствовала, когда Кип говорил о важности её комплиментов для него. Она ответила, что ей это понравилось, и что она с удовольствием скажет ему больше приятных вещей, если он будет более ответственным. Зная, что Лана любит ловить рыбу, Питер задал ей вопрос:" Лана, собираясь на рыбалку, вы никогда не думали использовать шоколадные трюфели в качестве наживки?" "Конечно нет, рыба не ест шоколадные трюфели." Но вдруг до неё дошло. Стараясь сдержать улыбку, она сказала: "Вы считаете, я должна сменить наживку?" Во время того сеанса Питер, поняв нежелание Ланы хвалить Кипа, показал ей, какую пользу ей принесёт увеличение поддержки с её стороны. Кип заявил: "Ключ к моему сердцу - обилие похвал и комплиментов". Потом он привёл примеры наиболее значащих для него комплиментов. Лана записала для того, чтобы выучить их. В конце сеанса каждый из них подтвердил уровень усилий, который они приложат в предстоящую неделю. Кип смог понять разницу между вопросом: "Что ты хочешь, чтобы я сделал, дорогая?" и другим началом разговора: "Давай составим список дел, которые нужно сделать за уикэнд, и распределим обязанности." Их попросили не стремиться к совершенству в предстоящую неделю, а просто осознавать, что они делают.
Когда они пришли на следующий сеанс, всё было не идеально, но улучшение было. Лана сказала, что поощряла, хотя и неохотно, Кипа за его помощь, но чувствовала, что делала это слишком по-матерински, говоря ему "хороший мальчик" всякий раз, когда он помогал. Питер объяснил Лане разницу между такими способами выражения ее благодарности Кипу, как, например, простое нежное прикосновение, поглаживание по голове и ее словами о том влиянии, которое его помощь оказывает на нее.
64
- 6244
65
Если Лана будет говорить Кипу: "Когда ты помогаешь мне, ты начинаешь соответствовать моим представлениям (стандартам)", то такое общение будет слишком серьёзным для них обоих. А вот если она просто выразит свои положительные эмоции но поводу освобождения кухонного стола от его хлама, они оба будут довольны. До беседы с Питером Лана считала, что ее похвала Кипу являются проявлением псевдо-родительской заботы. Интуитивно она чувствовала, что такое общение не будет эффективным. Она рассказала также, как неловко она себя чувствовала, когда высказывала то, что хотела не с родительской позиции.
Через несколько недель домашней деятельности Кип начал осознавать, что он делает это не для Ланы, а "для нас обоих". Если бы проблема была определена как "Кип должен помогать", тогда и Лана, и психотерапевт зависели бы от желания Кипа участвовать во всём этом. Но когда проблема была поставлена в более широкий контекст выполнения желаний друг друга, Лана освободилась от ворчливой родительской позиции.
|
В дополнение к внешнему самостоятельному изменению партнёр может измениться внутренне, чтобы облегчить развитие отношений. В этом случае человек принимает ответственность за свою интрапсихическую проблему, создающую напряжённость в семейных отношениях. После этого упор делается на разрешение этой проблемы для облегчения роста как отдельной личности, так и семейной пары.
Пример: Внутренняя самостоятельная перемена
Если Джон говорил Сью, что хочет проводить с ней больше свободного времени, а Сью не хотела этого, то, как и большинство мужчин его типа, он злился, уходил в себя или переходил от просьбы к настойчивым требованиям. Часто Джон приходил к мысли, что пора ему от устной просьбы перейти к делу и создать для Сью такие условия, в которых она сама бы хотела проводить с ним больше времени. Джону легко жаловаться на то, что Сью проводит с ним мало времени; гораздо труднее отказаться от своих эгоцентрических потребностей, чтобы попытаться понять чувства Сью как самостоятельной личности. Ещё труднее для Джона понять впечатление, которое производят на Сью его просьбы, и начать
думать, как создать условия, в которых Сью было бы легче и приятнее проводить с ним больше свободного времени.
Если Джон не хочет создавать внешние условия, при которых Сью хотела бы проводить с ним больше свободного времени, тогда мы ищем объяснение этому. Нежелание Джона может быть вызвано стрессом: его эмоциональный ресурс мог быть в таком напряжении, что он не был в состоянии сделать нечто большее, чем просто попросить Сью уделять ему больше времени. В основе его нежелания могла лежать и интрапсихическая проблема. Например, Джона могла воспитывать обожающая его мать, которая не ожидала, что он вырастет, и что от него будет какая-то отдача. Джону могло не нравиться, что ему приходится просить жену позаботиться о нём. Третьим фактором, влияющим на нежелание Джона, мог быть недостаток зрелости. Если в родительской семье на него мало обращали внимания, то и в отношениях с женой он будет испытывать проблемы в общении.
Обнаружив причину нежелания, мы начинаем искать индивидуальные пути решения этой проблемы и изменения ситуации. В этом конкретном случае Джон обнаружил, что его навязчивое желание к большей интимности с женой было результатом пустоты, которую он испытывал в молодости до женитьбы. Он понял, что, пока он будет руководствоваться чувствами обиженного и требовательного маленького мальчика, его не удовлетворит никакое внимание со стороны Сью. Когда Джон понял важность проблемы, он попросил провести с ним курс индивидуальной терапии. Потом мы совместили индивидуальную терапию с семейной терапией, чтобы помочь ему справиться с проблемой. Джон увидел, что основным источником его проблемы является динамика его внутреннего развития, поэтому получил мотивацию для решения собственных проблем, а затем смог индивидуально измениться, что укрепило его отношения с женой.
Устремление в Будущее
Этот подход основывается на специфической терапии, при кото-рой мы просим пару отвлечься от нынешних проблем и подумать 0 том, как бы они хотели строить свои отношения в будущем.
66
67
Заглядывая в будущее, а не в прошлое, пара становится вовлечённой в планирование своего будущего.
Насколько далеко смотреть в будущее - зависит от степени развития супружеской пары. Чтобы мыслить вперёд и каждому планировать общие отношения, требуется высокий уровень подготовки. Пары, пребывающие на крайних стадиях развития, часто путаются и не знают, что бы им вместе хотелось создать. В таких случаях будущее может быть лимитировано одним месяцем или следующим сеансом. Тогда появляется задача помочь партнёрам научиться думать о том, куда они хотят направить усилия, чтобы приобрести иные хорошие чувства, кроме самоуспокоения и эгоцентризма. Такая задача также требует от партнёров привести своё поведение в соответствие с общими поставленными целями. Помочь парам определить, что они хотят создать вместе свыше того, что есть - задача, одинаково важная и для процесса дифференциации и для процесса обучения постановки совместных целей. Большинство партнёров на ранних стадиях приходится уговаривать и даже подталкивать к развитию такого уровня самосознания. Без некоторого давления или стимула извне такие люди обычно стремятся к симбиозным решениям. Так или иначе, они будут манипулировать своими партнёрами, придумывая им трудные вопросы и ответы по поводу того, как сделать жизнь удовлетворительной.
Когда один или оба партнёра имеют слаборазвитое чувство самосознания, тогда паре бывает особенно трудно представить себе тип будущего, которое бы они хотели создать. Их смятение часто находит отражение в их желаниях. Например, партнёр может сказать: "Я хочу быть счастлив вместе с тобой", "Я хочу быть богатым", "Я хочу повеселиться вместе с тобой" или "Я хочу немного уважения". Обычно такие ответы даются от отчаяния, когда клиентов заставляют пояснить конкретнее, что для них значит быть счастливым. В это время психотерапевту важно преодолеть это отчаяние и продолжать фокусировать внимание на будущем до тех пор, пока каждый партнёр чётко и ясно не объяснит какие дела и какое поведение помогут им, как паре, продвинуться вперёд. На интеллектуальном уровне большинству супругов легко понять, что такое устремление в будущее. Но испытать это на эмоциональном уровне, который и даёт энергию, совсем другое дело.
который и даёт энергию, совсем другое дело.
Устремление в будущее, в отличие от сосредоточения на решении проблемы, особенно полезно для пар Б поздних стадиях развития. Оно помогает им быстрее прогрессировать как паре, так и как личностям. Партнёры начинают чувствовать волнение, работая вместе над достижением конкретной цели или идеала. Мы обнаружили, что партнёры на этих стадиях быстрее меняются, чем индивидуалы, работающие в том же направлении. Пары, работающие в согласии и поддерживающие друг друга, развивают движущую силу, помогающую партнёрам "держаться в седле", когда тот или другой спотыкается.
Принцип "Продажа Перемены "
Мы обнаружили, что клиенты в принципе согласны с тем, что их проблемы нужно поместить в более широкий контекст и посмотреть, какие отношения они хотят создать. Во время сеансов, однако, они возвращаются к жалобам и взаимным обвинениям. Мы объясняем клиентам, что наиболее важные перемены в человеке не происходят без энтузиазма, желания, энергии или принятия индивидуальной ответственности за перемены. Процесс психотерапии включает в себя осознание, интуицию, осмысление и изучение чувств, но сами по себе эти составляющие не дадут результата, если к ним не прибавится мотивация и энтузиазм партнёра. В качестве усиления мотивации к перемене мы предлагаем клиентам принцип "продажи перемены".
Этот принцип используется, когда один партнёр обращается к другому с просьбой, которую тот не очень хочет выполнять. В этой ситуации психотерапевт обычно чувствует необходимость помочь обескураженному партнёру, желающему что-то изменить. Однако наименее эффективно для психотерапевта было бы встать на сторону просящего партнёра и начать требовать от его апатичного супруга каких-то перемен.
Чтобы как-то разрядить обстановку, мы рассказываем паре о преимуществах, которые они получат, если научатся "продавать перемены" вместо того, чтобы ворчать друг на друга. Этот принцип иллюстрирует следующий случай.
68
69
Случай из практики: Шейла и Рокки
Во время четвёртого сеанса с Шейлой и Рокки Рокки упомянул о своём большом желании переехать жить в большой дом, но Шейла любила уют и очарование их нынешнего коттеджа. Рокки вырос в семье из шести человек ft домике из двух спален. Уют, который очаровывал Шейлу, вызывал чувство клаустрофобии у Рокки. Неоднократно он просил её переехать в большой дом. Шейла назвала две причины, по которым она была против переезда. Во-первых, Рокки очевидно не замечал беспорядка в доме до тех пор, пока Шейла не выходила из себя по поводу того, что квартира напоминает зону боевых действий. После этого Рокки для видимости наспех как-то прибирался. Шейла боялась, что переезд будет означать только большую площадь для уборки и более частые склоки с Рокки из-за этого. Ни один из этих вариантов не делал переезд для неё желательным. Во-вторых, она не собиралась больше работать, чтобы больше платить за аренду.
До этого сеанса в своих спорах они ходили по кругу, не продвигаясь к принятию решения. Чтобы помочь Рокки обрести более широкую перспективу, психотерапевт (Питер) предложил ему следующую концепцию: Питер: Когда мы хотим перемены в поведении нашего партнёра, мы думаем, как нам будет хорошо, когда парт^нёр изменится в лучшую сторону. Получается, что мы просим его измениться ради нас и даже рассказываем ему, как нам будет хорошо, если он это сделает. Из этого может что-то получиться, а может и нет, в зависимости от альтруизма вашего партнёра или от количества вины, которую вы на него возложите, чтобы добиться успеха.
Сильное желание к перемене не приходит просто от понимания того, что есть необходимость в перемене. Сильное желание появляется от глубокого осознания того, что "Ага! Если я соглашусь на это, то вот что я получу (мы получим)." Желание к перемене приходит как эмоциональное озарение, во время которого партнёра осеняет: "Если я изменюсь, мне и нам будет гораздо лучше."
Но большинство людей не пытается продать партнёру свою перемену. Например, квалифицированный продавец, продавая товар или услугу, должен сосредоточиться на преимуществах, которые получит покупатель. Как он выиграет в деньгах или во времени, если купит
данную вещь или услугу. Семейные проблемы могут быть решены быстрее, если брать во внимание преимущества перемен. Вы действительно думаете, что Шейла выиграет, если переедет, учитывая её издержки во времени, энергии и эмоциях? В том-то и дело, что нет. Если вы хотите, чтобы Шейла изменилась, вы действительно должны знать, что ей нужно, и твёрдо верить, что от перемены она только выиграет. Иначе вы проявите себя как лукавый продавец подержанных машин. Как только ей станут понятны эмоциональные выгоды, особенно, если они имеют отношение к её насущным желаниям, тогда она, возможно, захочет измениться в соответствие с вашей просьбой. А когда у неё пробудилось желание, она может это захотеть прямо сейчас. Действие является результатом нашего желания, и чем сильнее желание, тем сильнее будет сопутствующее действие.
Это невероятно мощная концепция изменения вашей семейной жизни. Короче говоря, если вам не нравятся некоторые аспекты ваших взаимоотношений, вы можете изменить свой взгляд на эти проблемы и начать пожинать плоды, разбросанные вокруг и до сих пор никем не замеченные. Итак, Рокки, понятно ли вам, почему Шейла не хочет переезжать?
Рокки: Конечно. Но если мы переедем, я стану убирать за собой, чтобы она не жаловалась на это. Я могу зарабатывать больше, работая лучше, а не больше (он был коммивояжёром). Так что деньги - не такая уж проблема.
Шейла: Поверю, когда увижу это.
Рокки: Рад буду доказать тебе, когда мы переедем. Питер: Мне кажется, вам не убедить Шейлу одними благими намерениями. В прошлом у вас уже имелись благие намерения, но ничего из этого не вышло. Откуда Шейле знать, что ей будет лучше, если вы переедете?
Рокки: (длинная пауза) У неё будет более опрятный дом, что она очень Ценит. Мы найдём такой, который ей понравится. Это заставит меня эффективнее использовать своё время, но от этого мы оба выиграем. Питер: Ваше мнение о том, что говорит Рокки?
Шейла: Я рада, что он осознаёт моё неудовольствие беспорядком, и было бы хорошо, если он был бы пособраннее, но я очень скептически ко всему этому отношусь и ничего не собираюсь делать, пока не увижу какое-то доказательство.
70
71
Питер: Какое доказательство вам нужно?
Шейла: Я с удовольствием скажу это после того, как Рокки скажет мне, что он хочет предпринять для улучшения нынешней ситуации. Рокки: Послушай, дай мне два месяца, и я покажу тебе, что буду содержать в порядке дом Л увеличу свой доход. Если ты будешь довольна положением дел, то мы начнём вместе подыскивать дом. Знаю, что нам нужно будет найти очаровательный и уютный дом, чтобы ты была довольна. Там я буду поддерживать приемлемый уровень чистоты, так как мне легче прибраться за собой, чем оплачивать услуги психотерапевта для того, чтобы узнать, что я неряха. Я знаю, что ты не переедешь, пока не почувствуешь, что произошли значительные и устойчивые перемены. (Рокки начинал понимать концепцию выхода за рамки себя, чтобы взглянуть на проблему глазами Шейлы. Теперь Шейле трудно было сказать ему "нет".) Шейла: Мог бы ты делать это за три месяца до того, как мы начнём подыскивать дом?
Рокки: Согласен! (Снова Рокки понял, как важно не спорить с Шей-лой из-за времени, чтобы она не подумала, что его перемена - только временная уловка для достижения своей эгоистичной цели.) Питер: Рокки, а захотел бы ты измениться, если бы Шейла не была таким сильным катализатором этого процесса? (Устойчивая перемена, требующая значительных усилий, должна иметь внутреннюю мотивацию для личности.)
Рокки: Я хочу этого, но обычно это подпадает под категорию новогодних обещаний, которые выполняются только до середины января. Да, я действительно хочу изменить это для себя и для Шейлы.
Через восемь месяцев Шейла и Рокки переехали в новый дом и сообщили о приемлемом уровне решения проблемы беспорядка.
Использование индивидуальной психотерапии в качестве дополнения
Когда становится ясно, что один или оба партнёра имеют серьёзные структурные недостатки раннего периода, мы используем индивидуальную терапию в дополнение к семейной. Обычно это происходит с симбиозно-смешанными парами. Здесь мы часто
советуем паре поработать с командой психотерапевтов, чтобы каждый индивидуум занимался с одним психотерапевтом из этой команды как с индивидуальным специалистом. Таким образом, каждый партнёр имеет определённого психотерапевта для поддержки на случай, если появится беспокойство, присущее периоду дифференциации. Психотерапевты знают динамику отношений семейной пары и могут распределить время между индивидуальными и парными сеансами. Такая система координирует терапевтический процесс и предохраняет клиента от ненужного стресса, когда тот пытается выполнить задания двух несвязанных между собой психотерапевтов. Столкнувшись с терапевтическими несоответствиями, недифференцированные, симбиозные личности начнут неоправданно регрессировать.
При большом несоответствии в психологическом развитии партнёров индивидуальная терапия также часто бывает полезна для менее развитого партнёра как дополнение к семейной терапии. Обычно пара не может развиваться быстрее, чем прогрессирует более слабый партнёр; таким образом, семейные терапевтические цели должны быть скорректированы в соответствие с ресурсом развития обоих партнёров.
Приводим краткий список наиболее важных принципов, используемых нами в семейной терапии:
1. Мы активно структурируем процесс терапии, стараясь идти на разумный риск, в то же время уважая самостоятельность семейной пары.
2. Мы просим клиентов самостоятельно продвигаться на пути перемен, не ожидая одновременных перемен от партнёра. Эта просьба прерывает симбиозную связь между партнёрами и даёт каждому из них возможность ощутить самонаправленное развитие.
3. Мы направляем внимание в сторону "от "содержания конкретной проблемы - в сторону от чувства вины и рационализирования - и устремляем его в будущее, включая развитие новых навыков и достижение личных, сокровенных целей.
4. Мы также просим каждого клиента создать условия, способствующие перемене, о которой он просит своего парт
72
73
нёра. Как правило, чем больше запрашивается изменений в развитии, тем больше просящий должен потрудиться, чтобы создать условия для перемены.
5. Мы вводим понятие "продажа перемены" партнёру, как
средство вызвать мотивацию и энтузиазм
при изменении отношений.
6. При необходимости мы используем индивидуальную те
рапию, как дополнение к семейной терапии.
СОСТАВЛЕНИЕ КОНТРАКТА
Работа психотерапевта во время первых сеансов является мощным фактором, определяющим курс терапии и направление и интенсивность мотивации семейной пары. Диапазон возможного вмешательства широк, и программа работы психотерапевта обширна. Решение - с чего начать - требует большой сбалансированности и гибкости и зависит от того, как партнёры преподнесут себя в качестве пары. Часть программы, с которой должен начать психотерапевт, определяется уровнем его знаний и историей отношений данной пары.
Первоначальная фаза включает в себя: 1) диагностику стадии развития и определение, в чём причина тупиковой ситуации (рассматривалось в Главе 2); 2) составление терапевтического контракта для вовлечения и мотивации обоих партнёров и создание благоприятной терапевтической атмосферы (см. ниже); 3) развитие устремления в будущее (см. выше); 4) выявление интрапсихичес-ких конфликтов (см. Главу 2); и 5) обсуждение деловых аспектов терапевтического контракта (размер оплаты, страховой полис, счета, расписание и т.д.).
Составление контракта с целью мотивировать партнёров к началу курса терапии с чувством эмоциональной причастности к работе психотерапевта требует от последнего умения и деликатности. В частности, терапевт должен помочь более пассивному партнёру, стимулировать его мотивацию к значительным переменам во взаимоотношениях.
Составляя контракт, мы просим партнёров подумать о результатах, которые они хотят получить. Трудно рассчитывать на энтузиазм по поводу изменения самого се-
бя и своих жизненных устоев, если действовать, в основном, методами устрашения, давления или с позиции "ты должен". Изменение своей привычки, убеждения или модели поведения с единственной целью избавиться от упрёков партнёра обречено на неудачу. Как мы уже ранее в этой главе говорили, желание перемен должно исходить от каждого партнёра самостоятельно. Когда пара впервые приходит на приём, мы просим партнёров объяснить причины, побудившие их обратиться к нам. Выслушав и выяснив их насущные проблемы, мы думаем о направлении предстоящей работы: Куда мы пойдём? Почему мы туда пойдём? Как мы туда попадём? Какие условия сформировали нынешнюю ситуацию этой пары? Вот основные вопросы, которые мы предлагаем клиентам и над которыми сами размышляем при выборе направления. Начиная с этих вопросов, мы понимаем, что контракт действует на протяжении всего курса терапии и периодически требует переоценки и корректировки.
Конечные цели, методы достижения этих целей и уровень мотивации для каждого партнёра должны быть учтены и сбалансированы для составления эффективного контракта. Идеальный контракт должен содержать: 1) взаимно согласованные цели с высокой мотивацией для их достижения. Однако реальность вмешивается в идеал, в результате чего многие пары составляют менее удачные комбинации этих элементов, как например: 2) ясные цели и слабая мотивация к их достижению; 3) неясные цели, но сильная мотивация к изменению; 4) неясные цели и слабая мотивация к переменам; 5) конфликтные или несовместимые цели. Приведём краткие примеры по каждой из этих комбинаций.
1. Взаимно согласованные цели с высокой мотивацией для их достижения. Морган и Саманта пришли к семейному терапевту для улучшения своих сексуальных отношений. Обоим цель была ясна, и у обоих была мотивация. Эта мотивация усиливалась тем, что им предстояло провести вместе отпуск на Таити. В прошлом разница в их сексуальных желаниях приводила к длительным спорам по поводу отпуска, и на этот раз никто из них не хотел повторять эту мучительную процедуру в преддверии романтического отдыха.
74
75
2. Ясные цели и слабая мотивация к их достижению. Эти пары знают, что им нужно, но не хотят потратить необходимую энергию для достижения желанного результата. Люк и Яна были супругами живущими порознь. Они пришли к психотерапевту с ясной целью воссоединиться и иметь "счастливую семью'. Хотя эта цель была ими взаимно согласована, скоро стало понятно, что мотивация Люка была слабой и необязывающей. Он не выполнял достигнутые договорённости и домашние задания, а его объяснения по этому поводу были слабыми попытками сохранить лицо заинтересованного человека. Когда мы попросили Люка рассказать, как он видит процесс перехода от нынешней ситуации к воссоединению с женой, он, наконец, честно признался, что ему хотелось бы "минимум перемен, но даже этот минимум воспринимается, как обуза - ведь так легко и приятно быть пассивным". (См. Главу б, где рассказывается, как решилась эта проблема).
3. Неясные цели, но сильная мотивация к изменению. Такая комбинация обычно бывает, когда пара очень старается что-то изменить, но ничего путного из этого не выходит. Они теряют из вида цель, но при этом удваивают старания. Характерно для этих пар то, что им трудно сосредоточиться на одной конкретной проблеме; они говорят, что хотят улучшения семейной жизни, но при этом не могут чётко определить, что для них значит "улучшение семейной жизни". Им также бывает трудно определить и выразить проблему, которую они чувствуют на эмоциональном уровне, но, тем не менее, они точно знают, что хотят быть вместе. Они могут понимать динамику одной проблемы, но, не решив её, перейти к следующей. Такое часто происходит со смешанными и враждебно-зависимыми симбиозными парами. (См. Раздел терапии в Главе 4 и 5.)
4. Неясные цели и слабая мотивация к переменам. Такая комбинация часто встречается, когда пара пытается сделать последнюю попытку сохранить рас-
падающийся брак. Это позволяет партнёрам сказать, что они сделали всё, чтобы спасти семью и расстаться с меньшим чувством вины. В этой ситуации лучше всего раскрыть отсутствие у них желания сохранить семью и заключить с ними новый договор, чтобы помочь им достойно расстаться. 5. Конфликтные или несовместимые цели. Это бывает на трёх основных уровнях: межличностном, внутриличностном и психодинамическом. При межличностной несовместимости у каждого партнёра есть своя цель, несогласующаяся с другим. Такая ситуация зачастую бывает в симбиозно-обучающейся паре, когда партнёры обычно желают противоположных изменений: "Я хочу проводить больше времени вместе" против "Я хочу проводить больше времени порознь". Даже при наличии несовместимых целей можно заключить приемлемый договор, отражающий обе точки зрения. Мы не стараемся подогнать контракт под цели одного человека, но спрашиваем партнёров, не хотят ли они поработать для достижения целей друг друга. Например, мы можем попросить симбиозного партнёра помочь другому проводить время отдельно от него или обучающегося партнёра - проводить время вместе. Внутриличностная несовместимость бывает, когда один человек имеет конфликтные цели. Генри было ясно, что он хочет больше интимности в отношениях с Джэн, и ещё было ясно, что он хочет увеличить свой доход в этом году на 45%. Для того, чтобы выполнить свои финансовые задачи ему пришлось бы провести в командировках 212 дней, что, конечно же, не будет способствовать большей интимности. Когда развивается подобный тип несоответствий, мы стараемся помочь человеку определить приоритетность его индивидуальных целей в контексте семейной психотерапии.
Третий вид несовместимости встречается, когда реальная просьба к партнёру измениться, становится нереальной из-за сложностей психодинамического характера. Постановка взаимосогласованных и взаимоподдерживаемых задач - трудное и деликатное дело, осо-
76
77
^
бенно, если один из партнёров несёт груз прошлого недовольства. И эту проблему необходимо решить для того, чтобы этот партнёр мог исполниться мотивацией и энтузиазмом по поводу счастливого семейного будущего, которое им предстоит вместе создать.
К примеру, Джил и Бен много работали. После шести недель терапии Джил попросила Вена взять на себя часть обязанностей по организации их частых командировок, закупке хозяйственных вещей и оплате текущих счетов. Всё это были разумные просьбы, особенно учитывая тот факт, что Джил выполняла большую часть домашних и других общих обязанностей. Однако уровень развития Бена был таков, что его сил едва хватало на полный рабочий день, ничего не оставляя в запасе. После работы он не мог функ
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!