Групповые решения: одна голова — хорошо, а две (или больше) — лучше? — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Групповые решения: одна голова — хорошо, а две (или больше) — лучше?

2020-12-27 200
Групповые решения: одна голова — хорошо, а две (или больше) — лучше? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одна из главных функций групп — разрешать проблемы и принимать решения. В американской юридической системе очень часто вердикт выносится группой людей (присяжными), а не одним человеком (более подробное обсуждение процесса принятия решений присяжными см. в разделе «Социальная психология в действии 3: Социальная психология и закон». Верховный Суд США — это коллегия из девяти судей, а не один мудрейший судья. Точно так же правительственные и корпоративные решения часто принимаются группами людей, которые собираются и обсуждают проблему, и все президенты США опирались на мнение своего кабинета и Совета национальной безопасности.

Правда ли, что две головы (или больше) лучше, чем одна? Большинство из нас ответит, что да. Один человек может быть подвержен различного рода предрассудкам и капризам, в то время как несколько человек могут обмениваться мнениями и вместе выработать наилучшее решение. Однако в действительности многие распространенные суждения о ценности групповых решений оказываются неверными. Иногда две головы — совсем не лучше одной головы или, по крайней мере, двух голов, думающих порознь (Castellan, 1993; Hackman & Morris, 1978; Littlepage, 1991; McGrath, 1984; Tindale, 1993). В начале этой главы мы рассмотрели пример, когда президент Кеннеди и его советники после длительного обсуждения проблемы приняли откровенно безрассудное решение организовать вторжение на Кубу. Какие условия необходимы для того, чтобы группа принимала хорошие, а не плохие решения? (307:)

 

Суждения людей далеко не всегда верны: большинство может ошибаться так же грубо, как и меньшинство.

Джон Драйден

 

Будет ли группа действовать лучше, чем один человек, зависит от типа задачи, которую ей предстоит решить. Один из важнейших параметров, это то, является ли задача, над которой работает группа, разделимой (divisible) или унитарной (unitary) (Sterner, 1972). Разделимые задачи характеризуются тем, что их можно разбить на несколько подзадач и назначить каждому члену группы собственную задачу, так, например, происходит при строительстве дома плотник ставит сруб и делает стены, водопроводчик прокладывает трубы, а электрик укрепляет провода. Очевидно, здесь качество группового решения будет зависеть от того, насколько правильно и точно распределены подзадачи между членами группы. Если электрика назначат ответственным за водопровод, а водопроводчика — за электрификацию, неминуемо возникнут проблемы.

 

Разделимые (divisible) и унитарные (unitary) задачи — разделимые задачи можно разбить на несколько подзадач и назначить каждому из членов группы свою подзадачу, тогда как для унитарных задач никакое разделение труда невозможно.

 

Унитарные задачи — это такие задачи, в которых никакое разделение труда невозможно, это происходит, например, когда группа людей пытается вытолкнуть машину из канавы или решает, стоит ли организовывать вторжение на Кубу. Ключ к решению проблемы в случае унитарных задач — в том, как сочетаются усилия всех членов группы в общей работе, направленной на достижение цели. То, каким образом вклад каждого индивидуума входит в общий результат, зависит от типа унитарной задачи. Аддитивная задача (additive task) — это задача, которая предполагает, что все члены группы выполняют примерно одинаковую работу, и общий результат есть сумма вкладов всех участников, как, например, общее количество шума, производимое группой поддержки на стадионе. Как мы уже видели, в ситуации такого типа, скорее всего, возникнет явление социального расслабления. Таким образом, может случиться, что группа из четырех человек, выполняющая аддитивную задачу, справится с ней менее успешно, чем четыре человека, работающие отдельно, если некоторые из членов группы позволят себе «расслабиться» (рис. 9.6 на с. 308-309).

 

Аддитивная задача (additive task) — это задача, которая предполагает, что все члены группы выполняют примерно одинаковую работу, и общий результат есть сумма вкладов всех участников, как, например, общее количество шума, производимое группой поддержки на стадионе.

 

При выполнении конъюнктивной задачи (conjunctive task) результат деятельности группы зависит от способностей наименее подготовленного члена группы или «слабейшего звена в цепи». Команда альпинистов может карабкаться в гору только с такой скоростью, с какой может идти самый слабый член команды, звучание камерного оркестра будет не лучше, чем звучание инструмента наименее талантливого из музыкантов, а теннисисты, играющие в паре, сыграют не лучше, чем может сыграть менее тренированный партнер. Если задача относится к ряду конъюнктивных, то результаты отдельных людей обычно превосходят результаты

 

При выполнении конъюнктивных задач успех деятельности группы определяется тем, что может наименее способный член группы. Например, команда альпинистов может подниматься в гору только с такой скоростью, с какой может идти самый слабый член команды.

 

Аддитивные задачи — это такие задачи, в которых усилия всех членов группы складываются друг с другом, производя совместный результат. (308:)

1. Аддитивные задачи:

Результат работы группы есть сумма вкладов всех ее членов. Может возникнуть эффект социального расслабления, и тогда члены группы вместе справятся с задачей хуже, чем когда они работают по отдельности.

группы, поскольку слабейший ее член снижает качество работы группы до своего уровня (Steiner & Rajaratnam, 1961; см. рис. 9.6). Более распространенный тип групповых задач — дизъюнктивная задача (disjunctive task), в которой результат работы группы определяется тем, как хорошо справится с делом сильнейший член группы. Рассмотрим группу, занятую решением трудной математической проблемы. Если в группе есть хотя бы один математик, знающий, как решить задачу, он или она скажет ответ другим членам группы, и таким образом получается, что один выдающийся индивидуум может доминировать в группе, поднимая качество работы остальных членов до своего уровня.

 

Конъюнктивная задача (conjunctive task) — групповая задача, успех в выполнении которой зависит от того, что может наименее способный член группы.

Дизъюнктивная задача (disjunctive task) — групповая задача, успех в выполнении которой зависит от того, как хорошо справится с ней наиболее способный член группы.

 

Итак, группа добьется лучших результатов, чем один человек, если она работает над дизъюнктивной задачей и ориентируется на того из своих членов, который лучше всего подготовлен к решению этой задачи (David & Harless, 1996). Ясно, что такая стратегия будет более успешной, чем ориентация на тех членов группы, которые знают очень мало о том, как решать проблему. Однако, как ни естественно это звучит, такое положение не всегда легко достижимо. Группа, работающая над дизъюнктивной задачей, добьется хорошего результата, только если самый талантливый из ее членов сумеет убедить остальных в своей правоте, — и это не так-то просто, учитывая, что многие из нас становятся очень похожими на упрямых мулов, когда нам приходится признать, что мы были не правы (Henry, 1995; Laughlin, 1980; Maier & Solem, 1952). Как мы увидим дальше, есть несколько факторов, которые могут стать причиной того, что группа справится с дизъюнктивной задачей даже хуже, чем это мог бы сделать один человек.

Разрушение процесса

Вы, несомненно, представляете себе, что это значит — пытаться убедить группу согласиться с вашей идеей, встретиться с сопротивлением и недоверием, а потом сидеть и смотреть, как группа принимает неверное решение. Айвен Стейнер (Steiner, 1972) назвал этот феномен разрушением процесса (process loss), определив его как любой элемент группового взаимодействия, препятствующий правильному решению проблемы. Разрушение процесса может произойти оттого, что группа не слишком старается выяснить, кто из ее членов наиболее компетентен, оттого, что самый компетентный член группы имеет низкий статус и никто реально не принимает его или ее идеи всерьез, или оттого что самому компетентному члену группы трудно преодолеть нормативное давление, не позволяющее противоречить всей группе (о нормативном социальном давлении см. главу 8). Другие причины разрушения процесса связаны с коммуникационными проблемами внутри группы: в некоторых группах люди просто не слушают друг

308

2. Конъюнктивные задачи:

Результат работы группы зависит от того, что может слабейший или наименее способный ее член. Группы обычно действуют менее успешно, чем отдельные люди, потому что самый слабый член группы снижает качество работы группы до своего уровня.

3. Дизъюнктивные задачи:

Результат работы группы зависит от того, что может сильнейший или наиболее способный из ее членов. Группа может добиться лучших результатов, чем отдельные люди, если в состав группы входит компетентный человек, если этому человеку удается убедить других членов группы в своей правоте и если этот человек (как и другие члены группы) делится с остальными уникальной информацией, которой владеет только он или она.

Рис. 9.6. Будет ли группа действовать более успешно, чем отдельные люди, зависит от характера задачи.

309

друга (см. рис. 9.6), в других — кто-то один доминирует в дискуссии, тогда как остальные легко отстраняются от обсуждения проблемы.

Разрушение процесса (process loss) — любой элемент группового взаимодействия, препятствующий правильному решению проблемы.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.