Опорные конспекты по ботанике Учебное пособие для 6 класса — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опорные конспекты по ботанике Учебное пособие для 6 класса

2020-12-27 198
Опорные конспекты по ботанике Учебное пособие для 6 класса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Издание для апробации

 

Учебное пособие содержит краткое тезисное изложение курса биологии растений, грибов, лишайников и бактерий в соответствии с программой основного общего образования.

«Биология 6-9 классы. Программы для общеобразовательных организаций. Донецк-2015», содержит необходимые рисунки, некоторые вопросы подаются в виде таблиц. Пособие предназначено для учителя при изложении курса ботаники в 6 классе, может быть также использовано обучающимися и родителями. Пособие не заменит классический учебник, а содержит только теоретический минимум.

 

 

Рецензенты:

Остапко Владимир Михайлович, заведующий отделом природной флоры и заповедного дела, доктор биологических наук

Антропова Оксана Владимировна, методист отдела естественных наук ДонРИДПО

Матюшина Наталья Викторовна, учитель биологии высшей категории, старший учитель

 

 

Донецк-2018


ОТ АВТОРА

Биология – наука описательная и зачастую – «рисовательная». Школьный курс ботаники содержит большой объем терминов и понятий, а также предполагает изучение большого числа биологических объектов, жизненных циклов, особенностей строения, которые невозможно освоить путем простого созерцания. Моя педагогическая практика показывает, что словесного обсуждения и демонстрации наглядностей недостаточно для запоминания. Я считаю, что приучить детей вести подробный конспект с выполнением рисунков и графических схем необходимо уже в 6 классе. При написании конспектов необходимо сформировать у обучающихся навык выделения главного в прочитанном и формулирования тезисного изложения. В равной степени необходимо формировать обратный навык – развивать тезисный план в распространенный рассказ.

«Опорные конспекты по ботанике» - это необходимый теоретический минимум, который должен быть записан и зарисован в рабочей тетради у каждого обучающегося. Параллельно обучающийся должен вести собственный БИОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ, в который он будет выписывать значения терминов, которые были изучены на уроке. Работа со словарем – это самостоятельный труд во внеурочное время. Термины, изученные на уроке и которые должны

«перекочевать» в словарь, в данном пособии обозначены зеленым цветом. Особое внимание учителю следует уделять таксономическим категориям и ключевым понятиям (они выделены жирным шрифтом).

Тезисный характер изложения материала – это не полноценные ответы на вопрос, а только шпаргалка, опора для построения вопросов к каждому постулату. Например, утверждение «папоротникообразные – источник каменного угля» нельзя рассматривать буквально. Следует побудить обучающегося подумать, поискать в дополнительных источниках ответы на вопросы: Как и когда происходило образование каменного угля? Почему так хорошо сохранились окаменевшие отпечатки древних папоротников? В каких условиях и как долго происходило образование каменного угля на планете? Или, например, характеристика митохондрий как «энергетическая станция» нуждается в дополнительных разъяснениях о том, что такое клеточное дыхание, нахождении черт сходства и отличия биологического окисления и обыкновенного горения.

Данное пособие будет полезным при сочетании с любым учебником по биологии растений. «Опорные конспекты по ботанике» структурированы в соответствии с календарно-тематическим планированием без учета лабораторных, практических и контрольных работ. Я надеюсь, что мой труд поможет вам и вашему ученику разобраться во всех тонкостях биологии растений. Буду рада вашим отзывам и предложениям, которые вы можете присылать в удобной для вас форме.

Учитель биологии высшей категории МОУ «Школа №144 города Донецка» Прилуцкая Светлана Алексеевна

Электронная почта [email protected]

Мой персональный сайт учителя http://2083204.mya5.ru Моя рабочая страница ВК https://vk.com/id286692405

Мое рабочее место ДНР, Донецк, ул. Коммунистическая, д 7


Оглавление

От автора.............................................................................................................. 2

Биология – наука о жизни.................................................................................... 4

Клеточное строение растений.............................................................................. 5

Ткани растений: покровная, механическая, проводящая, основная, образовательная.............................................................................................................................. 6

Органы растений. Корень, виды корней, типы корневых систем,

видоизменения корня.......................................................................................... 7

Стебель - осевая часть побега. Видоизменения побега....................................... 9

Лист. Внешнее строение..................................................................................... 11

Внутреннее строение и функции листа. Воздушное питание растений............ 13

Строение цветка в связи с его функциями. Разнообразие цветков.................... 17

Строение и разнообразие плодов. Семя. Условия прорастания семян............. 19

Соцветие, типы соцветий. Опыление. Оплодотворение. Значение двойного оплодотворения у цветковых растений............................................................................................................................ 20

Рост и развитие растений. Сезонные явления в жизни растений....................... 22

Низшие растения. Отделы водорослей............................................................. 23

Высшие споровые растения............................................................................... 27

Высшие семенные растения............................................................................... 32

Разнообразие и значение цветковых растений.................................................. 35

Царство грибы, общая характеристика.............................................................. 40

Лишайники......................................................................................................... 42

Царство бактерии (дробянки). Общая характеристика бактерий. Разнообразие. Значение бактерий в природе и жизни человека............................................................................................................................ 43

среда обитания и экологические факторы......................................................... 45

Охрана природы................................................................................................ 47


БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ

Термин «биология» впервые предложил в 1802 г. французский натуралист Ж. Б. Ламарк.

 

 

Методы исследования биологии:

1. наблюдение (позволяет описать биологические явления),

2. измерение (позволяет получить количественные измерения),

3. сравнение (даёт возможность найти что-то общее в строении и жизнедеятельности разных организмов),

4. эксперимент, или опыт (помогает изучать свойства биологических объектов в каких-то определённых условиях),

5. моделирование (позволяет смоделировать многие процессы, которые трудно наблюдать),

6. исторический метод (позволяет познать процессы эволюционного развития живой природы),

7. статистический метод (позволяет математически обработать большие массивы данных, полученных путем наблюдения или эксперимента).

Ботаника – наука о растениях.

Растение – целостный организм, способный синтезировать органические вещества путем фотосинтеза.

 

Систематические категории растений: Царство → Отдел → Класс → Семейство → Род → Вид

 

Признаки царства РАСТЕНИЯ:

1. Автотрофный способ питания – фотосинтез;

2. Неограниченный рост;

3. Неподвижный образ жизни;

4. Наличие у растительных клеток клеточной стенки, состоящей из целлюлозы;

5. Наличие в клетке вакуолей с клеточным соком;

6. Запасной углевод – крахмал;

7. Наличие пластид - хлоропластов, хромопластов, лейкопластов.


КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ

Клетка – структурная единица живого. Клетка дышит, питается, выделяет, размножается делением.

Цитология – наука, которая изучает строение и жизнедеятельность клеток.

Впервые увидел клетку в микроскоп Роберт Гук в 1665 году. В 17 веке Антони Левенгук открыл одноклеточные организмы.

 

Основные положения клеточной теории:

1. Все организмы состоят из клеток

2. Клетка – функциональная единица строения живого

3. Клетки всех организмов имеют единый план строения

4. Новые клетки образуются только путем деления материнской клетки

5. Клетки дышат, питаются, растут, делятся и умирают

6. Из клеток формируются ткани, из ткани – органы, из органов – системы, из систем – организм.

 

 

Строение клетки:

Органоиды (органеллы) – постоянные структуры, основные части клетки.     Органеллы                 выполняют определенные функции.

Включения – непостоянные структуры, например, зерна крахмала, капли жира.

 

 

  Органеллы Функции
1. Клеточная стенка Защита и форма клетки
2. Клеточная мембрана Проницаемость
3. Поры Транспорт веществ
4. Цитоплазма Внутренняя среда клетки
5. Пластиды: Лейкопласты Хромопласты Хлоропласты Содержат различные вещества: Ø Крахмал Ø Красные, желтые пигменты Ø Хлорофилл (фотосинтез)
6. Ядро Хранилище наследственной информации
7. Ядрышко Производство рибосом
8. Вакуоли Содержат клеточный сок, запасные вещества
9. Митохондрии Энергетическая станция, клеточное дыхание
10. Рибосомы Образование белка
11. Лизосома Клеточное пищеварение
12. Аппарат Гольджи Накопление и транспорт веществ
13. Гранулярная ЭПС Синтез и транспорт белков, жиров и углеводов
14. Гладкая ЭПС Синтез и транспорт жиров и углеводов.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.