Прилуцкая Светлана Алексеевна Учитель биологии МОУ — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Прилуцкая Светлана Алексеевна Учитель биологии МОУ

2020-12-27 272
Прилуцкая Светлана Алексеевна Учитель биологии МОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прилуцкая Светлана Алексеевна Учитель биологии МОУ

«Школа №144 города Донецка»

Опорные конспекты по ботанике Учебное пособие для 6 класса

Издание для апробации

 

Учебное пособие содержит краткое тезисное изложение курса биологии растений, грибов, лишайников и бактерий в соответствии с программой основного общего образования.

«Биология 6-9 классы. Программы для общеобразовательных организаций. Донецк-2015», содержит необходимые рисунки, некоторые вопросы подаются в виде таблиц. Пособие предназначено для учителя при изложении курса ботаники в 6 классе, может быть также использовано обучающимися и родителями. Пособие не заменит классический учебник, а содержит только теоретический минимум.

 

 

Рецензенты:

Остапко Владимир Михайлович, заведующий отделом природной флоры и заповедного дела, доктор биологических наук

Антропова Оксана Владимировна, методист отдела естественных наук ДонРИДПО

Матюшина Наталья Викторовна, учитель биологии высшей категории, старший учитель

 

 

Донецк-2018


ОТ АВТОРА

Биология – наука описательная и зачастую – «рисовательная». Школьный курс ботаники содержит большой объем терминов и понятий, а также предполагает изучение большого числа биологических объектов, жизненных циклов, особенностей строения, которые невозможно освоить путем простого созерцания. Моя педагогическая практика показывает, что словесного обсуждения и демонстрации наглядностей недостаточно для запоминания. Я считаю, что приучить детей вести подробный конспект с выполнением рисунков и графических схем необходимо уже в 6 классе. При написании конспектов необходимо сформировать у обучающихся навык выделения главного в прочитанном и формулирования тезисного изложения. В равной степени необходимо формировать обратный навык – развивать тезисный план в распространенный рассказ.

«Опорные конспекты по ботанике» - это необходимый теоретический минимум, который должен быть записан и зарисован в рабочей тетради у каждого обучающегося. Параллельно обучающийся должен вести собственный БИОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ, в который он будет выписывать значения терминов, которые были изучены на уроке. Работа со словарем – это самостоятельный труд во внеурочное время. Термины, изученные на уроке и которые должны

«перекочевать» в словарь, в данном пособии обозначены зеленым цветом. Особое внимание учителю следует уделять таксономическим категориям и ключевым понятиям (они выделены жирным шрифтом).

Тезисный характер изложения материала – это не полноценные ответы на вопрос, а только шпаргалка, опора для построения вопросов к каждому постулату. Например, утверждение «папоротникообразные – источник каменного угля» нельзя рассматривать буквально. Следует побудить обучающегося подумать, поискать в дополнительных источниках ответы на вопросы: Как и когда происходило образование каменного угля? Почему так хорошо сохранились окаменевшие отпечатки древних папоротников? В каких условиях и как долго происходило образование каменного угля на планете? Или, например, характеристика митохондрий как «энергетическая станция» нуждается в дополнительных разъяснениях о том, что такое клеточное дыхание, нахождении черт сходства и отличия биологического окисления и обыкновенного горения.

Данное пособие будет полезным при сочетании с любым учебником по биологии растений. «Опорные конспекты по ботанике» структурированы в соответствии с календарно-тематическим планированием без учета лабораторных, практических и контрольных работ. Я надеюсь, что мой труд поможет вам и вашему ученику разобраться во всех тонкостях биологии растений. Буду рада вашим отзывам и предложениям, которые вы можете присылать в удобной для вас форме.

Учитель биологии высшей категории МОУ «Школа №144 города Донецка» Прилуцкая Светлана Алексеевна

Электронная почта [email protected]

Мой персональный сайт учителя http://2083204.mya5.ru Моя рабочая страница ВК https://vk.com/id286692405

Мое рабочее место ДНР, Донецк, ул. Коммунистическая, д 7


Оглавление

От автора.............................................................................................................. 2

Биология – наука о жизни.................................................................................... 4

Клеточное строение растений.............................................................................. 5

Ткани растений: покровная, механическая, проводящая, основная, образовательная.............................................................................................................................. 6

Органы растений. Корень, виды корней, типы корневых систем,

видоизменения корня.......................................................................................... 7

Стебель - осевая часть побега. Видоизменения побега....................................... 9

Лист. Внешнее строение..................................................................................... 11

Внутреннее строение и функции листа. Воздушное питание растений............ 13

Строение цветка в связи с его функциями. Разнообразие цветков.................... 17

Строение и разнообразие плодов. Семя. Условия прорастания семян............. 19

Соцветие, типы соцветий. Опыление. Оплодотворение. Значение двойного оплодотворения у цветковых растений............................................................................................................................ 20

Рост и развитие растений. Сезонные явления в жизни растений....................... 22

Низшие растения. Отделы водорослей............................................................. 23

Высшие споровые растения............................................................................... 27

Высшие семенные растения............................................................................... 32

Разнообразие и значение цветковых растений.................................................. 35

Царство грибы, общая характеристика.............................................................. 40

Лишайники......................................................................................................... 42

Царство бактерии (дробянки). Общая характеристика бактерий. Разнообразие. Значение бактерий в природе и жизни человека............................................................................................................................ 43

среда обитания и экологические факторы......................................................... 45

Охрана природы................................................................................................ 47


БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ

Термин «биология» впервые предложил в 1802 г. французский натуралист Ж. Б. Ламарк.

 

 

Методы исследования биологии:

1. наблюдение (позволяет описать биологические явления),

2. измерение (позволяет получить количественные измерения),

3. сравнение (даёт возможность найти что-то общее в строении и жизнедеятельности разных организмов),

4. эксперимент, или опыт (помогает изучать свойства биологических объектов в каких-то определённых условиях),

5. моделирование (позволяет смоделировать многие процессы, которые трудно наблюдать),

6. исторический метод (позволяет познать процессы эволюционного развития живой природы),

7. статистический метод (позволяет математически обработать большие массивы данных, полученных путем наблюдения или эксперимента).

Ботаника – наука о растениях.

Растение – целостный организм, способный синтезировать органические вещества путем фотосинтеза.

 

Систематические категории растений: Царство → Отдел → Класс → Семейство → Род → Вид

 

Признаки царства РАСТЕНИЯ:

1. Автотрофный способ питания – фотосинтез;

2. Неограниченный рост;

3. Неподвижный образ жизни;

4. Наличие у растительных клеток клеточной стенки, состоящей из целлюлозы;

5. Наличие в клетке вакуолей с клеточным соком;

6. Запасной углевод – крахмал;

7. Наличие пластид - хлоропластов, хромопластов, лейкопластов.


КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ

Клетка – структурная единица живого. Клетка дышит, питается, выделяет, размножается делением.

Цитология – наука, которая изучает строение и жизнедеятельность клеток.

Впервые увидел клетку в микроскоп Роберт Гук в 1665 году. В 17 веке Антони Левенгук открыл одноклеточные организмы.

 

Основные положения клеточной теории:

1. Все организмы состоят из клеток

2. Клетка – функциональная единица строения живого

3. Клетки всех организмов имеют единый план строения

4. Новые клетки образуются только путем деления материнской клетки

5. Клетки дышат, питаются, растут, делятся и умирают

6. Из клеток формируются ткани, из ткани – органы, из органов – системы, из систем – организм.

 

 

Строение клетки:

Органоиды (органеллы) – постоянные структуры, основные части клетки.     Органеллы                 выполняют определенные функции.

Включения – непостоянные структуры, например, зерна крахмала, капли жира.

 

 

  Органеллы Функции
1. Клеточная стенка Защита и форма клетки
2. Клеточная мембрана Проницаемость
3. Поры Транспорт веществ
4. Цитоплазма Внутренняя среда клетки
5. Пластиды: Лейкопласты Хромопласты Хлоропласты Содержат различные вещества: Ø Крахмал Ø Красные, желтые пигменты Ø Хлорофилл (фотосинтез)
6. Ядро Хранилище наследственной информации
7. Ядрышко Производство рибосом
8. Вакуоли Содержат клеточный сок, запасные вещества
9. Митохондрии Энергетическая станция, клеточное дыхание
10. Рибосомы Образование белка
11. Лизосома Клеточное пищеварение
12. Аппарат Гольджи Накопление и транспорт веществ
13. Гранулярная ЭПС Синтез и транспорт белков, жиров и углеводов
14. Гладкая ЭПС Синтез и транспорт жиров и углеводов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Ткань – совокупность сходных по строению и объединенных межклеточным веществом клеток, выполняющих подобную функцию.

Типы растительных тканей:

Тип ткани Особенности строения Функция
Образовательные Клетки мелкие, тонкостенные, с крупным ядром, все время делятся. Дают начало новым тканям. Клетки способны делиться и превращаться в клетки других типов.
Покровные Клетки крупные, толстостенные, расположены в один слой и плотно прилегают одна к другой. Клетки могут выделять жироподобные вещества (воск, масла). Содержат устьица, корневые волоски и железистые волоски. Защита от неблагоприятных внешних воздействий и повреждений. Транспирация. Всасывание и выделение.
Основные Клетки имеют крупные вакуоли, много пластид, развито межклеточное пространство. Фотосинтез, запас питательных веществ и воды.
Механические Клетки имеют утолщенные оболочки, одревесневшие стенки. Могут быть живыми и отмершими. Придают растениям прочность.
Проводящие Сосуды – отмершие клетки – обеспечивают транспорт воды и минеральных веществ от корня к листьям ↑. Ситовидные трубки – живые клетки – обеспечивают передвижение воды и органических веществ от листьев к корню ↓. Передвижение воды и растворенных веществ.

Органы растений

Вегетативные Генеративные Корень Побег                   = стебель+лист+почка Цветок Плод Семя

 

 

Виды корней:


Корень – это подземный осевой орган растений,       который     имеет неограниченный рост.

Функции корня:

1. Всасывание      воды      и минеральных веществ

2. Опора растения, закрепление в почве

3. Запас питательных веществ

4. Вегетативное размножение


1. Главный корень – развивается из зародышевого корешка.

2. Придаточный корень – образуется на других органах растений: на стебле, листьях.

3. Боковой корень – боковые ответвления главного корня.

 

Корневая система – это совокупность всех корней растения.

Типы корневых систем:

Стержневая корневая система
образована прочным главным
корнем. Мочковатая корневая система

образована большим количеством боковых и придаточных корней, главный корень рано отмирает.


Видоизменения корня:

1 – Придаточные корни кукурузы - дополнительная опора; 2 – Корешки-присоски плюща – выделяют кислоту, растворяют камень и прочно прикрепляют растение к опоре; 3-4. Корнеплоды моркови и свеклы – запас питательных веществ – утолщенный главный корень; 5- Воздушные

корни орхидеи – дыхание растений; 6 - Корневые клубни георгина – запас питательных веществ- утощенные боковые корни; 7 - Клубеньки гороха – дом для клубеньковых бактерий; 8 - Корни- подпорки фикуса – дополнительная опора; 9 - Воздушные корни фикуса превратились в

дополнительные стволы.

 

 

Поперечный срез корня:


Внутреннее строение кончика корня:

1. Корневой чехлик

2. Зона деления

3. Зона роста (растяжения)

4. Зона всасывания

5. Зона проведения.

 

 

Зеленые

Полуодревесневшие

Одревесневшие


Жизненные формы растений:

 

Внутреннее строение стебля:

В стебле древесного растения различают следующие слои:

Ø Кора

Ø Камбий

Ø Древесина

Ø Сердцевина

 

Кора – наружная часть стебля, состоит из нескольких слоев. Функция – нисходящий ток, дыхание.

1. Кожица – живые клетки покровной ткани.

2. Пробка – отмершие клетки покровной ткани. На коре заметны чечевички – пузырьки, заполненные рыхлой тканью, выполняют функцию дыхания.

3. Луб - внутренняя часть растительной коры. Состоит из нескольких типов тканей:

механической (лубяные волокна), проводящей (ситовидные трубки) и основной.

При повреждении ситовидных трубок коры сам корень не получает необходимых органических веществ, и растение может погибнуть. Механическая ткань (лубяные волокна) придает стеблю прочности.

Камбий - это образовательная ткань, расположенная под корой. Все клетки камбия делятся в обе стороны, образуя и кору, и древесину. Функция - рост стебеля в толщину.

Древесина   –  это  внутренняя  часть  стебля,  состоящая  из   проводящей,   основной   и

механической тканей. Проводящая ткань древесины представлена сосудами - отмершими

клетками,     которые                      имеют утолщенные одревесневшие стенки. Отмершие клетки механической ткани удлиненной формы создают древесные волокна. Функция – восходящий ток.

Сердцевина – это центральная часть стебля, которая состоит из крупных тонкостенных                                              рыхло расположенных клеток основной ткани. Функция – запас воды и питательных веществ.

Сердцевинный луч - ряд клеток основной ткани, направленный от сердцевины к коре. Функция - горизонтальное                                 перемещение веществ между слоями стебля растения.


Видоизменения побега:


1. Стеблевой суккулент опунции

2. Усики винограда

3. Клубень картофеля

4. Филлокладий иглицы

5. Корневище порея


6. Клубнелуковица шафрана

7. Луковица лука

8. Колючки робинии

9. Кочан капусты

10. Ловчий аппарат росянки


ЛИСТ. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ

Лист – боковой орган растения с ограниченным ростом, в котором происходит фотосинтез. Листья бывают простые и сложные.

Простой лист: на одном черешке одна листовая пластинка.

 


Жилкование – это расположение жилок на листовой пластинке.

Жилка – это сосудисто-волокнистый пучок.

Сложный лист: на одном черешке несколько листовых пластинок.

 

 

Типы жилкования:

Типы листорасположения: Очередное, супротивное, мутовчатое, прикорневая розетка.

 

Функции листа:

1. Фотосинтез – воздушное питание

2. Дыхание

3. Испарение воды

4. Запас воды и питательных веществ


Воздушное питание растений

Фотосинтез – это преобразование солнечной энергии в энергию химических связей на свету зелеными растениями. Это образование органических веществ из неорганических зелеными растениями на свету. Фотосинтез – это воздушное питание растений.

 

 

Фотосинтез происходит в хлоропластах зеленых растений.

Хлорофилл – это зеленый пигмент, с участием которого происходит фотосинтез.

Условия фотосинтеза:

1. Солнечный свет

2. Углекислый газ

3. Положительная  температура воздуха, оптимальная – +20 +400С. Исходные продукты фотосинтеза – вода и углекислый газ.

Конечные продукты фотосинтеза – кислород и крахмал.

 

Дыхание – это окисление органических веществ с выделением большого количества энергии.

 

Исходные продукты дыхания – кислород и органические вещества.

Конечные продукты дыхания – вода и углекислый газ.

 

Транспирация – это активное испарение воды с поверхности листьев растений, которое происходит через устьица. Транспирация создает сосущую силу, которая помогает растения всасывать воду и минеральные вещества из почвы.

Значение транспирации:

1. «Биологический насос»

2. Охлаждение листьев


Этапы развития у растений

1. Зародышевый период (до момента прорастания семян) - эмбриональный

2. Послезародышевый период (этап проростка)

3. Этап молодости – ювенильный, имматурный

4. Этап зрелости - генеративный

5. Этап старения - сенильный

Фенология - наука о сезонных изменениях в природе

Фотопериодизм – реакция растений на изменение продолжительности дня и ночи

Сезонные явления в жизни растений:


1. Период активного роста

2. Период цветения и плодоношения


3. Листопад

4. Период покоя


Движения растений:

Тропизмы – направленный рост корней вниз (геотропизм), направленный рост побегов вверх (гелиотропизм)

Нутации – вращательное движение верхушек растущих органов

Настии – раскрытие лепестков, поворот листьев к солнцу

 

Отдел БУРЫЕ ВОДОРОСЛИ

Ламинария – это многоклеточные бурые пластинчатые морские водоросли.

1. Среда обитания – моря и океаны

2. Образ жизни – прикрепленный

3. Многоклеточные, сложное строение слоевища

4. Имеют ризоиды, «стебелек», «листовую пластинку».

5. Пигменты – хлорофилл – зеленый, а также желтый, красный, оранжевый, бурый.

6. Запасное вещество - ламинарин

7. Размножение – вегетативное, половое и бесполое

8. Разнообразие – около 2000 видов. Представители: саргассум, фукус, макроциста.

 

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ Ламинарии (бурые водоросли)


Отдел КРАСНЫЕ ВОДОРОСЛИ

 

1. Среда обитания – моря и океаны, на глубине до 250 м.

2. Образ жизни – прикрепленный

3. Одноклеточные и многоклеточные, сложное строение слоевища. Клетки никогда не имеют жгутиков

Значение водорослей природе

1. Источник кислорода в атмосфере и воде

2. Корм для водных животных

3. Осадочные породы – доломит

 

ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ

Общая характеристика типа СПОРОВЫЕ (СОСУДИСТЫЕ) РАСТЕНИЯ:

1. Не образуют цветков и плодов

2. Размножаются бесполым путем – спорами

3. Споры образуются в специальных органах – спорангиях

4. Оплодотворение споровых растений происходит исключительно в воде

5. Чередование полового и бесполого поколений в жизненном цикле

6. Систематика типа:

ü Отдел мхи

ü Отдел хвощи

ü Отдел плауны

ü Отдел папоротники

 

Отдел Мохообразные

1. Среда обитания – влажные леса

2. Тело делится на ткани и органы (ризоиды, антеридии, архегонии)

3. Размножение – вегетативное, половое и бесполое

4. В жизненном цикле преобладает гаметофит

5. Разнообразие – около 25 000 видов.

6. Систематика отдела:

ü класс листостебельные мхи (представители: кукушкин лен, сфагнум, политрих, бриум)

ü класс печеночные мхи (представители: маршанция, риччия)

 

 

 

1 – мужское растение – половое поколение –

Гаметофит

2 - женское растение – половое поколение –

Гаметофит

3 – спорангий – бесполое поколение - спорофит

4 – прорастание споры


Значение мохообразных в природе:

1. Источник кислорода

2. Почвообразование

3. Заболачивание местности

4. Корм и дом для животных

5. Задерживают радиоактивные вещества

Значение мохообразных в жизни человека:

1. Источник торфа (удобрение, топливо)

2. Бактерицидный впитывающий материал

3. Лекарственные и косметические средства

4. Флористический декоративный материал

 

ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Двойное оплодотворение

3. Околоплодник защищает семена, помогает расселению

4. Представлены все жизненные формы: травы, кустарники, деревья, лианы.

5. Листья могут быть видоизменены

6. Среда обитания – от водоемов до пустынь, от низин до высокогорий

7. Размножаются вегетативным и половым путем – семенами

8. Чередование полового и бесполого поколений в жизненном цикле. Спорофит – взрослое растение. Гаметофит – пыльцевое зерно и семязачаток

9. Разнообразие отдела: более 250 000 видов

 

 

Микроспоры – более мелкие споры, формирующиеся в тычинках, из них образуются пыльцевые зерна – мужские гаметофиты, образующие мужские гаметы. В семязачатке образуется более крупная мегаспора, из нее образуется женский гаметофит - зародышевый мешок. После опыления и двойного оплодотворения образуется плод и семена.

 

Класс двудольные

Соцветие корзинка


9. Плоды: семянка

Дикорастущие сложноцветные:

Амброзия, осот полевой, одуванчик

Лекарственные сложноцветные:

Пижма,        календула,        цикорий, тысячелистник


 

Декоративные сложноцветные:

Нивяник, агератум, георгин, астра, бархатцы, маргаритка

Кормовые и технические сложноцветные:

Подсолненник, тапинамбур


 


Класс однодольные

ЛИШАЙНИКИ

Лишайники – это комплексные организмы, образованные в результате сожительства низших грибов и зеленых водорослей

Лихенология - наука о лишайниках

Симбиоз – это взаимовыгодное сожительство разных биологических видов.

 

  Гриб Водоросль
Отдает Защита, вода, минеральные вещества. Гормоны: может тормозить рост водорослей. Органические вещества – продукты фотосинтеза
Получает Органические вещества – продукты фотосинтеза. Может разлагать клетки водорослей                    при неблагоприятных условиях. Защита, вода, минеральные вещества

 

Питание лишайников: нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества. Зеленые клетки водорослей на свету в процессе фотосинтеза образуют органические вещества. Лишайники впитывают влагу дождей и туманов всей поверхность тела. В жаркие дни они настолько высыхают, что кажутся совершенно безжизненными, но стоит пройти дождю, и они снова оживают.

 

Размножение лишайников:

1. Вегетативное – участками таллома, специальными микроскопическими образованиями, образованными клетками гриба и водоросли.

2. Бесполое (споровое) и половое размножение осуществляется грибом и водорослью отдельно. Но при этом гриб не может существовать самостоятельно и должен «захватить» клетки водорослей. А водоросли самостоятельно растут даже быстрее, чем в сожительстве с лишайниками.


Тело лишайников, или таллом, представлен переплетающимися грибными нитями и одноклеточными зелеными или сине-зелеными водорослями. На грибных нитях иногда образуются присоски, которые проникают внутрь водорослей.

 

 

 

В талломе лишайников различают верхний и нижний корковый слой и сердцевину.

Различают жизненные формы лишайников:

1. Накипные – похожи на тонкую корочку на камнях и стволах деревьев.

2. Листоватые – таллом напоминает листочки.

3. Кустистые – слоевище похоже на маленькие кустики.

Лишайники могут быть окрашены в различные цвета: сизый, зеленый, оранжевый, желтый, бурый, красный. Пигменты содержатся в гифах грибов.

 

Значение лишайников в природе и жизни человека:

1. Почвообразование (дробление горных пород, образование гумуса)

2. Биоиндикация чистоты воды и воздуха

3. Пища для северных животных

4. Среда обитания беспозвоночных

5. В медицине: бактерицидный и впитывающий материал

6. Декоративный флористический материал

 

Растительные сообщества

Экосистема – это сообщество растений, животных, грибов и микроорганизмов на определенной территории.

Примеры экосистем:

Искусственные Природные
Цветник, аквариум, поле, парк Лес, степь, луг, речка, озеро, море, болото

Взаимодействие растений, грибов, бактерий и их роль в экосистемах Типы взаимодействия организмов в сообществах:

1. Симбиоз – тесное и длительное сожительство организмов 2 разных видов.

2. Мутуализм - взаимовыгодное сожительство. Например, грибы и корни растений (микориза), бобовые растения и клубеньковые бактерии, грибы и водоросли в организме лишайника.

3. Комменсализм (нахлебничество) – отношения, безразличные одному симбионту, но полезные другому.

4. Паразитизм – отношения, вредные одному симбионту, но полезные другому. Например, растения-паразиты: петров крест, омела белая, повилика.

5. Аллелопатия – растения выделяют колины – вещества, служащие для подавления жизнедеятельности других высших растений.

Ярусность – характерная для растительных сообществ разница в высоте стеблей растений и глубине проникновения корней.


Ярусы леса:

1. Верхний древесный ярус: дубы, липы, березы

2. Нижний древесный ярус: рябины, черемухи

3. Подлесок: кустарники

4. Травянистый ярус: травы и папоротники

5. Приземный ярус: мхи и лишайники

6. Лесная подстилка: отмершие части растений, беспозвоночные, микроорганизмы, грибы. От яруса к ярусу освещенность в лесу падает. Поэтому в нижних ярусах живут самые теневыносливые растения.

 

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Красная книга растений – это документ, перечень особо охраняемых растений, дальнейшее существование которых под угрозой.

Зеленая книга – это перечень особо охраняемых растительных сообществ.

Заповедники – это своеобразные образцы нетронутых экосистем, на которых сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс. На территории Донецкой Народной Республики имеется заповедник – Хомутовская Степь – эталон европейских степей.

Заказники – территории с ограниченной хозяйственной деятельностью, они создаются в местах скопления особей определенного вида. Это территории, где запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности.

Национальный парк — особо охраняемая природная территория. Использование территории национального парка допускается в природоохранных, просветительских, научных целях и для регулируемого отдыха населения в специально выделенных для этой цели местах.


Прилуцкая Светлана Алексеевна Учитель биологии МОУ

«Школа №144 города Донецка»


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.264 с.