Этапы обучения технике и тактике игры, игровой соревновательной деятельности в спортивных играх. Средства и методы обучения. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Этапы обучения технике и тактике игры, игровой соревновательной деятельности в спортивных играх. Средства и методы обучения.

2020-12-08 435
Этапы обучения технике и тактике игры, игровой соревновательной деятельности в спортивных играх. Средства и методы обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ловля и передачи мяча в баскетболе. Методика обучения и совершенствования.

Передачи мяча

Передача мячаприем техники владения мячом, с помощью ко­ торого партнеры, перемещая мяч, создают благоприятную ситуацию для завершения атаки броском.

Существует несколько способов выполнения передач. Они раз­личаются и. п. мяча или характером движения верхних конечно­стей. Соответственно выделяют передачи мяча от головы (сверху),

от груди, от плеча, снизу, сбоку, над головой (крюком), одной идвумя руками.

По траектории полета мяча любая из перечисленных разно­видностей передач может быть прямой, навесной и с отскоком. При прямой траектории мяч посылается партнеру кратчайшим путем. Это — скоростной, взрывной вид передачи, наиболее слож­ный для перехвата мяча соперником. Она целесообразна при не­обходимости быстро доставить мяч партнеру на небольшой ди­станции. Навесную траекторию мячу придают с целью направить его через защитника на коротком расстоянии и для выполнения средней или длинной передачи освобождающемуся от опеки парт­неру. С отскоком от пола мяч передают преимущественно на близ­кие дистанции, когда соперник перекрывает пространство вверху. Характерной особенностью является более медленное движение мяча. Однако баскетболисты высокого уровня мастерства способ­ны исполнить неожиданную скоростную передачу с отскоком на средние и даже длинные дистанции. Особенно эффектно она вы­глядит сходу после ведения, когда мяч проходит между несколь­кими соперниками с периметра трехочковой линии под щит.

По направлению полета мяча выделяют передачи вперед, на­зад, в сторону; встречные (навстречу партнеру) и поступатель­ные (диагональные на ход игроку).

Все перечисленные передачи могут осуществляться с места, в прыжке, в движении или после ведения.

Выбор способа передачи мяча диктуется игровой ситуацией: расстоянием, на которое передается мяч (ближнее, среднее, даль­нее), и условиями противоборства (без сопротивления, при пас­сивном или активном противодействии защитника).

Учитывая степень противодействия соперников, передачи мяча могут выполняться открыто или скрыто. Выполнение открытых передач сопряжено с отсутствием сопротивления или незначитель­ной активностью защитников. Скрытые передачи, напротив, эф­фективны в условиях жесткого противодействия, когда нападаю­щий испытывает агрессивное давление одного или нескольких за­щитников. В этом случае передать мяч партнеру можно только бла­годаря неожиданным и нестандартным действиям, направляя мяч под рукой, над плечом или из-за спины.

В структуре движения при выполнении всех способов передач выделяют:

подготовительную фазу, обеспечивающую перевод мяча из стой­ки игрока, владеющего мячом, в и. п. для начала основного дви­жения;

основную фазу, обеспечивающую нужное направление и ско­рость полета мяча;

завершающую фазу, обеспечивающую приход игрока в стойку готовности для дальнейших действий.

Содержание каждой фазы определяется способом выполнения передачи. Освоение техники передач начинают уже на 2 — 3-м уро­ке знакомства с баскетболом, изучая в определенной последова­тельности:

- двумя руками от груди;

- одной рукой от плеча;

- двумя руками от головы (сверху);

- одной рукой от головы (сверху);

- одной рукой сбоку;

- одной рукой над головой (крюком);

- двумя и одной рукой снизу;

- скрытые передачи: под рукой, над плечом, из-за спины.

Разновидности скрытых передач изучают при углубленных за­нятиях баскетболом на этапе спортивной специализации, так как их освоение требует от занимающихся владения основами техни­ки игры уже на достаточно хорошем уровне.

В процессе обучения каждому из перечисленных способов пе­редачи мяча можно выделить несколько взаимосвязанных этапов, позволяющих подвести занимающихся к эффективному исполь­зованию данного приема в игровых условиях. Эти этапы включают изучение передачи мяча:

- на месте неподвижно стоящему партнеру;

- на месте с вышагиванием;

- на месте с последующим двигательным действием;

- на месте с последующим передвижением;

- на месте движущемуся игроку;

- в движении игроку, стоящему на месте;

- в движении движущемуся игроку.

На каждом этапе первоначально следует обучать вариантам встречной передачи, а затем — поступательной.

На стадии совершенствования техники игры в упражнения вво­дят противодействие защитника. Нападающего обучают правилам использования «слабых зон» в стойке соперника при постепенно возрастающей его активности. Направленно задают не только ха­рактер противодействия конкретного защитника, но изменяют и численный состав соперников. Вначале нападающие преодолевают одиночное противодействие в ситуации численного большинства (2x1, 3x1), затем количество защитников приближают к числу нападающих (3x2, 4x3, 5x4), и, наконец, изученный прием за­крепляется в условиях численного равенства противоборствующих.

Ловля мяча

Теоретические предпосылки.

Ловля мяча — прием техники, обеспечивающий уверенное ов­ладение мячом.

В момент ловли мяча он может находиться над головой, на уровне груди, ниже пояса, отскакивать от площадки или катиться по ней. Ловлю мяча можно осуществлять двумя или одной рукой, стоя на месте, в прыжке или в движении. По направлению к игро-ку мяч может лететь навстречу, сбоку или сзади-сбоку, т.е. вдо­гонку (при поступательной передаче).

При ловле мяча двумя руками на месте в и. п. игрок находится в стойке готовности — руки согнуты в локтевых суставах до 85° — и удерживает мяч в поле зрения.

Подготовительная фаза — при приближении мяча на уров­не груди или головы баскетболист, выпрямляя сзади стоящую ногу, совершает вышагивание впередистоящей в сторону полета мяча и одновременно вытягивает руки навстречу ему по­чти до полного разгибания в локтевых суставах. Разведенными пальцами он образует «воронку», несколько большую по ширине поперечника мяча; ладони при этом обращены к мячу.

Положение кистей изменяется в зависимости от траектории перемещения мяча. Если мяч летит выше пояса, то указатель­ные пальцы направляются вверх и кисти образуют полусферу; при полете мяча ниже пояса — вниз, а кисти образуют как бы раскрытую чашу (мизинцы максимально приближены, ладони об­ращены вверх). При движении мяча в боковых плоскостях кисти направляют в сторону и при этом выносят их на один уро­вень за счет полного выпрямления дальней от мяча руки и полу­согнутого положения ближней. При ловле отскочившего от пола мяча игрок делает выпад к нему, быстро наклоняет тулови­ще вперед, руки опускает вперед-вниз, кисти подводит к мячу с внешних сторон (не сверху), максимально сближая большие пальцы.

Для ловли высоколетящих мячей в подготовительной фазе выполняют прыжок с активным выносом рук вверх: раскры­тые кисти направлены в сторону мяча, большие пальцы почти касаются, остальные — свободно разведены.

При ловле поступающего сзади-сбоку мяча игрок вытягивает вперед дальнюю от его полета руку раскрытой к нему кистью, незначительно поворачивая туловище назад и контроли­руя перемещение мяча поворотом головы.

Основная фаза — в момент соприкосновения с мячом баскетбо­лист обхватывает его пальцами (не ладонями), сближая кисти; аруки сгибает в локтевых суставах. Мяч подтягивается к груди, поднимается к плечу сильнейшей руки или опускается вниз-на­зад к бедру, одноименному с рабочей рукой. Синхронно с этим движением игрок совершает шаг назад впередистоящей ногой с одновременным сгибанием обеих ног. Таким образом гасится ско­рость летящего мяча.

При ловле мяча после поступательной передачи он останавливается открытой кистью вытянутой вперед руки, тут же подхватывается другой с одновременным поворотом туловища впе­ред, и далее игрок также совершает уступающее сгибание рук в нужном направлении.

Завершающая фаза — после овладения мячом туловище слегка наклоняют вперед; мяч в зависимости от ситуации укрывают от соперника выставленными в стороны локтями или контролируют в положении стойки с тройной угрозой либо стойки для начала ведения. Игрок находится в готовности к последующим действиям.

Ловля одной рукой чаще всего применяется для овладения мя­чом, летящим сбоку или по высокой траектории.

Когда мяч приближается сбоку, в и.п. баскетболист выставляет вперед разноименную ногу.

В подготовительной фазе игрок вытягивает дальнюю от мяча руку навстречу ему, располагая ладонь перпендикулярно к на­правлению полета мяча.

С момента касания мяча пальцами начинается основная фаза, которая сопровождается уступающим сгибанием руки в плечевом и локтевом суставах до прямого угла и отведением ее назад, как бы продолжающим полет мяча. Одновременно туловище повора­чивается в сторону ловящей руки.

Некоторое время мяч может удерживаться на кисти силой инер­ции, но, чтобы исключить его потерю, следует в завершающей фазе как можно быстрее подключать к ловле другую руку и прихо­дить в стойку игрока, владеющего мячом.

Одной рукой также ловят высоколетящие мячи. При этом мяч останавливают раскрытой кистью выпрямленной вверх

руки и, как правило, в прыжке. А в момент амортизационного сгибания подхватывают его другой рукой, приземляясь в устой­чивое двухопорное положение.

Для ловли мяча в движении характерно сочетание движений верхних и нижних конечностей, специфика которого будет рас­крыта в последующих разделах, когда речь пойдет о конкретных игровых приемах, выполнению которых предшествует овладение мячом при перемещении игрока.

Изучение ловли мяча начинают на месте. Более простой и на­дежный способ овладения мячом — ловля его двумя руками. С него и начинают обучение. Ловля мяча одной рукой на школьных уро­ках по баскетболу практически не изучается в силу своего эпизо­дического использования в игре и более сложной техники испол­нения.

Теоретические предпосылки.

Встречная передача мяча в движении в игре используется в процессе взаимодействия нападающих при развитии и заверше­нии атаки. Она может выполняться одной или двумя руками от груди, от плеча, от головы (сверху) или снизу.

И. п. — игрок передвигается бегом в высокой стойке, туловище незначительно наклонено вперед, руки полусогнуты и соверша­ют ритмичные движения.

Подготовительная фаза начинается в момент ловли мяча, ко­торая производится на удлиненном шаге встречным движением выпрямленных рук в сторону мяча; после обхвата мяча кистями с окончанием первого шага и началом второго осуществляется вы­нос его в и. п. для выполнения передачи мяча избранным спосо­бом (к груди, плечу, голове или бедру).

Для передачи мяча двумя руками нет принципиального разли­чия, под какую ногу ловить мяч. При передаче одной рукой мяч необходимо ловить на шаге одноименной ноги.

В основной фазе на втором шаге игрок вносит изменения в положение туловища, рук, кистей с мячом в соответствии с тех­никой избранной передачи и характером сопротивления сопер­ника. А с момента его завершения (постановки ноги на площад­ку) совершает разгибательное, выталкивающее мяч, движение руками (рукой), завершая его захлестом кистями (кистью) в на­правлении партнера в конце очередного вышагивания, но до момента постановки ноги на площадку; туловище при этом на­клонено вперед.

Завершающая фаза — после выпуска мяча руки расслабленно опускаются вниз, сгибаются в локтях и продолжают движение в переднезаднем направлении в такт с работой ног; игрок восста­навливает почти прямое положение туловища и без остановки продолжает бег за мячом или совершает маневр, продиктованный изменением игровой ситуации.

Теоретические предпосылки.

Поступательная передача представляет собой диагональный пас вперед на «ход» партнеру. В игре ее применяют с места в ситу­ации, когда необходимо быстро начать атаку первым пасом убега­ющему игроку или исполнить проникающую голевую передачу под щит соперника на заключительной стадии взаимодействий в напа­дении. Не менее эффективна она и в движении при развитии стре­мительной атаки, когда 2 или несколько игроков на скорости пе­редвигаются по площадке в одном направлении параллельным кур­сом, при этом непрерывно передавая друг другу мяч.

По технике выполнения поступательная передача мяча с мес­ та полностью соответствует всем параметрам применяемого спо­соба (одной или двумя руками, снизу, от груди, от плеча, от головы, над головой или из-за спины). При этом передающий игрок обязан учитывать расстояние до партнера, которому адресо­ван мяч, скорость его движения и направлять мяч точно на ориен­тир — вытянутую вперед-вверх дальнюю от мяча руку партнера.

Поступательная передача мяча в движении между двумя или несколькими игроками по характеру работы верхних и нижних конечностей в основной фазе ничем не отличается от аналогич­ного способа встречной передачи в движении. Однако в и.п., в подготовительной и завершающей фазах имеются значительные различия, связанные с условиями выполнения составляющих при­ем движений.

В и. п. игрок, передвигаясь бегом, поворачивает туловище и го­лову в сторону полета мяча, а дальнюю от него руку вытягивает вперед-вверх как ориентир.

В подготовительной фазе баскетболист встречает мяч кистью вытянутой вперед руки на удлиненном шаге одноименной ноги и одновременно с амортизационным тыльным разгиба­нием в лучезапястном суставе обхватывает его другой кистью, поворачивая при этом туловище по направлению движения. На втором шаге мяч за счет сгибания рук выносится в и. п. для непо­средственного выполнения передачи избранным способом.

В основой фазе, начинающейся с момента постановки ноги на втором шаге и начала очередного вышагивания, игрок произво­дит быстрое разгибательное движение руками и направляет мяч в сторону находящегося впереди-сбоку партнера. Как ориентир ис­пользуется его дальняя от полета мяча рука.

Завершающая фаза характеризуется восстановлением устойчи­вого положения нападающего и продолжением бега. По оконча­нии сопровождающего мяч движения кистями (кистью) баскет­болист совершает несколько ускоренных шагов (короткий рывок) с активной работой рук, чтобы оказаться впереди передвигающе­гося с мячом партнера, и вновь вытягивает вперед-вверх для ори­ентира дальнюю от мяча руку, т.е. приходит в и.п. готовности для последующей ловли мяча.

Этапы обучения технике и тактике игры, игровой соревновательной деятельности в спортивных играх. Средства и методы обучения.

Первый этап.

Этап создания предпосылок и ознакомления с техническим приемом (тактическим действием). В качестве предпосылок успешного обучения выступают двигательный опыт обучаемого, уровень развития физических качеств, знание об изучаемом приеме игры (ориентировочная основа действия и основные опорные точки, основные моменты движения).

Задачи.

1. Создать базу для обучения.

 2. Сформировать представление об изучаемом приеме игры.

На этом этапе происходит повышение уровня развития основных и специальных физических качеств, расширение двигательного опыта, создание ориентировочной основы действия и ознакомление с основными опорными точками. Формируется образ, модель изучаемого приема игры.

Средства.

1. Общеразвивающие и подготовительные упражнения.

2. Аудиовизуальное средства.

Общеразвивающие упражнения направлены на повышение уровня развития основных физических качеств и расширение двигательного опыта, подготовительные – на развитие специальных для конкретного приема игры качеств. При помощи аудиовизуальных средств формируется представление, «образ» приема.

Методы.

1. Методы развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

2. Методы наглядного восприятия.

3. Словесные методы.

4. Аудиовизуальные воздействия.

 

Второй этап.

Этап разучивания технического приема (тактического действия). Это процесс практического освоения, воспроизведения разучиваемого приема по созданному образу, модели.

Задачи.

1. Уточнить представление об изучаемом приеме игры.

2. Сформировать двигательное умение.

Углубляется ориентировочная основа действия и изучаются более детально основные опорные точки. Главная задача – воспроизведение изучаемого приема в целом, со всеми входящими в него движениями.

Средства.

1. Подводящие упражнения.

2. Упражнения по технике (тактике).

3. Средства наглядности.

4. Средства первого этапа.

Подводящие упражнения способствуют более быстрому освоению техники приема игры (его структуры), упражнения по технике направлены на целостное выполнение приема (объединение составных частей, освоенных с помощью подводящих упражнений).

Методы.

1. Метод расчлененного обучения.

2. Метод целостного обучения.

3. Методы развития физических качеств.

4. Методы первого этапа.

На втором этапе важно своевременно разученные «части» приема игры объединять (по мере освоения), доводя до целостного выполнения приема. Одновременно осуществляется развитие физических качеств и проработка образа технического приема (тактического действия).

 

Третий этап.

Этап совершенствования технического приема (тактического навыка выполнения приема в сложных условиях).

Задачи.

1. Детализировать представление, образ.

2. Сформировать двигательный навык приема игры.

Более глубоко и детально прорабатывается представление об осваиваемом приеме игры, который выполняется уверенно и эффективно в усложненных условиях.

Средства.

1. Упражнения по технике и тактике.

2. Подготовительные упражнения.

3. Средства первого и второго этапов.

На третьем этапе технический прием (тактическое действие) выполняется в целостном виде, в вариативных и усложненных условиях. Важно добиться формирования прочного навыка, эффективного в изменяющихся игровых условиях.

Методы.

1. Метод целостного выполнения приема игры в вариативных условиях.

2. Интеграция навыков и качеств в сложных условиях упражнений и игры при высокой интенсивности.

3. Методы первого и второго этапов.

Очень важная задача сформировать «гибкий» навык, чтобы прием игры был эффективным в изменяющихся и сложных условиях, особенно при ограниченном времени и высокой интенсивности (физических и психических напряжениях).

 

Четвертый этап.

Этап интеграции навыков технических приемов и тактических действий в игровую и соревновательную деятельность. Характерная черта этого этапа – совершенствование технико-тактических действий в структуре сложной игровой и соревновательной деятельности, в системе сочетания комплекса освоенных приемов игры.

Задачи.

1. Сформировать комплексный образ технико-тактических навыков.

2. Сформировать суперумение – комплекс навыков при высоком уровне развития качеств. Отличительная особенность этого этапа в том, что здесь происходит дальнейшее совершенствование навыков приемов игры и, самое главное, сочетание нескольких технико-тактических действий в различных условиях сложной соревновательной деятельности.

Средства.

1. Технико-тактические упражнения.

2. Упражнения на сочетание совершенствования техники и развития физических качеств.

3. Упражнения на переключение в действиях.

4. Средства предыдущих этапов.

Характерная особенность на четвертом этапе – выполнение технико-тактических действий в сложных условиях, при высоком физическом и психическом напряжении, а также умение оперировать несколькими приемами на уровне прочных двигательных навыков в целостной соревновательной деятельности.

Методы.

1. Метод совмещенных (сопряженных) воздействий.

2. Соревновательный метод.

3. Игровой метод.

4. Выполнение заданий в вариативных условиях в игре при высокой интенсивности.

5. Методы предыдущих этапов.

Характерная черта четвертого этапа: интегральное сопряжение техники с физическими качествами, техники с тактикой, отражение условий соревновательной игровой деятельности. При этом как по отношению к отдельным приемам игры, так и особенно в сочетании нескольких технико-тактических действий (одновременно, последовательно, в переключениях).

Таким образом, в процессе обучения и совершенствования происходит освоение технических приемов и тактических действий от первоначальных умений и до высокого мастерства в процессе соревнований по спортивным играм. Общая картина выглядит следующим образом.

Формированию навыков предшествует физическая подготовка (общая и специальная). При помощи подводящих упражнений происходит овладение структурными элементами приемов игры. На этой основе при помощи упражнений по технике продолжается овладение основой структуры приема игры. Вначале обучение проводится в условиях, облегчающих занимающимся процесс овладения приемом и по возможности исключающих «лишние» движения, присущие начальной стадии становления навыка.

По мере того как обучаемые овладевают основой двигательного навыка, условия выполнения приема постепенно изменяются таким образом, что в процессе изучения техники у обучаемых формируются тактические умения, связанные с применением приема в игре. Совершенствование технического приема происходит в условиях, характерных для спортивной игры, – упражнения по технике, игровые фрагменты, подготовительные к спортивной игре. Наконец, прием применяется в двусторонней игре, контрольных играх и на соревнованиях.

Каждая предшествующая ступень создает логическую основу для другой, как бы «переходит, преобразуется» одна в другую. Так, подготовительные упражнения заканчиваются упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого приема игры. Подводящие упражнения служат своеобразным мостом для перехода от специальной физической к технической подготовке. Упражнения по технике, построенные в определенной системе усложнения, способствуют формированию тактических умений. На этой основе затем изучаются индивидуальные, групповые и командные тактические действия, фрагменты игры, учебные двусторонние игры с заданиями, игровые тренировки, контрольные и календарные игры.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.