Проблемы квалификации преступления угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ) — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Проблемы квалификации преступления угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ)

2020-12-08 185
Проблемы квалификации преступления угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления, согласно ч. 2 ст. 211 УК, являются его совершение: 1) группой лиц по предварительному сговору (п. «а»); 2) неоднократно (п. «б»); 3) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (п. «в»); 4) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «т»). Содержание данных признаков в основе совпадает с содержанием аналогичных признаков разбоя (ст. 162 УК РФ).

Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого деяния, согласно ч. 3 ст. 211 УК РФ, являются совершение его: 1) организованной группой; 2) с причинением по неосторожности виновного смерти человеку или 3) иных тяжких последствий. Содержание данных особо квалифицирующих признаков в основе совпадает с содержанием аналогичных признаков ранее рассмотренных составов преступлений.

Иными тяжкими последствиями в данном случае признаются уничтожение или повреждение транспортных средств, имущества пассажиров, аэродромных, портовых или пристанционных сооружений, наступление аварий, катастроф или гибели людей, дезорганизация на длительный срок работы транспорта, а также умышленное убийство в процессе угона или захвата транспортного средства.

Умышленное убийство не охватывается признаками данного преступления и подлежит квалификации по совокупности преступлений (ст. 105 и 211).

Понятие группового преступления дается в ст. 35 УК.

Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения такого насилия включает различные виды физического либо психического воздействия на лиц, управляющих транспортным средством, либо на находящихся на транспортном средстве пассажиров с целью преодоления реального либо возможного сопротивления, захвата или угона транспортного средства. Часть 2 ст. 211 включает насилие и угрозу насилия, опасного для жизни и здоровья людей, насилие меньшей степени охватывается ч. 1 ст. 211. Насилие должно быть средством угона, в противном случае основания для применения ч. 2 ст. 211 отсутствуют.

Угроза применения насилия должна быть реальной. Угроза расправы в будущем не может признаваться в качестве признака преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 211 УК. Не образует угрозы требование поднять, например, самолет в воздух либо изменить маршрут движения морского судна, если оно не сопровождалось ни насилием, ни угрозой его применения. Используемые при угрозе оружие или иные предметы должны быть способными в действительности причинить вред. Применение предметов, не обладающих таким свойством (макет пистолета, пустая граната и т.п.) не дает оснований для квалификации деяния по ч. 2 ст. 211 УК. Вместе с тем запугивание экипажа заявлением о наличии на транспортном средстве взрывного устройства, которое будет приведено в действие при неудовлетворении требований преступников, признается угрозой независимо от того, имеется ли у них такое взрывное устройство в действительности.

Иные тяжкие последствия предполагают причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью нескольким лицам, причинение крупного материального ущерба, дезорганизацию работы транспорта на длительный срок и т.д.

Вина выражается в умысле по отношению к угону либо захвату транспортного средства. По отношению к тяжким последствиям возможны как умысел, так и неосторожность. Гибель людей допускается статьей только в случае, если она причинена по неосторожности.

В судебной практике угон нередко совершается вооруженной бандой, с целью захвата заложников, незаконного пересечения границы и т.д. Во всех этих случаях необходима квалификация по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 211 и соответствующих статей УК, предусматривающих ответственность за данные преступления. При угоне или захвате с целью угона и последующим обращением в пользу виновных или иных лиц судна или подвижного состава содеянное надлежит квалифицировать по совокупности ст. 211 и соответствующих статей главы 21 УК, поскольку в результате действий виновных вред причиняется различным общественным отношениям - собственности и общественной безопасности и это должно найти отражение в квалификации деяния

Для квалификации не имеет значения находилось ли в момент угона судно или состав в движении или в месте стоянки (на стоянке в аэропорту или водном порту, на рейде или на курсе, в депо, полете, на станции и т. д.). На ответственность не влияет также и то обстоятельство, кто конкретно управляет судном или составом: угонщики, экипаж или какие - либо иные лица.

Захват - это насильственное установление контроля над воздушным или водным судном либо железнодорожным подвижным составом с целью угона. Характер насилия, допустимого при захвате, ответственность за совершение которого наступает по ч. 1 ст. 211, в законе напрямую не определяется. Однако, сопоставление с этих позиций составов, предусмотренных ч, 1 и ч. 2 ст. 211 позволяет сделать вывод, что насилие, характерное для основного состава преступления не может выходить за пределы, насилия не опасного для жизни или здоровья либо угрозы применения такого насилия, поскольку в противном случае это будет уже квалифицированный вид угона. Под насилием, не опасным для жизни и здоровья в соответствии с сложившейся судебной практикой следует понимать побои, истязания, повреждения, не повлекшие последствий, указанных в ст. 115 УК или другие действия, связанные с причинением потерпевшему физической боли либо ограничением его свободы.»«

Психическое насилие - это угроза причинения любого по характеру насилия (причинения вреда здоровью или смерти потерпевших, совершения мучительных действий, не повлекших причинение вреда здоровью и т. д.) либо уничтожения или повреждения судна или подвижного состава и т. п. По ч. 1 характер психического насилия определяется лишь насилием, не опасным дли жизни или здоровья. Чаще всего она выражается в словесной форме, в том числе и в неопределенном виде - «пострадаешь, плохо будет». Вместе с тем во всех случаях угроза (психическое насилие) должна носить реальный характер, то есть обстоятельства ее высказывания должны свидетельствовать о готовности виновных немедленно применить физическое насилие в случае отказа потерпевших выполнить какие - либо требования угонщиков. Только при этих условиях угроза может выступать в качестве средства, парализующего возможное сопротивление заложника или иных лиц.

Круг лиц, к которым применяется соответствующее насилие, достаточно широк и включает в себя членов экипажа, обслуживающий персонал, охрану, пассажиров либо любых иных лиц, которые по тем или иным причинам оказались на транспортном средстве или вблизи от него. Применение насилия или угрозы со стороны виновных осуществляется в целях подавления как имеющегося, так и возможного сопротивления со стороны иных лиц при установлении незаконного контроля над судном или составом. В случаях, когда насилие не является средством захвата судна или подвижного состава в целях угона (например, при захвате заложников после установления контроля над судном или составом), содеянное образует состав иного преступления - захвата заложника, преступлений против личности и т. п. В судебной практике чаще всего встречается угроза применения насилия (угроза совершения взрыва, причинения физического вреда членам экипажа, пассажирам и т. д.). Формы контроля над соответствующим транспортным средством могут быть различными (управление названными средствами самими угонщиками либо членами экипажа, машинистами или пассажирами под руководством виновных лиц),

Весьма сложным вопросом для судебной практики является определение момента окончания анализируемого преступления. В специальной литературе этот вопрос также не получил однозначного решения. Не вдаваясь в споры, в общей форме можно определить, что угон признается оконченным преступлением с момента изменения точки местонахождения судна или состава, а захват - с момента выхода их из законного владения и установления над ними неправомерного контроля со стороны угонщиков. Изменение точки местонахождения судна или состава связано с началом полета воздушного судна либо началом движения подвижного состава, водного судна или изменением курса судна. Попытка угона или захвата соответствующих транспортных средств квалифицируется как покушение на преступление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать следующие выводы:

К воздушным судам относятся самолеты, вертолеты и другие приводимые автономными двигателями в движение летательные аппараты, а также различные воздухоплавательные аппараты - воздушные шары, планеры и т.д., предназначенные для перемещения людей и грузов.

Суда водного транспорта - это плавательные средства, приводимые в движение автономными двигателями или силой ветра. К ним не относятся гребные лодки и другие плавательные средства, приводимые в движение мускульной силой человека.

Под железнодорожным подвижным составом имеются в виду локомотивы, вагоны и дрезины.

Как угон, так и захват транспортного средства с целью угона предполагают установление контроля над этим средством, с этого момента преступление считается оконченным.

Если контроль над транспортным средством независимо от воли угонщика не установлен, его действия квалифицируют как покушение.

Контроль может состоять как в личном управлении транспортным средством, так и в понуждении его экипажа под угрозой насилия выполнять действия по угону.

Угон, совершаемый с целью совершения другого преступления (хищение транспортного средства, похищение человека и т.д.), квалифицируется по совокупности комментируемой статьи и соответствующих статей УК.

Угон объективно связан с нарушением правил безопасности и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК), с наличием на борту людей, незаконно лишенных свободы (ст. 127 УК), поэтому подобные преступления самостоятельной квалификации не требуют.

Применительно к ч. 2 комментируемой статьи следует иметь в виду, что насилие, опасное для жизни и здоровья, или угроза применения такого насилия выступают как квалифицирующий признак, если оно применяется для угона или захвата воздушного судна, включая насилие для удержания контроля над экипажем. Применение насилия с иной целью (например, убийство пассажиров по политическим мотивам после установления контроля над судном) не образует квалифицирующего признака ч. 2 комментируемой статьи и должно квалифицироваться самостоятельно.

Требование преступника предоставить предусмотренное комментируемой статьей транспортное средство под угрозой применения к захваченным заложникам насилия, опасного для жизни и здоровья, должно квалифицироваться по совокупности ч. 2 комментируемой статьи и ст. 206 УК.

О применении оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Преступление совершается с прямым умыслом.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Квалифицированным видом (ч. 2 ст. 211) угона или захвата указанных транспортных средств является их совершение:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) неоднократно;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Особо отягчающими обстоятельствами (ч. 3 ст. 211) признаются такие деяния при угоне или захвате, если они:

- совершены организованной группой;

- повлекли по неосторожности смерть человека;

- привели к иным тяжким последствиям.

Иными тяжкими последствиями в данном случае признаются уничтожение или повреждение транспортных средств, имущества пассажиров, аэродромных, портовых или пристанционных сооружений, наступление аварий, катастроф или гибели людей, дезорганизация на длительный срок работы транспорта, а также умышленное убийство в процессе угона или захвата транспортного средства.

Умышленное убийство не охватывается признаками данного преступления и подлежит квалификации по совокупности преступлений (ст. 105 и 211).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 13.06.96 г. № 63-ФЗ

2. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 08.12.03 г. № 162-ФЗ

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под общ. ред. С.И. Никулина. - М., 2008. - 1248 с.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. - М., 2006. - 760 с.

5. Гагаров А.Н. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава / Актуальные вопросы государства и права на современном этапе. 2005.

6. Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Уголовное право России. Учебник для вузов: - М.: Норма М, 2005 г.

7. Иногомова-Хегай Л.В. Уголовное право РФ. Особенная часть. - М. 2006 г.

8. Кругликов Л.Л Уголовное право РФ. Особенная часть. - М. 2005 г.

9. Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В. Н. Кудрявцева, А.В.Наумова. - М., 2005.

10. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Уч. / Под ред. А.И. Рарога. - М., 2007.

11. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Уч. / Под ред. проф. Б.В. Здравомыслова. М., 2008.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.