Зигмунд Фрейд-основатель психоанализа — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Зигмунд Фрейд-основатель психоанализа

2020-11-19 125
Зигмунд Фрейд-основатель психоанализа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К ЗИГМУНДУ У РОДИТЕЛЕЙ ВСЕГДА БЫЛО ОСОБОЕ ОТНОШЕНИЕ. ОНИ РАНО ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ НА НЕДЮЖИННЫЕ СПОСОБНОСТИ СЫНА, ВОЗЛАГАЛИ НА НЕГО БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ. У МАЛЬЧИКА БЫЛА ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ, ОН С ЮНЫХ ЛЕТ УВЛЕКАЛСЯ ЛИТЕРАТУРОЙ, ФИЛОСОФИЕЙ, ЧИТАЛ ШЕКСПИРА, КАНТА, ГЕГЕЛЯ, НИЦШЕ.

Ему очень легко давалось изучение иностранных языков, трудностей не вызывала даже латынь. Любовь к чтению Зигмунду привил отец, и до конца своей жизни ученый оставался страстным книгочеем.

Сначала сына обучала мать, затем отец взял руководство этим делом в свои руки, он упорно готовил мальчика к поступлению в частную гимназию. Зигмунд не подвел родителя, сумев сдать вступительный экзамен в гимназию уже в девять лет, на год раньше положенного срока. Он был самым прилежным учеником среди своих братьев и сестер, и родители поддерживали его рвение. Для этого ребенка они выделили особую комнату, где при свете керосиновой лампы он занимался в полной тишине. Остальные дети готовили домашние задания при свечах. Зигмунд был первым учеником в классе, окончил гимназию с отличием. К этому времени его можно было называть настоящим полиглотом, семнадцатилетний юноша прекрасно знал семь языков.

осле окончания гимназии молодой человек долгое время размышлял по поводу своего дальнейшего пути. Несмотря на прекрасный аттестат и академические знания, выбор у него был очень ограниченным. Юноша из еврейской семьи мог развивать свои таланты только в четырех направлениях – в медицине, юриспруденции, промышленности и коммерции. Три последних варианта Зигмунд даже не рассматривал, он изначально был против них, считая эти занятия недостойными уровня его знаний. Медицина его тоже не слишком интересовала, но нужно было продолжать учебу, и он решил выбрать меньшее из зол.

Однако сомнения все-таки были, и только прослушав лекцию, на которой зачитывали труд Гете «Природа», Фрейд пришел к окончательному решению. Он стал студентом Венского университета, выбрал медицинский факультет. Прежнего рвения к учебе уже не наблюдалось, сначала он был просто добросовестным студентом. Однокурсники часто позволяли себе насмешки над национальностью Зигмунда. Фрейда оскорбляло их поведение, и он решил заняться выработкой стойкости. Через некоторое время молодой человек научился давать достойный отпор неспровоцированной агрессии.
В студенческие годы он особенно интересовался зоологией. Работая в лаборатории Брюкке, он проводил наблюдения за нервной системой животных. Свои наблюдения он оформил в интересные и содержательные статьи и опубликовал их. Первый труд Фрейда был посвящен выявлению полового различия речных угрей. В то время он уже очень выделялся среди однокурсников уровнем своих знаний. Это позволило талантливому студенту на протяжении двух лет быть стипендиатом Института зоологических исследований Триеста.

 

Наиболее известные работы Зигмунда Фрейда

  • «Толкование сновидений»
    «Психопатология обыденной жизни»
    «Я и Оно»
    «Три очерка о психологии сексуальности»
    «Тотем и табу»

Психический детерминизм

 Фрейд полагал, что душевная жизнь - это «последовательный непрерывный процесс». Закон сохранения энергии применим к ней так же, как и ко всем другим процессам. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются сознательным или бессознательным намерением в определяются предшествующим событием. Некоторые проявления душевной жизни «кажутся» возникшими беспричинно, спонтанно. Этого быть не может. В этих случаях Фрейд начинает искать и находить скрытые связи, которые соединяют одно сознательное проявление душевной жизни с другим.

В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня: сознание, предсознание и подсознание (бессознательное). Все психические процессы связаны между собой по горизонтали и по вертикали. Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующими мыслью и чувством, то эти связи нужно искать в бессознательном.

«Определенные нарушения наших психических функций или неправильности в действиях, которые кажутся нам немотивированными, - писал Фрейд, - оказываются вполне мотивированными, если их подвергнуть психоаналитическому исследованию». Бессознательное и предсознательное отделены от сознательного особой психической инстанцией — «цензурой». «Цензура» выполняет две функции

1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и понятия;

2) оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также мысли и чувства подвергнутые «цензуре».

Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями - в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, «несчастных» случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного - замещение запретных влечений социально приемлемыми действия ми. Бессознательное обладает большой жизнеспособностью и не подвластно времени. Мысли и желания, вытесненные в свое время в бессознательное и вновь допущенные в сознание даже через несколько десятилетий, не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознание с прежней силой.

То, что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты.

Предсознание - та часть бессознательного, которая может стать сознанием. Оно расположено между бессознательным и сознанием. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы.

Структура личности

В структуре личности Фрейд выделяет Ид. Эго и супер-Эго (Оно» Я, сверх-Я).

Ид - это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Ид, считает Фрейд, «содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено в конструкции - кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации и которые в Ид находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной. Ид служит источником энергии для всей личности и вместе с тем целиком бессознательно. Мысли или чувства, вытесненные из сознания в бессознательное Ид, по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека, причем со временем сила этого-влияния не уменьшается. Ид можно сравнить со слепым и глухим диктатором с неограниченною властью, но властвовать он может только через посредников».

Эго развивается из Ид, но в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Эго защищает Ид, как кора дерево, но при этом питается энергией Ид. Сознательная жизнь протекает преимущественно в Эго. Посредством накапливания опыта (в памяти) Эго избегает опасных раздражителей, адаптируясь к умеренным, и, главное, посредством активной деятельности способно перестраивать его себе на пользу. Развиваясь, Эго постепенно обретает контроль над требованиями Ид, решая, будет ли инстинктивная потребность реализована сиюминутно, или ее удовлетворение будет отложено до более благоприятных обстоятельств. Таким образом, Ид реагирует на потребности, Эго - на возможности. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Нарастание этих импульсов сопровождается напряжением, чувством «неудовольствия», уменьшение - релаксацией, чувством «удовольствия». Эго, считает Фрейд, стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия.

Супер-Эго развивается из Эго и является судьей и цензором его деятельности и мыслей. Это хранилище выработанных обществом моральных установок и норм поведения. Фрейд указывает на три функции супер-Эго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.

В качестве совести супер-Эго судит, ограничивает, запрещает или разрешает сознательную деятельность. Самонаблюдение возникает из способности супер-Эго (независимо от Ид и Эго) оценивать деятельность, направленную на удовлетворение потребности. Формирование идеалов связано с развитием самого супер-Эго. Иногда неправильно отождествляют супер-Эго с поведением одного из родителей. «Супер-Эго ребенка, - подчеркивает Фрейд,- в действительности конструируется не по модели его родителей, а по модели супер-Эго его родителей».

Основная цель взаимодействия всех трех систем - Ид, Эго и супер-Эго - поддерживать или (при нарушении) восстанавливать оптимальный уровень динамического развития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие.

Механизмы защиты

 От напряжения, испытываемого ноя воздействием различных сил (внутренних, внешних), Эго оберегает себя с помощью таких защитных механизмов, как вытеснение, отрицание, рационализация, реактивные образования, проекция, изоляция, регрессия и сублимация.

Вытеснение - удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих напряженность. Однако вытесненные в бессознательное, эти «комплексы» продолжают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода «наружу». Поэтому для удерживания их в бессознательном требуется постоянный расход энергии.

Отрицание - это попытка не принимать за реальность события, нежелательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. В качестве характерного примера Фрейд приводит воспоминания Чарльза Дарвина: «В течение многих лет я следовал золотому правилу, а именно, когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили моим основным результатам, я незамедлительно записывал это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные».

Рационализация - это нахождение приемлемых причин и объяснений для неприемлемых мыслей и действий. Естественно, что эти «оправдательные» объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели их истинные мотивы.

Реактивные образования - это поведение или чувства, противопоставляемые желанию; это явная или неосознанная инверсия желания.

Проекция - это подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку.

Изоляция - это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок, играя, может «дать» ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.

Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Даже здоровые люди, чтобы как-то защититься от постоянного эмоционального прессинга, «спустить пар», время от времени прибегают к различным формам регрессии. Они курят, напиваются, ковыряют в носу, лепечут по-детски, читают бульварные романы, портят вещи, верят мистификаторам, рискован-но водят автомобиль и делают еще массу «глупостей».

Сублимация - это наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества. Разно-видностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество. Сублимированная энергия, по мнению Фрейда, создает цивилизацию.

Таким образом, «механизмы защиты - это способы, с помощью которых Эго защищает себя от внутренних и внешних напряжений». Эти механизмы, в понимании Фрейда, играют значительную роль в патогенезе неврозов. Невротический синдром есть следствие неудавшегося защитного процесса. Психоневроз - проявление защиты сознательной части душевной жизни от неприемлемых переживаний и стремлений. С механизмами вытеснения, в частности, Фрейд связывает некоторые симптомы истерий, импотенцию, фригид-ность, психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язва желудка). Для невроза навязчивых состояний характерными являются механизмы изоляции и реактивного образования.

Принципиальная цель психоаналитика состоит в том, утверждает Фрейд, «чтобы усилить Эго, сделать его более независимым от супер-Эго, расширить поле его восприятия и усовершенствовать его организацию, чтобы оно могло освоить новую порцию Ид».

Заключение

Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация. Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод - психоанализ, для объяснения работы которого и были собственно созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование, которое пациент некритично понимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис: принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Поскольку основа такого выздоровления связана с внушением, эта терапия была названа директивной - в отличие от той, которая основана на равноправных отношениях пациента и врача.

Ни одно течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей, настолько проникли в «кровь» западной культуры, что многим ее представителям значительно легче мыслить ими, чем игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается резкой критике.

Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда его последователями основные подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся прежде всего следующие положения:

1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;

2) представление о развитии как адаптации к среде; хотя среда и не является всегда и полностью враждебной, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;

3) представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных;

4) идея о том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенного изменения эта структура в дальнейшем не претерпевает.

И все-таки почему именно З. Фрейд стал основоположником психоанализа? Я считаю, потому что именно Фрейду удалось проникнуть в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, «пеисподнюю» психики.

Действительно, Фрейду удалось доказать, что мышление душевнобольных и невротиков отличается как раз такими чертами, которые сближают их с примитивными людьми.

Фрейду удалось доказать, что сумеречным состояниям (припадки у истериков) соответствуют те процессы, которые наблюдаются у здоровых людей в их сновидениях, и старое предположение, высказанное целым рядом выдающихся психопатологов в родстве состояний сна с болезненными явлениями в области психики, нашло свое научное подтверждение.

По моему мнению, ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком.

Библиографический список

1. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / сост. В.М. Лейбин. – М.: Республика, 1994.

2. Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Пиер, 1998.

3. Урсано Р, Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия.-М.: Знание, 1992.

 

4. Фрейд З. Я и Оно. Хрестоматия по истории психологии. - М.: Наука, 1980

5. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М: Наука, 1989.

6. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М.: Экзамен, 1997.

7. Фрейд З. Психология бессознательного. Сборник произведений. Сост. М. Г. Ярошевский. - М.: Наука, 1989.

8. Цвейг С. Казанова. Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд. - М.: Наука, 1990.

9. Шерток Л. Непознанное в психике человека. - М.: Знание, 1982.

10. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. - М.: Наука, 1995.

11. https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fstudentlib.com%2Fchitat%2Fraznoe-66336-zigmund_freyd_osnovopolozhnik_psihoanaliza.html

12. https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fotherreferats.allbest.ru%2Fpsychology%2F00369850_0.html

 

Зигмунд Фрейд-основатель психоанализа

Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа
История создания становления психоанализа тесно связана с личностью основателя этой научной дисциплины - Зигмунда Фрейда, особенностями его характера и образом жизни. Невозможно в рамках данной работы изложить все известные факторы, так или иначе повлиявшие на ход его многолетней работы по изучению человеческой психики. Важно отметить, что Фрейд был не только образованным и интеллектуальным человеком, прекрасно разбиравшимся в искусстве и естественных науках, он был по своей натуре устремленным в неизвестное искателем, который в поисках истины не боялся зайти сколь угодно далеко. Не смотря на то, что Фрейд получил классическое медицинское образование, в своей научной деятельности он опирался не только (и даже не сколько) на существующие в то время психологические теории, но и на суждения, основанные на анализе исторических, культурных, литературных, философских предметов.
В ту пору, когда Фрейд обучался на медицинском факультете Венского университета, в ученой среде господствовало мнение о психологической структуре человека как о результате взаимодействия физико-химических сил. Методы лечения также не отличались разнообразием и эффективностью - в основном это были электротерапия и гидротерапия. Фрейд долгое время изучал анатомию и физиологию, однако эти знания не давали необходимых ответов на ряд острых вопросов, в частности на вопрос о происхождении некоторых невротических заболеваний. Нужны были новые и пути, и решающим моментом в истории психоанализа явился факт знакомства Фрейда с феноменом гипноза. В то время “природный магнетизм” Месмера, более известный как гипноз, получил одобрение частью научных деятелей, и гипнотические явления изучались на серьезном уровне. Заинтересовавшись этим феноменом, Фрейд посетил две ведущие в этом направлении французские клиники – в Сальпетриере, которой руководил Ж.. Шарко, и в Нанси, которой заведовал Бернгейм. Овладев основами гипноза, Фрейд принялся за лечение больных этим способом, что приносило иногда хорошие результаты. Основателю психоанализа удалось пролить свет на причины происхождения некоторых невротических симптомов, появились идеи относительно таких явлениях, как “вытеснение” и ”перенос”.
Как оказалось, причиной психических заболеваний могут служить травмирующие ситуации, относящиеся зачастую к раннему детству. Однако скоро Фрейд убедился, что выздоровление пациентов зачастую носит частичный характер, к тому же далеко не все больные проявляли чувствительность к гипнозу. Возможно, будущий основатель психоанализа не имел достаточных способностей к гипнозу. В этой ситуации Фрейд с интересом отнесся к методам лечения истерии, проводимым его коллегой и другом Йозефом Брейером. Метод, получивший название “катарсис”, заключался в следующем: у погруженного в гипнотическое состояние пациента вызывались воспоминания, связанные с травмирующей психику ситуацией; после того, как пациент вспоминал обстоятельства, приведшие к заболеванию, наступало улучшение. Брейер добился существенного успеха в лечении одной девушки, Берты Паппенгейм, которую позже обследовал и сам Фрейд. Вскоре Фрейд пришел к мнению, что для выявления травматических истоков невротического заболевания не обязательно прибегать к помощи гипноза, а достаточно добиться сосредоточения пациента на определенной мысли. Требуя от пациентов вспомнить причину их заболевания, Фрейд убеждал, что они точно что- то знают, и для усиления эффекта накладывал руку на лоб больного. Вскоре основатель психоанализа упразднил свою технику, позволив пациенту просто говорить все, что приходит ему в голову, не оказывая стимулирующего давления. Так появился метод свободных ассоциаций. Практикуя новый метод, Фрейд не только убедился в решающей роли травмирующих воспоминаний в этиологии невротических заболеваний, но и сделал предположение о преимущественно сексуальном характере этих воспоминаний. Задачей психоаналитика было довести до сознания невротика вытесненный материал, преодолевая сопротивления самого пациента. В процессе терапевтической практики Фрейд столкнулся с таким явлением, как перенос. Перенос являлся важной составной частью психоаналитического лечения, поэтому изучению переноса Фрейд и его последователи традиционно уделяли много интереса.
Представления о вытеснении, сопротивлении и переносе принимали все более ясные очертания, и в результате у Фрейда появилось стремление обратить свое исследование в область человеческого бессознательного, малоизученного компонента человеческой психики, которому исследователи практически не уделяли внимания.
В представлении Фрейда, психика не исчерпывалась сознанием, а представляла собой сложную динамическую структуру, компоненты которой находятся в постоянном взаимодействии. В его теориях сознательное является лишь частью психической структуры, взаимодействующей с окружающей средой и подчиняющейся ее правилам, руководствуясь принципом реальности. Но куда более объемной частью является бессознательное, источник инстинктивных побуждений и бездонное хранилище вытесненного из сознания материала; руководствуясь принципом удовольствия, бессознательное направлено на уменьшение количества возбуждения, возникающего в нем вследствие возникновения природных потребностей. В бессознательном неудовлетворенные желания могут существовать вечно, ибо здесь не действуют законы времени; воспоминания, погруженные в бессознательное, продолжают функционировать и без ведома человека. Между сознанием и бессознательным существует постоянный энергетический обмен, целью которого является поддержание стабильного психического состояния человек путем снятия напряжения. Главной энергетической силой бессознательного является либидо, энергия, возникающая в результате активного проявления полового инстинкта. Кроме того, Фрейд выделял предсознательное, содержание которое тоже являлось недоступным для человека, однако не являлось вытесненным материалом, как бессознательное. Фрейд отмечал, что с описательной точки зрения существует два компонента бессознательного, но с динамической точки зрения – один. В работе “ Я и Оно” Фрейд обозначил Я как сознательную часть личности, а Оно – как бессознательную, однако, имеющую возможность непосредственно влиять на Я, и как следствие, на поведение человека. Так же Фрейд выделил ту часть Я, которая является по большей части бессознательной, и оказывает на Я не меньшее воздействие, чем Оно. Эта структура образуется путем интериоризации психикой ребенка образа родителей, позже в нее включаются предписания норм общественного поведения, диктуемые социумом. Эту психическую составляющую, являющуюся своего рода хранителем морали и нравственности, Фрейд назвал Сверх – Я. В структурном взаимодействии психики Сверх-
Я осуществляет роль цензурирующего органа, осуществляя контроль в области мышления и поведения; кроме того, в Сверх – Я является носителем некоего идеала, прообразом которого обычно является отец субъекта. Сверх – Я является решающим фактором при задействовании таких процессов, как вытеснение и сопротивление, и как следствие, Сверх – Я играет важную роль в образовании неврозов. Фрейд подчеркивал, что Я, Сверх – Я, и Оно – понятия психологические, описательные и их нельзя соотносить с какими либо функциями мозга.
Стремясь аргументировать свои теории, Фрейд обращался к исследованию таких проявлений бессознательной деятельности, как невротические симптомы, ошибочные действия и сновидения. Именно проблеме сновидения была посвящена одна из его фундаментальных работ “ Толкование сновидений”, вышедшая в 1900 году. В ней Фрейд доказывал, что сновидения являются своеобразными психическими актами, которые не только имеют смысл, но и функциональную задачу. Фрейд тщательным образом проанализировал работу сновидения, разобрал его на составные части и предложил свой вариант объяснения сущности сновидения – психического действия, направленного на исполнение неосуществленного желания путем галлюцинаторного удовлетворения. По мнению Фрейда, во время сна бессознательные желания, не нашедшие удовлетворения, получают возможность частично попасть в область сознания, находящегося в состоянии сна. Во время сна частично ослабляется действие внутренней цензуры, поэтому желания могут, подвергнувшись определенной трансформации, проявиться в сознании в виде замаскированных образов. В книге была представлена техника толкования сновидения, к задаче которой сводилось преобразование явного содержания с в скрытое, то есть работа в обратном направлении. Фрейд уделял внимание символике сновидения, показывал, как недопустимые для цензуры вещи могут претерпевать трансформацию в определенные символы. С помощью анализа сновидения больного представлялось возможным подобрать ключ к его внутреннему миру, определить происхождение психического конфликта и помочь в осознании травмирующего материала. Анализ сновидений стал неотъемлемой частью терапевтических методик Фрейда. лемой частью терапевтических методик Фрейда.
В процессе своих исследований и практической деятельности Фрейд постоянно сталкивался с проблемами сексуальности, поэтому он не мог не уделить должного внимания данному вопросу. В “Трех очерках о психологии сексуальности” Фрейд размышляет о причинах сексуальных отклонений, перверсий, освещает проблему детской сексуальности и прослеживает путь эволюции либидо от младенца до взрослого человека. Роль детских впечатлений, сексуальных эмоций выделяется основателем психоанализа особенно четко, ведь в понимании детской сексуальности и ее возможных нарушений он видит ключ к объяснению невротических расстройств у взрослых. В ходе исследований, терапевтической практики и самоанализа Фрейд пришел к открытию, которое он сам обозначил как фундаментальное в психоанализе – Эдипов комплекс. Источником появления этого комплекса служит сложное эмоциональное отношение ребенка к его родителям, основанное на амбивалентности чувств. Ребенок проявляет любовь к родителям обоего пола, но к представителю противоположного пола любовь сильнее и сексуально окрашена, а на родителя своего пола ребенок начинает смотреть как на соперника, совмещая любовь и ненависть к нему в одном смешенном чувстве. Негативные компоненты этого чувства как правило вытесняются, созидая почву для последующих неврозов. Если ребенок удачно преодолевает Эдипов комплекс, то внешний авторитет родителей перемещается внутрь детской психики, образуя Сверх – Я. В противном случае возникает разлад в психике ребенка, что приводит к невротическому заболеванию взрослого.
Теория Эдипова комплекса служила не только базисным обоснованием этиологии неврозов, но и рассматривалась как единый принцип возникновения и саморегуляции общественных связей. В работе “ Тотем и табу” Фрейд предполагал, что в основе развития общества лежит стремление отгородиться от инцестуозных стремлений, и стремление это генетически детерминировано и берет начало во времена первобытных обществ. Основываясь на работах по изучению “отсталых” народов и трудах Ч.Дарвина о происхождении общества, Фрейд провел параллели между древними табу примитивных народов и невротическим поведением современного человека.
психоанализ фрейд бессознательный психика.

Биография:

Имя Зигмунда Фрейда, австрийского психоаналитика, психиатра и невролога, известно во всем мире. Этот ученый стал основателем психоанализа. Новаторские идеи Фрейда признавали далеко не все его коллеги. Некоторые ученые вообще считали психоаналитика интеллектуальным шарлатаном. На самом деле, его вклад в науку был огромным, хотя некоторые выводы австрийского ученого оказались спорными и бездоказательными. Тем не менее, труды Фрейда вызывают резонанс в научных кругах и в настоящее время.

ДЕТСТВО

Зигмунд Фрейд родился в немецком городе Фрайберг 6 мая 1856 года. В настоящее время этот населенный пункт называется Пршибор и относится к территории Чехии. Национальность родителей будущего ученого – евреи. Мальчик был третьим ребенком в семье, но первенцем у своей матери. Его отец, Якоб Фрейд, женился во второй раз, от первого брака у него было двое сыновей. Отец семейства занимался торговлей, продавал ткани, и Фрейды жили вполне благополучно. Однако время благоденствия закончилось вместе с экономическим кризисом. Чтобы иметь возможность продолжать торговлю, семье пришлось перебраться в Лейпциг. На новом месте дело не ладилось, через год семья уехала в Вену. Для маленького Зигмунда эти вынужденные переселения в поисках лучшей жизни запомнились как тяжелое время, связанное с многими неприятностями. Мальчик никак не мог привыкнуть к новым условиям, скучал по маленькому Фрайбергу, по своему сводному брату Филиппу, к которому был сильно привязан. Старший брат в какой-то мере заменял Зигмунду вечно занятого отца. В австрийской столице Фрейдам пришлось поселиться в Леопольдштадте, беднейшем районе, своеобразном еврейском гетто. Их соседями были настоящие пролетарии, цыгане, проститутки, жизнь рядом с ними казалась неустроенной, шумной и грязной. И это до такой степени угнетало Зигмунда, что впоследствии он предпочитал вообще не вспоминать о раннем периоде своей жизни.

Прошло совсем немного времени, отец сумел решить свои финансовые проблемы, семья переселилась в благополучный район. Фрейды жили в достатке, но ни о какой роскоши не могло быть и речи. В это время в их семье было уже восемь детей.

К ЗИГМУНДУ У РОДИТЕЛЕЙ ВСЕГДА БЫЛО ОСОБОЕ ОТНОШЕНИЕ. ОНИ РАНО ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ НА НЕДЮЖИННЫЕ СПОСОБНОСТИ СЫНА, ВОЗЛАГАЛИ НА НЕГО БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ. У МАЛЬЧИКА БЫЛА ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ, ОН С ЮНЫХ ЛЕТ УВЛЕКАЛСЯ ЛИТЕРАТУРОЙ, ФИЛОСОФИЕЙ, ЧИТАЛ ШЕКСПИРА, КАНТА, ГЕГЕЛЯ, НИЦШЕ.

Ему очень легко давалось изучение иностранных языков, трудностей не вызывала даже латынь. Любовь к чтению Зигмунду привил отец, и до конца своей жизни ученый оставался страстным книгочеем.

Сначала сына обучала мать, затем отец взял руководство этим делом в свои руки, он упорно готовил мальчика к поступлению в частную гимназию. Зигмунд не подвел родителя, сумев сдать вступительный экзамен в гимназию уже в девять лет, на год раньше положенного срока. Он был самым прилежным учеником среди своих братьев и сестер, и родители поддерживали его рвение. Для этого ребенка они выделили особую комнату, где при свете керосиновой лампы он занимался в полной тишине. Остальные дети готовили домашние задания при свечах. Зигмунд был первым учеником в классе, окончил гимназию с отличием. К этому времени его можно было называть настоящим полиглотом, семнадцатилетний юноша прекрасно знал семь языков.

осле окончания гимназии молодой человек долгое время размышлял по поводу своего дальнейшего пути. Несмотря на прекрасный аттестат и академические знания, выбор у него был очень ограниченным. Юноша из еврейской семьи мог развивать свои таланты только в четырех направлениях – в медицине, юриспруденции, промышленности и коммерции. Три последних варианта Зигмунд даже не рассматривал, он изначально был против них, считая эти занятия недостойными уровня его знаний. Медицина его тоже не слишком интересовала, но нужно было продолжать учебу, и он решил выбрать меньшее из зол.

Однако сомнения все-таки были, и только прослушав лекцию, на которой зачитывали труд Гете «Природа», Фрейд пришел к окончательному решению. Он стал студентом Венского университета, выбрал медицинский факультет. Прежнего рвения к учебе уже не наблюдалось, сначала он был просто добросовестным студентом. Однокурсники часто позволяли себе насмешки над национальностью Зигмунда. Фрейда оскорбляло их поведение, и он решил заняться выработкой стойкости. Через некоторое время молодой человек научился давать достойный отпор неспровоцированной агрессии.
В студенческие годы он особенно интересовался зоологией. Работая в лаборатории Брюкке, он проводил наблюдения за нервной системой животных. Свои наблюдения он оформил в интересные и содержательные статьи и опубликовал их. Первый труд Фрейда был посвящен выявлению полового различия речных угрей. В то время он уже очень выделялся среди однокурсников уровнем своих знаний. Это позволило талантливому студенту на протяжении двух лет быть стипендиатом Института зоологических исследований Триеста.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.