Культурная жизнь страны в годы нэпа — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Культурная жизнь страны в годы нэпа

2020-12-08 114
Культурная жизнь страны в годы нэпа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Культурное строительство в восстановительный период осуществлялось в условиях хозяйственной разрухи и острой классовой борьбы. Многие школы, учреждения науки и культуры были разрушены. Страна не располагала необходимым количеством кадров преподавателей и работников в области культуры.

 

6.1. Развитие образования

Первоочередной задачей в области народного просвещения стала ликвидация безграмотности. Большую работу по ликвидации неграмотности взяли на себя комсомол и профсоюзы. Обучение грамоте проводилось в специально созданных школах для неграмотных и малограмотных. К 1925г среди кадровых рабочих безграмотность была в основном ликвидирована.

Одновременно развивалась и совершенствовалась система советской школы. К концу восстановительного периода школьное образование сложилось в следующую систему:

- Школа I ступени - начальная школа (4 класса) являлась базой для школ низшего профобразования (профшколы, учебно-производственные мастерские). Семилетняя школа являлась базой для средних и профессионально-технических учебных заведений.

- Школа II ступени с пятилетним курсом обучения готовила в ВУЗы и одновременно давала практическую подготовку.

К концу восстановительного периода значительно расширилась сеть профессионально-технических учебных заведений (ПТУ). Особенно быстро развивались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), созданные по инициативе комсомола.

       Система высшего образования и структура высшей школы были коренным образом перестроены. В сентябре 1921г. В.И. Ленин подписал декрет о Высших учебных заведениях. Высшая школа строилась на демократической основе. Особое внимание обращалось на развитие партийной, политико-просветительской и культурно-массовой работы среди студенчества.

       В результате всех преобразований к концу восстановительного периода в стране была создана новая система образования, были подготовлены десятки тысяч квалифицированных специалистов. 

Развитие науки.

       Огромное значение имела помощь В.И. Ленина научным учреждениям и ученым. 24 января 1921г. он подписал постановление «Об условиях, обеспечивающих научную работу академика И.П. Павлова и его сотрудников» и лично проверял его выполнение.1

       Советское государство практически заново создавало базу для развития науки. Из небольших лабораторий Академии наук выросли крупные научно-исследовательские институты. К концу восстановительного периода в составе Академии наук действовали более 40 НИИ, в которых работало около тысячи исследователей.

       В годы НЭПа продолжают развиваться традиционные и зарождаются новые направления физических наук. Широкое развитие получили технические, прикладные и конструкторские разработки.

       6.3. Создание культурных учреждений

       С 1923г. начался рост сети учреждений культуры: рабочих клубов, красных уголков, библиотек и т.д.

       В 1921-1925 гг. увеличилось количество издаваемых газет. На крупных предприятиях появились многотиражные газеты, бурно развивалась стенная печать.

В первые годы восстановительного периода выбор книг стал разнообразнее, ослаб политический контроль. Госиздат уже не обладал монополией. Возникли частные издательства, которые выпускали произведения русских, советских и зарубежных авторов. Количество политической литературы сократилось. 

       Широко развивается театральная сфера. Ставятся постановки по классическим произведениям, а также появились «советские» пьесы, такие как "Виринея" Л.Н. Сейфулина, "Шторм" В.Н. Биль-Белоцерковского, "Любовь Яровая" К.А. Тренева, "Бронепоезд 14-69" В. Иванова.

Большое значение для формирования новых эстетических вкусов в эти годы имела театральная самодеятельность.

Таким образом, по завершении гражданской войны Советской властью были предприняты серьезные попытки по укреплению и развитию социально-культурной жизни страны. Однако серьезные экономические трудности первого этапа НЭПа не позволили в полной мере осуществить задуманное. Только с середины 1920-х гг. наблюдается общая тенденция на увеличение численности учреждений культуры. В годы восстановительного периода можно говорить об определенной гибкости политики в области культуры и определенном культурном плюрализме.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.