Тема 2. Структура религиоведения. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 2. Структура религиоведения.

2020-12-08 91
Тема 2. Структура религиоведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методическое пособие

 

Ростов-на-Дону

2008

 


РОГОВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА кандидат философских наук, доцент.

Религиоведение  Учебно-методическое пособие.

 

 

Рекомендовано учебно-методической комиссией ЮРГИ.


Часть 1 Методические рекомендации.

Цикл лекций по «Религиоведению» рассчитан на студентов 2 курса философского факультета. В настоящем пособии в первой части даны общие методические рекомендации по структуре курса, определены цели и задачи. Во второй части приводится программа, тезисное изложение курса, литература, глоссарий.

Религиоведческие проблемы образуют значимую составляющую в области гуманитарного знания. Освоение религиоведения вносит большой вклад в свободное самоопределение личности, в обладание ею достижениями мировой и отечественной культуры, в формирование духовных интересов и ценностей. Наряду с такими обществоведческими дисциплинами, как история, философия, культурология, социология, правоведение и др., религиоведение конкретизирует гуманитарные знания студентов применительно к анализу религии, способствует развитию исторической памяти народов.

Изучая в высшем учебном заведении этот курс, студент получает возможность овладеть искусством понимания других людей, чьи мировоззренческие позиции являются иными, глубже понять феномен религии и её роль в жизни современного общества.

Курс рассчитан на то, чтобы дать основополагающие знания по заявленной проблематике. Главной целью данного курса является приобретение студентом умения ориентироваться в специфике религий и религиоведении. Эта цель реализуется через следующие задачи: получить представление о различных научных концепциях понимания сущности, структуры и функций религии; рассмотреть структуру и предмет религиоведения; рассмотреть историю и основы вероучения первобытных, национальных и мировых религий; выяснить причины распространения нетрадиционных религиозных сект, рассмотреть современное состояние и пути обновления основных мировых религий.

С целью закрепления понятийного аппарата по религиоведческой проблематике в состав методического пособия входит глоссарий.

Программа

Тема 1.   Религиоведение: понятие, история, предмет, методы.

Понятие и предмет религиоведения. Два подхода к изучению религии: теологический (богословский) и светский (научно-философский). Метод историзма и метод объективизма как основные, универсальные методы для решения религиоведческих задач. Религиоведение и богословие (теология).

Тема 2. Структура религиоведения.

Философия религии как базовый раздел религиоведения. Предмет исследования и основные характерные черты религиоведческих дисциплин (философия религии, история религии, психология религии, социология религии феноменология религии)

Тема 3. Понятие, элементы и структура религии.

Две традиции в интерпретации слова «религия»: античная и теологическая. Различные подходы в определении понятия «религия» (И.Кант, Э.Тайлор, З.Фрейд, М.Вебер). Классификация определений религии (субстанциональные, функциональные, феноменологические, антрополо- гические). Понятие веры. Понятие и характеристика вероучения. Понятие «культа» и его соотношение с ритуалом. Характерные черты культовой деятельности. Виды и признаки религиозных организаций (церковь, секта, деноминация, харизматический культ). Два уровня религиозного сознания: концептуальное и бытовое. Характерные черты нового религиозного сознания.

Тема 4. Функции и классификация религии.

Понятие религиозной функции, характеристика основных религиозных функций. Основные подходы к классификации религий: по историко-культурному (хронологическому)основанию, по теистичности, по составу пантеона. Основные особенности мировых религий.

 

Тема 5. Основные теории происхождения религии.

Мифологическая школа и её сторонники (Ш.Дюпюи, Я.В. Гримм, М.Мюллер). Л.Фейербах, Э. Тэйлор и антропологическая школа. Связь религии и «пралогического» мышления (Л.Леви-Брюлль). Концепция прамоногеизма. З.Фрейд о происхождении религии. Маркс и Энгельс о религии как опиуме для народа. Социологические концепции происхождения рели - Э. Дюркгейм и М.Вебер.

 

Литература основная

Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. М., 1989.

Радугин А.А. Введение в религиоведение: Курс лекций. М.: Центр, 2001

Религиоведение Учеб. пособие / Науч. ред. А.В. Солдатов. — СП6., 2003.

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004.

Дополнительная литература:

Белов А.В. С екты. сектантство. Сектанты. М.,1978.

Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма М., 1990.

Кураев А. Традиция. догмат. Обряд. — М., 1995.

Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. Киев.,1986

Мартин У. Царство культов. СПб., 1992.

Москолец В. Религиозный культ: особенности функционирования и пути преодоления. — К., 1987.

 

 

Тема 4. Функции и классификация религии.

 

Под функциями религии следует понимать различные способы ее действия в обществе. В литературе в качестве наиболее существенных выделяют следующие функции: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, легитимирующая, интегративная и культурно-транслирующая.

Обратим внимание на значимость мировоззренческой функции, котораяявляется основной. Религия включает определенное миропонимание, объяснение мира и некоторых процессов в нем, природы человека, смысла его существования, идеала и т.д. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, абсолюты, через призму которых осуществляется видение мира, общества, человека, обеспечивается целеполагание и смыслополагание. Придание смысла бытию поддерживает надежду на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения и т.п.

Религия выполняет специальную компенсаторную функцию восполняя  ограниченность, зависимость бессилие людей как в плане сознания, так и в плане изменения условий существования. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе. Социальное неравенство превращается в равенство во грехах, в страдании. Разобщенность и изоляция сменяются братством в общине. Безличное и безразличное общение индивидов заменяется общением с божеством и другими верующими. Психологическим последствием такой компенсации является снятие стресса, переживаемое как утешение, очищение, наслаждение, даже если это происходит иллюзорным путем.

Коммуникативная функция. Религия осуществляет общение людей, где «богообщение» считается высшим видом общения, а общение с «ближними» - второстепенным. Общение происходит прежде всего в культовой деятельности. Богослужение в храме, молитвенном доме, участие в таинствах, общественная молитва рассматриваются как главное средство общения и единения верующих с Богом и друг с другом. Внекультовые деятельность и отношения также обеспечивают общение верующих.

Религиозные идеи, ценности, установки, стереотипы, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей. Как нормативная система и как основа общественно санкционированных способов поведения религия определенным образом упорядочивает мысли, устремления и действия людей и тем самым реализует регулятивную функцию.

Легитимирующая функция религии состоит из обоснования, освящения, придания законного характера определенному типу общественного порядка и государства. Общество обращается к авторитету религии, чтобы сделать свои требования значимыми для своих членов, передавать от одного поколения к другому те правила и нормы, которые оно предъявляет каждому отдельному человеку

Религия может выступать как фактор интеграции общества, группы. Суммируя поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя усилия социальных групп и институтов, религия способствует стабильности данного общества.

Важной функцией религии является культурно-транслирующая, позволяющая человеку приобщиться к культурным ценностям итрадициям, в появлении и развитии которых религиозный фактор играл либо определяющую, конституирующую, либо значительную роль.

Классификация религий. Сколько всего религий существует в мире, доподлинно не знает никто. Чаще всего речь идёт о тысячах разнообразных религиозных форм, которые существовали на протяжении значительного отрезка человеческой истории, возникли недавно или сохранились в современном мире с давних времен. Естественно, что возникает потребность в упорядочении, типологизации религиозных феноменов, независимо от времени или места их существования. Прежде всего можно говорить о религиях живых и мертвых, религиях первобытных и родоплеменных (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия, шаманизм и т.п.), национальных (иудаизм, индуизм, зороастризм) и мировых (христианство, буддизм, ислам.), религиях естественных и религиях откровения.

Типологизацию и классификацию религий можно делать по разным основаниям. По основанию историко-культурному (хронологическому) все известные религии делятся на два типа: архаические религии и религии цивилизованных обществ. По основанию теистичности (наличия или отсутствия в них идеи Бога) - на дотеистические и теистические. Существует разделение религий по составу пантеона на политеистические, т.е. религии, в которых налицо почитание нескольких богов, например древнегреческая и древнеримская религии, и монотеистические, т.е. религии единобожия, к которым относятся иудаизм, христианство и ислам. В системе классификации религии можно выделить группу природных (естественных) религий. Для этих древних религий характерно то, что человек находится не в центре мироздания, а является элементом, составной частью природы. К типичным природным религиям относятся ведические религии Древней Индии, из мировых религий - буддизм. Однако, как правило, эти религии политеистические.

В отличие от них христианство, ислам и иудаизм, имеющие общий корень - Ветхий Завет, в центр своей системы ставят человека, который обретает путь к личному спасению. В этих религиях главное внимание уделяется нравственные идеям. Часто эти религии называют нравственными, или духовными.

На смену первобытным и древним этническим и региональным религиям приходят мировые религии. Они имеют ряд особенностей: в них в наиболее полном и завершенном виде присутствует монотеизм, представление о едином Боге как творце мира и законодателе людей. Кроме этого, окончательно складывается единая, целостная система догматов вероучения, среди которых ведущее значение отводится учению о загробном воздаянии. Автономная община как преобладающая форма религиозной организации на этапе этнических и религиозных религий сменяется гораздо более централизованной и масштабной организацией – церковью, состоящей из мирян и священнослужителей. Но главная особенность мировых религий заключается в их наднациональном характере. Люди объединяются в религиозную организацию как единоверцы, независимо от национальной, государственной, языковой и социальной принадлежности. Эта характерная черта мировых религий тесно связана с их особенностью: вера в единого Бога как раз и подразумевает, что он является Богом для всех людей. Именно благодаря этой особенности мировые религии, собственно, и получили своё название.

Религиозная статистика утверждает, что в начале ХХ1 века к числу последователей мировых религий – буддизма, христианства, ислама – относят себя больше половины населения планеты: каждый третий житель земного шара является христианином (33% населения). Каждый шестой – мусульманином (19% населения), а каждый восемнадцатый – буддистом. (6% населения).

 

Литература основная

Аринин Е.И. Религиоведение (Введение в основные концепции и термины): Учебное пособие для студентов вузов. – М., Академический проект, 2004.

Зеленков М.Ю. Религиоведение / Конспект лекций в схемах. М.: Юридический институт МИИТа, 2003.

Низовский А.Ю. У истоков мировых религий – М., - 2002.

Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория история и современные религии: Курс лекций. — 2-е изд. испр. и доп.— М., 2001.

Религиоведение Учеб. пособие / Науч. ред. А.В. Солдатов. — СП6., 2003.

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004.

 

Литература дополнительная

Религиоведение хрестоматия: (для высш. учеб. заведений) / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н.Красникова — М, 2000.

 

 

Реформация индуизма 

 Одну из наиболее серьезных трансформаций индуизм претерпел в XIX — XX вв. В этот период не раз доказывавшая прежде свою уникальную гибкость и способность противостоять любым попыткам ассимиляции религия получила сильный стимул к развитию. Толчком послужило распространение культуры и религии британских завоевателей, начавшееся в стране под их влиянием быстрое развитие буржуазных отношений. В таких условиях и были предприняты первые попытки реформации индуизма.

Предтечей реформации в Индии по праву считается выдающийся бенгальский мыслитель Рам Мохан Рой (1772-1833). В деятельности общества, как и в воззрениях Роя, проявилась важная особенность всего процесса модернизации индуизма: в Индии зачастую трудно либо вовсе невозможно разделить религиозную реформацию и просветительство. И именно в работах Рам Мохан Роя наиболее отчетливо прослеживаются просветительские тенденции в критике религиозных традиций, представления о разуме, здравом смысле как важнейшем критерии подхода к обычаям и вероучительным положениям.

Значительный след в реформации индуизма оставило созданное в 1875 г. Даянандой Сарасвати (1824-1883) религиозное общество «Арья самадж» в его идеях были стремления избавиться от идолопоклонства, кастовой системы, неравноправия женщин и других наиболее одиозных установлений традиционного индуизма, «Арья самадж», однако, отказалось от сближения с другими религиями, провозгласив лозунг «Назад, к Ведам!»). Важно отметить, что индийское реформаторское движение, в целом бывшее скорее брожением интеллигенции города, не привлекло крестьянских масс, как в Европе, и с течением времени все более опиралось на индуистскую традицию, на постепенное восстановление наиболее важных черт индуизма

Наиболее успешную попытку примирения реформаторских и ортодоксальных взглядов предпринял жрец калькуттского храма Кали Рамакришна Парамахамса (1836 — 1886), учивший, что каждый определенный круг решения религиозных проблем и соответствующие формы культа составляют одну из стадий познания единого Бога.

После смерти Рамакришны его последователями была создана всеиндийская неоиндуистская организация, получившая название «Миссия Рамакришны». Возглавивший миссию ближайший ученик Рамакришны Свами Вивекананда (1863 — 1902) сделал следующий шаг в создании учения, цель которого — охватить не только все религиозные и морально-этические учения, но и вообще все духовное начало в мире. Развивая мысль Рамакришны об истинности и непротиворечивости всех религий, Вивекананда приступил к реальному воплощению идеи духовного мессианства Индии. Утверждая, что все дороги ведут к истине через моральное очищение, Вивекананда в своих действиях в первую очередь руководствовался постулатом: «Европа должна узнать от Индии, как покорять природу внутреннюю. Мы преуспели в развитии одной фазы человечества, они — другой. Соединение обеих — вот что необходимо». Миссия Рамакришны, основанная им в 1897 г. как всемирная организация, распространяет сегодня идеи неоведантизма по всей Индии и в десятках стран мира.

В политике Индии 80-х годов XX в. «индуистский фактор» преломляется прежде всего сквозь призму индуистского коммунализма, включающего апеллирование к традиции, использование идей, понятий и ценностей индуизма для достижения политических целей, отождествление религиозной и этнической общности.

 

Литература основная:

Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1988.

Гараджа В.И. Религиоведение. Учеб. пособие. – 2-е изд. – М., 1995.

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., 1996.

Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. Учебное пособие. Р/д, Феникс. 2001.

    

Литература дополнительная:

Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма / Пер. с чеш. — М., 1969.

Бонград-Левин Г. М. древнеиндийская цивилизация: история, религия, философия, эпос, литература, наука, встреча культур. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2000.

Бонгард-Левин Г. М. Индия в древности -  СП6., 2001.

Индуизм сегодня: Сб. статей. - М., 1996.

Гусева Я. Р. Познакомимся с индуизмом. — М., 1999.

Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М., 1982.

Элиаде М.Очерки сравнительного религиоведения / Пер. с фр. — М., 1999.

Упанишады. В 3-х т. / Пер. А.Я. Сыркина. М., 1991.

 

Литература дополнительная

Арну А. История инквизиции. СПб,1995.

Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви, М., 1991.

Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма М., 1990.

Гараджа В.И. Протестантизм. М.,1971.

Гергей Е. История папства. М.,1996.

Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М.,1992.

Красиков А.А. Ватикан: история современности. М.,1991.

Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1994.

Митер Г.Х. Основные идеи кальвинизма. СПб., 1997.

Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997.

Мчедлов М.П. Католицизм. М.,1974.

Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время.   М., 2000.

 

 

Глоссарий

Адвентизм (лат. - пришествие) - течение в протестантизме, возникшее в США в XIX в., в вероучении которого важное место занимает представление о «втором пришествии» Христа. Крупнейшее течение в адвентизме адвентисты седьмого дня.

Аллах - единый, единственный и всемогущий Бог религии ислама.

Анафема (греч. - проклятие) - в христианстве церковное проклятие, отлучение от церкви, лишающее верующего надежды на «спасение», а, следовательно, обрекающее его на «вечную погибель».

Англиканство, англиканская церковь - одно из направлений в протестантизме, в культуре и организации которого многое сохранилось от католицизма с момента его возникновения в XVI в. в период Реформации, когда были разорваны отношения с Ватиканом; соединило протестантское учение с католическим догматом о спасительной силе церкви; государственная церковь в Англии.

Антихрист - образ противника Христа, его антипода, выведенный в Откровении Иоанна Богослова. Его появление мыслится христианам (в т.ч. и православным) как предзнаменование близкого конца света и второго пришествия Христа, в ходе которого антихрист должен быть навсегда уничтожен.

Апокалипсис (греч. - откровение) - одна из древнейших книг Нового Завета (Откровение св. Иоанна Богослова), содержащая пророчество о «конце света» и борьбе Христа с антихристом; современная концепция апокалипсиса предполагает конец света в результате ядерной войны, духовного обнищания, разрушения природной среды и т.п.

Апокриф (греч. - тайный) - В христианской религии - книги с библейским сюжетом, подлинность которых не признана официальной церковью и поэтому не вошедшие в Новый Завет. Апокриф. - сочинение, не имеющее достоверного авторства.

Атман - одно из центральных понятий индуизма, индивидуальное духовное начало Вселенной и Человека. Абсолютный дух. Высшее Я. Самость.

Баптизм (от греч. - окунаю, погружаю в воду) - одна из разновидностей протестантизма, возникшая в XVII в. и более последовательно, чем другие, придерживающаяся принципа спасения души лишь Апологетика (греч. - защищаю) - раздел богословия, в котором рассматривается сущность данной религии, раскрываются особенности ее догматической системы, нравственные принципы, роль и значение в общественной жизни. Главная задача апологетики - защита религии от материалистической и атеистической критики.

Апостолы (греч. - посол, посланник) - в первых христианских общинах так называли странствующих проповедников. Наряду с устными проповедями они обращались к христианам с посланиями по вероучительным вопросам. В Новом Завете апостолами называются двенадцать ближайших учеников Иисуса: Симон (Петр), Андрей, Варфоломей, Иоанн, Матфей, Симон Зилот (по другой версии - Симон Кананит), Фаддей (или Иуда, сын Иакова), Филипп, Фома, Иаков сын Алфея, Иаков - сын Зеведея и брат Иоанна, Иуда Искариот, предавший Иисуса. Согласно Деяниям святых апостолов, после смерти Иисуса его ученики, чтобы сохранить число двенадцать, считавшееся у иудеев священным, вместо Иуды Искариота избрали Матфия. Апостолом называл себя Павел, хотя он не был учеником Иисуса. Деятельности двенадцати апостолов и Павла христианское предание приписывало основание первых христианских общин. Наиболее исторически реальная фигура из апостолов - Павел. Об остальных известно мало, главным образом из апокрифических деяний отдельных апостолов, созданных не ранее конца II в. и полных фантастических вымыслов.

Архат (санскр. - достой посредством личной веры, а не через посредничество церкви; придает большое значение божественному откровению, не признает иконы, святых.

Веданта (санскр. - конец вед) - наиболее распространенная индийская религиозно-философская система, основанная на трактовке священных текстов индуизма.

В ера – особое психическое состояние полного признания и принятия какого-нибудь утверждения или установки без достаточных обоснований.

Вера религиозная - основанная на божественном откровении, а не на логических принципах и доказательствах, вера в реальное существование сверхъестественных сил, свойств и отношений. Является основой любой религии, религиозного сознания и культа, определяет мировоззрение, переживание и поведение верующих. В теологии считается либо неотъемлемым качеством человеческой природы, либо обретенным человеком благодаря божественной благодати. Выступает в качестве высшего проявления человеческого сознания, высшей нравственной ценности и более высокой формы познания, чем разум.

Вероисповедание - принадлежность к какой-либо религии, церкви, деноминации; религиозное объединение, имеющее свое разработанное вероучение, культ и устойчивую организационную структуру.

Вероучение – систематизированное изложение содержания веры в догматах, признанных раз и навсегда неизменными истинах, не подлежащих критике.

Герменевтика (от греч. hermetikos – истолковывающий, разъясняющий) - искусство толкования древних религиозных и исторических текстов, учение о принципах их интерпретации, соединение основы богословия и филологии.

Далай-лама (монг.-тиб. - «океан-учитель») - титул политического (до присоединения в 1951 г. Тибета к КНР) и духовного главы тибетского народа, а также духовный руководитель всех последователей буддизма. Считается воплощением бодхисатвы Авалокитешвары - бодхисатвы милосердия. Всего насчитывается 14 таких земных воплощений. В настоящее время существует Далай-лама XIV (Агван Лобсан Тенцин-гьяцо, род. 1935 г.), после 1959 г. проживающий в г. Дхармасале (Индия) и осуществляющий духовное руководство буддистами Тибета и других территорий, оказавшихся в сфере влияния тибетской культуры и тибетского буддизма (Монголия, Бурятия, Калмыкия, Тува, и др.).

Джихад (араб. - усердие, рвение) - священная война во имя веры. Под знаменем джихада начались рабские завоевания. В современных условиях мусульманские богословы трактуют джихад как борьбу за претворение в жизнь программ социально-экономического развития.

Духовенство - профессиональные служители культа (так называемые священнослужители), удовлетворяющие религиозные потребности верующих. В православии в состав духовенства входят одни мужчины. Делится на белое (состоит из лиц женатых, находящихся в одном браке, неразведенных; обслуживает приходские храмы) и черное (соединяет монашество со священническим саном, дает обет безбрачия, полного послушания и т.п.). Составляет три чина (степени) диакон, иерей и архиерей (архиерейство достижимо только для монашествующих).

Дьявол, диавол (греч. - клеветник), также бес, демон (греч. daimon- божество, дух), лукавый, нечистый. Сатана, черт, Вельзевул, Люцифер и т.д. - в ряде религий - злой дух, источник зла и греха, князь тьмы, владыка ада, отец лжи. Представление о дьяволе, имеющееся в Библии в России испытало некоторое влияние дохристианской славянской демонологии. По иудео-христианскому преданию, дьявол - падший ангел, созданный Богом, но нарушивший долг повиновения ему. Дьявол - антагонист Бога, «враг человеческий», а подчиненные ему ангелы (бесы, демоны) – негативная параллель ангелам божьим.

Ересь (греч. - особое вероучение) - 1) вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей религии; 2) отклонение, отступление от общепринятых в обществе правил и взглядов; заблуждение; 3) вздор, чепуха; 4) выбор.

Индульгенция (лат. Indulgentia ) - грамота – грамота об «отпущении грехов», выдаваемая католической церковью от имени папы римского за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью.

Канон - 1) правила христианской веры и жизни, постановления Вселенских, а также Поместных соборов и отдельных авторитетных лиц; 2) норма, регулирующая монастырскую жизнь; 3) каталог принятых церковью книгСвященного Писания ибогослужебных книг; 4) одна из форм православной гимнографии, сложившаяся в VIII в.; 5) нормы, регламентирующие художественное воплощение иконописных образов, в частности, заложенные в т.н. иконописных подлинниках.

Канонизация - в христианских церквах (за исключением протестантских) причисление, согласно определенным правилам и порядку, тех или иных лиц к сонму святых.

Католицизм, католичество - одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений вхристианстве, возникшее после разделения с православием в 1054 г. и распространенное преимущественно в романских странах Европы (Италии, Испании, Франции, Португалии), в Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии, латиноамериканских государствах, на Филиппинах; имеет строгую иерархическую организацию, возглавляется Римским папой с резиденцией в Ватикане; для нее характерны догматы о исхождении святого духа не только от отца, но и от сына, о непорочном зачатии девы Марии, непогрешимости папы, резкое разграничение между клиром и мирянами, целибат и другие особенности

Клерикализм (лат.- церковный) - система взглядов, общественно-политическое течение, стремящееся к усилению роли церкви в политической и духовной жизни общества и осуществляющее свою деятельность посредством политических партий, находящихся у власти в ряде стран мира, а также различных религиозных организаций.

Культ – (лат. - уход, почитание) система (упорядоченная совокупность) определенных, установленных в деталях индивидуальных и коллективных обрядов, обоснованных верой в сверхъестественное с помощью которых человек мистическим образом общается с Богами

Люцифер (лат. - светоносный) - по христианским представлениям, падший ангел, одно из обозначений Сатаны как бессильного подражателя свету «господней славы». Повелитель ада.

Магия (греч. - волшебство, колдовство) - совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять (привлечь или отпугнуть с помощью воображаемых сверхъестественных сил) на окружающую действительность. Магия - одна из основ формирования древней духовной культуры.

Мекка - главный священный город мусульман в Хиджазе (Аравия). В этом городе, древнем центре торговли, родился, жил и начал свою проповедь основатель ислама Мухаммед. В настоящее время Мекка становится центром вселенского исламского движения. В Мекке размещают свои штаб квартиры международные мусульманские организации, все чаще собираются общемусульманские конференции, пребывание в Мекке паломников широко используется для пропаганды идей мусульманской солидарности

Мировые религии - таковыми принято считать буддизм, христианство и ислам. Их характеризуют массовость, космополитизм, представление о равенстве людей (в грехе, страдании, перед Богом), активный прозелитизм. Возникнув в периоды качественных сдвигов в жизни общества, сами они оказали глубокое влияние на мировую историю и культуру.

Монофелитство - (греч. monos – один, единый, единственный + греч. thelema воля) – религиозно-богословское течение в христианстве, сложившееся в 7 в., согласно которому Христос имеет две природы – божественную и человеческую, но единую волю и одну энергию.

Монофизитство – (греч. monos – один, единый, единственный + греч. physis природа) – одно из течений в христианстве, возникшее в 5 веке, признававшее наличие у Христа только одной божественной природы и отвергавшее представление о Христе-человеке.

Политеизм (греч. - много плюс Бог) - многобожие, вера во многих богов (в отличие от монотеизма, единобожия).

Прозелитизм - стремление или деятельность, направленные на обращение в свою веру лиц других вероисповеданий; горячая преданность вновь принятой вере

Ритуал религиозный - совокупность предписаний и правил, определяющих порядок выполнения обрядов, церемоний религиозного культа.

Сакральное (священное, святое) - совокупность вещей, лиц, действий, текстов, языковых формул, зданий и пр., входящая в систему религиозного культа. Сакральное противопоставляется мирскому, светскому, неотносимому к сфере религии

Секуляризация (лат. saecularis – светский) 1) обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую; 2) изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому, 3) освобождение от церковного влияния.

Секта  (лат. secta – учение, направление) – религиозное объединение с самобытным вероучением и культом, которое, как правило, откололось от более крупной организации и характеризуется сравнительной немногочисленностью, замкнутостью, изолированностью от мира и от других религий, претензиями на исключительность взглядов, исповедуемых его приверженцами

Символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения какого-либо религиозного течения или церкви

Таинства - важнейшие обряды в христианстве, во время совершения которых, по учению церкви, на верующих сходит особая божественная благодать. Православная и католическая церкви признают 7 таинств - крещение, причащение, священство, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение

Филиокве (лат. - и от сына) - сформулированное впервые на Толедском церковном соборе в 589 г. добавление к христианскому Символу веры. Согласно утвержденному I и II Вселенскими соборами (325 и 381) символу веры, Святой Дух исходит от Бога-отца. Добавление же заключалось в утверждении, что Святой Дух исходит и от Бога-отца, и от Бога-сына. Греко-византийская (православная) церковь не приняла добавление, что явилось одним из формальных предлогов к разделению в 1054 г. христианской церкви на западную и восточную ветви.

Философия религии – базовый раздел религиоведения, претендующий исключительно на рациональную трактовку феномена религии и его наглядных проявлений, следует отличать от религиозной философии. Последняя образует систему взглядов на мир и человека с точки зрения присутствия в ней Божественного Начала,.

Фундаментализм – (лат. fundamentum основание) – одно из течений в протестантской теологии, выступавшее против критического пересмотра устаревших религиозных понятий; общее название сторонников сохранения ортодоксии.

Целибат (лат. - неженатый) - обет безбрачия католических священников, узаконенный в XIII в.

Экуменизм, экуменическое движение – движение за объединение всех христианских церквей, возникшее в начале ХХ века, ставящее своей целью усиление влияния религии, ограничение роста атеизма, выработку общехристианской социальной программы, пригодной для верующих, живущих в странах с разным социальным строем.

Эсхатология (греч.) - религиозное учение о конце света, смысле и завершении земной истории, конечных судьбах человека и человечества.

Язычество - верования, обряды и праздники до появления монотеизма, послужило «строительным материалом» для формирования мировых религий. Православие вобрало многие черты языческих верований и культа (святки, масленица, яблочный спас, культ хлеба, березы). Язычество в настоящее время распространено в России среди народов Севера.

 

 

 

 

 

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методическое пособие

 

Ростов-на-Дону

2008

 


РОГОВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА кандидат философских наук, доцент.

Религиоведение  Учебно-методическое пособие.

 

 

Рекомендовано учебно-методической комиссией ЮРГИ.


Часть 1 Методические рекомендации.

Цикл лекций по «Религиоведению» рассчитан на студентов 2 курса философского факультета. В настоящем пособии в первой части даны общие методические рекомендации по структуре курса, определены цели и задачи. Во второй части приводится программа, тезисное изложение курса, литература, глоссарий.

Религиоведческие проблемы образуют значимую составляющую в области гуманитарного знания. Освоение религиоведения вносит большой вклад в свободное самоопределение личности, в обладание ею достижениями мировой и отечественной культуры, в формирование духовных интересов и ценностей. Наряду с такими обществоведческими дисциплинами, как история, философия, культурология, социология, правоведение и др., религиоведение конкретизирует гуманитарные знания студентов применительно к анализу религии, способствует развитию исторической памяти народов.

Изучая в высшем учебном заведении этот курс, студент получает возможность овладеть искусством понимания других людей, чьи мировоззренческие позиции являются иными, глубже понять феномен религии и её роль в жизни современного общества.

Курс рассчитан на то, чтобы дать основополагающие знания по заявленной проблематике. Главной целью данного курса является приобретение студентом умения ориентироваться в специфике религий и религиоведении. Эта цель реализуется через следующие задачи: получить представление о различных научных концепциях понимания сущности, структуры и функций религии; рассмотреть структуру и предмет религиоведения; рассмотреть историю и основы вероучения первобытных, национальных и мировых религий; выяснить причины распространения нетрадиционных религиозных сект, рассмотреть современное состояние и пути обновления основных мировых религий.

С целью закрепления понятийного аппарата по религиоведческой проблематике в состав методического пособия входит глоссарий.

Программа

Тема 1.   Религиоведение: понятие, история, предмет, методы.

Понятие и предмет религиоведения. Два подхода к изучению религии: теологический (богословский) и светский (научно-философский). Метод историзма и метод объективизма как основные, универсальные методы для решения религиоведческих задач. Религиоведение и богословие (теология).

Тема 2. Структура религиоведения.

Философия религии как базовый раздел религиоведения. Предмет исследования и основные характерные черты религиоведческих дисциплин (философия религии, история


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.