Тема 9. Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 9. Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности.

2020-12-08 109
Тема 9. Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социально-психологический подход к профилактике девиантного поведения. Формы психопрофилактической работы: организация социальной среды, информирование, активное социальное обучение социально-важным навыкам, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий ДП. Психологическая интервенция ДП. Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения. Выявление психологического смысла в различных проявления девиантности.

 

Тема 10. Девиантное поведение у хронических больных.

Психологическое отношение к болезни. Разновидности поведения хронически больного человека. Девиантное тревожное поведение, ипохондрическое, меланхолическое апатическое, дисфорическое, обессивно-фобическое, сенситивное, эгоцентрическое, эйфорическое, эргопатическое, паранойяльное, аггравационное, нормативное поведение хронически больного человека.

Тематическое планирование.

Дисциплина

ОПД.Р.01

ОПД.Р.03 Психология девиантного поведения

2. Специальность 030100.00 «Информатика с дополнительной специальностью английский язык», 032200.00 «Физика с дополнительной специальностью информатика» и 032500 «География»

3. Группа ИнфА-031, ФИ -034, Г-035

 

№  работы   Тема   Вид занятий (Л, ПЗ, ЛР) Часы Множитель
1 Психология девиантного поведения как специальная психологическая дисциплина: предмет, задачи, методы, проблемы и перспективы развития.   Л 22 1
2 Соотношение понятий «поведенческая норма» и «девиантное поведение».   Л 2 1
3 Психология гармоничного и нормативного поведения.   Л 2 1
4 Структура девиантного поведения.   Л 2 1
5 Клинические формы девиантного пове­дения. Агрессивное и аутоагрессивное поведение. Л 2 1
6 Причины и факторы формирования девиантности.   Л 2 1
7 Клинические формы девиантного пове­дения. Зависимое (аддиктивное) поведение. Л 2 1
8 Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности. Л 2 1
9 Клинические формы девиантного пове­дения. Коммуникативные девиации. Л 2 1
10 Девиантное поведение у хронических больных.   л 2 3
11 Психология девиантного поведения: основные понятия и подходы.   ПЗ 2 4
12 Агрессивное поведение. ПЗ 2 5
13 Сексуальные девиации и перверсии. ПЗ 2 4
14-15 Аутодеструктивное поведение. ПЗ 2 5
16 Личность подростка и девиантное поведение.   ПЗ 2 5
17 Психология делинквентного и криминального поведения.   ПЗ 2 5
18 Гендерные варианты девиантного поведения. пз 2 4
19 Нарушения в поведении детей и подростков. Профилактика, диагностика и коррекция девиантного поведения детей и подростков. пз 2 4
20 Контрольная работа пз 2 4

Тематическое планирование.

Дисциплина

ОПД.Р.01            

ОПД.Р.03 Психология девиантного поведения

2. Специальность 032600.00 «История с дополнительной специальностью», 032600 «История»

3. Группа ИстА-030, И-030.

 

№  работы   Тема   Вид занятий (Л, ПЗ, ЛР) Часы Множитель
1 Психология девиантного поведения как специальная психологическая дисциплина: предмет, задачи, методы, проблемы и перспективы развития. Соотношение понятий «поведенческая норма» и «девиантное поведение».   Л 22 1
2 Структура девиантного поведения.   Л 2 1
3 Причины и факторы формирования девиантности.   Л 2 1
4 Клинические формы девиантного пове­дения. Агрессивное и аутоагрессивное поведение. Зависимое (аддиктивное) поведение. Коммуникативные девиации. Л 2 1
5 Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности... Л 2 1
6 Агрессивное поведение. ПЗ 2 1
7 Сексуальные девиации и перверсии. ПЗ 2 1
8 Аутодеструктивное поведение. ПЗ 2 1

Тематическое планирование.

Дисциплина

ОПД.Р.01

ОПД.Р.03 Психология девиантного поведения

2. Специальность 032900 «Русский язык и литература»

3. Группа РУ-031

 

№  работы   Тема   Вид занятий (Л, ПЗ, ЛР) Часы Множитель
1 Психология девиантного поведения как специальная психологическая дисциплина: предмет, задачи, методы, проблемы и перспективы развития. Соотношение понятий «поведенческая норма» и «девиантное поведение».   Л 22 1
2 Структура девиантного поведения.   Л 2 1
3 Клинические формы девиантного пове­дения. Агрессивное и аутоагрессивное поведение.. Коммуникативные девиации Л 2 1
4 Зависимое (аддиктивное) поведение Л 2 1
5 Девиантное поведение у хронических больных.   Л 2 1
6 Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности. Л 2 1
7 Агрессивное поведение. Л 2 1
8 Сексуальные девиации и перверсии. Л 2 1
9 Аутодеструктивное поведение. Л 2 1
10 Личность подростка и девиантное поведение.   ПЗ 2 3
11 Психология девиантного поведения: основные понятия и подходы.   ПЗ 2 4

Литература.

 

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991. – 299с.

2. Азаров Ю.А. Беспризорность и детская преступность. //Воспитание школьников. – 2002. - №7.

3. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности. //Вопросы психологии. – 2000. – №6.

4. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. – 1996. - №4.

5. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. – М., 1980.

6. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников.-М.,1997.-96с.

7. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999. – 512с.

8. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. – СПб – 2004

9. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.-М.:Наука,1978.- 309с.

10. Божович Л. И. Психология формирования личности. М., 1995.

11. Бойко И. Б. Самоубийство и его предупреждение. Рязань: РИФ "Стиль", 1997.

12. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков- правонарушителей // Изучение мотивации детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972.-С. 232-250.

13. Братусь Б.С. Аномалии личности.- М., 1988.- 304с.

14. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: МГУ, 1984.- 143 с.

15. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990.- 144с.

16. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности.-М.: Изд-во МГУ,1968.-263с.

17. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психотерапевта. – М., 1988 – 207с.

18. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1998. С.55-90, 286- 328.

19. Весна Е.Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы.- Москва-Петропавловск-Камчатский, 1997.- 200с.

20. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). Уч.пос. – М., 2003. – 288с

21. Иващенко Г.М., Мирсагатова М.Н., Камаева Г.И. Организация социальной реабилитации несовершеннолетних в специализированных учреждениях системы социальной защиты.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы-1995.-№1.- С. 18-37.

22. Илешова Р.Г. Нарушения поведения у детей и подростков. - Алма- Ата, 1990.-160с.

23. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.

24. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001, - 160с.

25. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.:Педагогика, 1982.- 176с.

26. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи.-М.:Знание.,1987.-63с.

27. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.,1989.-255с.

28. Кон. И.С. Социология личности.- М.: Политиздат,1967.- 384с.

29. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1987.

30. Кондрашенко В.Г. Девиантное поведение у подростков.- Минск, 1988.- 206с.

31. Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. – М., 2002. – 192с.

32. Королев В.В. Психические отклонения у подростков- правонарушителей. - М., 1992.- 206с.

33. Короленко И.П., Донских Т.Д. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире.-Новосибирск,1990.- 222 с.

34. Криминальная мотивация./Под ред. В.Н.Кудрявцевой. - М.,1986.- 303с.

35. Кудрявцев И.А., Морозова Г.Б. и др. Психологический анализ смыслоообразующих факторов делинквентного поведения подростков.// Психологический журнал.- 1996.- №5.- С.76-89.

36. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: Уч.пос. – М., 1998.

37. Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией.// Вопросы психологии.- 1996.- №4.- С. 55-62.

38. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. Н. Д. Покровского. М.: Прогресс, 1993.

39. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.

40. Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

41. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981.

42. Ломброзо Ч. Преступление: Пер. Г. Н. Гордона. СПб., 1990.

43. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло).-М.: Прогресс, 1994.- 272с.

44. Лукас К., Сейген Г.М., Молчаливое горе: Жизнь в тени самоубийства. – М., 2000.

45. Майерс Д. Социальная психология./ Перев. с англ. - СПб, 1997. - 688с..

46. Максимова Н.Ю. О склонностях подростков к аддиктивному поведению.// Психологический журнал.- 1995.-№2.- С. 178-182.

47. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Уч.пос. – М., 2001. – 432с.

48. Мудрик А.В. Социализация в смутное время. - М.: Знание, 1991.-78с.

49.  Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. - М.,1990.-40 с.

50. Мусалов Г.Г. и др. Вредные привычки подростков и их профилактика.- Махачкала, 1989.- 75 с.

51. Наркотики: Какую опасность представляет наркомания для  подростков и как ее избежать. – М., 2001. – 136с.

52. Педагогические аспекты со­циальной психологии. - Минск, 1978. - 224с.

53. Пеньков Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. Неко­торые вопросы методологии и теории. -М.:Мысль,1972.- 198с.

54. Петленко В.П. и др. Валеология человека: Здоровье,-Любовь-Красота.-Т.5.- Гармония чувств и образ жизни- СПб- Минск-1997-359с.

55. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. - Тверь, 1994.- 320с.

56. Пирожков В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности.// Психологический журнал. - 1995.- №2.- С. 178-182.

57. Плюс- минус жизнь (социально-психологические проблемы суицида).- М., 1990.-123с.

58. Предупреждение самоубийства. Руководство для воспитателей подростков// Частная школа. 1995- №4- с. 153-160.

59. Предупреждение самоубийства. Руководство для воспитателей подростков// Частная школа. 1995- №5.

60. Примерное положение "О создании и основных направлениях деятельности специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.- Вестник психосоциальной и коррекционной работы- 1994.-№2.- С. 88-93.

61. Полищук Ю.И. О спорном понимании самоубийства как психологического убийства // Вопросы психологии. № 1, 1994. – С.128-131.

62. Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия культовых травм // Журнал практического психолога. Спц.вып. – М., 2000. - №1-2.

63. Психология и лечение зависимого поведения /Под ред. С.Даулинга. – М., 2000.

64. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С.А.Беличевой – М., 1999.

65. Психотеррапевтическая энциклопедия /Под ред Б.Д.Карвасарского. – СП., 1998. – 752с.

66. Психологические особенности самодеятельных подростково-юношеских групп.-М.,1990.-159с.

67.  Психологические особенности самосознания подростка. - Киев: Вища школа., 1980.-168с.

68. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников.- М.,1990.- 159с.

69. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Под ред. Е.В. Шороховой и М.И.Бобневой. - М: Наука, 1976.- 365 с.

70.  Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности. / Ред. А.А.Деркач.- М., 1996.- 397с.

71. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Сб.-Киев, 1989.- 126с.

72. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс, 1987.-

73. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб, 1999. – 416с.

74. Реан А.А. Локус контроля делинквентной личности.// Психологический журнал.- 1994.- №2.- С. 52-56.

75. Реан А.А. Характерологический особенности подростков- делинквентов.// Вопросы психологии.- 1991.- №4.- С.139-144.

76. Репринцева Г.И. Коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений у детей и подростков методами игротерапии.// Вестник психосоциальной и коррекционной работы-1995. №3. - С. 45-54.

77. Рогачевский Л.А. Эмоции и преступления.- Л., 1984.-33с.

78. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 1999. – 384с.

79. Садовский М.Г. Подростковая сексуальность как предмет социальной работы. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998.-№ 1.- С.41-50.

80. Слоневский Ю.А. Психологическая диагностика и выбор типа психотерапевтической поддержки подросткам и юношам.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы-1995.- №3.- С. 13-21.

81. Соколова Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств.// Вопросы психологии.- 1995.- №2.

82. Сравнительно- возрастные исследования в суицидологии.Сб.- М., 1989.-146с.

83. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. М., 1996.

84. Сухотина Н.К. Использование методики ДМО (диагностики межличностных отношений) в практике семейного консультирования и психотерапиии подростков с девиантным поведением.// Социальная и клиническая психиатрия.- 1995.- №2. - С.41-45.

85. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция.-Минск,1996.- 192с.

86. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М.: Питер-Пресс, 1997.

87. Шабанов П.Д. Основы наркологии. – СПб., 2002. – 560с.

88. Шибутани Т. Социальная психология./ Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1968.- 535 с.

89. Шнейдман Э.С.Душа самоубийцы. – М., 2001. – 315с.

90. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. - СПб., 1996.- 288с.

91. Эмоциональное здоровье вашего ребенка.: Пер. с англ.- М.: Авиценна, 1996.- 400с.

92. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция./ В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Изд-во МГУ, 1990.-197с.

 

Дополнительная литература.

1. Азаров Ю.А. Беспризорность и детская преступность. //Воспитание школьников. – 2002. - №7.

2. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности. //Вопросы психологии. – 2000. – №6.

3. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М., 1991 – 224с.

4. Бартол К. Психология криминального поведения. – СПб. – 2004 – 352с.

5. Барташев А.В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М., 2004. – 320с.

6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии -М., 1993. - 199 с.

7. Беличева С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми группы риска в Финляндии. // Вестник психосоциальной и коррекционной работы- 1995- №4- С.62-67.

8. Беличева С.А. Социально- педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков.// Вестник психосоциальной и коррекционной работы-1995- №1.- С. 3-18.

9. Беличева С.А. Социальное воспитание и превентивная практика в Венгрии (впечатления от комендировки).// Вестник психосоциальной и коррекционной работы-1994.-№2.- С. 80-84.

10. Белкин А.С. Внимание - ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении

11. Башкатов И. Притеснение ребенка в семье. //Социальная педагогика. – 2003. - №3.

12. Бегство от реальности. Проблема аддиктивного поведения. //Социальная педагогика. – 2005. - №2.

13. Березанцев А.Ю., Булыгина В.Г. Семейная и социальная экология и формирование поведенческих нарушений у подростков. //Семейная психология и семейная терапия. – 2004. - №4.

14. Бочарова В.Г. Социальная педагогика: диалог науки и практики. //Педагогика. – 2003. - №9. школьников. - Свердловск, 1981.- 128с.

15. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.- М.,1991. - С. 81-112.

16. Васильев В.Л. Юридическая психология.- СПб.,1998.- 656с.

17. Ватова Л. Молодежный вандализм как психологический феномен. //Социальная педагогика. – 2003. - №1. Волков В.П. Люди с трудным характером. – М., 2004 – 64с.

18. Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка дутей - суицидиентов.// Вестник психосоциальной и коррекционной работы- 1998.- №2.- С.36-44.

19. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: уч.пос. / Под ред М.И.Рожкова. – М., 2001 – 239с

20. Вроно Е. Предотвращение самоубийства: руководство для подростков. – М., 2001. – 48с.

21. Гаврилова Т.П. Почему ребята берут чужое: рабочая тетрадь. – М., 2001. – 48с

22. Гаврилова Т.П. Почему ребята берут деньги: рабочая тетрадь. – М., 2001. – 64с.

23. Гульданв В.В., Романова О.Л., Сиденко О.К. Подросток наркоман – и его окружение // Вопросы психологии, №2, 1993. – с.44-50.

24. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков // Вестник психосоциальной работы. – 1994. - №1. – С.44-52.

25. Диагностика суицидального поведения: Метод Рекомендации / Сост. А.Г.Амбрумова, В.А.Тихоненко. – М., 1981.

26. Дмитриева Т.Н. Динамика основных вариантов девиантного поведения у детей и подростков по данным клинико-динамического, клинико-катамнестического исследования// Социальная и клиническая психиатрия.- 1995.- №1.- С. 54-61.

27. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних - М., 1981.-159с.

28. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. - М.,1989.- 351с.

29. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. – М., 1994.

30. Еникеева Д.Д. Пограничное состояние у детей и подростков: Основы психиатрических знаний. – М., 1998. – 304с.

31. Ениколопов С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии.//Личность преступника как объект психологического исследования.- М.,1979.- С. 100-110.

32. Железнов В.В., Поткин А.С., Ширяева Е.В.Организация работы с девиантной молодежью в Голландии.// Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы.- 1996.- № 2 - С. 53-61.

33. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателей дет.сада и родителей. – М., 1993. – 192с.

34. Воронова Е.Г. Профилактика правонарушений и создание правосудия по делам несовершеннолетних: опыт Ростовской области по совершенствованию ювенальных технологий. //Официальные документы в образовании. – 2004. - №32.

35.

36. Григорьева И.А. Ребенок и государство: «Социальная политика в области защиты детей.» //Беспризорник. – 2003. - №3.

37. Гриднева С.В., Толуева А.И. Феномен детских страхов в контексте концепции совладающего поведения. //Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №4.

38. Доромевич В.П. Преступные подростки. //Народное образование. – 2001. - №6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

39. Замостьянов А.А. «Школьное право» - старый рассказ снова актуален. //Народное образование. – 2004. – №9.

40. Иванов В.Н. Делинкветное поведение: причины и масштабы. //Социально-политический журнал. – 1995. - №2.

41. Иванцова А.Н. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних. //Воспитание школьников. – 2000. - №8.

42. Качанова О.Б. Ответственность взрослых лиц за жестокое обращение с несовершеннолетними и вовлечение их в совершение преступлений. //Беспризорник. – 2003. - №4.

43. Киселева В. Подростковое одиночество: причины и последствия. //Воспитание школьников. – 2003. - №6.

44. Крушельницкая О., Третьякова А. Отвергнутые дети: чем им помогут соц.педагог и классный руководитель. //Социальная педагогика. – 2004. - №1.

45. Лысова А.В., Щитов Н.Г. Интерпретация и терапия домашнего насилия с позиции рационально-эмоциональной поведенческой терапии. //Семейная психология и семейная терапия. – 2004. - №1.

46. Лысова А.В., Щитов Н.Г. Система реагирования на домашнее насилие: опыт США. //Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №2.

47. Майстрова М.В. Профилактика девиантного поведения. //Семейная психология и семейная терапия. – 2004. - №2.

48. Менделевич О.В. Роль семьи в развитии детской тревожности: психосоматический аспект. //Семейная психология и семейная терапия. – 2006. - №2.

49. Микова Т.С., Ходырева Е.А. Социально-психологический феномен девиантного материнства. //Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №4.

50. Мюллер Л. Психодрама в индивидуальной работе с людьми, страдающими алкогольной зависимостью, и членами их семей. //Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №3.

51. Перфильская Д.В. Так называемые «трудные». //Народное образование. – 1996. - №4.

52. Петелин Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних. //Социология. – 1990. - №9.

53. Пронин И.П. Психологические аспекты влияния деструктивных культов на личность. //Вопросы психологии. – 2003. – №6.

54. Российская федерация. Законы. Об исполнении законодательства о защите прав и профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. //Официальные документы в образовании. – 2004. - №35.

55. Скляров И. Почему гр4убит подросток. //Воспитание школьников. – 2003. - №6.

56. Соколова Э.Р. Наша цель – социализация детей. //Народное образование. – 2001. №6.

57. Солодова О.Л. Трудный возраст. //Народное образование. – 1999. - №5.

58. Терентьева А. Ребенок в алкогольной семье: возможности психокоррекции и реабилитации. //Социальная педагогика. – 2004. - №2.

59. Тростанецкая Г.Н. Справка о деятельности Минобразования России, органов управления образованием субъектов РФ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. //Беспризорник. – 2003. - №3.

60. Умлубиева Н.С. Влияние ЗПР на половую идентификацию в старшем подростковом возрасте. //Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №4.

61. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М., 1993.

62. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: 1994.- 447 с.

63. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

64. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М., 1994.

65. Хорошенкова А.В. Насилие в семье как социально-психологическая проблема. //Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №4.

66. Швец А.М. Домашнее насилие: социально-психологический феномен. //Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №3.

67. Шипунова Т.В. Насилие мира взрослых как причина ухода детей на улицу и в преступность. //Беспризорник. – 2003. - №3.

 

 

Планы практических занятий

Занятие №1.

(семинар)

Тема: Психология девиантного поведения: основные понятия и подходы.

Цель: изучить основные подходы к понятию «девиантное поведение», определить круг проблем входящих в «психологию девиантного поведения».  

Основные понятия: поведенческая норма, патология, девиации

Подготовка к занятию.

1.Составить библиографию по проблеме девиантного поведения (не менее 10 источников). Подготовить 2 книги для презентацими.

Примечание: Список публикаций представить в виде отчета на отдельных листах, оформив в соответствии с библиографическими требованиями.

2. На основе анализа психологических журналов выявить доминирующие проблемы, связанные с отклоняющимся поведением.

Примечание: отчет представить в виде таблицы:

 

Автор. Название статьи. Название журнала, выходные данные. Краткая аннотация  (рассматриваемая в статье проблема)
   

Ход занятия:

1). Презентация литературы по проблеме отклоняющегося поведения.

2) Обсуждение результатов анализа публикаций. Выявление наиболее актуальных, проблем современных исследований связанных с отклоняющимся поведением.

3)Подведение итогов занятия.

 

 

Занятие 2.

(практическое)

Тема: Агрессивное поведение.

Цель: изучить основные детерминанты агрессивного поведения, ознакомиться с основами диагностики и коррекции агрессивного поведения.

Основные понятия: агрессия, враждебная агрессии, инструментальная агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, подозрительность, обида, вербальная агрессия,

 

Подготовка к занятию.

  1. Изучить предложенную литературу.
  2. Выписать основные понятия по теме.
  3. Составить реестр методик, диагностирующих агрессивность.
Методика (название/автор) шкалы Количество вопросов Ручной вариант Компьютерный вариант

4.Подобрать упражнения, направленные на коррекцию агрессивности. Описать цель упражнения, его содержание.

 

Ход занятия.

1. Обсуждение вопросов.

§ Виды агрессии.

§ Становление агрессивного поведения

§ стили семейного воспитания

§ взаимодействие со сверстниками

§ индивидуальнее, социальные, внешние детерминанты агрессии.

2. Диагностика агрессивного поведения.

§ Обсуждение диагностических материалов

§ Самодиагностика.

3. Коррекция агрессивности: основные направления и принципы коррекционной работы.

4. Подведение итогов занятия.

 

Литература.

  1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности. //Вопросы психологии. – 2000. – №6.
  2. Башкатов И. Притеснение ребенка в семье. //Социальная педагогика. – 2003. - №3.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПБ, 1998.
  4. Бандура А., Уолтерс Р., Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений.. – М., 1999.
  5. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков-правонарушителей // Изучение мотивации детей и подростков. – М., 1972.
  6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990.- 144с.
  7. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.,1991. - 144с.
  8. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло).-М.: Прогресс, 1994.- 272с.
  9. Лютова Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.:Речь, 2000.
  10. Реан А. Агрессия и агрессивность личности. СПб, 1996.
  11. Самоукина Н. Игры в школе и дома. М.,1995.
  12. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Д.: Феникс,2005. – 154с.
  13. Хорошенкова А.В. Насилие в семье как социально-психологическая проблема. //Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №4.
  14. Швец А.М. Домашнее насилие: социально-психологический феномен. //Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №3.
  15. Шипунова Т.В. Насилие мира взрослых как причина ухода детей на улицу и в преступность. //Беспризорник. – 2003. - №3.
  16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: 1994.- 447 с.
  17. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция.-Минск,1996.- 192с.

 

Занятие №3.

       (семинар)

Тема: Сексуальные девиации и перверсии.

Цель: выявить критерии и причины сексуальных девиаций и перверсий.

Основные понятия: перверсии, парафилии, гиперсексуальность, фетишизм, эксгибиционизм, педофилия, вуайеризм, садизм, трансвестизм двойной роли, трансексуализм, гомосексуализм, индивидуальная и партнерская норма.

 

Подготовка к занятию.

1. Изучить предложенную литературу.

2. Подготовить сообщения на следующие темы:

· Понятие индивидуальной и партнерской нормы.

· Гиперсексуальность, как основа формирования сексуальных девиаций.

· Сексуальные девиации, основанные на несоответствии возрастной направленности влечения (педофилия)

· Девиации, связанные со способом реализации сексуального влечения (садизм, мазохизм, вуайеризм, эксгибиционизм)

· Инверсия половой идентификации (гомосексуализм, трансвестизм двойной роли)

 

           Ход занятия.

1. Выступления докладчиков

2. Обсуждение вопросов.

3. Подведение итогов занятия.

 

Литература.

1. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. – СПб.: Питер, 2004. (с.337 -363)

2. Кришталь В.В., Григорян С.Р. Сексология. – М.: ПЭР СЭ, 2002. (с.765-821)

3. Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии. – М.: Мир, 1998. (с.380-407, 409-430)

4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: МЕДпресс, 2001. (с.109 -119)

5. Паджаковска К. Извращение. – М.: ООО «Издательство проспект», 2002.

6. Сексология. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. (с193 – 256)

 

Занятие № 4-5.

(семинарское)

 

Тема: Аутодеструктивное поведение.

Цель: познакомиться с психологическими причинами и особенностями различных форм аутодеструктивного поведения.

Основные понятия: биологические причины ДП, социальные причины ДП, психо-социальные причины ДП, делинквентаня среда, социапат, социальная дезадаптация, маргинальность.

Подготовка к занятию.

1. Ознакомиться с предложенной литературой.

2.Заполнить таблицу:


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.174 с.