Оборудование, материалы и  вспомогательные средства. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Оборудование, материалы и  вспомогательные средства.

2020-12-08 234
Оборудование, материалы и  вспомогательные средства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оборудование, материалы и  вспомогательные средства.

№п/п          Наименование количество
1 Компьютер     1
2 Электронное пособие     1
3 Мультимедийная установка     1
4 Учебник «Литература»; текст произведения     1

Ключевые понятия

ГРОЗА

ДРАМА

«САМОДУР»

ТЕМНОЕ ЦАРСТВО

                                   

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»   Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 3

                              Содержание учебного материала.

План: 1) Творческая история пьесы „ Гроза“

       2) Место действия

       3) Жанр пьесы

       4) Символика названия

       5) Сюжет и композиция

       6) Система персонажей

1) 1856 год. Островский отправляется в этнографическую экспедицию по изучению народных промыслов на Верхнюю Волгу –  от истока до Нижнего Новгорода.

Впечатления от поездки по Волге легли в основу пьесы.

«Гроза» была написана Островским в течение  лета – осени 1859 года, в этом же году поставлена  на сцене, а в 1860 - напечатана в журнале «Библиотека для чтения».

Напрасно мы станем искать на карте России город Калинов – место действия пьесы.

 

Это вымышленный город, в любом российском городе тех лет могла происходить такая драма. В старинном споре приволжских городов о том, какой город стал прообразом города Калинова, слышны доводы в пользу Ки́нешмы, Костромы, Твери, Ржеве, Торжке.

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 4

Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом.                                Этот промысел писатель мог видеть  в Торжке Тверской губернии.

 

Место действия

Первое действие проходит летним вечером, в общественном саду на берегу Волги. Чтобы представить волжские пейзажи, посмотрите картину Левитана «Вечер. Золотой плёс».

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 5

Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, оранжевые золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой. Кулигин поёт русскую народную песню. Он ощущает себя частью мира, сливается с ним. Не спеша, распевно, спокойно льётся мелодия. Кулигин любуется прелестью волжских пейзажей: «Чудеса! Наглядеться не могу!» И вдруг песня прерывается...   

Кулигин прерывает песню, так как нет в его жизни и в жизни этого городка слияния с красотой природы. А ведь наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы города Калинова, по мнению Кулигина. Песня неуместна, ибо петь от души, глядя на красоту природы, может человек, душа которого находится в согласии с этой природой, с жизнью. Одинокими оказываются персонажи этой драмы, не вписывающимися в общую жизнь: Кулигин, Борис, Катерина.

Жанр пьесы

Начиная работу, Островский явно не имел в виду трагической развязки и называл пьесу «комедией». Дальнейшая работа над пьесой заключалась         в тщательной разработке бытового фона и, главным образом, усилении трагизма положения Катерины, выявлении поэзии её характера. Островский определил жанр – драма.

Драма

Драма – жанр драматургии, показывающий напряжённые переживания, противоречия, взволнованность и тревогу, острую борьбу противоположных сил. Сюжетным стержнем драматического произведения является конфликт– столкновение противоборствующих сторон.

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 6

Символика названия

Композиционная роль

В первом действии начинает надвигаться гроза, когда Катерина упоминает о своей любви.

В четвертом гроза предвещает гибель: «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю; потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит, вот увидишь». Разражается гроза в кульминационной сцене признания Катерины

Значение слова «гроза»

Гроза – страх,  шум,  беспокойство, нарушение порядка;

Сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение

В первом значении – «угроза», «острастка», «ругатель».
 Это связано с образом Дикого и Кабанихи.

Тихон        Называет грозой брань своей матери: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах

нет, так до жены ли мне?»

Кулигин     «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать!»

  В грозе таятся созидательные и разрушительные силы

Дикой        «Гроза-то нам в наказание посылается…»

В чём гроза Дикого? Деньги Сила Страх

В чём гроза Кабанихи?

 Деньги Сила под видом благочестия Страх  

Катерина Боится грозы: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». Гроза у героини ассоциируется с Божьей карой.

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 7

                                                   ГРОЗА

Природное явление Социальное столкновение
Гроза как природное явление становится фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей более  старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы.
Гроза как обещание мучений на том свете за грехи – «гиена огненная» Нравственные проблемы: -проблема человеческого достоинства; -проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения; -проблема честности, справедливости и способности сделать выбор

Говорящие имена

Катерина – Екатерина – вечно чистая (греч.)

Варвара – от «варварить» (шуточн.) – праздновать, кутить, гулять (Даль).

Савёл Прокофьевич Дикой – дикой, по словарю Даля, «глупый,  шальной, безумный, малоумный, сумасшедший».

Кулигин – фамилия проецируется на историческое лицо – механика-самоучку Ивана Петровича Кулибина (1735 – 1818), родом из Нижнего Новгорода, поражавшего современников своими изобретениями – часов, микроскопа, телескопа, семафорного телеграфа и др.

 

Конфликт драмы

Конфликт в пьесе определяется между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности.

Основной конфликт – Катерины и Бориса с окружающей их средой – объединяет все остальные (Кулигин – Дикой и Кабаниха, Кудряш – Дикой, Борис – Дикой, Варвара – Кабаниха, Тихон – Кабаниха).

Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Добролюбов писал:

«Драматические коллизии и катастрофа в пьесах Островского все происходят вследствие столкновения двух партий — старших и младших, богатых и бедных, своевольных и безответных».

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 8

 

Сюжет и композиция

 

Действие первое

Действие начинается в «общественном саду на высоком берегу Волги» в городе Калинове.

Дикой с сыном Тихоном, дочерью Варварой и невесткой Катериной гуляют в саду. Мать все время упрекает Тихона и Катерину в нелюбви к ней. Хочет, чтобы сын был построже с женой. Катерина рассказывает Варваре о своем детстве, о прекрасной жизни с маменькой, о своем несчастливом положении в замужестве.

Надвигается гроза

 

Действие второе

Варвара признается, что знает о любви Катерины к Борису. Тихон уезжает, во время прощания. Кабанова велит сыну дать приказания жене, как вести себя. Варвара дает Катерине ключ от калитки, чтобы девушка увиделась с Борисом

 

Действие третье

Кабанова общается с Диким. Ночью в саду Варвара встречается с Кудряшом, Катерина и Борис объясняются в любви.

 

Действие четвертое

Тихон возвращается домой. Гремит гром, Катерина не может молчать о своем грехе, признается при всех, что она десять ночей встречалась с Борисом.

 

Действие пятое

Тихон рассказывает Кулигину, как любит жену и страдает в одиночестве. Варвара сбегает из дома. Катерина прощается с уезжающим в Сибирь по воле Дикого Борисом и бросается в Волгу. Тихон обвиняет мать в смерти жены, жалеет, что он сам остался жив.

Автор расширяет пространство сценического действия. События происходят в «Грозе» не только в комнатах, но и на природе, и эта природа становится неотъемлемой частью сюжета

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 9

Система персонажей

 

«Темное царство»

Самодуры, угнетатели. Своей властью подавляют все человеческое в окружающих.

Представители косного, «неподвижного», типа мышления:

Кабаниха;

Дикой

Жертвы «темного царства»

Катерина;

Тихон;

Борис;

Варвара;

Кулигин;

Кудряш

Главные герои

Катерина

Детство

  До замужества жизнь Катерины была наполнена красотой, поэзией, любовью.

  «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька

во мне души не чаяла», «пойдем с маменькой в церковь, все и странницы,у нас полон дом был странниц; да богомолок…», «ничего мне не надобно, всего у меня было довольно.

А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные,и все поют невидимые голоса…»

Выйдя замуж, она теряет свой внутренний рай. Теперь и голоса «поют, точно кого хоронят»

 

После замужества

Жизнь в доме Кабановой «все как будто из-под неволи». Катерина вынуждена покоряться безрассуднымуказаниям свекрови, слушать упреки. Она все время находится в состоянии внутреннейнесвободы.

                                       

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 10

О Катерине

 

Борис: «Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».

Варвара:   «Ты какая-то мудреная».

Катерина: «Такая уж я зародилась, горячая!»

 

Отношение к мужу

«Как не любить! Мне жалко его очень!» Катерина чувствует к Тихону только жалость, настоящей искренней любви между ними нет.

После признания осознает: «Ласка-то его мне хуже побоев»

Предвестия гибели

Барыня: «Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут».

Катерина: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь». «Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить».

Тихону: «Быть беде без тебя! Быть беде!» «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».

«Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю».

Любовь искренняя невозможна в пространстве «темного царства». Она приводит только к смерти. Катерина, сознавая греховность своего поступка, остается верной своему чувству как законному праву на любовь.

В этом проявляется основной конфликт пьесы, названной «народной трагедией». Это конфликт Катерины между сознанием долга и ее чувством.

Островский показал, как в условиях исторического кризиса распадается купеческая семья, которая становится для молодого поколения - «детей» - «неволей» (стремится на волю Тихон, покидает дом Варвара). Такое положение, когда человеку приходится выбирать между законной неволей и беззаконной волей, - черта исторического настоящего.

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 11

Отличие от других героев

Катерина чиста душой, трепетно относится к Богу, боится греха. Любит детей — ангелов божьих. Внутренние моральные устои не позволяют ей лгать, притворяться.

Главное для Катерины — быть свободной: «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?, мне иногда кажется, что я птица.

Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»

Она боится не людской молвы, а Божьей кары: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

Смерть

 Измена законному мужу для нее — величайший грех: «Душу свою я ведь погубила». Но жить в нелюбви девушка не в состоянии. Борис уезжает и не берет ее с собой в Сибирь. В дом, где «все и ходят» за ней «целый день и смеются» «прямо в глаза», она вернуться не может.

«В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо... Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех!»

Существовать во внутреннем конфликте с собой Катерина больше не в силах, как и не готова она согласиться на неполную, неподлинную жизнь. Героиня совершила грех, за который не находит себе прощения. Она делает выбор: лучше не жить вовсе, чем мучиться в «темном царстве». С этической точки зрения самоубийство оказывается единственным выходом. Смерть для Катерины — избавление. Н. А. Добролюбов говорит о финале драмы: «Тихон, бросаясь на труп жены, вытащенный из воды, кричит в самозабвении: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» <…>

Слова Тихона <…> заставляют зрителя подумать<…> обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким — самоубийцам!» Решение героини выстрадано, это порыв, страсть молодой женщины, осознанное ею как право на любовь. В этом и заключается основной конфликт и драма героини: она делает выбор, не снимая с себя ответственности.

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 12

                  Марфа Игнатьевна Кабанова

 

Кабанова живет по Домострою. Она является самодуром,

 деспотом, мешает жить окружающим.

Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем» Кабанова считает, что жена должна бояться мужа, а муж имеет право ее бить.

«Если она тебя бояться не будет, то меня и подавно. Какой же порядок в доме будет-то?»

Тихон о жене: «Я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее, пойми ты это, Кулигин. Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная».

Тихон пытается противиться маменьке, но не в силах этого сделать до конца. Он не готов к решительным действиям, хотя все понимает,

прекрасно осознает положение, видит и внутренне не приемлет несправедливость

Кабанова не испытывает настоящих чувств.

Для нее главное, чтобы все было по правилам «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе мужглава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»

Речь ее переполнена грубыми выражениями. Говорит всегда в повелительном тоне «Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай.

Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь спросишь, так ли все исполнила». «Чтоб в окна глаз не пялила» и т.д.

Из ее дома сбегает дочь. Кабанова оказывается виновной в смерти Катерины

Тихон: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы...»

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 13

                         В пространстве, где живут герои:

􀁸􀀃 властвует логика Дикого: «Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все». В семьях Дикого и Кабановой все живут по правилам Домостроя, стараются, но не могут угодить своим домашним тиранам:

«столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут»;

􀁸􀀃тяжело выжить честному и доброму человеку. Борис:

«Больно трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им»;

􀁸􀀃 трагична сама атмосфера. Умный и честный Кулигин замечает:

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…»

􀁸􀀃 властвуют деньги: «у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать»;

􀁸􀀃 невозможна счастливая семейная жизнь: «здесь что вышла замуж, что схоронили — все равно»;

􀁸􀀃 царит самодурство: «не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!»

«Реальная» критика в лице Н.Добролюбова соотнесла трагический финал пьесы с конкретной социально-политической ситуацией в России накануне отмены крепостного права. Критик подчеркивал, что в Катерине, во всем ее окружающем точно выразилась «русская живая натура... русская обстановка... потребность возникающего движения русской жизни».

Поступок Катерины, пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве», - это «страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя далее жить с ее насильственными, мертвеющими началами». А.Н.Островский, по словам критика создал «самое решительное произведение», в котором «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены... до самых трагических последствий». Добролюбов подчеркивает, что несмотря на трагический финал в пьесе есть «даже что-то освежающее и ободряющее».

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 14

                               Контрольные вопросы.

     Выберите правильный ответ.

Годы жизни А. Островского:

а) 1823 - 1886

б) 1809 - 1852

в) 1812 - 1891

г) 1799 - 1837

Произведение «Гроза»

а) комедия

б) трагедия

в) драма

г) повесть

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 15

Кому принадлежат эти слова

1. «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем».

2. «Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться».

3. «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».

 

 

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 19

4. «Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне

салтан  Махнут турецкий, а в другой – салтан Махнут персидский, и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что не судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен».

5. «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, чтобы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, что они дело делают или богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят».

6.«…Живи, говорит, у меня, делай что прикажут, а жалованья, что положу. То есть через год разочтет, как ему будет угодно».

7. «Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…»

8.«Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся».

 

 

 

 

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 20

 

 

                                         ОТВЕТЫ:

Как зовут героев пьесы

1. Савел Прокофьевич.

2. Марфа Игнатьевна Кабанова.

3. Тихон Иванович Кабанов.

4. Борис Григорьевич.

5. Кулигин.

6. Ваня Кудряш.

 

 

Кому принадлежат эти слова

1. Купчихе Кабановой.

2. Купцу Дикому.

3. Катерине.

4. Страннице Феклуше.

5. Кулигину.

6. Племяннику Дикого – Борису Григорьевичу.

7. Варваре – дочери Кабанихи.

8. Конторщику Дикого – Кудряшу.

 

 

Учебный элемент Наименование: «ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ УДАРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ» Профессия: Медицинская сестра   Стр. 21

 

            СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Добролюбов Н.А. Темное царство. Луч света в темном царстве. (любое издание).

2. Писарев Д.И. Мотивы русской драмы. (в любом издании: А.Н.Островский в критике).

3. Аникин А.А. К прочтению пьесы А.Н.Островского «Гроза»//Литература в школе. -1998. - №3.

4. Ашукин Н.С., Ожегов С.И., Филиппов В.А. Словарь к пьесам А.Н.Островского.-М.: «Веста», 1993-246 с.

5. Грачева И.В. Художественная деталь в пьесе Островского «Гро- за»//Литература в школе.-2003. - №8.

6. Драма  А.Н.Островского «Гроза» в русской критике. - М.. - 1990.

7. Журавлева А.И. Поэтика А.Н.Островского и классический театр//Классика и современность.-М..-1991; Журавлева А.И., Мохеев М.С. А.Н.Островский, (перечитывая классика). -М.: МГУ. – 1998; Жанровая система драматургии А.Н.Островского. - М. – 1985; Поздний Островский в свете социокультурных проблем эпохи//Литер. в школе. -2003. - №8.

8. Лакшин В. А.Н.Островский. - М.. - 1976.

9. Николина Н.А. Время в драме Островского «Гроза»//Русский язык в школе. - 2003.-№3.

10. Разводова О.А. Еще раз о «Грозе» (нетрадиционное прочтение пьесы)//Русская словесность, - М. - 1994. - №5.

 

                  

Оборудование, материалы и  вспомогательные средства.

№п/п          Наименование количество
1 Компьютер     1
2 Электронное пособие     1
3 Мультимедийная установка     1
4 Учебник «Литература»; текст произведения     1

Ключевые понятия

ГРОЗА

ДРАМА

«САМОДУР»

ТЕМНОЕ ЦАРСТВО

                                   

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»   Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 3

                              Содержание учебного материала.

План: 1) Творческая история пьесы „ Гроза“

       2) Место действия

       3) Жанр пьесы

       4) Символика названия

       5) Сюжет и композиция

       6) Система персонажей

1) 1856 год. Островский отправляется в этнографическую экспедицию по изучению народных промыслов на Верхнюю Волгу –  от истока до Нижнего Новгорода.

Впечатления от поездки по Волге легли в основу пьесы.

«Гроза» была написана Островским в течение  лета – осени 1859 года, в этом же году поставлена  на сцене, а в 1860 - напечатана в журнале «Библиотека для чтения».

Напрасно мы станем искать на карте России город Калинов – место действия пьесы.

 

Это вымышленный город, в любом российском городе тех лет могла происходить такая драма. В старинном споре приволжских городов о том, какой город стал прообразом города Калинова, слышны доводы в пользу Ки́нешмы, Костромы, Твери, Ржеве, Торжке.

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 4

Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом.                                Этот промысел писатель мог видеть  в Торжке Тверской губернии.

 

Место действия

Первое действие проходит летним вечером, в общественном саду на берегу Волги. Чтобы представить волжские пейзажи, посмотрите картину Левитана «Вечер. Золотой плёс».

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 5

Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, оранжевые золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой. Кулигин поёт русскую народную песню. Он ощущает себя частью мира, сливается с ним. Не спеша, распевно, спокойно льётся мелодия. Кулигин любуется прелестью волжских пейзажей: «Чудеса! Наглядеться не могу!» И вдруг песня прерывается...   

Кулигин прерывает песню, так как нет в его жизни и в жизни этого городка слияния с красотой природы. А ведь наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы города Калинова, по мнению Кулигина. Песня неуместна, ибо петь от души, глядя на красоту природы, может человек, душа которого находится в согласии с этой природой, с жизнью. Одинокими оказываются персонажи этой драмы, не вписывающимися в общую жизнь: Кулигин, Борис, Катерина.

Жанр пьесы

Начиная работу, Островский явно не имел в виду трагической развязки и называл пьесу «комедией». Дальнейшая работа над пьесой заключалась         в тщательной разработке бытового фона и, главным образом, усилении трагизма положения Катерины, выявлении поэзии её характера. Островский определил жанр – драма.

Драма

Драма – жанр драматургии, показывающий напряжённые переживания, противоречия, взволнованность и тревогу, острую борьбу противоположных сил. Сюжетным стержнем драматического произведения является конфликт– столкновение противоборствующих сторон.

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 6

Символика названия

Композиционная роль

В первом действии начинает надвигаться гроза, когда Катерина упоминает о своей любви.

В четвертом гроза предвещает гибель: «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю; потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит, вот увидишь». Разражается гроза в кульминационной сцене признания Катерины

Значение слова «гроза»

Гроза – страх,  шум,  беспокойство, нарушение порядка;

Сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение

В первом значении – «угроза», «острастка», «ругатель».
 Это связано с образом Дикого и Кабанихи.

Тихон        Называет грозой брань своей матери: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах

нет, так до жены ли мне?»

Кулигин     «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать!»

  В грозе таятся созидательные и разрушительные силы

Дикой        «Гроза-то нам в наказание посылается…»

В чём гроза Дикого? Деньги Сила Страх

В чём гроза Кабанихи?

 Деньги Сила под видом благочестия Страх  

Катерина Боится грозы: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». Гроза у героини ассоциируется с Божьей карой.

Учебный элемент Наименование:» «СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ                        А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Специальность:    для всех специальностей на базе основного общего образования   Стр. 7

                                                   ГРОЗА

Природное явление Социальное столкновение
Гроза как природное явление становится фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей более  старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы.
Гроза как обещание мучений на том свете за грехи – «гиена огненная» Нравственные проблемы: -проблема человеческого достоинства; -проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения; -проблема честности, справедливости и способности сделать выбор

Говорящие имена

Катерина – Екатерина – вечно чистая (греч.)

Варвара – от «варварить» (шуточн.) – праздновать, кутить, гулять (Даль).

Савёл Прокофьевич Дикой – дикой, по словарю Даля, «глупый,  шальной, безумный, малоумный, сумасшедший».

Кулигин – фамилия проецируется на историческое лицо – механика-самоучку Ивана Петровича Кулибина (1735 – 1818), родом из Нижнего Новгорода, поражавшего современников своими изобретениями – часов, микроскопа, телескопа, семафорного телеграфа и др.

 

Конфликт драмы

Конфликт в пьесе определяется между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, пр


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.209 с.