Комната невесты . Валентин Красногоров. Драматическая комедия — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Комната невесты . Валентин Красногоров. Драматическая комедия

2020-12-07 277
Комната невесты . Валентин Красногоров. Драматическая комедия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Комната невесты. Валентин Красногоров. Драматическая комедия

Действующие лица: Надя; Мария Николаевна, ее мать; Вера, ее сестра; Алла, ее подруга; Антонина Прокофьевна, мать жениха; Света, ее дочь, 15 лет; Бабушка; Зинаида Зиновьевна; Инна Глебовна; Лариса, социолог, около 27 лет; Первая гостья; Вторая гостья; Лена; Фотограф; Клавдия; Невеста

 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Зинаида Зиновьевна выходит на авансцену. Она в нарядном вечернем платье. Слова ее обращены прямо в зрительный зал, она произносит их негромко, торжественно и проникновенно.

 

Зинаида Зиновьевна. Сегодня знаменательный, необыкновенный день. Сейчас здесь, в этом зале, совершится событие, которое запомнится вам на долгие-долгие годы и которое изменит всю вашу жизнь. Вы уйдете отсюда уже другими людьми, обновленными, счастливыми, осознавшими важность происшедшего. Никогда не забывайте об этом волнительном мгновении, относитесь друг к другу заботливо, чутко, берегите пугливую птицу счастья, которая слетела сегодня к вам в руки. (После короткой паузы.) По вашему свободному желанию и обоюдному согласию, в соответствии с законом, объявляю вас мужем и женой.

Торжественная музыка. Теперь нам ясно, что события пьесы совершаются во Дворце бракосочетаний, а Зинаида Зиновьевна – его ответственный сотрудник. На характер и назначение помещений могут указывать парадная мебель, бархат, зеркала, нарядные занавеси на окнах. Разные помещения Дворца не разделены на сцене, но без труда можно догадаться, где будут находиться персонажи – в служебном кабинете, зале торжественной регистрации или комнате невесты. (Пока звучит свадебный марш, Зинаида Зиновьевна переходит в свой кабинет и начинает энергично манипулировать клавишами переговорного устройства). Людмила, срочно выстреливай тридцать вторую пару.

Голос. Хорошо, Зинаида Зиновьевна.

Зинаида Зиновьевна. После тридцать второй запускай внеочередную, Пантелееву и Кондратьева.

Голос. Побойтесь бога, мы и так отстаем от графика на час, а вы опять внеочередную подбрасываете.

Зинаида Зиновьевна. По вашему, беременной невесте надо маячить у всех на виду? (Нажимает на другую клавишу.) Ксения?

Голос. Нет, это я, Рая.

Зинаида Зиновьевна. А где Ксения?

Голос. Выскочила закусить.

Зинаида Зиновьевна. Какое «закусить»? Вы с ума сошли? Не видите, что творится?

Голос. Она же с утра не ела.

Зинаида Зиновьевна. Думаете, я ела? Быстренько переоденься и беги на поздравление. Галину сними пока с записи и брось на лестницу встречать тридцать вторую. А я поздравлять больше не могу – голос сел. Да и отчет о браках за прошлый год надо кончать.

Голос. А тридцать вторая – это кто?

Зинаида Зиновьевна. Курсант. Так что не забудь о море и верности. А следующая – студенты. Им про любовь и науку. И помоторнее, помоторнее! Надо в график входить.

Голос. Догоним. Не впервой.

Зинаида Зиновьевна. Вернется Ксения – пусть сразу же садится на запись. Там уже пробка.

Голос. Сделаем. (Зинаида Зиновьевна отходит от пульта, но тут же берет трубку зазвонившего телефона) Дворец бракосочетаний. Да. Каждый день с десяти до двадцати двух. Без перерыва и без выходных. Пожалуйста. До свидания.

Устало кладет трубку. В дальнейшем действие будет происходить главным образом в комнате невесты, но зритель должен постоянно ощущать напряженный ритм жизни Дворца. Об этом могут время от времени напоминать и звуки праздничной музыки, и различные эпизоды на авансцене, по которой будут расхаживать нетерпеливые невесты, спешить сотрудницы Дворца в форменных темно-вишневых платьях, или проходить процессии родственников и гостей. Текстом пьесы эти эпизоды не предписаны.

Зинаида Зиновьевна набирает номер. Ты уже дома? Я звонила тебе на мобильный, но из-за этой вьюги нет связи. Говорят, какая-то вышка сломалась, только к ночи починят… А я задерживаюсь. Да, опять. Заболела Ира, некем заменить. Не надо сердиться. Ужин на плите, только согрей. В холодильнике тебя ждет вкусненький сюрприз.

Анкета идет по рукам.

Первая гостья. (Немного освоившись, Второй гостье.) А невеста – ничё, правда?

Вторая гостья. Невесты всегда красивые.

Первая гостья. И платье интересное.

Вторая гостья. А я люблю свадебные чтобы со шляпкой. Знаешь, плоские такие.

Первая гостья. Нинку помнишь – на штукатурке работала? Симпатичная была, но невезучая. Каждый раз, как ей делали предложение, она заказывала свадебное платье, а потом с женихом ссорилась. Четыре платья в комиссионку снесла.

Антонина Прокофьевна. (Ларисе.) С каких это пор анкеты стали наукой называться? Зачем все это?

Лариса. Ну, допустим, Надя считает, что хозяйство надо вести вместе с мужем, досуг проводить в театрах, расходами распоряжаться жене. А ее жених считает, что хозяйством должна заниматься только жена, свободное время надо отдавать футболу и телевизору, а деньги должен контролировать муж. При таком несовпадении взглядов на совместную жизнь мы делаем вывод о неустойчивости заключенного брака. И наоборот.

Алла. Выходит, вы можете предсказать, какая пара разведется, а какая нет?

Лариса. В какой-то мере. (Наде.) Только заполнять анкету надо не коллективно, не хором. Пойдемте, я лучше посажу вас в служебную комнату. Там вам никто не будет мешать.

Надя и Лариса выходят. Оставшиеся женщины рассаживаются по диванам и креслам, причем как-то само собой получается, что они разбиваются на пары: обе матери, две гостьи и Вера с Аллой.

Первая гостья. А у тебя какие взгляды на брак?

Вторая гостья. (Озадаченно.) У меня? Никаких. А какие могут быть взгляды? (Немного подумав.) Чтоб все было, как у людей.

Первая гостья. А для меня главное, чтоб не пил. Чтоб совсем не пил.

Антонина Прокофьевна. (Марии Николаевне.) Уж за свадьбу краснеть не придется. Стол на двести человек, и рыба заливная, и язык… А торт – двадцать восемь килограмм! Моя гордость. В виде двух сплетенных сердец. Весь кондитерский цех трудился, девочки даже от выходного отказались. Знаете, такой голубой и розовый, голубой и розовый… А наверху… Нет, не буду говорить… Сами увидите, когда мы его на тележке в зал вкатим.

Мария Николаевна. Напрасно вы такую свадьбу закатываете. Купечество какое-то. Лучше было бы отдать деньги молодым, пусть устраиваются.

Антонина Прокофьевна. О деньгах не ваша забота. Хотя другие за дочерьми кое-что дают, но я понимаю – дело вдовье, да и профессия ваша, извините, к деньгам отношения не имеет.

Мария Николаевна. Нет, почему же, я от своей доли не отказываюсь…

Антонина Прокофьевна. Ах, бросьте, какая у вас может быть доля? Оставьте ее себе на шпильки и булавки. Горячее тоже будет. Я все думала – судак «орли» или котлеты по-киевски? А девочки говорят – в чем проблема, Антонина Прокофьевна? Сделаем и то, и другое.

Мария Николаевна. Свадьба, по-моему, дело семейное, интимное… Созывать целую толпу…

Антонина Прокофьевна. Да мне бы потом проходу не дали: шеф-повар, а единственному сыну свадьбы не сделала! Меня весь город знает – как же я могу людей не порадовать? Вы увидите, в каком виде наши официантки сегодня явятся – все при полном параде, как на приеме к персидскому шаху.

Мария Николаевна. А как они будут считаться – в гостях или на работе?

Антонина Прокофьевна. Кто дежурит, те на работе, а кто свободен, те, конечно, в гостях. С мужьями и все как положено.

Мария Николаевна. (Вздохнув.) Будет очень весело.

Антонина Прокофьевна. Еще бы! (Почуяв иронию.) Но вы не думайте, что будут только официантки. Я же говорю, придет весь город.

Вторая гостья. (Первой.) Та, толстая – мать невесты, что ли?

Первая гостья. Не похожа. Невестина рядом. А та, должно быть, Гришкина.

Вера. (Алле.) С тех пор, как ты с Надей не работаешь, я с тобой и видеться перестала. Ты чего из больницы-то ушла?

Алла. А что там хорошего? Кровь, гной, запахи, ночные смены, умирающие старики, стоны, жалобы… И платят гроши. Это для таких, как Надя, а не для нормальных людей.

Вера. (Улыбаясь.) По-твоему, она ненормальная?

Алла. Ну… Ты ведь ее знаешь. Не от мира сего… Недаром сестры ее сначала не любили – думали, выслуживается или на взятки напрашивается. Ночами не спит, сидит у постелей, прибегает по первому звонку, белье меняет… Потом поняли – такая уж она есть, не переделать.

Вера. А как больные к ней?

Алла. Ждут ее дежурства как праздника. Вот и Гришка, когда болел, там в нее и втрескался…

Антонина Прокофьевна. А сколько хлопот было с музыкой!

Мария Николаевна. Почему?

Антонина Прокофьевна. Сначала самой собой разумелось, что играть будут Гришкины «ковбои». Еще бы: оркестрант женится! Тут уж дело святое – играть до утра, а то и три дня подряд.

Мария Николаевна. Так в чем же хлопоты?

Антонина Прокофьевна. А в том, что наш, ресторанный, оркестр, конечно, обиделся. Элеонора – это наша солистка, она и по-английски поет, на самом деле ее просто Елена зовут, - так вот, Элеонора говорит: «Чем, Тоня, мы тебе не угодили? Или наша музыка тебе не нравится?» Ну что тут будешь делать? В конце концов договорились – играть будут в очередь: вечером мальчики, ночью девочки.

Мария Николаевна. (Отупело.) Какие девочки?

Антонина Прокофьевна. У нас ведь оркестр – женский, разве не знаете? Весь город знает, а вы нет, просто странно. Он так и называется – «В джазе только девочки». В нашем ресторане вообще одни женщины – и хозяйка, и бухгалтер, и даже грузчицы. Только на мясе двое мужиков остались, и тех скоро выгоним: пить пьют, а дела не делают.

Вера. (Алле.) Ну и как тебе работается в парикмахерской?

Алла. Во всяком случае, лучше, чем в больнице. И зарабатываю втрое больше. И при этом контакт с людьми, связи…

Антонина Прокофьевна. (Марии Николаевне.) Комната, что вы молодым отдаете, хорошая, ничего не скажешь. Но начинку, конечно, придется сменить.

Мария Николаевна. Там вполне приличная мебель.

Антонина Прокофьевна. Ну что вы, Мария Николаевна, к ним же люди ходить будут. Надо, чтобы не стыдно было.

Мария Николаевна. К нам тоже ходили люди.

Антонина Прокофьевна. Вы – другое дело, вы – учительница. А молодежь любит, чтобы красиво. Вы уж не спорьте. Сделаем гарнитурчик, обои… Ну и половичок постелим тоже не соломенный. А потом и о квартирке подумаем.

Вера. (Алле.) Я все хочу спросить… У вас с Надей, по-моему, холодок какой-то появился… Если не кошка, то кошечка черненькая между вами пробежала… Или мне кажется?

Алла. (Неохотно.) Просто повзрослели, и выяснилось, что мы немножко разные.

Вера. И давно это выяснилось?

Алла. Как-то, еще в больнице, меня парень один бросил. Довольно тошно было… Так Надя меня же и виноватой считала. Ищу мол, легких путей, любить не умею… В общем, «утешала»… Вот тогда мы крупно и поговорили.

Вера. Поссорились, что ли?

Алла. Да нет… Пятнадцать лет дружбы просто так не перечеркнешь… У нас все нормально.

Вера. (Показывая глазами в сторону Первой и Второй Гостий.) Не знаешь, кто эти женщины?

Алла. Понятия не имею. Ну, а ты как живешь?

Вера. Как видишь… Старею.

Алла. Ты-то? Хоть передо мной не кокетничай. Вон какая пикантная… Бальзаковский возраст. Самое оно.

Вера. Возраст, быть может, действительно самый лучший. Все уже и еще есть – красота, зрелость, опыт… Но если это некому отдать, то хуже возраста нет.

Антонина Прокофьевна. (Марии Николаевне.) И приодеть вашу дочку не мешает. Как вы там учите – «У человека все должно быть красиво»?

Мария Николаевна. Надя ни в чем не нуждается. Можно подумать, она в лохмотьях.

Антонина Прокофьевна. Уж не знаю, в чем она, но завидовать не приходится. И то сказать - медсестра, какой у нее доход? Работала бы в гинекологии, там, глядишь, бывает еще кой-какой приварок, а в хирургии что? Цветы да шоколадки.

Надя. (Возвращаясь.) Гриша не приехал еще? (Молчание). Я уверена – что-то случилось.

Антонина Прокофьевна. Не говори ерунды. Что могло случиться? Сейчас явятся все как один.

Звучит «Свадебный марш» Мендельсона. Появляются Бабушка и Света.

А вот и они! Наконец-то! Света, скажи Грише, чтоб сразу шел документы подавать. Ведь расписываться пора, да и в ресторан опаздываем. Или нет, пусть сначала заглянет сюда, чтобы с Надей вместе. Знакомьтесь, кто не знает. Это бабуля Гришина, а это доча моя, Светка. В девятом классе учится, скоро сама невестой будет.

Надя. Все живы-здоровы? Я уж волноваться начала.

Бабушка. (Она немножко окает, говор у нее певучий и радостный.) Все здоровы, золотко мое, что с нами сдеется? Снегу-то навалило, гришин клубный автобус, на котором мы все ехали, и застрял. Ну, и мотор заглох…

Антонина Прокофьевна. Света, чего стоишь? Зови брата.

Света. Гриша еще не приехал.

Антонина Прокофьевна. Как «не приехал»? Разве вы не вместе?

Света. Нет. Он послал нас на такси вперед, чтобы мы не мерзли, а сам остался помогать. И папа там же. (Наде.) Гриша просил перед тобой извиниться. «Передай, - говорит, - что я ее люблю и скоро-скоро буду».

Мария Николаевна. (Сухо.) Когда «скоро»?

Света. Сказал, минут через пятнадцать. Они уже к грузовику трос прилаживают и толкать приготовились.

Надя. От сердца отлегло. (Обнимает мать.)

Мария Николаевна. Не понимаю, чему ты радуешься. Я вообще ничего не понимаю. Почему он присылает сестру, почему не мчится сам? Ведь у него свадьба, единственный, неповторимый день в жизни! А он привязывает какой-то трос!

Антонина Прокофьевна. Не бросать же ему отца и друзей.

Мария Николаевна. Отца он мог взять с собой на том же такси, а друзья и без него управятся.

Бабушка. Хорошие мои, не сердитесь. Праздник ведь, не расстраивайте невестушку!

Надя. Мама, успокойся. Бывают же поломки, заносы… Нас Гриша предупредил, в чем же его обвинять? Все равно мы бы не стали регистрироваться без его друзей.

Мария Николаевна. Ну хорошо. Пятнадцать минут я подожду. Но ни секундой больше.

 Демонстративно посмотрев на часы, усаживается в кресло, всем своим видом показывая, что она «ждет». Другие гости тоже располагаются кто где, листая журналы, шепчась, прохаживаясь и т.п. Их позы и жесты передают томительное и нервное ожидание.

Первая гостья. (Второй, тихо.) Откуда у Гришки оркестр?

Вторая гостья. Тут вообще дело темное. Мне сказали, что он женится на Галке из стройтреста, а эту Надей зовут.

Первая гостья. Ну, история обыкновенная. Вчера Галя, сегодня Надя.

Вторая гостья. А может, обстоятельства принудили?

Первая гостья. Какие еще обстоятельства?

Вторая гостья. Будто не знаешь. Сделал невестушке подарочек. До свадьбы.

Первая гостья. По ней незаметно.

Вторая гостья. Может, рано еще.

Первая гостья. Ох уж эти подарочки. Красили мы недавно спортзал нитролаком, и Зойку вдруг тошнить стало. Ну, уложили ее на ватник, вызвали врача, сами красим, а она причитает: «Ой, девочки, влипла, только не знаю, от кого: от Мишки или от Николая». А врач приехал, - оказалось от нитролака: отравилась.

Вторая гостья. А мы недавно красили эпоксидкой, так тоже еле живы остались. Шатало, как пьяных, все тело в волдырях… Так все способности потеряешь.

Первая гостья. Хоть заплатили?

Вторая гостья. Как же, дождешься от них. Сказали, и так, мол, зарплату получаете.

Первая гостья. А свадьба – слышала? - с оркестром будет. Шикарно.

Вторая гостья. Как думаешь, пригласят?

Первая гостья. Должны. Знала бы, другие туфли надела. У меня для танцев, видела, такие серебряные.

Антонина Прокофьевна. (Тихо, Свете.) Кто эти крали?

Света. Первый раз вижу. Наверное, Надины подруги. (Входит Зинаида Зиновьевна).

Зинаида Зиновьевна. Надя, где ваш жених?

Надя. (Виновато.) Сейчас будет. Понимаете, неполадки с транспортом … (Понизив голос.) Скажите, а бывает, что кто-нибудь не приходит на свое бракосочетание?

Зинаида Зиновьевна. Сколько угодно. То оба не являются, то жених, то невеста. Чаще, конечно, жених. (Спохватившись.) Но ваш-то обязательно придет. (Спешит в свой кабинет и сразу нажимает клавишу переговорного устройства. Мария Николаевна следует за ней.) Рая!

Голос. Да?

Зинаида Зиновьевна. Ставь на ковер тридцать пятую.

Голос. А Корнилова и Черных?

Зинаида Зиновьевна. Пропускаем.

Голос. Совсем?

Зинаида Зиновьевна. Пока.

Мария Николаевна. (Входя в кабинет) Можно? У меня к вам просьба… Очень важная…

Зинаида Зиновьевна. (Вздыхает, предвидя неприятный разговор.) Присаживайтесь. Попьемте сначала чайку, а потом уж и о деле. Что-то голос сел, горяченького хочется… (Звонит по местному телефону.) Клава, принесите, пожалуйста, чаю.

Мария Николаевна. Сколько народу во Дворце…

Зинаида Зиновьевна. Не говорите. Как на стадионе! Погода мерзкая, холод, эпидемия гриппа, половина наших сотрудниц на больничном, а женихи и невесты явились как один. Ничто их не берет. К тому же, пятница - самый пик. А тут еще скоро выпуск в военном училище.

Мария Николаевна. При чем тут училище?

Зинаида Зиновьевна. Ну как же? Перед тем, как разлететься, курсанты женятся, и всем нужно срочно. Вот и крутимся. И, как всегда, не успеваем.

Мария Николаевна. А как-нибудь ускорить процедуру нельзя?

Зинаида Зиновьевна. Как? На регистрацию приходят теперь по сто человек. Пока все перецелуются, перефотографируются, ужас сколько времени тратится, а норма все та же – пятнадцать минут. И мамаши плачут так, будто их дочки в гроб ложатся, а не в брачную постель. Пока всех успокоишь, выпроводишь… И каждая пара думает, что она единственная, неповторимая, и она по-своему права. Но у нас таких единственных знаете сколько? Только за прошлый год – четыре тысячи восемьсот тридцать семь. (Звонит телефон. Зинаида Зиновьевна извиняется и нажимает клавишу). Слушаю.

Голос. Зинаида Зиновьевна, тут молодые подают заявление, а девушке восемнадцати нет.

Зинаида Зиновьевна. Так отправьте их по домам.

Голос. Она очень настаивает.

Зинаида Зиновьевна. (Понизив голос.) Беременна, что ли?

Голос. Нет. Говорит – любит и не может без него жить.

Зинаида Зиновьевна. (Вздохнув.) Пусть зайдет сюда. (Выключает аппарат.)

КОНЕЦ ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ

В зрительном зале зажигается свет, открываются двери в фойе, где, может быть, – а почему бы и нет? – ждут фотографы и расхаживают в белых платьях невесты, готовые сфотографироваться на память со зрителями.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Лена убегает.

Мария Николаевна. Кажется, отлегло. Не обращайте внимания.

Поспешно входит Зинаида Зиновьевна, за ней Лена.

Зинаида Зиновьевна. Что случилось?

Надя. Маме нехорошо. Можно ей полежать где-нибудь в тихом месте?

Зинаида Зиновьевна. Ну конечно. Пойдемте.

Надя. (Поддерживая мать.) Я пойду посижу с тобой.

Вера. Я тоже.

Надя. Не надо. Останься с гостями. (Вполголоса.) Займи их как-нибудь.

Гремит очередной свадебный марш. Зинаида Зиновьевна и Надя уводят Марию Николаевну. В комнате остаются Вера, Алла, Лена и обе Гостьи. Пауза.

Вера. Ну что, девочки? Допьем шипучку, что ли?

Вторая гостья. Ну его к лешему, этот лимонад.

Входит Лариса.

Лариса. Простите, а Черных еще не приехал? Жениху ведь тоже надо анкету заполнить.

Первая гостья. Почему Черных? Он же Федоров!

Лариса. Надин жених? (Смотрит в блокнот.) У меня записано – Григорий Черных.

Первая гостья. Но мы-то пришли к Григорию Федорову!

Лариса. Минуточку… (Снова глядит в блокнот.) Федоров и Мурашкина?

Вторая гостья. (Обрадовано.) Точно! Галка Мурашкина! Я же говорила - крановщица.

Лариса. Их зарегистрировали уже два часа назад.

Вторая гостья. Поздравили, называется.

Первая гостья. Что делать-то теперь? Может, домой к ним побежим?

Вторая гостья. Больно ты им сейчас нужна. Галку, что ли, подменить хочешь? Так ты ее лучше утром на кране подмени, а ночью она и без тебя справится. (Вере.) А ваш Гриша тоже строитель?

Вера. Нет. Слышали про инструментальную группу «Ковбои»? И название-то дурацкое… Так он там на гитаре бренчит.

Лена. (Отчаянно.) Я, правда, ничего не понимаю.

Алла. И не надо.

Первая гостья. (Второй, нерешительно.) Тогда пойдем, что ли?

Вторая гостья. (Укоризненно.) И Надю в беде бросим? Да и куда торопиться? Ведь Галка свадьбу только в субботу справлять будет. (Вере.) Не выгоните?

Вера не только не огорчена тем, что Гостьи – знакомые другого жениха, но и явно этому рада.

Вера. Девочки, о чем разговор? Садитесь. И вы тоже, Лариса. Алла, налей-ка…

Лариса. Спасибо. Честно говоря, устала.

Первая гостья. У нас с собой есть что-то посерьезнее, чем эта водичка. (Достает из сумки бутылку коньяка.)

Вера. (Обрадованно.) Это другое дело. Тогда налей и мне.

Все чокаются и пьют.

Вторая гостья. Вы только молодоженов обследуете?

Лариса. Нет, не обязательно. Сейчас, например, я больше сижу на втором браке.

Первая гостья. Это как?

Лариса. Ну, например, задаем замужним женщинам вопрос: «Счастливы ли вы в браке?» Собираем ответы и узнаем, какая доля счастливых.

Алла. И сколько же?

Лариса. Меньше одной трети.

Лена. Всего?!

Вера. Так много?

Лариса. Потом задаем тот же вопрос женщинам, состоящим во втором браке, которые уже, так сказать, умудрены прежним опытом, учли ошибки, умеют лучше выбрать партнера…

Алла. И во втором браке счастливых, конечно, больше?

Лариса. Нет, те же тридцать процентов. (Все удивлены).

Вторая гостья. Ну, а что отвечают мужчины?

Лариса. Мы поставили перед ними вопрос немножечко по-другому: «Выбрали бы снова свою жену, если бы смогли начать жизнь с начала?»

Вторая гостья. Ну?

Лариса. Утвердительно ответили всего четверть мужчин, женатых в первый раз.

Вера. А те, кто второй?

Лариса. Одна пятая.

Алла. Ну, и какой же выход?

Лариса. (Пожимая плечами.) Надо менять себя, а не партнеров, учиться быть мудрее, снисходительнее... В двух словах не расскажешь…

Первая гостья. А что еще вы знаете о браке?

Лариса. Я знаю о браке все.

Вторая гостья. А дело-то, оказывается, у вас важное. Мне и в голову не приходило.

Лариса. Вы это моей заведующей кафедрой скажите. Она занимается психологией бизнеса, и говорит, что моя тема слишком мелкая.

Первая гостья. А по-моему, так очень даже крупная.

Лариса. Еще бы! Миллион разводов каждый год, миллион! На два брака – развод. Сколько детей без отцов, сколько разбитых судеб! Мне предлагали то, что называется «большие» темы, но я решила: кто-то должен заниматься и личным счастьем.

Первая гостья. А заведующая?

Лариса. А что «заведующая»… Одинокая неврастеничка. Мою тему запрещает, а сама за мужа отдаст всю кафедру и свою докторскую степень придачу.

Вторая гостья. Давайте выпьем. За счастье в личной жизни.

Все с воодушевлением пьют. Атмосфера в дружной женской компании становится явно теплее.

Вера. Лариса, а ты все-таки объясни – почему браки стали такие рассыпчатые? Что за болезнь века?

Лариса. Причин много... Например, женщины стали теперь сильные, самостоятельные, все умеют, все могут. Они теперь не зависят от мужчин и потому легко с ними расстаются.

Первая гостья. Да и мужья пошли не те. Им лишь бы за нашей спиной спрятаться.

Вера. Не всем. Некоторым снова, как в доброе старое время, хочется быть нашей опорой и надежей. Вот, к примеру, мой первый муж. Сначала, вроде бы, у нас было ничего, но вдруг в один непрекрасный день мой правдивый Боренька заявляет, что я характером - танк, а он не хочет быть раздавленным и потому нашел нежный цветок, которому нужна защита и поддержка.

Вторая гостья. Ну, а ты?

Вера. Я начинаю его пытать: «Чем она лучше меня? Скажи, чем?»

Вторая гостья. А он?

Вера. «Ты сама, - говорит, - мужчина. А она без меня пропадет. Я с ней себя настоящим чувствую». Ничего, да? Сильных баб – тех бросать можно, они не пропадут, а вот слабых – ни за что.

Первая гостья. А дальше? Сказал и сразу ушел?

Вера. Как же, сразу… Мужчин не знаете? Долго еще ни на что не мог решиться. Ходил и ныл: «Сделай что-нибудь, чтобы я остался». Ну, я взяла и выставила его.

Лариса. По статистике, женщина идет на конфликт в два раза охотнее мужчины.

Вторая гостья. А потом?

Вера. Ну, женился он на нежной… Через некоторое время звонок: «Ставь чайник, скоро приду». И действительно, является – с букетом, но без чемодана. Я его снова выставила.

Вторая гостья. А потом?

Вера. Все.

Первая гостья. И у меня одно время был муж. До свадьбы такие слова говорил – заслушаешься. «Ты для меня, как мечта, как горная вершина, к которой стремятся всю жизнь». Это он кино про альпинистов смотрел.

Лариса. А потом?

Первая гостья. Ну, а как стал муж, так, конечно, стал совсем другие слова говорить.

Лариса. А как же «горная вершина»?

Первая гостья. Я тоже его спросила, когда он вещички складывал.

Лариса. А он?

Первая гостья. «К ней, - говорит, - стремятся, но когда достигнут, что там делать? Ну, пирамидку поставить на память, ну, записку положить. И назад. Не торчать же там без конца».

Алла. Знакомо. Пирамидку-то оставил?

Первая гостья. А как же? (Достает фотографию.) Люсей назвала.

Вера. Деньги хоть высылает?

Первая гостья. Мы с ним не расписывались… (Презрительно.) Да и нужны мне его деньги…

Алла. Где же он теперь?

Первая гостья. Где-где… Штурмует другие вершины. Давайте выпьем.

Женщины пьют.

Вера. Надо бы к маме заглянуть.

Алла. Не беспокойся, там же Надя.

Первая гостья. Интересно, выйдет она в конце концов за своего Гришку?

Алла. Нет.

Первая гостья. Почему?

Алла. Я не допущу.

Первая гостья. Ого!

Вторая гостья. Так она тебя и послушает.

Алла. Послушает. У меня на крайний случай такая карта припасена… Предъявлю – крыть ей будет нечем.

Вторая гостья. Интересно, что за карта?

Лена. (Алле.) Вам не нравится Надин жених?

Алла. (Холодно.) Такой же слизняк, как и все.

Первая гостья. Я смотрю, ты мужиков не жалуешь. Сама-то замужем?

Алла. Нет, пока этого счастья не испытала.

Первая гостья. А чего?

Алла. Долго рассказывать.

Вторая гостья. Ничего, мы послушаем.

Алла. Ну, сначала у меня был неудачный роман… Потом, когда все прахом пошло, решила себя утешить и долго выбирать не стала: раз не он, то какая разница, кто?.. И вот, встречалась сначала с одним, потом с другим, с третьим… И теперь никак не могу ни на ком задержаться… И как-то само собой получается, что гуляют со мной одни скоростники – им все сразу выдавай, без задержек и сантиментов. Да я сама такой же стала. А вот чтобы просто бродить по улицам, держаться за руки, подолгу разговаривать, волноваться – так верите ли, разучилась. Может, никогда уже и не получится.

Лена. Алла, я не понимаю, разве так можно? Ведь есть же, в конце концов, какая-то нравственность… мораль… честь…

Вера. Цыпленок, не надо возмущаться. У Аллы вполне здоровая мужская мораль.

Лариса. Беда в том, что вся человеческая история прошла под знаком мужского превосходства. Поэтому хорошим и плохим в женщине считается то, что хорошо или плохо для мужчин, а не для нас самих.

Вера. Вот именно. (Ядовито.) Женщина должна быть верной, нежной, послушной, скромной, пылкой, она должна быть умелой хозяйкой и заботливой матерью. Правда, удобно – для них?

Лена. Но ведь существуют вечные идеалы…

Вера. (Прерывая.) Существуют. Но кто их создал? Все те же мужчины. Они и нам сумели их навязать.

Лена. Что вы хотите всем этим сказать?

Вера. Ничего. Не тебе, Лена, судить Аллу. Она сама себе судья.

Алла. Спасибо за поддержку.

Вера. Не за что. (Помолчав.) Да, Алена, я хоть и старше, но по сравнению с тобой – монашка. Мне тебя еще догонять и догонять. Много ли было у меня романов? По пальцам можно сосчитать. Первый – первая любовь, второй – первый муж, третий – второй муж, четвертый… - так, один знакомый. Видите, пока во мне разочаровались всего четверо. И это в мои-то скоро тридцать лет. Давайте еще по одной. (Разливает коньяк.)

Пауза. И вдруг Лена громко всхлипывает.

Алла. Лена, ты что?

Лена плачет.

Вера. Что с тобой, малышка?

Лена. (Сквозь слезы.) Ничего. Я просто подумала – неужели и я такой стану?

Вера. Какой?

Лена. Ну… такой, как вы.

Алла. Это какой же?

Лена. Вот вы все на меня цыкаете, дурочкой считаете…

Вера. И ты обиделась?

Лена. Нет. Я подумала, вдруг я и в самом деле глупая идеалистка? Вдруг я напрасно верю, надеюсь, жду счастья? Вы чувствуете себя такими умными, такими опытными, такими правыми… Мне страшно…

Женщины в смущении переглядываются. Алла похлопывает Лену по плечу.

Алла. Ладно, ладно, будет тебе. А то я сама сейчас заплачу. (Вере.) Действительно, я старше нее всего на четыре года. Черт его знает, когда я успела так перемениться.

Вера. Да, что-то мы по дороге растеряли…

Лена. (Утирая слезы.) Но ведь можно и не растерять, правда?

Вторая гостья. А как же! Верить надо! Я как в семнадцать лет начала ждать настоящую любовь, которая на всю жизнь, так до сих пор и жду.

Первая гостья. И я. Не перечесть, сколько их, мерзавцев, меня бросили, а я все равно верю, что она есть.

Лариса. (С неожиданной горячностью.) Вот вы все жалуетесь на мужей да на мужчин – как они вас бросают. А я вам скажу – вы счастливые. Вас бросали. А меня нет. А я не против. Пусть бросят. Только сначала пусть соблазнят.

Вера. Я что-то не пойму… Ты не замужем, что ли?

Лариса. Нет.

Первая гостья. И не была?

Лариса. И не была. И я знаю, что вы еще сейчас спросите. А не спросите, так подумаете. И я сразу честно отвечу: тоже нет.

Вторая гостья. Это как же так?

Лариса. А вот так. Потому я все ваши разговоры слушаю, а сама молчу в тряпочку. Что мне говорить? Я знаю о браке все. Но я не знаю о нем ничего.

Лена. Хоть убейте – ничего не понимаю.

Лариса. Сначала я своей непорочностью долго гордилась, потом стала беспокоиться, а теперь уже не горжусь и не беспокоюсь. Я человек конченый.

Вторая гостья. Ну, это ты уж чересчур.

Лариса. Кто из подруг ни встретит, обязательно спросит, причем таким сладким голосочком: «Ну как, замуж еще не вышла?» А тут еще степень дурацкая. Мужики, когда узнают, что я кандидат наук, от меня шарахаются. Я уж теперь скрывать стала. Да мне во Дворец и приходить стыдно. Все невесты кажутся мне старше меня… А я им еще и лекции читаю. «Брак и семья». Смешно.

Вера. Как же ты дошла до такой жизни?

Лариса. А я виновата, что никому не нужна? (Помолчав.) А может, и виновата. Подруги – на вечеринки, а я – в библиотеку. В итоге: у них семьи, а у меня статьи о семьях.

Алла. Но ведь не поздно и наверстать.

Лариса. Нет уж, поезд ушел. (Пауза).

Первая гостья. Девочки, надо спасать человека.

Вера. (Алле.) Может, выделишь ей кого-нибудь из своего контингента - из скоростников? Или хотя бы опытом поделишься?

Алла. (Не отвечая, рассматривает Ларису.) А ну-ка, встань. (Лариса растерянно встает).

Почему ты одета так скучно?

Лариса. Я нахожусь на службе…

Алла. Находишься ты во Дворце счастья, среди молодежи.

Лариса. Все-таки я – научный работник.

Алла. Врешь ты, Лариса. Просто считаешь себя уродиной и боишься нарядным платьем внимание к себе привлечь. А чего сутулишься?

Лариса. Фигура такая…

Алла. Опять врешь. Бюст у тебя большой, вот ты его и стесняешься. А этим гордиться надо. Мне бы такой… А ну, выпрямись!

Лариса расправляет плечи.

Совсем другое дело! (Достает из сумки ножницы и гребень.) Прическу сейчас тебе нормальную сделаем, глаза в порядок приведем, приоденем… Снимай платье.

Лариса. (Испуганно.) Зачем?

Алла. Мое наденешь. Оно у меня в машине. Взяла с собой, чтобы к ресторану переодеться.

Лариса. Но не здесь же…

Алла. Пошли куда-нибудь.

Первая гостья. Можно, и мы с вами?

Вторая гостья. Ага. Интересно ведь.

Алла. Ну, идем, раз интересно. Поучитесь.

Лена. И я пойду.

Все, кроме Веры уходят. Входит Надя.

Вера. Как мама?

Надя. В порядке.

Входит Инна Глебовна.

Надя. Инна Глебовна!?

Инна Глебовна. Прости, Наденька, я понимаю – мое появление неуместно, даже бестактно… Но, в конце концов, ты мне не совсем чужая, правда? Я тоже имею право тебя поздравить.

Надя. Но вы ведь не поздравлять меня пришли.

Вера незаметно выходит.

Инна Глебовна. Надя, милая, скажи, что у вас с Валей случилось?

Надя. Ничего. Да у нас ничего и не было.

Инна Глебовна. Будь я уверена, что ты любишь своего жениха, я бы ни за что не начала этот разговор… Но мне все время кажется, что произошло какое-то нелепое недоразумение… Вдруг у вас с Валентином была какая-нибудь глупая ссора, вдруг ты выходишь замуж ему назло… Правда, это на тебя не похоже, но кто знает? (Помолчав.) Он с утра исчез, в больнице не появляется, я стала беспокоиться… Правда, догадаться, где он, было несложно.

Надя. Хорошо, что вы приехали. Он там один, ему нужно помочь. Постарайтесь его увести, успокоить…

Инна Глебовна. Думаешь, я уже не пыталась? Я потому сюда и приехала. Но он меня просто не слышит. Как невменяемый. (Помолчав.) Он тебя любит.

Надя. Я знаю.

Инна Глебовна Я прожила не так уж мало, и можешь мне поверить: нет ничего дорож


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.236 с.