От музыки к внутреннему единству — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

От музыки к внутреннему единству

2020-12-06 90
От музыки к внутреннему единству 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

У любого творчества есть свой источник вдохновения. Трудно написать стихотворение, если не испытал потрясение от увиденного, прочувствованного, осознанного. Так с музыкой, и с живописью, и со скульптурой, с любым видом искусства. Оно - выражение тонкой материи: внутренней жизни человека. Простор чувств Людмилы Васильевны нашел выражение не только в музыке, она встретила человека, которому смогла посвятить глубину невысказанного искусством.

В городе Текели - это место моего рождения в Казахстане - у меня был друг Избасар Касымбаев. В результате нелепой случайности он получил травму шейных позвонков и передвигался в основном на коляске. Мы познакомились с ним уже после случившегося. А в юношеские годы, когда он был здоров, он познакомился в техникуме с моим будущим мужем, Сашей. Они вместе учились, дружили. Потом армия и… жизнь разбросала их. Избасар вернулся в Текели, а Саша уехал в Вологодскую область. И спустя годы Александр написал письмо Избасару. Они решили встретиться. Саша в то время еще не знал о травме Избасара.

Однажды Избасар сказал мне, что к нему приехал друг. Вскоре он познакомил нас – Саша позвонил мне. Мы созванивались, но я не считала наши разговоры серьезными отношениями. Нам просто было интересно разговаривать друг с другом. Саша рассказал, что приехал ненадолго, из Алма-Аты поедет в Киргизию, чтобы сделать материал о каком-то человеке для публикации и снова уедет в Вологодскую область. Предлагал увидеться, а я отказывалась. В день своего отъезда в Алма-Ату, он позвонил мне с автовокзала, уговаривал встретиться, но я так и не согласилась.

Избасар не говорил ему о том, что я на коляске, поэтому в день отъезда Саши я сама рассказала ему о себе (даже не помню, какими словами все объясняла). Он принял мои слова без всяких вопросов и удивления, как-то просто и естественно. Я не почувствовала страха, испуга, изменения в отношении…

 

Александр Семенович пишет стихи и музыку. Его называют необычным, самобытным поэтом. Замечать красоту, по-новому ее открывать для себя лично и показывать другим – необходимое качество, способность в любой творческой работе. В каждом человеке звучит своя мелодия и существует свой тембр жизни. Наверное, именно этот эмоциональный мотив, который звучит в каждом из нас и который так трудно объяс­нить научно, но так просто почувствовать, пережить, помогает объяснить тайну пристрастности, избирательности в отношении к явлениям природы и искусства, жизненным ситуациям и, главное, другим людям. Именно степень совпадения душевных мелодий или, скорее всего, их созвучия лежит в основе отноше­ния к другому человеку: от легкой симпатии до страст­ной любви, от нежности до глубокой дружбы на всю жизнь. Это внутреннее единство приносит сознание родственности, помогает в открытии другого человека, рождает чувство, которое не может быть исчерпано словами, но которое вновь и вновь пытаешься высказать.

 

В свое время я окончил музыкальную школу по классу баяна, с детства писал стихи, публиковаться начал во время службы в армии в Средней Азии, фотография тоже с детства меня интересовала. Когда встретились с Людмилой, я уже руководил фото-клубом, создал литературное объединение и продолжал заниматься музыкой.

 

Уехал… и вернулся с чемоданом

 

Всегда нужна смелость, чтобы рискнуть и выйти навстречу другому. Не бывает доверия на пустом месте, оно из чего-то произрастает. И любовь… каким бы спонтанным ни было это чувство, оно – лишь искра, которая либо возгорится, либо потухнет.

Из Алма-Аты Саша снова приехал к Избасару, а от него позвонил мне, и мы договорились увидеться. Избасар привез Сашу на своей машине к нам, в родительский частный дом. В это время я была у мамы. Были теплые сентябрьские дни. Я сидела во дворе, ждала, но не волновалась. Подъехала машина, из нее вышел Саша, а Избасар уехал. Помню, что он подошел ко мне и мы улыбались друг другу. Я пригласила его пройти в сад. Не задумываясь, без всякой суеты он повез меня, абсолютно свободно. Инвалидная коляска, в которой я сидела, не замечалась. Мы долго беседовали, потом мама пригласила нас к столу. Ночевал Саша на веранде, а бабушка все расспрашивала меня, что это за человек, порядочный ли он, не хулиган ли? На следующий день мы с Сашей ушли ко мне, в мою квартиру, она находилась недалеко от родительского дома. Через два дня Александру нужно было уезжать, отпуск заканчивался. Эти дни пролетели очень быстро. Саша пообещал вернуться через месяц… навсегда. Я почти каждый день получала от него теплые телеграммы, а если не было их, то он звонил. Через месяц Саша позвонил в дверь. Он стоял на пороге с большим чемоданом. Мы были счастливы.

Когда из-за физического состояния переживаешь о том, как стать действительно нужной, непритворно любимой, не из чувства благородства кем-то почитаемой, не обостренно чувствительной и гордой, то учишься смотреть на мир и себя глазами другого человека, а также помогаешь ему увидеть жизнь в свете своих чувств и сокровенных ожиданий. Ведь и он, тот другой, кто проявил чуткость и пожелал стать еще роднее, часто совсем не догадывается, не знает, когда затронет ранно-чувствительную часть души, и каким именно прикосновением вызовет чувство обиды, оскорбленности, боли… Приносить наслаждение, так же как и избегать горечи, следует учиться через взаимное самораскрытие.

 

Если мужчина проявляет нежность и интерес, не надо охлаждать пыл, боясь неискренности. Это видно, когда для человека главное - не твое физическое состояние, а ты сама и то, что приносишь ему. Чувствуешь, когда становишься действительно нужной для него, необходимой. Ведь главное родство душ, а все остальное приложится.

До Саши у меня было много друзей, и я всегда чувствовала, как парень воспринимает меня – как нормального человека или как немощную. Я никогда не унижала себя своей болезнью. Вот Сашу я тоже почувствовала, он как будто не замечал моей коляски, словно ее и не было. Для него главное голова, а все остальное, как он говорит, есть у всех.

 

Почувствовать другого

 

Красота – что же это? В чем она заключается, и есть ли критерии внешней красоты? Можно ли вообще отделить ее от внутренней жизни человека, от его духовной красоты? Почему один привлекает, еще ничего не сказав, не сделав, а другой наоборот отталкивает? А кто-то, несмотря на первое неприятное впечатление, очаровывает в процессе общения. Все это - те вопросы, над которыми задумывались раньше и теперь и на которые нет и не может быть однозначного ответа. Великое благо в том, что у всех людей разные вкусы, пристрастия, абсолютно разное восприятие.

 

Есть красота, которую можно измерить портняжным метром, а есть другая, иногда едва уловимая. Ее скорее нужно почувствовать, чем увидеть. Она не бросается в глаза, но при этом остается отчетливой. Думаю, что человек, будучи духовным существом, обладает телом как некой тонкой материей, неразрывно связанной с его глубинной сутью, и эта материя тонко копирует и передает ее.

 

Удивительно, но отношение человека к самому себе и к жизни передается другому каким-то непостижимым образом. Чувство собственного достоинства, мягкость нрава, постоянство в убеждениях вызывают соответствующее расположение. Равно как и жестокость и враждебность тоже ощущаются без слов. Внутренняя свобода другого человека притягивает, очаровывает и порой действительно затмевает любые внешние недостатки.

 

Когда встречаешь своего мужчину, то трудности быта и тяжесть собственной физической беспомощности перестают восприниматься как личное страдание, а если и страдание, то, по крайней мере, разделенное, в котором ты уже не одинок.

 

Он должен чувствовать тебя: как посадить, положить, поставить ножки, перевернуть, - и так во всем. Все трудности решаемы, но..., конечно, на все нужно иметь духовную и душевную силу.

 

Александр Семенович говорит:

Живем мы вместе с Людмилой уже восемнадцать лет, помогая, дополняя и доверяя друг другу. Сейчас у меня помимо стихов, поэм, повести и эссе написано более сорока песен на мои стихи. На многие из них и музыку написал тоже сам. Освоил на высоком уровне игру на гармони, исполняю старинную эстрадную классику. Первым моим слушателем является, конечно, Люда. Все мои произведения, написанные с 1990 года по 2008, и которые будут еще написаны, посвящены моей Люсеньке. Вот так и живем на высокой поэтической и музыкальной ноте, счастливо!

Людмила Васильевна получила премию «За любовь к жизни». Она также лауреат областного конкурса «Социальная звезда», лауреат городского конкурса «Кемеровчанка», имеет диплом Признательности, награждена медалью «За веру и добро». Ансамбль «Созвучие» награжден различными дипломами и подарками городских и областных фестивалей «Преодоление», а также стал номинантом Международной премии «Филантроп» 2004 года.

 

Все участники проекта «Гармония Добра» неравнодушные и добрые люди, благодаря которым живут наши ансамбль и организация. Плоды профессии и творчества – мои ученики, ансамбли. В области воспитания, культуры и искусства я работаю уже двадцать четыре года.

 

Людмила Васильевна, ее мама и Александр Семенович живут в Кемерово уже десять лет. В их доме часто звучат музыка и песни, собираются интересные люди. В каждой судьбе есть что-то необычное, свое. Но меня не перестает удивлять пересечение, казалось бы, совсем разных судеб и их особенное созвучие.

 

 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

 

«Редкая книга...» - именно эти слова первыми возникают в сознании по прочтении. Редкая не только в перечне той литературы, которая издается по проблемам людей «с ограниченными возможностями» (или, как сейчас говорят, «с дополнительными потребностями»), но и главное – в том ряду книг, которые рассказывают о силе настоящей любви.

 

Редкая по содержанию и по силе воздействия. Что нас, современных людей, может удивить, тронуть, заставить остановиться на мгновение в бешеном ритме жизни? Что? Сенсации, убийства, катастрофы – не всегда, ведь мы ко всему привыкаем. Захватывает разве что масштаб трагедий и смертей, да и то ненадолго…

 

Специалисты по рекламе убеждены, что есть только три темы, которые всегда будут «волшебными кнопками» для любого человека: здоровье, секс и деньги; и обращение к этим сферам – безошибочный маркетинговый ход. Возможно, они правы, и несовершенство человека можно использовать по-разному: к нему взывать, его пробуждать, эксплуатировать и насиловать. Однако даже при самом глубоком опьянении, очерствении, остервенении и скудости нашего духа мы остаемся людьми с самой неистребимой потребностью в жизни: потребностью в любви, в ее понимании и осуществлении!

 

Любовь – тема-стихия, тема-бездна, тема-вечность… Тема, сама сущность которой имеет опасность утонуть в том море человеческих страстей, предрассудков и неверия, которым является современное информационное пространство. Мы жаждем любви, жаждем чуда жизни и часто при этом абсолютно не верим в ее возможность, цинично и иронично комментируем все то, что напоминает о ней, или вовсе стараемся не замечать ее. А она рядом, она везде, она в нас…

 

Очень часто ее воплощением, ее содержанием и носителем становится Женщина! Та, которая способна любить не только в радости, но и страдать, жертвовать, отдавать себя во имя ее. А Мужчина? Разве он не сопричастен этому таинству бытия? Разве не проводник и ваятель жизни?

 

Мы живем во время царства Унисекса, когда не только вечные понятия подвергаются сомнению, новому осмыслению, но и сами понятия того, кто есть «мужчина» и «женщина», - под вопросом. Что способно влечь их друг к другу, удерживать? Да и нуждаются ли они в этом?

 

Автор рассказывает непридуманные истории жизни и любви не совсем обычных мужчин и женщин. Необычных в своем отношении друг к другу, к жизни, к любви и к смерти. Внешне они - как все, они среди нас, ничем не приметны, разве только тем, что это семейные пары, в которых жена или муж неизлечимо больны. И они – о чудо, любят друг друга! Любят тихо и глубоко.

 

В последние годы, преподавая гендерную психологию, я задавала студентам вопрос: «Почему, согласно статистике, подавляющее большинство браков заключаются по любви и больше половины из них – распадаются?» Ответы звучали разные: любовь ушла, быт убил любовь, не сошлись характерами, несовместимы в сексуальной жизни и т.д. А может быть мы иногда принимаем за любовь чувства, которые ей вовсе не являются, или, полюбив, оказываемся абсолютно неготовыми сохранить это чудо в себе? Мои студенты с юношеской горячностью верят в любовь–страсть, в чувства, которые способны захватить всего человека и удерживать на пике возбуждения некоторое время. А дальше? Дальше привыкание и забота о детях… И то, это удел молодых и здоровых. Но любовь больше страсти, как душа больше тела. Разве тот человек, которого мы любим – только плоть, способная будоражить и привлекать?

 

Именно поэтому эти удивительные истории семейной жизни любящих людей, описанные в книге, вызывают, лично у меня, чувство глубокого уважения, изумления и радости!

 

Елена Ёрш, психолог

Один из главных критериев, по которым оценивается любое общество, - способность понимать тех, кто чем-то отличается от большинства, особенно слабых и тех, кого мы называем инвалидами. А один из важнейших моментов такого понимания - признание за этими людьми способности любить и быть любимыми.

К сожалению, здоровым и благополучным людям это понимание дается с трудом. Мы часто думаем, что человек с серьезным телесным изъяном не может и даже не имеет права испытывать любовные переживания, а те, у кого такие чувства вызывают взаимность, - странные люди и чуть ли не извращенцы. Такая установка не имеет ничего общего ни с моралью, ни с наукой, ни с нашим повседневным опытом.

Разумеется, слабому и больному человеку найти себе пару труднее, чем сильному и красивому. Но ограниченность собственных физических возможностей нередко компенсируется яркостью и исключительностью чувств, а любящий человек в состоянии принять другого в том теле, которое ему принадлежит, любовь делает это тело эротически привлекательным.

Талантливые рассказы Светланы Морщацкой не только знакомят читателей с одним из самых драматических аспектов жизни, но и способствуют формированию доброты и сочувствия, которого нам часто недостает.

Игорь С. Кон,

кандидат исторических наук, кандидат философских наук, доктор философских наук, профессор, академик Российской Академии образования, почетный профессор Корнелльского университета, доктор университета Серрей

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.