Романов Виталий Вячеславович Судебная бухгалтерия. Краткий курс — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Романов Виталий Вячеславович Судебная бухгалтерия. Краткий курс

2020-12-06 144
Романов Виталий Вячеславович Судебная бухгалтерия. Краткий курс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Романов Виталий Вячеславович Судебная бухгалтерия. Краткий курс

Оглавление

· 1. История развития бухгалтерского учета в России

· 2. Становление и развитие судебной бухгалтерии как отрасли научных знаний и учебной дисциплины

· 3. Предмет, метод и структура судебной бухгалтерии

· 4. Значение и функции судебной бухгалтерии

· 5. Источники правовой бухгалтерии

· 6. Правовая основа судебной бухгалтерии

· 7. Понятие и виды учета

· 8. Предмет и метод бухгалтерского учета

· 9. Структура бухгалтерии и статус главного бухгалтера предприятия

· 10. Учет в судебной бухгалтерии

· 11. Финансовый контроль и его виды

· 12. Система и организация бухгалтерского учета в России

· 13. Основы бухгалтерского учета

· 14. Бухгалтерский баланс и его значение в юридической практике

· 15. Счета бухгалтерского учета и их виды

· 16. Учетная политика организации и ее юридическая оценка

· 17. Понятие синтетического и аналитического учетов, их взаимосвязь

· 18. Подложные записи в аналитическом учете и принципы их обнаружения

· 19. Особенности обнаружения подложных записей в условиях механизированного учета

· 20. Использование материалов аналитического учета в юридической практике

· 21. Материальный ущерб в судебной бухгалтерии

· 22. Понятие, классификация бухгалтерских документов и их значение в правоприменительной деятельности

· 23. Документооборот в бухгалтерском учете

· 24. Учетные регистры и способы исправления ошибочных записей

· 25. Использование бухгалтерских документов при выявлении и доказательстве преступлений

· 26. Изъятие бухгалтерских документов работниками контролирующих и правоохранительных органов

· 27. Инвентаризация и ее значение в деятельности правоохранительных органов

· 28. Понятие и виды инвентаризации

· 29. Особенности организации и проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов

· 30. Способы искажения результатов инвентаризации и принципы их обнаружения на основе учетных документов

· 31. Понятие и классификация методов исследования документальных данных

· 32. Содержание методов документальной проверки и их применение в деятельности правоохранительных и контролирующих органов

· 33. Использование методов фактической проверки в юридической практике

· 34. Понятие специальных бухгалтерских познаний и формы их использования в правоприменительной деятельности

· 35. Использование специальных бухгалтерских познаний непосредственно сотрудниками правоохранительных органов

· 36. Понятие и виды документальной ревизии

· 37. Задачи, организация и значение документальной ревизии

· 38. Организация и проведение ревизии по инициативе правоохранительных органов

· 39. Оценка и использование материалов ревизии на стадии предварительного расследования

· 40. Взаимодействие правоохранительных и ревизионных органов

· 41. Понятие судебно-бухгалтерской экспертизы

· 42. Предмет, метод и задачи судебно-бухгалтерской экспертизы

· 43. Компетенция эксперта-бухгалтера

· 44. Назначение и производство судебно-бухгалтерской экспертизы

· 45. Объекты судебно-бухгалтерской экспертизы

· 46. Вопросы, решаемые судебно-бухгалтерской экспертизой

· 47. Заключение эксперта-бухгалтера и его оценка следователем, судом

· 48. Порядок оформления заключения судебно-бухгалтерской экспертизы

· 49. Содержание акта о невозможности проведения судебно-бухгалтерской экспертизы

· 50. Оценка заключения судебно-бухгалтерской экспертизы

· Библиография.

Понятие и виды учета

Учет — это наблюдение, подсчет, регистрация и систематизация определенных жизненных явлений. Он относится к одному из видов хозяйственного контроля.

Цель хозяйственного учета — формирование достоверной информации о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.

Выделяют 4 вида учета:

1) статистический;

2) оперативный;

3) бухгалтерский;

4) налоговый учет.

Статистический учет — это наблюдение и подсчет явлений, происходящих в обществе, для раскрытия их качественного состояния.

Основу статистического учета в районе, области, республике составляет статистическая отчетность отдельных хозяйствующих субъектов.

Оперативно-технический учет — наблюдение, подсчет, регистрация и контроль за отдельными хозяйственными операциями для текущего руководства ими (учет диспетчером километража пробега автомашины за рабочий рейс).

Налоговый учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения экономической информации для начисления налоговых обязательств хозяйствующих субъектов и контроля за выполнением этих обязательств.

Бухгалтерский учет — представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движения путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (ст. 1 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Упорядоченная система в бухгалтерском учете — единое применение методологических приемов для достижения целей учета.

Сбор информации предполагает составление первичных документов. Регистрация информации предполагает фиксацию фактов хозяйственной жизни, отраженных в первичных документах, а обобщение информации — ее группировку первоначально на счетах бухгалтерского учета, а затем в бухгалтерской отчетности. Денежное выражение является основным измерителем в бухгалтерском учете.

Сплошной учет всех хозяйственных операций — это обязательный учет всего имущества, продукции, денежных средств, задолженностей.

Непрерывный учет — постоянная, без пропусков фиксация всех совершаемых хозяйственных операций в документах установленной формы.

Согласно ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета являются: имущество организаций, обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета согласно п. 3 ст. 1 ФЗ «О бухгалтерском учете» являются:

1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности ― руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним ― инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

2) обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Одной из основных задач бухгалтерского учета также является удовлетворение потребности управляющих структур и собственников, а также текущих и потенциальных инвесторов и кредиторов в необходимой для них финансовой информации.

Учет в судебной бухгалтерии

Возникновение учета произошло одновременно с возникновением человеческой цивилизации. Развитие учета было вызвано потребностями жизни общества. С развитием учета параллельно развивались письменность и математика.

В Китае за 22 века до н. э. проводилась перепись имущества и населения, материалы которой использовались государством в военных и фискальных целях.

Первоначально учетные работы проводились довольно примитивно.

В Древней Греции учет получил правовой характер. Здесь закреплялась материальная ответственность за приобретенные ценные вещи. Подотчетные лица подбирались из состоятельных людей, которые вносили залог в случае недостачи для ее покрытия.

Постепенно на практике сложилась теория бухгалтерского учета, который основывался на двойной записи. Это произошло к XV в.

Пачоли Л. сформулировал цели учета: ведение своих дел в должном порядке, чтобы можно было получить сведения относительно долгов и требований. Это положение является доказательством того, что уже в то время учет велся в целях оперативного выявления долгов и требований и надлежащего устройства своих дел.

Становление бухгалтерского учета в России относится к эпохе Петра I, который много сделал для цивилизации России, в том числе для развития бухгалтерского учета, так как слово «бухгалтер» появилось в начале XVIII в., в период реформ Петра I.

Особенно сильно в тот период учет развивался на уральских металлургических заводах. Такой учет получил название промышленного. При помощи рассматриваемого вида учета на предприятиях впервые были обеспечены сплошное документирование всех фактов хозяйственной деятельности, регулярность инвентаризации и составления отчетности, была создана более совершенная методика исчисления затрат. Однако бухгалтерский учет в то время не знал системы двойной записи.

Одним из первых российских авторов, описавших двойную бухгалтерию, был М. Д. Чулков. Ему принадлежит книга «Наставление необходимо нужное для российских купцов, а более для молодых людей».

В начале XIX в. на основании трудов русских бухгалтеров (К. И Арнольда, И. Ахматова, Э. А. Мудрова и И. С. Вавилова) была сформирована русская школа бухгалтерского учета. А. В. Прокофьев в 1883 г. издает книгу «Курс двойной бухгалтерии». Раскрывая сущность и необходимость знаний бухгалтерского учета, он опирался на действующие законодательные документы того времени. Далее А. В. Прокофьев дает некоторые рекомендации при ведении учета в акционерных обществах, товариществах и на предприятиях.

Возникновение бухгалтерии стало ответом на запросы жизни, так как человеку необходимо было знать, сколько и какое имуществе имеется в его хозяйстве, сколько другие должны данному хозяйству и сколько оно должно другим.

Данные хозяйственного учета используются для анализа производственно-хозяйственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также для контрольно-ревизионной работы, аудиторских проверок и судебно-бухгалтерской экспертизы.

В современной российской экономике существует система хозяйственного учета.

Данная система основывается на трех взаимосвязанных видах учета:

1) оперативном учете;

2) статистическом учете;

3) бухгалтерском учете.

Основы бухгалтерского учета

Под основами бухгалтерского учета в юридической литературе принято понимать правовые нормы, которые регламентируют бухгалтерский учет. Данные нормы носят комплексный характер, поскольку содержат положения, касающиеся различных сфер деятельности, и в связи с этим находятся в различных нормативных правовых актах.

Основы бухгалтерского учета строятся из документов трех уровней.

К первому уровню принято относить федеральные законы:

1) ФЗ «О бухгалтерском учете»;

2) Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ);

3) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);

4) Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ).

Ко второму уровню документов относят ведомственные нормативные акты (как правило это акты, издаваемые Минфином России), которые представленные следующими документами:

1) приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;

2) приказом Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. № 154н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)»;

3) приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02»;

4) приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98»;

5) приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01».

Также к основам бухгалтерского учета можно отнести акты, которые носят методический, рекомендательный характер: методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции в строительстве, сельском хозяйстве, науке; методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности.

Разнообразные указания Министерства финансов РФ по вопросам, возникающим в хозяйственной деятельности предприятия, также принято относить ко второму уровню документов, образующих основы бухгалтерского учета.

Рабочие документы предприятий, формирующие его учетную политику, образуют третий уровень документов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что к основам бухгалтерского учета относятся:

1) законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете.

2) подзаконные акты, которые издаются органами, обладающими специальной компетенцией, что наделяет их императивным характером;

3) подзаконные акты, нормы которых носят рекомендательный (методический характер);

4) локальные нормативные акты, издаваемые в соответствии со ст. 8. Трудового кодекса Российской Федерации.

Содержание методов документальной проверки и их применение в деятельности правоохранительных и контролирующих органов

При исследовании документов в ревизионной и юридической практике применяются методы которые различаются по своему содержанию, формам осуществления, объектам, предмету и задачам исследования, кругу объектов проверки, сфере применения.

Указанные методов находят свое отражение при осмотре документов, их изучении, контрольных подсчетах, сравнительном анализе учетных записей. На основании и круга изучаемых объектов и возникающих несоответствий принято выделять три группы методов документальной проверки.

Методы исследования отдельного документа включают следующие виды проверки:

1) формальную ― включает внешний осмотр бухгалтерского документа и его изучение;

2) нормативную ― проверка на соответствие действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ГОСТам, ОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, размера налогов;

3) арифметическую ― установление правильности сделанных в документе подсчетов итоговых сумм.

Все три метода, основанные на перечисленных проверках, характеризуются простотой применения и высокой поисковой значимостью при проведении проверок и ревизий.

Исследование несоответствий в содержании нескольких взаимосвязанных документов производится с помощью двух методов:

1) встречной проверки, при которой сопоставляется один и тот же документ в различных экземплярах;

2) взаимного контроля, при которомизучаются различные документы.

Сопоставлению могут подвергаться различные бухгалтерские документы, а также документы оперативно-технического учета. С его помощью решаются две основные задачи:

1) выявляются подложные документы;

2) определяется круг участников преступлений.

Различные злоупотребления могут быть обнаружены путем восстановления количественно-суммового учета.

Рассмотрим способ осуществления.

На товар каждого наименования, сорта и цены заводится отдельная карточка, в которой фиксируются все движение и остатки этого товара за определенный период на основе инвентаризационных описей и приходно-расходных документов. Сравнение книжных остатков с фактическими на конец каждого инвентаризационного периода позволяет выявить излишки одних товаров и недостачу других.

Представители правоохранительных органов должны требовать восстановления количественно-суммового учета только в случаях, когда это вызывается действительной необходимостью. При этом нужно учитывать реальную возможность восстановления количественного учета в соответствующих предприятиях.

Применение метода восстановления количественного учета выявляет недостачи определенных ценностей или излишки. Причинами недостачи могут быть как хищение товарно-материальных ценностей, так и пересортица или учетные ошибки. Причинами излишков могут быть как поступление товаров без надлежащего документального оформления, так и пересортица.

Метод контрольного сличение остатков применяют при выявлении хищений на предприятиях розничной торговли и общественного питания в том случае, когда нельзя применить метод восстановления количественного учета.

Данные об остатке товара по инвентаризационной описи на конец проверяемого инвентаризационного периода сопоставляются с итоговыми данными о движении этого товара за весь период, начиная от предыдущей инвентаризации.

При контрольном сличении остатков используют следующие документы:

1) две инвентаризационные описи;

2) приходные документы за проверяемый период;

3) расходные товарные документы.

С помощью этих документов ревизор анализирует движение какого-то конкретного товара и делает его количественную выборку. На основе выборки вычисляется максимально возможный остаток товара на день инвентаризации, который сравнивается с остатком по инвентаризационной описи.

Метод обратной калькуляции ― переходный этап для применения метода восстановления количественного учета, преследующий цель определения документированного расхода сырья и изделий, использованных при изготовлении определенного количества продукции одного либо нескольких наименований.

Хронологический анализ проводится путем дробления учетного периода на более короткие промежутки времени.

С помощью данного метода могут быть установлены:

1) нетипичные закономерности в работе предприятия, которые проявляются в виде вспышек или спадов в осуществлении хозяйственных операций;

2) единичные отклонения от нормального оборота, указывающие на возможность подлога в отдельном документе.

Хронологический анализ применяется для сужения круга поиска признаков преступлений и причастных к нему лиц.

Сравнительный анализ ― взаимное сопоставление содержания разных документов, отображающих аналогичные по своему содержанию операции. Применяется для обнаружения первичных сведений о фактах возможных злоупотреблений. Предмет сопоставления ― различные реквизиты документов.

Этапы проведения ревизии

1-й этап ― подготовительный, он включает издание приказа о назначении ревизии, в котором определяются состав ревизионной группы и сроки проведения проверки. На данном этапе ревизоры знакомятся с содержанием материалов предыдущих ревизий, анализируют отчетность проверяемой организации, составляют план предстоящей ревизии. Целесообразно, чтобы план был согласован с инициатором проведения ревизии.

На данном этапе необходимо обеспечить:

1) сохранность бухгалтерских документов путем их изъятия или опечатывания мест хранения;

2) объективность ревизора путем устранения каких-либо давлений на него со стороны проверяемых лиц.

2-й этап ― неотложные контрольные действия ревизора. Ревизор опечатывает места хранения денежных средств, материальных ценностей, складские помещения, предъявляет руководителю ревизуемой организации документы о назначении ревизии и знакомит его с составом ревизионной группы.

Для достижения наилучшего результата ревизор должен систематически информировать сотрудника правоохранительного органа о ходе ревизионных действий и немедленно сообщать о выявлении фактов злоупотреблений.

3-й этаппроведение контрольных действий. Данный этап состоит из двух стадий.

Стадия 1 ― общая проверка хозяйственной деятельности.

Стадия 2 ― детальное исследование хозяйственной операции, предусматривает работу ревизора с первичными документами и выполнение ряда конкретных действий, таких как встречная проверка, метод взаимного контроля и др.

Следователь должен активно вести расследование преступлений, в том числе и связанных с ними обстоятельств, которые являются предметом ревизионной проверки. Приостанавливать, задерживать расследование по делу на период производства ревизии не допускается.

В процессе проведения ревизии оперативный сотрудник, следователь должен:

1) сочетать использование ревизионных методов с применением других средств доказывания в целях быстрого расследования преступления;

2) своевременно направлять деятельность ревизора на наиболее криминогенные участки хозяйственной деятельности ревизуемой организации;

3) не дожидаясь окончания ревизии, осуществлять необходимую проверку выявляемых в процессе ревизии обстоятельств.

4-й этап ― составление документов о результатах ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, в котором фиксируются результаты ревизии, состояние производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации, отражаются как выявленные недостатки, нарушения действующих законов, положений, инструкций и случаи злоупотреблений, хищений и недостач, так и положительные стороны производственной деятельности проверяемого объекта.

В акте излагаются установленные факты.

Возможно составление промежуточных актов, отображающих факты проверки конкретных участков хозяйственной деятельности и выявление злоупотреблений.

Акт документальной ревизии составляется в 2–3 экземплярах. Один экземпляр направляется в вышестоящую организацию, второй ― в ревизуемую организацию, третий передается непосредственно в правоохранительные органы.

Передаваемые в правоохранительные органы материалы должны содержать:

1) письменное сообщение, в котором кратко излагается суть выявленных нарушений законодательства;

2) подлинник акта ревизии, оформленный и подписанный надлежащим образом;

3) объяснения и возражения должностных лиц по акту ревизии;

4) письменные заключения проверяющих.

Если ревизия проводилась по инициативе правоохранительных органов, то акты, составленные по результатам ее проведения, подписываются ревизором, проводившим проверку, и направляются для ознакомления и подписания руководителю ревизуемой организации, главному бухгалтеру, которые должны в течение 5 дней ознакомиться с содержанием актов и подписать их.

Запрещается внесение каких-либо изменений в акт после его подписания проверяющим и должностными лицами проверяемой организации.

39. Оценка и использование материалов ревизии на стадии предварительного расследования

При анализе материалов ревизии необходимо выяснить, какие конкретные факты установлены ревизором, содержат ли они признаки преступления или являются всего лишь правонарушением или обстоятельством, за которым могут скрываться преступления.

При анализе таких материалов важно знать типичные способы и признаки совершения хищений имущества и иных преступлений в сфере производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций.

После получения акта ревизии с приложениями следователю необходимо ознакомиться с поступившими материалами, проанализировать и правильно оценить их с учетом других материалов дела, а затем наметить план действии, вытекающих из произведенного анализа.

Следователь анализирует акт:

1) с точки зрения доброкачественности проведенной проверки;

2) с точки зрения доказательственного значения полученных материалов.

Следователю необходимо выяснить:

1) правильно ли с точки зрения действующего законодательства оформлены отдельные ревизионные действия;

2) в полном ли объеме выполнена проверка;

3) применены ли ревизором все необходимые в данной ситуации приемы проверки документальных данных;

4) все ли необходимые документы приобщены к акту;

5) на каком этапе к участию в ревизии привлекались должностные и материально ответственные лица, дали ли они объяснения и как эти объяснения учтены ревизором;

6) не имеются ли в акте противоречия между содержанием исследования и выводами ревизора.

Перед тем как использовать материалы ревизии при расследовании уголовного дела, необходимо убедиться в их доброкачественности и реальности отраженных в них фактов.

На стадии предварительного расследования необходимо установить:

1) какие факты преступлений выявлены ревизией;

2) какие собраны сведения о способах и обстоятельствах совершения преступления, все ли они известны;

3) какие конкретно лица подозреваются в совершении преступления;

4) определен ли размер материального ущерба;

5) выявлены ли обстоятельства, способствовавшие совершению преступления;

6) имеются ли данные, ставящие под сомнение доброкачественность ревизионных материалов;

7) обоснованы ли выводы ревизии.

В ходе изучения материалов ревизии необходимо обратить внимание на приложенные к акту ревизии объяснения должностных лиц по фактам нарушений и злоупотреблений, так как они имеют большое значение.

После изучения акта первичной ревизии следователь принимает следующие решения:

1) признать проведенную ревизию доброкачественной и ее материалы приобщить к делу;

2) возвратить материалы ревизии органу, проводившему ревизию, для доработки при наличии существенных недостатков;

3) признать первичную ревизию недостаточной, потребовать ее повторного производства.

Также может быть назначена дополнительная или повторная ревизия с учетом новых данных, появившихся в уголовном деле.

На основе анализа и оценки материалов ревизии и других данных, собранных к моменту возбуждения уголовного дела, следователь решает, как они могут быть использованы в рамках уголовного дела. При этом им учитывается, что факты, которые устанавливает ревизор, часто могут являться следствием не только преступлений, но и других различных причин. Окончательный вывод о преступлении и его обстоятельствах можно сделать лишь после проведения соответствующего расследования.

Материалы документальной ревизии уголовно-процессуальным законодательством относятся к «иным документам» и допускаются в качестве доказательств, если они имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Материалы ревизии являются доказательствами после оформления их соответствующим образом. Дальнейшая оценка этих доказательств происходит в процессе расследования в соответствии с требованиями УПК РФ.

Дальнейшее использование материалов ревизии при расследовании уголовного дела обязательно должно сочетаться с проверкой этих материалов путем проведения соответствующих следственных действий.

Материалы ревизии наиболее часто приобщаются к уголовным делам о преступлениях и могут эффективно использоваться при расследовании преступлений экономической направленности.

В юридической практике сформировалась тенденция, что материалы ревизии используются в расследовании лицом, вынесшим постановление о ее назначении, но в виде исключения к следователю могут поступать акты ревизий от контрольно-ревизионных органов, которые осуществляли проверку в рамках финансового контроля и выявили различные злоупотребления. На начальном этапе расследования в работе органов предварительного расследования с материалами документальных ревизий можно наблюдать ряд особенностей.

Ревизия должна проводится в соответствии с правовыми нормами, регламентирующими порядок ее производства и права ревизора и ревизуемых лиц, так как это имеет большое значение при оценке материалов ревизии с точки зрения их доброкачественности. На следователя возлагается обязанность по обеспечению участия в инвентаризациях, обмерах выполненных работ и других ревизионных действиях ревизуемых лиц. Следователи должны давать объяснения ревизору, знакомиться с соответствующими документами и материалами ревизии.

Наиболее частым нарушением в юридической практике является проведение ревизии без участия указанных лиц и составление акта без проверки и учета их объяснений.

В дальнейшем при анализе материалов ревизии необходимо выяснить были ли привлечены и в какой форме к участию в ревизии те работники, служебная деятельность которых проверялась. На сегодняшней день не редки случаи когда ревизоры проводят отдельные проверочные действия такие как, обмер выполненных работ, контрольный запуск сырья и материалов в производство, без участия некоторых ревизуемых лиц, которые непосредственно отвечали за соответствующие участки работы. Как правила эти лица начинают оспаривать результаты обмера или иного действия, но ревизор редко принимает во внимание их возражения.

Данные нарушения могут быть установлены сотрудниками правоохранительных органов с помощью ознакомления с актами, составленными при производстве указанных действий, и с объяснениями ревизуемых лиц. Если такие случаи будут установлены то может возникнуть необходимость в производстве повторной ревизии. Некоторые недобросовестные ревизоры при установлении в процессе ревизии фактов, которые расцениваются ими как признаки злоупотреблений, несвоевременно получают по ним объяснения от соответствующих лиц и не знакомят последних с документами, послужившими основанием для выводов. В дальнейшем при ознакомлении с актом ревизии эти лица пытаются опровергнуть сделанные выводы, для чего ссылаются на обстоятельства, которые не были проверенны ревизорами, и в виде доказательства представляют не исследованные ими документы. Но как правило по их объяснениям не проводится надлежащая дополнительная проверка.

Если такие нарушения будут установлены и в связи с ними возникнут сомнений в достоверности выводов проведенной ревизии и установленных в результате нее злоупотреблений можно потребовать производства дополнительной ревизии.

Таким образом, оценка результатов ревизии во многом зависит от соблюдения вышеуказанных и других правил. Нарушения, носящие формальный характер, и кажущиеся на первый взгляд безобидными, в последствии пагубно сказываются на полноте и доброкачественности ревизионной проверки и обоснованности выводов ревизии.

Вопросы, решаемые судебно-бухгалтерской экспертизой

Судебно-бухгалтерской экспертизой решается большое множество вопросов. Примерные вопросы, решаемые судебно-бухгалтерской экспертизой:

1) правильно ли оформлена операция с материальными ценностями, в чем это проявляется, какому нормативному акту по бухгалтерскому учету не соответствует данное оформление;

2) отражена ли в бухгалтерском учете определенная хозяйственная операция, осуществленная в конкретное время;

3) не нарушены ли какие-либо требования правил учета и контроля в связи с такими-то операциями (при составлении расчетных и платежных ведомостей, калькуляций; поступлении, выдаче, списании материальных ценностей, выплате денежных средств и т. д.), и если да, требования каких правил и каким образом нарушены;

4) не нарушены ли правила бухгалтерского учета при оформлении первичных и сводных (группировочных или накопительных) документов по таким-то хозяйственным операциям в таком-то периоде, и если да, какие правила и каким образом нарушены;

5) правильно ли начислялась зарплата рабочим и служащим данной организации за определенный период времени, и если нет, то в чем выразились отступления от установленного порядка ее начисления; правильно ли использованы расценки при начислении зарплаты;

6) является ли документально обоснованной определенная бухгалтерская операция;

7) товарной или бестоварной является интересуемая бухгалтерская операция;

8) правильно ли списаны такие-то материальные ценности в связи с данной деятельностью;

9) были ли допущены искажения производственных расходов;

10) присутствовало ли завышение списанных материалов в указанном периоде, с учетом заключения по результатам технологической экспертизы о должном списании;

11) в каком количестве и сумме выразилось излишнее списание;

12) мог ли сдатчик тары обладать тем ее количеством, которое указано в приемных квитанциях;

13) верно ли отражено в учетных документах поступление денег, внесенных в порядке расчетов за товары, полученные в кредит;

14) обнаружены ли дописки в объемах проверяемых работ, указанных в нарядах на начисление зарплаты;

15) правильно ли при оформлении указанной бухгалтерской операции использована норма естественной убыли;

16) не применяли ли норму естественной убыли исходя из завышенного оборота товарной массы;

17) не использовалась ли норма естественной убыли по транзитным операциям или на товары, принимаемые отпускаемые без осмотра веса или по весу, обозначенному на таре;

18) были ли учтены при выполнении бухгалтерской операции акты о недостаче материальных ценностей;

19) чем можно мотивировать расхождения в различных документах бухгалтерского учета, отражающих такую-то хозяйственную операцию;

20) совпадают ли данные счетов бухгалтерского учета и первичных документов;

21) какие имеются противоречия, к каким хозяйственным операциям и промежуткам времени они относятся;

22) имеются ли в учетных регистрах записи, не соответствующие первичными документами;

23) была ли соблюдена бухгалтерией корреспонденция счетов, которая предписывается определенными правилами;

24) как можно объяснить противоречия в документах бухгалтерского учета, отражающих указанную операцию;

25) не противоречат ли такие-то бухгалтерские операции, исполненные данным лицом, требованиям бухгалтерского учета;

26) соответствуют ли действия должностного лица нормам, изложение которых не требует специальных знаний бухгалтера.

Заключение эксперта-бухгалтера и его оценка следователем, судом

В результате проведенных исследований эксперт-бухгалтер составляет письменное заключение.

Заключение в соответствии со ст. 204 УПК РФ — это процессуальный документ, в котором эксперт доводит свои выводы до сведения органа или лица, назначившего экспертизу. Устные ответы эксперта в суде или при проведении допроса на следствии необходимы для разъяснения письменного заключение, но не для его замены.

Заключение эксперта не может быть основано на документах, которые не были приобщены следователем к делу. Заключение эксперта будет некомпетентным при условии, что он учтет не все предоставленные ему материалы, имеющие значение для решения вопросов, поставленных перед ним.

Заключение эксперта-бухгалтера составляется согласно требованиям ст. 57, 204 УПК РФ. Законодатель установил, что заключение должно быть объективным и достоверным, а факты, изложенные в нем, должны быть бесспорными.

Заключение состоит из 3 частей: вводной, исследовательской, заключительной (выводов).

Во вводной части указываются:

1) название экспертизы и к какому из трех видов она принадлежит: дополнительная, повторная, комиссионная;

2) дата, время и место проведения бухгалтерской экспертизы;

3) необходимая информация об эксперте: Ф. И. О., специальность, образование, наличие ученой степени и звания, занимаемая им должность;

4) даты поступления материалов на экспертизу и подписания заключения;

5) основание для производства экспертизы (кем и когда вынесено пост<


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.