Для специальности 030602.65 «Связи с общественностью» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Для специальности 030602.65 «Связи с общественностью»

2020-12-06 64
Для специальности 030602.65 «Связи с общественностью» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

Рег. № 10602

«01» июля 2010г.

  УТВЕРЖДАЮ Проректор по УР НГУЭУ __________ В.И.Мамонов «___» _________ 2010г. Проректор по ИО и МР __________ С.А. Смирнов «___»___________ 200__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования
по соответствующим направлениям (специальности)

 

Для специальности 030602.65 «Связи с общественностью»

 

 

Новосибирск

2010

Программа курса рассмотрена и утверждена на заседании кафедры.

 

Протокол заседания № 9 от «03» июня 2010 г.

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Выпускающая кафедра по специальности

___________________________________

___________________________________

(подпись зав. кафедрой)

 

«___» _______________ 2010 г.

 

Программа курса разработана в соответствии с внутренним стандартом НГУЭУ на рабочую программу

 

 

Начальник ОМО

____________________

«__» _____________ 2010 г.

 

 

Программу дисциплины разработал:

Штуден Лев Леонидович,

д.к.н., профессор, кафедры Философии

 

Ó Штуден Л.Л.

Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ»

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из государственного образовательного стандарта по учебной дисциплине

ОПД.Ф.3.08. Религиоведение.

«Слагаемые и компоненты религии как предмета познания; существующие определения, понятия религии; религия и культ.; религия и ритуал; религия и мифология; религия и магия: религия и мистика; религия и эзотерика; понятие религиозного опыта; религия и богословие; религия и вера; религия и ее роль в обществе; социологический аспект религии; религия в системе культуры; классификация религий; религии национальные и мировые.

Религии Запада: религии Древнего Средиземноморья – египетская, Месопотамия, древнегреческая, древнеримская, древнегерманская, древнеславянская, митраизм и его распространение на Западе. Авраамические религии – иудаизм, гностицизм, христианство (католицизм, православие, протестантство, несторианство, монофизитство), мусульманство, бахаизм.

Восточные религии: иранские, индийские, дальневосточные и др. религии.

Многообразие религий: судьбы религиозного сознания в современном мире».

Цели и задачи курса

Университет, по самому смыслу своего наименования, не должен ориентировать студента лишь на получение узко технической специализации. История человечества не умещается в перечень научных или технических достижений. Человек – прежде всего духовное существо, и система образования неизбежно должна быть нацелена на духовное, этическое, интеллектуальное обогащение обучающегося. Отсюда и цель настоящего курса: дисциплина «Религиоведение» предназначена для того, чтобы донести до студенческой аудитории наиболее характерные для культурной истории человечества виды религиозных учений и духовных практик. Попутно мы анализируем основные идейные установки, догматы в обрядовой практике мировых религий, в соответствии с определяющими историческими вехами их развития и конфессиональными особенностями внутри каждой из них. Всё это никоим образом не предполагает какой-либо специальной ориентации аудитории в заранее избранном направлении. Характер Курса, в строгом значении этого слова, является общеобразовательным.

В соответствии с назначением дисциплины, основной целью изучения является формирование у студента целостного мировоззрения, отвечающего индивидуальным задачам его духовного роста и покоящегося на фундаменте либеральных ценностей современного общества, таких, как веротерпимость, понимание главенствующего значения духовных ценностей и широкий взгляд на возможное и фактическое разнообразие (идейное, философское, этическое) духовной культуры человечества.

Исходя из главной цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

¾ получение необходимых, в условиях многоконфессионального общества, знаний относительно особенностей мировоззрения и поведения представителей основных конфессиональных групп Российской Федерации;

¾ формирование у студента общекультурной эрудиции по проблемам религиозного сознания;

¾ знакомство с основами практической этики, заложенной в текстах Священных Писаний;

¾ усвоение в систематическом виде исторических сведений о формировании фундаментальных духовных ценностей в социальной практике мировых религий.

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

По окончании изучения дисциплины «Религиоведение» слушатель должен:

¾ иметь представление об исторической панораме возникновения религиозных движений; догматических основах, ритуальной и духовной практике наиболее значимых религий мира, а также о месте, которое религия занимает в жизни людей с незапамятных времён;

¾ знать основные понятия, имеющие отношение к сфере действия мировых религий; фактологический материал, касающийся их основателей; мифы и сказания, являющиеся их идейной основой; устоявшиеся в социальной практике конфессиональные варианты религиозной мифологии и догматики, мировоззренческую позицию наиболее почитаемых в мире духовных учителей;

¾ уметь ориентироваться в основных религиозных направлениях, связанных с духовной жизнью современного человечества, общаться на достойном уровне с представителями самых разнообразных конфессий.

Формы контроля

Промежуточная аттестация. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен (для очной формы обучения), зачет (для заочной формы обучения). Оценка, полученная на экзамене (зачете), является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому.

Текущий контроль. В течение семестра на очном отделении выполняются задания по устному анализу важнейших текстов (мифы, догматика, отрывки из Священных Писаний). Анализ производится во время семинарских занятий. Производится также и тестовый контроль на коллоквиумах. Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу. Результаты выполнения этих работ являются одним из критериев, влияющих на итоговую оценку.

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Тематический план учебной дисциплины

(Распределение часов)

 

 

Наименование

разделов и тем

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Количество часов

Лекции Практ занятия Сам работа Всего часов по теме Лекции Сам работа Всего часов по теме 1. Что такое религия. Исторические и психологические корни религиозных верований.           15   2. Религия и мифология. Первобытные верования           10   3. Способы классификации религий. Религии городского язычества           5   4. Авраамические религии. Ветхозаветный монотеизм           20   5. Основы христианского вероучения. Религия и богословие         2 20   6. Православие в России         2 30   7. Католицизм и протестантизм           2   8. Ислам         2 10   9. Буддизм и религиозные традиции Индии         2 10   10. Религиозные учения Китая           10   11. Современное состояние мировых религий           18   12. Религиозное творчество на современном этапе           20   Итого по разделу:               Итого по дисциплине: 34 34 68 136 10 214 224

 

Содержание отдельных разделов и тем

Тема 8. Ислам

Краткая история возникновения ислама. Деятельность Мухаммада. Ислам после смерти Пророка: оформление Корана, становление традиций. «Пять столпов» ислама. Мифология Корана, её связь с сюжетами Библии. Краткие сведения об основных конфессиях ислама (сунниты, шииты, хариджиты, суфии). Джихад и варианты толкования этого понятия. Роль ислама в современном мире.

Тема 9. Буддизм и религиозные традиции Индии

Устремлённость к духовному поиску как доминанта индийской культуры. Основные установки религиозной философии индийцев. Определяющее значение психологии и этики в индийской религиозной мысли. Брахманизм. Индуизм. Традиционная духовная практика (йога), её распространение в современном мире.

Краткая история возникновения и историческая эволюция буддизма. Личность Будды (Сиддхарты Гаутамы). Распространение буддизма, его влияние на культуру стран Юго-Восточной Азии. Основные направления буддизма: тхеравада, махаяна, вадржаяна, ламаизм, чань (дзэн).

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Примерный список тем для выполнения контрольных работ

1. Психологические истоки религиозных верований.

2. Первобытные религиозные практики: миф, магия, шаманизм.

3. Первобытные верования: анимизм, тотемизм, фетишизм.

4. Трансформация языческих верований при переходе к городской цивилизации (дух превращается в божество, капище в храм, фетиш в статую бога, шаман – в жреца).

5. Официальные языческие культы (например: культ божества плодородия, культ царя, культ солнца, культ мёртвых).

6. Религия домашних божеств в языческих цивилизациях.

7. Культ священных животных (на примере Древнего Египта).

8. Древние религиозные мистерии.

9. Ветхозаветный монотеизм: основные установки, атрибуты Бога (в сравнении с языческими традициями).

10. Ветхозаветный монотеизм: роль человека в мироздании, идея «завета» между избранным народом и Богом, появление исторического времени.

11. Картина Всемирного Потопа в Ветхом Завете и месопотамском эпосе о подвигах Гильгамеша.

12. Гибель Содома и Гоморры.

13. Исав и Иаков.

14. История Иосифа.

15. История Моисея.

16. Смысл Десяти заповедей.

17. Структура Ветхого Завета.

18. Личность Христа, её сакральное значение, утверждённое на первых Вселенских соборах. Смысл формулы Халкидонского собора о двух естествах Иисуса Христа.

19. Христианские ереси: гностицизм, арианство, монофизитство (по выбору).

20. Основания христианской религии (трёхипостасность Божества, смысл Распятия и Воскресения, таинства крещения и евхаристии, эсхатология).

21. Анализ «Нагорной проповеди».

22. Основные вехи жизни Иисуса Христа (по двум Евангелиям: от Матфея и от Луки).

23. Духовные установления и традиции православного христианства.

24. Духовные установления и традиции католицизма.

25. Основные установки протестантизма.

26. Борьба иосифлян и нестяжателей.

27. Никонианский раскол в русской православной Церкви.

28. Русская православная церковь и государственная власть.

29. Святые в истории российского православия.

 30. Борьба между светской и духовной властью в средневековом католицизме.

31. История возникновения ислама (деятельность пророка Мухаммада).

32. «Пять столпов» мусульманской веры. Идея предопределения.

33. Основные религиозные течения в исламе.

34. Мифология ислама, общие сюжеты Корана и Библии, представления о рае и аде, миф о путешествии в Иерусалим и чудесном вознесении Мухаммада.

35. Четыре «благородных истины» буддизма.

36. Жизнь и духовное служение Сиддхарты Гаутамы.

37. Основные направления буддизма.

38. Основные духовные установки индийской культуры (идея имманентного Бога, мокша, карма, реинкарнация, сансара, майя, лила, пуруша и практити, атман и Брахман, САТ-ЧИТ-АНАНДА).

39. Идея «тримурти» в индуизме.

40. Йога, её основные разновидности.

41. Принцип «недеяния» в даосизме и его практический выход: отношение к природе.

42. Роль Неба (ТЯНЬ) в китайской религиозной традиции.

43. Исламский фундаментализм и современный мир.

 

3.2. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)

1. Что такое анимизм?

2. Что такое фетиш?

3. Какова функция тотема?

4. Какую роль в архаических культах выполнял шаман?

5. Какова была суть реформы Эхнатона?

6. Что представлял собою «суд Озириса» в древнеегипетской религии?

7. Что такое «отрицательная исповедь» и где она применялась?

8. Что такое теомахия?

9. Где зародилась религия личного бога?

10. К чему, как правило, сводился календарный смысл древних мифов об умирающем и воскресающем боге?

11. Что такое монотеизм?

12. Кто и где получил Десять заповедей?

13. Как звучит первая заповедь Декалога Моисея?

14. Каковы главные атрибуты ветхозаветного Бога?

15. Что означает понятие «трансцендентный»?

16. Что означает идея «избранного народа»?

17. Почему имя Хам имеет нарицательный смысл?

18. Почему Иосиф оказался в Египте?

19. Каков статус человека, по отношению ко всей остальной твари, согласно ветхозаветной религии?

20. В чём суть изменения концепции времени при переходе от язычества к ветхозаветному монотеизму?

21. Что собою представляют три ипостаси новозаветного Бога?

22. В чём символический смысл распятия Христа?

23. В чём символический смысл воскресения Христа?

24. Каков смысл евхаристии и откуда берёт начало этот обряд?

25. Что представляет собою христианская эсхатология?

26. Как трактует Христос ветхозаветную заповедь «не убий»?

27. Кто крестил Иисуса Христа?

28. Кто такой Понтий Пилат?

29. Как произошло предсказанное Иисусом отречение Петра?

30. Кто и когда сделал христианство официальной религией Рима?

31. Как называются три основные христианские конфессии?

32. Назовите известные Вам страны, где преобладающей конфессией является католицизм.

33. Какое дополнение внесли католики в символ христианской веры?

34. В чём разница отношения Церкви к государственной власти в православии и католицизме?

35. Какова была официальная цель крестовых походов?

36. Что такое индульгенция?

37. Как протестанты относились к труду и к идее накопления?

38. Что такое великая схизма?

39. Что такое инквизиция?

40. В чём состоит идея предопределения для протестантов?

41. Кто из киевских князей первым принял христианство?

42. Почему главным праздником в православии является Пасха?

43. Кто и когда принял решение о принятии христианства на Руси?

44. Какие соображения заставили Александра Невского заключить союз с татаро-монголами?

45. Кем и с какой целью был учреждён «святейший синод»?

46. Назовите имена известных Вам русских святых.

47. Какие задачи ставил перед собой патриарх Никон, проводя церковную реформу?

48. Каковы были последствия реформы Никона?

49. Кто благословил Дмитрия Донского на битву с татарами?

50. Кто был идейным вождём нестяжателей?

51. Что такое «пять столпов» ислама?

52. Что означает слово хиджра?

53. Что такое Кааба?

54. Что означает слово ислам?

55. Что такое шариат?

56. В чём Вы видите параллелизм сюжетов Библии и Корана?

57. Что собой представляют основные направления мусульманской религии?

58. Каковы правила мусульманского поста?

59. Что такое хадж?

60. Как звучит (в русском переводе) символ мусульманской веры?

61. Что такое карма?

62. Что такое сансара?

63. Что такое мокша?

64. Что такое ахимса?

65. Что такое медитация?

66. Что такое йога и каковы её главные разновидности?

67. Что собой представляют четыре варны?

68. Назовите четыре благородных истины в учении Будды.

69. Какие направления буддизма Вы знаете?

70. В каких странах существует буддизм?

71. Что означает принцип СЯО в конфуцианстве?

72. Что такое ИНЬ и ЯН?

73. Что такое ДАО?

74. Что означает в даосизме правило недеяния?

75. Что подразумевает идеал ЦЗЮНЬ ЦЗЫ в конфуцианской этике?

76. Что означает принцип ЛИ в конфуцианстве?

77. Что Конфуций понимал под «знанием» (ЧЖИ)?

78. Что представляет собою принцип гуманности (ЖЭНЬ) в конфуцианстве?

79. Что означала для Конфуция метафора: всадник, узда и лошадь?

80. Какую цель преследуют коаны в дзэн-буддизме?

 

Основная

1. Бадж Э. А. Уоллис. Египетская религия. Египетская магия: пер. с англ. / Бадж Э. А. Уоллис. – М., 1996.

2. БИБЛИЯ. Ветхий завет и Новый завет.

3. Бхагавадгита / пер. с санскрита, исслед. и примеч. В. С. Семенцова. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1999.

4. Васильев Л. С. История религий Востока: [учеб. пособие] / Л. С. Васильев. – 8-е изд. – М., 2006.

5. Зубов А. Б. История религии: кн. 1 Доисторические и внеисторические религии: курс лекций / А. Б. Зубов. – [М.], 2006.

6. Иллюстрированная история религий: в 2-х т. / под ред. Д. П. Шантепи де ля Соссей. – 2-е изд. – [Б.м., б.г.].

7. Классическое конфуцианство: в 2 т. / пер., ст., коммент. А. С. Мартынова. – Т. 1 Конфуций. Лунь Юй. – СПб.; М., 2000.

8. Лао Цзы. Дао Дэ Цзин. Учение о Пути и Благой Силе с параллелями из Библии и Бхагавад Гиты / Лао Цзы; [сост., пер., поэтич. перелож. и коммент. С. Н. Батонова]. – 2-е изд. – М., 1999.

9. Мень А. В. История религии: [учеб. пособие: в 2 кн. ] / Мень А. В. – Кн. 1 В поисках Пути, Истины и Жизни. – М., 1997.

10. Мень А. В. История религии: [учеб. пособие: в 2 кн. ] / Мень А. В. – Кн. 2 Пути христианства. – М., 1997.

11. Мифы народов мира: энцикл.: в 2-х т. / гл. ред. С. А. Токарев. – Т. 1 А-К. – 2-е изд. – М., 1998.

12. Основы религиоведения: учебник для вузов / [Ю. Ф. Борунков и др.]; под ред. И. Н. Яблокова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2006.

13. Переломов Л. С. Конфуций «Лунь юй»: исслед., пер. с кит., коммент. факс. текст «Лунь юя» с коммент. Чжу Си / Переломов Л. С. – М., 1998.

14. Поликарпов В. С. История религий: лекции и хрестоматия / Поликарпов В. С. – М., 1997.

 

Дополнительная

1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае / Н. В. Абаев. – Новосибирск, 1983.

2. Грюнебаум Г. Э. фон. Классический ислам. Очерк истории / Г. Э. фон Грюнебаум. – М., 1986.

3. Дюмулен Г. История дзэн буддизма / Г. Дюмулен. – СПб., 1994.

4. Дхаммапада / пер. В. Н. Топорова. – Новосибирск, 2003.

5. Иллюстрированная история религий. – Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1992.

6. История религий: лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. – СПб., 1997.

7. Карташев А. В. Вселенские соборы / А. В. Карташев. – М., 1994.        

8. Мень А. В. История религий. В поисках пути, истины и жизни: в 7-ми тт. / А. В. Мень. – М., 1991—1992.

9. Коран / пер. И. Ю. Крачковского. – М., 1990.

10. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника / Е. А. Торчинов. – СПб., 1997.

11. Федотов Г. П. Святые Древней Руси / Г. П. Федотов. – Париж, 1959.

12. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. –– М., 1990.

13. Хрестоматия по исламу. – М., 1991.

14. Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий / К. Г. Юнг. – М., 1994.
15. Якобсен Т. Сокровища тьмы: история месопотамской религии / Т. Якобсен. – М., 1995.

 

 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

Рег. № 10602

«01» июля 2010г.

  УТВЕРЖДАЮ Проректор по УР НГУЭУ __________ В.И.Мамонов «___» _________ 2010г. Проректор по ИО и МР __________ С.А. Смирнов «___»___________ 200__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования
по соответствующим направлениям (специальности)

 

для специальности 030602.65 «Связи с общественностью»

 

 

Новосибирск

2010

Программа курса рассмотрена и утверждена на заседании кафедры.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.