Религия как социальное явление. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Религия как социальное явление.

2020-12-06 71
Религия как социальное явление. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы

1. Причины возникновения религиозных верований.

2. Формы первобытных верований: магия, фетишизм, тотемизм, анимизм, шаманизм.

3. Мифология – результат творческой деятельности человека.

4. Религия в период перехода к классовому обществу.

 

Литература [1]

Афоризмы о религии и вере. Минск. - М., 2000.

Донини А. Люди, идолы и боги. – М., 1966.

Зыбковец В.Ф. Дорелигиозная эпоха. -  М., 1959.

Крывилев И.А. История религий. - М., 1975 – 1976.,Т. I – 2.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1994.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М., 1994.

Лекции по истории религии. Учеб. пособие. СПб., 1997.

Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1990.*

Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989.

Философия, религия, культура. - М., 1982.

Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. - М., 1984.

Шарль де Бросс. О фетишизме. - М., 1973.*

Эшлен Ш. Происхождение религии. - М., 1954.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Был ли в истории развития человечества безрелигиозный период? Или, как утверждают богословы, религия существует вечно?

2. Какие причины вызвали к жизни первые религиозные представления?

3. Является ли страх наиболее важным источником религии?

4. Почему астрология расцветает пышным цветом в наши дни?

5. Какие функции выполняла магия в сознании первобытного человека?

6. Почему суеверная фантазия древних приписывала сверхъестественные свойства материальным предметам, животным, реже растениям?

7. Имеются ли остаточные явления фетишизма в современных религиях?

8. Когда появились представления о душе и загробной жизни?

9. Можем ли мы сегодня прожить без религии и ее мифов?

10. Каковы роль и место мифологии в жизни общества?

11. Когда стали появляться полубоги и боги древности в человеческом облике?

12. Почему боги Гомера не знали этики и не предъявляли нравственных требований?

13. Можно ли в наше время извращать данные науки так, чтобы они не сильно противоречили религии и ее мифам?

Свобода совести

Вопросы

1. Особенности развития свободы совести на Руси.

2. Государственно-церковные отношения и свобода совести до 1917 г. и после Октябрьской революции.

3. Конституция Российской Федерации 1993 г. и новое законодательство о свободе совести от 26 сентября 1997 № I 25 – ФЗ:

а) гарантия свободы совести и вероисповедания (Гл. I, ст. 1-5);

б) права и обязанности религиозных объединений (Гл. II, ст. 6-14);

             в) права и условия деятельности религиозных объединений (Гл.     III, ст. 15-24),

             г) контроль за исполнением законодательства о свободе совести (Гл. IV, с. 25-27).

Литература

Варьяс М.Ю. Краткий курс церковного права. – М., 2001.

«Всеобщая декларация прав человека» ООН от 10 декабря 1948 г. Ст. 18 и 19.

Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г. Ст. I – 27, УК Российской Федерации ст. 148.

Китаев Н. Магия и право: мифы и действительность // Российская юстиция. – 2001. - № 12.

Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст. 18, 19, 28, 30.

Конституционное право России. Т.I - М. 1989. С. 326, 387, 492.

Куприянов А. Церковное право и его рецепция в российское законодательство // Российская юстиция. - 2001. - № 2.

«Международный пакт о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г. Ст. 18 и 19.

На пути к свободе совести. - М., 1989.

«Парижская хартия для новой Европы» от 21 ноября 1990 г.

Религия и закон. – М., 1996. 

Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. – М., 1996.

Снытков Е. От ветхозаветного к общечеловеческому праву // Российская юстиция. - 2001. - № 6.

Тер-Акопов А. Христианские начала и их развитие в российском праве // Российская юстиция. – 2001. -  № 7.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему в античности вместе с критикой мифологии нарастало скептическое отношение к пантеону богов (Ксенофан, Анаксагор, Протагор, Пифагор, Сократ и др.)?

2. Какой смысл вкладывается в термины, противодействующие религии: инакомыслие, свободомыслие, скептицизм, пантеизм, деизм, антиклерикализм, нигилизм, богоборчество, атеизм и др.?

3. Почему с точки зрения Платона атеизм – это социально-политическое зло?

4. Если в античности господствовали языческие верования, то почему их низвергли с пьедесталов в средние века? С язычниками христианство вело непримиримую борьбу. Не является ли это нарушением свободы совести?

5. «Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом» (византийский император Юстиниан I). Ваше представление о свободе и ее границах?

6. «Свобода» и «совесть» - это сочетание двух разных философско-этических категорий. Совесть – это «способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков» (Словарь по этике. – М., 1981, с. 312). А свобода есть «осознанная необходимость и действие человека в соответствии со своими знаниями, возможность и способность выбора в своих действиях» (Философская энциклопедия. Т.4. – М., 1967.С. 559). Почему богословы в своих проповедях делают акцент на проблемы свободы и нравственности?

7. Дж. Локк в своих «Письмах о веротерпимости» требовал отделения церкви от государства. «Свобода совести, - писал он, - есть естественное право каждого человека... и никого не должно принуждать в вопросах религии законом или силою». В чем, на ваш взгляд, ограниченность буржуазного понимания свободы совести? В какое историческое время сложилось и закрепилось понимание свободы совести как категории права, как юридической свободы человека самостоятельно решать вопросы своего отношения к религии и атеизму?

8. Л. Фейербах о сущности религии писал: «Истинная свобода – лишь    там, где человек свободен также и от религиозных предрассудков; истинное образование – лишь там, где человек возвысился над своими религиозными предрассудками и воображением». Прав ли Л. Фейербах?

9. «Невозможно рассуждать о морали и праве, - писал Ф.Энгельс, - не касаясь вопроса о так называемой свободе воли, о вменяемости человека, об отношении между необходимостью и свободой» (Соч., Т. 20. С. 115). Как вы представляете проблему свободной воли?

10.  Энгельс так сформулировал отношения церкви и государства, которые наиболее полно соответствуют осуществлению свободы совести: «Полное отделение церкви от государства. Ко всем религиозным обществам без исключения государство относится как к частным объединениям. Они лишаются всякой поддержки из государственных средств и всякого влияния на государственные школы». Пользуется ли церковь материальной поддержкой от государства сегодня?

11.  «Человек политически эмансипируется от религии тем, что изгоняет ее из сферы публичного права и переносит ее в сферу частного права», - подчеркивал К. Маркс. Может ли «политическая эмансипация» полностью ликвидировать религиозность и добиться осуществления свободы совести?

12.  В работе «К еврейскому вопросу» К. Маркс писал: «...так называемое христианское государство нуждается в христианской религии, чтобы восполнить себя как государство. Демократическое же государство, действительное государство, не нуждается в религии для своего политического восполнения». При религиозном насилии сегодня можно ли наше государство назвать демократическим?

13.  Справедливо ли замечание А. Бебеля о том, что «государство и церковь братски соединяются всякий раз, когда дело идет об угнетении народа»?

14.  Верит ли человек в Бога или не верит – это дело его личной совести. Совесть как этическая категория не имеет ни религиозной, ни атеистической окраски. Тогда почему в одни исторические периоды совесть движет людей к Богу, а в другие эпохи к атеизму?

15.  «Человечество не будет счастливо до тех пор, пока не станет атеистичным» (Ж. Ламетри). Почему в наше время не пропагандируются идеи антиклерикализма?  Сегодня религия рвется в школы, вузы, армию. Не является ли это нарушением законодательства о свободе совести?

16.  Основная масса населения нашей страны живет за чертой бедности. Ср.: мнение проф. д. филос. н. Р.О. Гибайдулиной: «Вот, где следует искать потенциал нового религиозного сознания – в жалкой и постыдной бедности, которая и создает ежедневно и повсеместно предпосылки для массовой веры». Как вы считаете, материальные условия жизни людей оказывают влияние на формирование свободы совести?

17.  Под властью богов христиан, бога Израиля и бога Ислама в человечестве вспыхнула взаимная ненависть, бушевавшая в самом чреве. Вероучения раскололи мир. Каждое общество гордилось своим богом, похвалялось его милосердием и его беспредельным могуществом. Любая жестокая несправедливость, любая бесчеловечность находила оправдание в хламе священных книг или у их толкователей, кровь лилась рекой (Я Хорарик). Если бог существует, то почему он не несет ответственности за бесконечные межрелигиозные конфликты на Земле?

18.   Кто осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о свободе совести?

19.  Какова ответственность за нарушения законодательства о свободе совести?

20.  Должны ли члены религиозного объединения в своих заявлениях о регистрации давать обязательства о соблюдении законодательства о свободе совести?

21.  Не приведет ли навязывание религиозных идей обществу к концу демократии и свободомыслия

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Религиоведение» и организации самостоятельной работы студентов

    Основными видами занятий по общественным наукам принято считать лекции и семинары. Единство лекций и семинаров обеспечивает желаемый результат по религиоведению. На лекции студент воспринимает и осмысливает прослушанный материал, а на семинаре прилагает усилия к ее решению.

Главная функция семинара – познавательная. Семинары являются той активной формой работы, когда информация, полученная на лекциях, а также в процессе самостоятельной работы с рекомендуемой литературой, превращаются в собственное знание. Это знание трудно переоценить. Семинар имеет также и контрольную функцию. Роль преподавателя заключается в организации обсуждения поставленных проблем.

Неотъемлемой частью семинара является подготовительный период. Его эффективность обуславливается тремя составляющими: планомерностью, систематичностью приобретения знаний, неформальным отношением к занятиям.

Планомерность позволяет оптимально распределить время между учебными дисциплинами; системность обеспечивает постоянное приобретение знаний; неформальный подход исключает возможность превращения учебы в пустое занятие.

Опыт показывает: к семинару по религиоведению нужно готовиться после прослушанной лекции, когда свежи в памяти прослушанные материалы, замечания, разъяснения и рекомендации преподавателя. Полученная на лекции информация должна стать отправной точкой при рассмотрении вопросов, вынесенных на семинар. Методические рекомендации позволяют искать и читать литературу по заявленной проблеме целенаправленно.

При подготовке к семинарским занятиям осваивается религиозная и философская терминология, формируется культура миропонимания и знания, складывается методология рассмотрения и решения реальных проблем.

Практика проведения семинарских занятий от студентов требует:

1) осмыслить поставленную проблему;

2) подвергнуть сомнению варианты ее решения;

3) связать проблему с теорией и практикой;

4) выработать и обосновать свою точку зрения.

Собственная точка зрения может не совпадать с позицией преподавателя, с мнением других участников семинара, поэтому ее нужно убедительно аргументировать.

Студент должен быть готов к тому, что, изучая литературу, он может встретиться с диаметральнопротивоположными точками зрения. Знакомясь с разными позициями, необходимо или принять одну из них, или построить собственную концепцию, логичную и непротиворечивую.

Подготовка к семинару предполагает рассмотрение всех поставленных вопросов, что требует особого внимания к вопросу, вызвавшему особый интерес. Этот вопрос и станет предметом общения. Ему уделяется дополнительное внимание, чтобы обосновать свою точку зрения.

Большое распространение у студентов получила такая форма выступления на семинаре, как доклад, сообщение, дополнение. Доклад – это форма подготовки и изложения проблемы, имеющая важное концептуальное и методологическое значение для избранной темы. Доклад на семинаре – это особый жанр научного творчества, который имеет свою структуру:

     - обоснование важности заявленного вопроса;

        - изложение существующих точек зрения по данному вопросу;

     - аргументированное изложение собственной позиции;

     - заключение и выводы.

Докладчику отводится в среднем 10 – 15 минут. Сообщение, в отличие от доклада, не носит концептуального или методологического характера. Его тема выступления посвящена частным вопросам. Сообщение рассчитано на 5 – 7 минут. Затем следуют вопросы участников семинара, ответы докладчика, общие выводы преподавателя.

Обсуждение религиоведческих проблем на семинаре не только дополняет информацию лекции, но и является одной из форм подготовки студента к зачету по данной дисциплине. Зачет требует, чтобы студент продемонстрировал, что он не только обладает определенной информацией по предмету, но и владеет этой информацией. Она стала его достоянием, его знанием.

Студент должен четко представлять, что «Религиоведение» как часть философии тесно взаимосвязана с такой юридической дисциплиной, как «История политических и правовых учений».

 

Примерная тематика научных докладов по религиоведению

1. Магия.

2. Фетишизм.

3. Тотемизм.

4. Анимизм.

5. Джайнизм.

6. Сикхизм.

7. Парсизм.

8. Религия славян.

9. Конфуцианство.

10.  Даосизм.

11.  Религия Древней Греции.

12.  Религия Древнего Рима.

13.  Лютеранство.

14.  Кальвинизм.

15.  Англиканство.

16.  Меннониты.

17.  Баптисты.

18.  Адвентисты.

19.  «Свидетели Иеговы».

20.  Пятидесятники.

21.  Новоапостольская церковь и Армия спасения.

22.  Квакеры.

23.  «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны).

24.  Пресвитериане.

25.  Методисты.

26.  Старообрядчество.

27.  Русское неоязычество.

28.  Иудаизм в России.

29.  Ваххабизм в России.

30.  Агни – Йога (Живая Этика).

31.  Общество сознания Кришны.

32.  «Ананда марг».

33.  Международная Церковь Христа (Кип Мак Кин).

34.  Семья любви.

35.  Православная церковь Божией Матери «Державная».

36.  Великое Белое Братство (ЮСМАЛОС).

37.  Церковь Последнего Завета.

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля

1. Какие формы первобытных верований пользуются наибольшей популярностью сегодня?

1. Астрология.

2. Фетишизм.

3. Магия (половая).

4. Вредоносная магия.

5. Колдовство.

6. Тотемизм.

 

2. Краеугольным камнем индуистской религии является:

1. Вера в соблюдение кастовых правил.

2. Вера в перевоплощение.

3. Вера в закон кармы (воздаяние).

4. Вера в три ипостаси Вишну, Шиву, Брахму.

5. Вера в учение о дхарме (долге).

6. Идея переселения души (сансара).

3. Доминирующим в вероучении еврейского народа является:

1. Вера в единого бога Яхве.

2. Вера в «богоизбранность» народа.

3. Вера в святость Танаха и Талмуда.

4. Вера в законы Моисея.

5. В бессмертие души.

6. В приход Мессии.

 

4. В чем заключается причина человеческих страданий с точки зрения буддизма?

1. В бедности.

2. В болезни.

3. В желаниях.

4. В любви к ближним.

5. В удовольствии.

6. В стремлении жить.

5. Каковы истинные причины раскола христианства на католиков и православных?

1. Учение о непорочном зачатии.

2. Догмат о папской непогрешимости.

3. Борьба за власть.

4. Спор о филиокве.

5. Почитание Богородицы.

6. Учение о чистилище.

 

6.    Основными обязанностями мусульман являются:

1. Пятикратная молитва (намаз).

2. Хадж в Мекку и Медину.

3. Вера в Аллаха.

4. Покорность Богу.

5. Вера в воскресение.

6. Вера в справедливость Аллаха.

7. Наибольший вклад в развитие неотомизма внесли:

1. А. Августин.

2. П. Абеляр.

3. Ж. Маритен.

4. Ф. Аквинский.

5. П. Тейяр де Шарден.

6. Ж. Лакруа.

 

8.   Главными праздниками в православии являются:

1. Рождество Христово.

2. Троица.

3. Пасха.

4. Обрезание Господне.

5. Рождество Богородицы.

6. Покров Божьей матери.

 

9.   Какие два таинства в протестантизме являются главными?

1. Причащение.

2. Крещение.

3. Греховность человека.

4. Предопределение.

5. Оправдание личной верой.

6. Божественная благодать.

 

10. Что является высшей ценностью для мировых религий?

1. Укрепление религиозной морали.

2. Сохранение культовых ценностей.

3. Повышение земного благополучия верующих.

4. Спасение душ верующих.

5. Модернизация религиозной картины мира.

6. Непоколебимость религиозных догматов.

11. Каково библейское понимание истории?

1. История – это смена общественно-экономических формаций.

2. У истории прямолинейная перспектива от божественного творения до «Судного дня».

3. История – это прогресс науки и совершенствование общественных отношений.

4. История цикличная: космос постоянно возрождается из хаоса и в него возвращается.

5. История рассматривается по этапам: от Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Давида, от Давида до вавилонского пленения евреев, от вавилонского пленения до Иисуса Христа, от Христа до наших дней.

6. История человечества делится на три периода: до грехопадения людей, люди в грешном мире, люди после страшного суда  (Г. Тилике - теолог).

Литература

1. Бажан Т.А., Старков О.В. Религиоведение для юристов: учеб. для вузов. - СПб: Юридический центр Пресс, 2007.*

2. История религии. В 2-х т. Т. 1.: учебник / под общ. ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высшая школа, 2007*

3. Лебедев В., Викторов В. Религиоведение Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2011.

4. Основы религиоведения /Под ред. Яблокова И.Н.- М.: Высш.шк., 2008 *

5. Писманик М.Г Религиоведение. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 (http://www.iprbookshop.ru)

 

Дополнительная литература

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – любое изд.

2. Бородай Ю. Почему православным не годится протестантский капитализм. – «Наш современник», 1990, № 10, с. 3-16.

3. Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип. (Его отношение к религии человекобожия Л. Фейербаха).- В кн.: Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. – М,: «Русская книга», 1992. С. 54-105.

4. Буддизм / автор-сост. Л.А. Сурженко. - Мн.: Книжный Дом, 2009. - (Религии мира).*

5. Вебер Макс. Протестантская этика и дух капитализма. – В кн.: Вебер М. Избранные произведения. – М., «Прогресс», 2010, с.61-208.

6. Данте А. Божественная комедия. Любое изд.

7. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Легенда о Великом инквизиторе. Любое изд.

8. Законодательство РФ о свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях. – М., 1999. *

9. Илларион. Митрополит. Слово о законе и благодати. Любое изд.

10. Ислам / автор-сост. А.А. Ханников. - Мн.: Книжный Дом, 2009. - (Религии мира).*

11. Ницше Ф, Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж-П. Сумерки богов. – М., 2010.

12. Православие / автор-сост. Ю.Н. Иванов. - Мн.: Книжный Дом, 2009. - (Религии мира).*

13. Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А. Васильев; Предисловие А.В. Гулыги. – М.: айрис-пресс, 2011. – 512 с. – (Библиотека истории и культуры).

14. Толстой Л.Н. В чем моя вера. Любое изд.

15. Толстой Л.Н. Исповедь. Любое изд.

16. Шафаревич И.Р. Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России.- СП.: «Библиополис», 2002.

17. Цвейг С. Совесть против насилия. Кастеллио против Кальвина. Любое изд.

18. Юнг К-Г. О психологии восточных религий и философий.М:«Медиум»,

19. Язычество / автор-сост.А.А. Грицанов, А.В. Филиппович. - Мн.: Книжный Дом, 2009. - (Религии мира)*

 

Вопросы для подготовки к зачету

1. Происхождение религии и ее ранние формы: астрология, фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, шаманизм.

2. Религия как предмет исследования. Сущность религии.

3. Основные функции религии и ее роль в обществе.

4. Религия в системе культуры. Положительные и отрицательные моменты религии в культуре

5. Элементы и структура религии. (религиозное сознание, деятельность, отношения, организации).

6. Философские трактовки религии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах).

7. Биологические и психологические концепции религии (У. Джеймс, Л. Леви-Брюль, З. Фрейд).

8. Возникновение и эволюция индуизма.

9. История возникновения и основы вероучения иудаизма.

10.  Буддизм: возникновение, вероучение, культ.

11.  Основные направления в буддизме. Философия хинаяны и махаяны.

12.  Ламаизм. Современный буддизм в России.

13.  Библия – памятник культуры древних народов.

14.  Христианство, его происхождение и сущность.

15.  Возникновение православия и крещение Киевской Руси: причины и последствия.

16.  Русское православие. Церковная реформа Никона. Особенности вероучения и культа.

17.  Русская православная церковь в современных условиях.

18.  Католицизм. Особенности вероучения и культа.

19.  История католической церкви. Католическая философия.

20.  Современный Ватикан. Церковная организация. Социальная доктрина католической церкви.

21.  Возникновение протестантизма. Особенности вероучения и культа.

22.  Основные направления в протестантизме: лютеранство, кальвинизм, англиканство.

23.  Протестантские объединения сектантского типа в России: баптисты, адвентисты, пятидесятники, «Свидетели Иеговы» и др.

24.  Особенности вероучения и культа в исламе.

25.  Основные направления в исламе.

26.  Фундаментализм и модернизм в исламе. Ислам в России.

27.  Современные нетрадиционные культы в России («Белое братство», «Богородичный центр», «Церковь Последнего завета» и др.)

28.  Религиозные объединения восточного происхождения («Общество сознания Кришны», «Трансцендентальная медитация» /ТМ/, «АУМ Сенрикё»).

29.  Культы западнохристианской ориентации («Международная Церковь Христа», «Семья», «Церковь Сатаны»).

30.  Понятие теософии. Теософия Е.П. Блаватской. Антропософия (Р. Штайнер).

31.  Религиозно-философские воззрения Живой Этики (Е.И. Рерих).

32.  Свободомыслие в древнем мире.

33.  Формирование представлений о религиозной свободе в эпоху Средневековья и Возрождения.

34.  Свободомыслие в Новое время.

35.  Свободомыслие в России в XVII – XX веках.

36.  Формирование и развитие представлений о свободе совести в России.

37.  Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.).

38.  Охарактеризуйте отношения нашего государства и религиозных конфессий на современном этапе.

 

Приложение


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.