Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения

2020-12-06 257
Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактичекие игры принято подразделять на три вида:

1. Спокойное музицирование.

2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут во времени от момента выполнения музыкальных заданий.

3. Игры, построенные по типу хороводных.

В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т.д. Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог делит их на три подгруппы. Первая подгруппа при звучании барабана должна имитировать руками игру на барабане, вторая при звучании погремушки – помахивать кистями рук, третья при звучании дудочки – имитировать игру на дудочке. Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению, отмечая при этом для себя ту подгруппу детей, которая выказывала более точную реакцию. В конце игры педагог подводит итог, т.е. отмечает победителей. А для того, чтобы вызвать у детей интерес к игре и желание участвовать в ней, после подведения итога победившие награждаются – по их желанию исполняется песня, произведение для слушания, проводится музыкальная игра, читается стихотворение и т.д. Если играют не подгруппой, а два-три ребенка, то в виде поощрения можно предложить победителю роль ведущего игры.

Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваются в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки – в пространстве групповой комнаты двигается одна группа детей, тихие – другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.

В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.

Методика проведения игр третьего вида (типа хороводных) аналогична, но наградой является не исполнение желания победителей (их невозможно выявить из всей массы играющих детей, если, конечно, игра не проводится с двумя-тремя детьми в пространстве игровой комнаты), а соревнование в ловкости, увертливости, первенстве в построении. Н.А. Ветлугина отмечает, что для первого и третьего вида музыкально-дидактических игр «характерна симультанность игровых действий с реализацией сенсорных заданий. Для второго – элемент игровых соревнований требует отсроченности по времени от выполнения заданий, облеченных в более спокойную игровую форму».

Во всех видах музыкально-дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших. На каком бы уровне возрастного развития не находился ребенок, он всегда эмоционально воспринимает звучание музыки. Развитый музыкальный слух позволяет ему узнавать, различать, сопоставлять, воспроизводить звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические компоненты этого звучания, ориентироваться в музыкальных явлениях.

Легче всего дети дошкольного возраста воспринимают звуковысотные отношения. Поэтому музыкально-дидактические упражнения лучше всего начинать с различения высоты звуков. («Три медведя», «Три поросенка», «Какой колокольчик звучит»). Одновременно с проведением музыкально-дидактических игровых упражнений можно вводить в работу музыкально-дидактические задания на различение не только основных свойств звука (силы, высоты, длительности, тембра), но и средств музыкальной выразительности, жанров музыкальных произведений. Например, в старшей группе для различения бодрого и спокойного характера музыки на столе можно разложить карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная – спящих детей. У каждого ребенка должно оказаться по две разных картинки, тогда педагог может убедиться в правильности выполнения заданий. В подготовительной группе для выполнения этих задач используются музыкальные шкатулки, музыкальные ящики, грамзапись.

В старшей и подготовительной группах детского сада дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, а дети подготовительной группы самостоятельно проводить друг с другом и коллективом музыкально-дидактические игры первого и третьего вида, составлять их, объяснять последовательность игровых действий, формулировать правила игры, подбирать необходимые пособия. Исключение составляют дети с неуравновешенные, легко возбудимые, с ослабленным вниманием и т.п.

При помощи наглядных пособий, музыкальных инструментов и игрушек дети подготовительной группы учатся сами и обучают других – производят обучающие и самообучающие действия в их самых разнообразных вариантах («Я начну, а ты закончи», «Повтори за мной», «Знаешь ли ты музыку», «Догадайся, чья музыка звучит?» и т.д.)

Музыкально-дидактическим материалом игр являются:

· Песни, инструментальные произведения;

· Набор музыкальных инструментов;

· Наборы музыкальных игрушек.

 

  1.5. Использование речевых упражнений для развития чувства ритма

Развивая чувство ритма у детей, мы большое внимание уделяем речевым упражнениям. Как правило, детей привлекает ритмика и созвучие стиха, а детские потешки, считалки неотделимы от игр детей и плясок, массовых танцев.
Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. А речевой слух – это одна из основ музыкального слуха. Дети учатся пользоваться выразительными средствами, которые являются общими для речи и музыки. Это темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, фактура, фразировка, форма. Все эти выразительные средства могут изучаться как в речи, так и в музыке, а в речевых упражнениях они доступны детям уже в младшем возрасте.
Ритмической основой в упражнении может быть естественный ритм стиха или же специально подобранный в зависимости от педагогических целей.
В первом варианте упражнения дети осваивают равномерную пульсацию восьмыми длительностями, во втором варианте при более разнообразном ритмическом рисунке осваивается чередование 2-х видов длительностей.
Речевое упражнение является темброво-звуковой и ритмической тренировкой. Дети легко осваивают ритм слов, речи, стихов, который далее переносится в хлопки, на ударные инструменты, становится основой ритмического рисунка.

Большое разнообразие ритма стихов, речи помогает развивать полифонический слух ребёнка. Мы используем наложение нескольких простых ритмов друг на друга, что способствует развитию внимания детей, умения слышать одновременно несколько ритмических уровней:
1 группа: С ба-ра-ба-ном хо-дит ё-жик, бум-бум-бум…
2 группа: То-пы-то-пы, то-пы-то-пы, то-пы-то-пы, то-пы-то-пы.
Особенно детям нравится игра голосом и фонемами – звуковыми элементами речи.

Развивая чувство ритма, следует рассказать о звучащих жестах. «Звучащие жесты» – термин Гунильд Кетман, соратницы Карла Орфа. Так называется игра звуками своего тела: хлопками, шлепками, притопами, щелчками, цоканьем языка. Все звучащие жесты мы используем как своеобразное сопровождение в речевых упражнениях, в пении, в музицировании на детских музыкальных инструментах.

Звучащие жесты доступны всем, доставляют радость детям. В сочетании с речью они эффективно развивают чувство ритма, так как вносят в упражнения элемент движения, который необходим для ощущения музыки детьми и освоения её ритма, внутреннего пульса. Кроме того, использование звучащих жестов развивает внимание и координацию детей, что помогает обучению игре на музыкальных инструментах и танцам. В упражнениях мы используем обычно хлопки, шлепки по коленям, притопы. Так как многим дошкольникам трудно выполнять чёткие щелчки пальцами, мы их не используем редко или заменяем так называемыми щелчками – «клювиками» (хлопки пальцами руки по нижней части ладони этой же руки).

Все звучащие жесты записываются по принципу партитуры используем цветовое обозначение звучащих жестов:

Хлопки – жёлтый

Шлепки – красный

Притопы – зелёный

Упражнения с цветными ритмическими карточками позволяют сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущения единого темпа.

На занятиях мы используем игру «Ритмическое эхо», основанную на звучащих жестах и ритмослогах. Она тоже помогает детям выработать ощущение внутреннего пульса, единства ритмического движения, стимулирует детское внимание. Первоначально дети воспроизводят за педагогом короткие ритмические рисунки в медленном темпе (главное на данном этапе – правильное воспроизведение ритма без пауз, не нарушая общего движения), затем задания постепенно усложняются от занятия к занятию.

Развитие чувства ритма включает в себя развитие чувства темпа, метра, ритмического рисунка, чувство формы. Оно является определяющим компонентом для успешной игры на музыкальных инструментах, при движении и в танцах. Важно развитие всех компонентов, но первоначально следует уделить внимание развитию чувства равномерной метрической пульсации, ощущению внутреннего времени музыки. Развитие чувства метрической пульсации даёт ребёнку возможность хорошо двигаться, ритмично выполнять движения, музицировать в ансамбле на музыкальных инструментах, а также выразительно интонировать при пении, ощущая движение мелодической линии и форму песни.
При работе над развитием чувства ритма мы придерживаемся последовательности, которая проверена и многократно подтверждена на практике и научно обоснована другими педагогами (например, К. Орфом). Развитию чувству ритма мы уделяем внимание с самого начала вхождения в мир музыки. Первоначально это задания на ощущение и воспроизведение метра в звучащих жестах (хлопках, притопах, шлепках) и с использованием элементарных шумовых и ударных инструментов при пении, при движении, под звучание ритмичной музыки. Такие задания дети выполняют в течение года («Хлопаем в такт», «Шагаем под музыку»). Также детям предлагается услышать и передать в хлопках «как бьется сердечко музыки» (метрическую пульсацию). С детскими музыкальными инструментами даются такие задания, как «Сыграем полечку для собачки, кошечки и т.д.», где нужно уловить и воспроизвести метрический пульс на ударных инструментах.

Для восприятия метра речи мы подбираем такие стишки, потешки, где чётко прослушивается метрический пульс:

Се-рый зай-чик ба-ра- ба-нит.

А в таком стишке дети воспроизводят метрический пульс шагами и даже с добавлением хлопков (в зависимости от индивидуальных возможностей):
Ле-вой, пра-вой, ле-вой, пра-вой, се-рых зай-чи-ков от-ряд
Ле-вой, пра-вой ба- ра- ба- нит це-лых три ча- са под-ряд.

В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Необходимость использования заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки.

                             ВЫВОД

Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей.

Это форма обучения детей, в которой эффект обучающего воздействия достигается косвенным путем, преломляясь через игровую задачу, игровое правило, игровое действие.

 Выделены следующие компоненты музыкально-дидактической игры: дидактическая задача, игровое правило, игровое действие, игровое содержание, которые помогают педагогу акцентировать внимание детей на игровом сюжете, игровом действии, а не на дидактической задаче. Это способствует созданию у дошкольников ярких впечатлений, ощущения радости от игры.

Во всех видах музыкально-дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.

Развитию чувству ритма мы уделяем внимание с самого начала вхождения в мир музыки.

Необходимость использования заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки.

 

В ходе работы над курсовой работой выяснили:

 Раскрыли значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовали методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способнойстей. Исследовали работы ведущих педагогов по теории и методики музыкального воспитания дошкольников, а именно: теоретические работы Н.А Ветлугиной, О.П Радыновой.

Научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия.

Согласно полученным результатам, использование музыкально-дидактических игр с этими пособиями активизирует восприятие музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства.

Одновременно с проведением музыкально-дидактических игровых упражнений можно вводить в работу музыкально-дидактические задания на различение не только основных свойств звука (силы, высоты, длительности, тембра), но и средств музыкальной выразительности, жанров музыкальных произведений.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.