Коррекционной работы в средней логопедической группе — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Коррекционной работы в средней логопедической группе

2020-12-06 88
Коррекционной работы в средней логопедической группе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

(1-й год обучения)

I КВАРТАЛ

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

1–3-я недели сентября – обследование состояния речи и неречевых психических функций. Выявление структуры и механизма речевых нарушений, заполнение речевых карт.

 

Й раздел. Звукопроизношение

1. Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов.

2. Отработать чистое произношение в звукоподражаниях: ко-ко-ко, ку-ку, га-га-га, гав-гав и т. д.

3. С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, артикуляционного массажа и специальной артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции свистящих звуков.

Й раздел. Работа над слоговой структурой слова

1. Упражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов (макпогремушка, кот – велосипед, домчерепаха).

2. Учить детей передавать ритмический рисунок слова.

3. Работать над двусложными, а потом над трехсложными словами из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны).

Й раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

1. Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки [а], [у].

2. Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ау|, [уа].

3. Учить выделять начальные ударные гласные [а], [у] в словах, различать слова с начальными ударными [а], [у].

 

Й раздел. Развитие общих речевых навыков

1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Работать над плавностью речи.

3. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, ше­потом.

4. Выработать правильный темп речи.

5. Работать над четкостью дикции.

6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую ин­тонации. Следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и в ролевом поведении детей.

Й раздел. Лексика

Лексические темы

Сентябрь

4-я неделя – «Осень». («Названия деревьев», «Дикие животные осенью».)

Октябрь

1-я неделя – «Огород». («Овощи», «Домашние животные осе­нью».)

2-я неделя – «Сад». «Фрукты».

3-я неделя – «Лес». «Грибы и лесные ягоды».

4-я неделя – «Игрушки».

Ноябрь

1-я неделя – «Одежда».

2-я неделя – «Обувь».

3-я неделя – «Квартира», «Мебель».

4-я неделя – «Кухня», «Посуда».

 

1. Обобщить первичные представления детей об осени по существенным признакам сезона: состоянию погоды и основным осенним погодным явлениям. Ввести в речь наречия, обозначаю­щие состояния погоды: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено.

Ввести в речь прилагательные хмурый, дождливый.

2. Учить детей узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов.

Ввести в словарь существительные – названия деревьев: береза, рябина, дуб, клен, ель.

3. Расширить представления детей об овощах и фруктах (цвет, размер, запах, вкус).

Ввести в словарь существительные – названия овощей и фруктов: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.

4. Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, о подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Ввести в словарь существительные – названия животных: медведь, лиса, еж, заяц, белка; корова, лошадь, кошка, собака.»

5. Закрепить в речи детей существительные с обобщающим зна­чением: игрушки, обувь, одежда, посуда, мебель.

Ввести в словарь следующие существительные: мяч, машинка, кубики, кукла, мишка; тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки; платье, брюки, рубашка, кофта, шорты; чайник, кастрюля, чашка, тарелка, ложка; шкаф, стол, стул, кровать, диван.

6. Ввести в словарь прилагательные – названия цвета: красный, желтый, зеленый.

Подвести детей к пониманию того, что цвет может передавать настроение.

7. Создавать ситуации для обогащения словаря в различных видах деятельности, опираясь на зрительный анализ (связь «образ – слово»).

Й раздел. Развитие пространственных,

Временных и элементарных математических

Представлений

1. Закрепить навыки счета в пределах пяти с участием слухового и двигательного анализаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные в пределах пяти.

2. Учить детей различать контрастные и смежные части суток, определяя их последовательность. Закрепить в речи названия частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Ввести в речь наречия: вчера, сегодня, завтра.

3. Учить детей определять пространственные отношения. Закрепить в речи наречия: вверху, внизу, влево, вправо, около, рядом.

4. Учить детей сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Ввести в словарь сравнительные прилагательные: выше, ниже,

шире, длиннее, короче.

Й раздел. Звукопроизношение

1. Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.

2. Сформировать правильную артикуляцию свистящих звуков и начать их автоматизацию.

3. Закрепить в речи чистое произношение гласных и наиболее легких согласных звуков: [б], [и], [м],[н], [д], [т], [г]. [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов.

Й раздел. Лексика

Лексические темы

Декабрь

1-я неделя – «Зима».

2-я неделя – «Зимующие птицы».

3-я неделя – «Комнатные растения».

4-я неделя – «Новогодний праздник».

Январь

2-я неделя – «Домашние птицы».

3-я неделя – «Домашние животные и их детеныши».

4-я неделя – «Дикие животные и их детеныши».

Февраль

1-я неделя – «Профессии. Продавец».

2-я неделя – «Профессии. Почтальон».

3-я неделя – «Транспорт».

4-я неделя – «Профессии на транспорте».

 

1. Обобщить и расширить представления детей о явлениях не­живой природы зимой.

Ввести в речь существительные: мороз, метель, снегопад, сугроб. Ввести в речь прилагательные: белый, снежный, пушистый. Закрепить знание белого цвета.

2. Расширить представления о разнообразии птиц и об их общих признаках.

Ввести в речь существительные – названия зимующих птиц: со­рока, ворона, воробей, снегирь, синица.

Ввести в словарь существительные – названия домашних птиц: петух, курица, цыплята, гусь, гусыня, гусята, утка, утята.

3. Учить различать и называть комнатные растения по призна­кам внешнего вида (листьям, характеру расположения стеблей, раз­меру).

Ввести в словарь существительные – названия комнатных рас­тений: толстянка, розан, герань, кактус.

4. Уточнить представления об образе жизни диких и домашних животных зимой. Учить устанавливать простейшиесвязи между зим­ними условиями и особенностями поведения зверей. Ввести в речь детей глаголы, обозначающие способы передвижения животных: ходят, бегают, прыгают, скачут.

5. Расширить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить в речи существительные: карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка.

6. Привлечь внимание детей к труду взрослых, его общественному значению. Дать детям представление о профессиях продавца, почтальона, шофера, водителя, летчика, машиниста.

Ввести в словарь глаголы, обозначающие трудовые действия: продает, разносит, водит, управляет.

Й раздел. Грамота

1. Познакомить детей с гласными буквами А, У, О, И.

2. Упражнять детей в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке букв из пластилина, в вырезании их из бумаги, в «рисовании» букв в воздухе.

3. Дать детям представление о том, чем звук отличается от буквы.

4. Упражнять детей в составлении и чтении слияний гласных АУ, УА, ОИ, ИО, ИА, АИ, УО, ОУ, ИУ, УИ.

Ill КВАРТАЛ

(март, апрель, май)

Й раздел. Звукопроизношение

1. Завершить работу по подготовке артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции всех групп звуков.

2. Завершить процесс автоматизации свистящих звуков в речи у всех детей.

3. Начать формирование правильной артикуляции шипящих звуков и звука |р|.

Й раздел. Лексика

Лексические темы

Март

1-я неделя – «Весна».

2-я неделя – «Мамин праздник», «Профессии наших мам».

3-я неделя – «Первые весенние цветы».

4-я неделя – «Цветущие комнатные растения».

Апрель

1-я неделя – «Дикие животные весной».

2-я неделя – «Домашние животные весной».

3-я неделя – «Птицы прилетели».

4-я неделя – «Насекомые».

Май

1-я неделя – «Рыбки в аквариуме».

2-я неделя – «Наш город», «Моя улица».

3-я неделя – «Правила дорожного движения».

4-я неделя – «Лето», «Цветы на лугу».

 

1. Уточнить представления о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега, оттепель, солнечные лучи, проталинки, сосульки, появление травы). Ввести в речь существительные: оттепель, проталинка, сосулька. Ввести в речь прилагательные: синий, голубой, про­зрачный.

Закрепить знание синего и голубого цветов, умение различать их.

2. Познакомить детей с первыми весенними цветами: мимозой, подснежниками, мать-и-мачехой. Ввести названия этих цветов в словарь.

3. Дать детям представление о профессиях мам. Закрепить в речи глаголы, обозначающие трудовые действия.

4. Познакомить детей с цветущими комнатными растениями. На их примере уточнить представления о биологических процессах в природе. Ввести в словарь существительные – названия цветущих комнатных растений: бегония, фиалка.

5. Расширить представления о жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них, воспитание).

Закрепить в речи названия животных и их детенышей.

6. Расширить представления о жизни домашних животных вес­ной, о труде людей по уходу за домашними животными.

Закрепить в речи названия домашних животных и их детенышей; глаголы, обозначающие трудовые действия: кормить, поить, чистить, ухаживать.

7. Расширить представления о птицах, их образе жизни; установить связь между изменением природных условий и прилетом птиц.

Ввести в речь существительные: стая, гнездо, скворец, грач, ласточка.

8. Дать представление о жизни насекомых. Учить различать их. Ввести в речь существительные: жук, бабочка, пчела,шмель, муравей, оса, божья коровка.

9. Расширить представления детей об аквариумных рыбках, на­учить узнавать рыбку по характерным признакам.

Ввести в словарь названия рыбок: золотая рыбка, гуппи, меченосец.

10. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Ввести в словарь существительные: переход, светофор.

11. Расширить представления детей о родном городе. Ввести в речь названия родного города и улицы, на которой живет ребенок.

12. Обобщать представления детей о лете и летних явлениях в природе.

Ввести в словарь существительные: гроза, радуга, молния, солнцепек.

13. Расширить представления детей о дикорастущих цветущих растениях.

Ввести в речь существительные: колокольчик, ромашка, мак, василек, лютик.

Закрепить в речи прилагательные, обозначающие цвета: белый, красный, желтый, зеленый, синий, голубой.

Й раздел. Грамота

1. Закрепить знание детьми гласных букв А, У, О, И; умение читать слияния гласных.

2. Познакомить детей с согласными буквами Т, П, Н, М, К.

3. Упражнять детей в выкладывании данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, «рисовании» в воздухе.

4. Упражнять детей сначала в чтении закрытых слогов типа: an, ук, от; потом в чтении открытых слогов типа: пи, ко, та, му, ни.

5. Учить детей читать слова:

кот кит кок ком

ток мок мак как

мама папа пума мука

кума нота

6. Упражнять детей в узнавании пройденных букв, изображен­ных с недостающим элементом.

7. Упражнять в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.


Планирование работы над общими речевыми навыками

СЕНТЯБРЬ. 4-я неделя

1. РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПЛАВНОГО ВЫДОХА.

Упражнение «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ». На уровне рта ребенка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Рас­сматриваем их, называем, определяем цвет.

Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы тру­бочкой, дуем на листочки, не раздувая щек. (Повторяем 3–5 раз.)

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.

Упражнение «УКАЧАЕМ КУКЛУ». Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол. Логопед показывает, как нужно укачивать куклу, протяжно, на мягкой атаке распевая: «А-а-а». (Повторяем 3–5 раз.)

ОКТЯБРЬ. 1-я неделя

1. РАЗВИТИЕ ГЛУБОКОГО ВДОХА.

Упражнение «УЗНАЙ ОВОЩ». Логопед ставит на стол перед детьми блюдо с овощами: луком, чесноком, огурцом, укропом. Дети рассматривают овощи, называют их; логопед делает на овощах над­резы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем всем по очереди логопед завязывает глаза; ребенок должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Пред­варительно логопед показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъема плеч.

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.

Упражнение «ПОЕЗД». Логопед показывает картинку, на кото­рой изображен поезд, идущий вдалеке. Логопед показывает, как тихо и протяжно гудит поезд: «У-у-у...». Дети повторяют 3–5 раз.

ОКТЯБРЬ. 2-я неделя

1. РАЗВИТИЕ ГЛУБОКОГО ВДОХА.

Упражнение «УЗНАЙ ФРУКТ». Логопед ставит на стол перед детьми блюдо с апельсином, лимоном, яблоком. Дети рассматривают фрукты, называют их. Логопед разрезает фрукты; дети нюхают, за­поминают запахи. Логопед всем по очереди завязывает глаза и пред­лагает узнать фрукт по запаху. Предварительно логопед напоминает, как делается глубокий, длинный вдох. Следим, чтобы дети не под­нимали плечи.

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.

Упражнение «ЛЕСЕНКА». Пропевание гласных А, У с повыше­нием и понижением тона. Логопед показывает детям, как «голос поднимается и опускается по лесенке».

ОКТЯБРЬ. 3-я неделя

I. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «ЭХО». Логопед показывает картинку: дети в лесу кричат «АУ!». Ребята делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «АУ!» Вторая команда (эхо) тихо отвечает: «АУ!» (Повторяем 3–5 раз.)

2. РАЗВИТИЕ РИТМИЧНОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ, КО­ОРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ОРИЕНТИРОВКИ В ПРО­СТРАНСТВЕ.

Игра «ДОЖДИК, ДОЖДИК» («Игры в логопедической работе с детьми», с. 46[1]).

Стулья расставлены по кругу, их на один меньше, чем играющих. Дети ходят в середине круга и говорят:

Дождик, дождик, что ты льешь, Погулять нам не даешь?

После этого дети бегут к стульчикам. Тот, кому не хватило стуль­чика, проиграл. (Повторяем 3–5 раз.)

ОКТЯБРЬ. 4-я неделя

1. РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО, ПЛАВНОГО ВЫДОХА.

Игра «ПАРОХОДЫ». На высоком столе – таз с водой. Дети вста­ют вокруг стола, опускают в воду бумажные кораблики. Необходимо, чтобы парус кораблика находился на уровне рта ребенка. По команде логопеда дети набирают воздух через нос и начинают медленно и плавно дуть на парус своего кораблика. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи, дули, держа губы трубочкой, не раздувая щек. Делаем 3–5 вдохов и выдохов. Победит тот, кто перегонит кораблик к противоположному краю таза.

2. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ.

Чтение стихотворения А. Барто «Мячик». Логопед читает стихотво­рение сам, четко артикулируя; затем просит прочесть так же каждого ребенка; в заключение стихотворение декламируется хором.

НОЯБРЬ. 1-я неделя

1. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение № 1. Диафрагмальное дыхание лежа. Ребенок ложится на спину на ковер; левую руку кладет на живот, а правую на грудь. Пред­варительно логопед показывает ребенку на себе, как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребенка к своему животу.

По команде логопеда ребенок вдыхает, выпячивая живот, и вы­дыхает, втягивая живот. Если упражнение у ребенка не получается, то полезно производить усиливающееся к концу выдоха легкое на­давливание рукой на живот.

Обучение диафрагмальному дыханию нужно проводить индиви­дуально. Только обучив каждого ребенка, можно проводить упраж­нения с подгруппой.

2. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ, КООРДИНА­ЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ.

НОЯБРЬ. 2-я неделя

1. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение1 (закрепление).

2. РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО, ПЛАВНОГО ВЫДОХА.

Упражнение с дыхательным тренажером. Тренажер представляет собой изогнутую пластиковую трубочку с расширением на конце. На расширение укладывается шарик из пенопласта. Ребенок выполняет упражнение стоя. Логопед следит, чтобы плечи ребенка не подни­мались. Ребенок берет конец трубочки в рот, делает глубокий вдох и дует, не раздувая щек, так чтобы шарик поднимался, но не падал.

НОЯБРЬ. 3-я неделя

1. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение № 2. Диафрагмальное дыхание стоя. Для правиль­ной постановки тела вначале ребенок дышит, прислонясь затылком, спиной и пятками к стене.

Методика дыхания такая же, как в упражнении № 1.

2. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ, КООРДИНА­ЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ.

Упражнение «ПОМОЩНИКИ».

Раз, два, три, четыре.                        (Дети сжимают и разжимают кулачки.)

Мы посуду перемыли.                        (Трут одной ладошкой другую.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку     (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                        (Опять трут ладошкой ладошку.)

Только чашку мы разбили.                (Загибают пальчики.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.                               (Сжимают и разжимают кулачки.)

НОЯБРЬ. 4-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение №3. Исходное положение – см. упражнение 1. Дети считают от 1 до 5.

2. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.

Игра «ВЬЮГА» («Игры...», с. 51).

Логопед показывает картинку, на которой нарисована вьюга.

Логопед. Вьюга начинается.

Дети стоят, спины прямые; делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: у-у-у...

Логопед. Сильная вьюга.

Дети увеличивают силу голоса.

Логопед. Вьюга затихает.

Дети уменьшают силу голоса.

Логопед. Вьюга кончилась.

Дети затихают.

ДЕКАБРЬ. 1-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Упражнение3 (повторение).

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ. ПРОПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ С ПОВЫШЕНИЕМ И ПОНИЖЕНИЕМ ТОНА.

Упражнение «ЛЕСЕНКА». Логопед объясняет детям, что голос как бы поднимается и опускается по лесенке, показывает это детям. Дети выполняют упражнение вместе с логопедом, потом самостоя­тельно.

ДЕКАБРЬ. 2-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение №4. Исходное положение – см. упражнение № 1. Дети делают глубокий вдох на три счета, задерживают дыхание, мед­ленно выдыхают на счет от 1 до 5.

2. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.

Игра «КТО КОГО?» («Игры…», с. 52).

Логопед ставит двух детей друг против друга, и по сигналу лого­педа дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласные: А, О и т. п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

ДЕКАБРЬ. 3-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение №4 (повторение).

2.РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ» («Игры…», с 43).

Дети подходят к вазочке с очищенным апельсином, мандарином, к еловой веточке и т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

ДЕКАБРЬ. 4-я неделя

1. ВОСПИТАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ.

Игра «УЗНАЙ ПО ИНТОНАЦИИ» («Игры...», с. 53).

Сначалалогопед, а потом дети по очереди изображают больного, сердитого, грустного, удивленного, веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова: «Ай-ай-ай», «Ой-ой-ой», «Ох-ох-ох» и т. п.

Дети отгадывают, кого изобразил говорящий.

2. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ И ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ.

Проговаривание потешки Г. Лагздыня «Петушок».

Петушок, петушок,

Подари мне гребешок.

Ну пожалуйста, прошу!

Я кудряшки расчешу.

ЯНВАРЬ. 2-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение №5. Исходное положение – см. упражнение № 1.

Счет на выдохе от одного до пяти и обратно. Считать спокойно, плавно, ровно, не снижая голоса, так чтобы в легких все время был запас воздуха.

2. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ, ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ.

Проговаривание потешки.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

ЯНВАРЬ. 3-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Упражнение №5 (повторение).

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.

Проговаривание предложений типа:

Ася умывается.

Игорь играл.

Алла ушла.

Оля идет. И т. п.

ЯНВАРЬ. 4-я неделя

1. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.

Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Логопед отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди.

ПРОДАВЕЦ

Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят

Есть матрешки расписные,

Есть машинки заводные.

В. Степанов

2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение №5 (закрепление).

ФЕВРАЛЬ. 1-я неделя

1. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.

Проговаривание стихотворения с куклой бибабо. Логопед задает ритм и темп декламации с помощью куклы бибабо, затем это же пробуют сделать по очереди и дети.

ПОЧТАЛЬОН

Кто приносит нам газеты

И от бабушки приветы?

Их приносит почтальон.

С толстой сумкой ходит он.

В. Степанов

ФЕВРАЛЬ. 2-я неделя

1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ.

Воспитание ясной шепотной речи в потешках, отработанных на индивидуальных занятиях по звукопроизношению.

2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение6. Счет на выдохе от одного до пяти и обратно; добрать воздух – счет до пяти; добрать воздух – счет от пяти до одного.

ФЕВРАЛЬ. 3-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение №6 (повторение).

2. РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОЙ ОКРАСКИ И ВЫСОТЫ ТОНА.

Чтение сказки К. Чуковского «Путаница» (дети произносят толь­ко звукоподражания).

ФЕВРАЛЬ. 4-я неделя

1. РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ОКРАШЕННОСТЬЮ РЕЧИ.

Проговаривание потешки «Солнышко» с заданной интонацией (грустно, радостно, с жалостью и т. п.).

СОЛНЫШКО

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение6 (закрепление).

МАРТ. 1-я неделя

1. РАБОТА НАД ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ, ВОПРОСИТЕЛЬ­НОЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ.

МАРТ. 2-я неделя

1. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Упражнение №7 (повторение).

2. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.

Чтение в сопровождении металлофона стихотворения «Март».

МАРТ

Март. Еще стоят морозы.

Но весна не за горами.

Я пушистую мимозу

Подарил сегодня маме.

В. Нищев

МАРТ. 3-я неделя

1. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Упражнение7 (закрепление). Проговаривание на выдохе:

Гуляю на балконе я – Там, где цветет бегония.

2. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. ВОСПИТАНИЕ ЯС­НОЙ ШЕПОТНОЙ РЕЧИ.

МАРТ. 4-я неделя

1. ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. РА­БОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ОКРАШЕННОСТЬЮ РЕЧИ.

Игра «ЛЕСНОЙ ПЕРЕПОЛОХ» (см. приложение 2).

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.

Проговаривание предложений:

Аня утром умывалась.

Ира убрала игрушки.

У Ивана апельсин. И т.п.

АПРЕЛЬ. 1-я неделя

1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ.

Сопряженное проговаривание отработанных потешек наясном шепоте.

2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Упражнение №7 (закрепление). Проговаривание двустишия:

Ты пасись, коровка, дольше,

Молока неси побольше.

АПРЕЛЬ. 2-я неделя

1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ.

Проговаривание потешки:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

2. РАБОТА НАД ПЛАВНОСТЬЮ И НАПЕВНОСТЬЮ РЕЧИ.

Проговаривание стихотворения «Ласточка» на мягкой атаке с распеванием гласных (см. приложение).

АПРЕЛЬ. 3-я неделя

1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. ВОСПИТАНИЕ ЯСНОЙ ШЕПОТНОЙ РЕЧИ.

Проговаривание потешки «Пчелы гудят» (см. приложение).

2. РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ.

Проговаривание загадки о пчеле (см. приложение) с заданной интонацией.

АПРЕЛЬ. 4-я неделя

1. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.

Проговаривание загадки о золотой рыбке (см. приложение) с одновременным прохлопыванием.

2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Упражнение №7 (закрепление).

Проговаривание загадки о соме (см. приложение).

МАЙ. 1-я неделя

1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. ВОСПИТАНИЕ ЯСНОЙ ШЕПОТНОЙ РЕЧИ.

Чтение стихотворения А. Кушнера о Неве (см. приложение).

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.

Проговаривание предложений:

У Иры и Инны игрушки.

У Ани и Алы апельсины.

Ира и Игорь играли. И т.п.

МАЙ. 2-я неделя

1. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.

Чтение стихотворения В. Кожевникова «Посадочная площадка» (см. приложение) с одновременным отстукиванием.

2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Упражнение №7 (закрепление). Проговаривание загадки о доро­ге (см. приложение).

МАЙ. 3-я неделя

1. РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ОКРАШЕННОСТЬЮ РЕЧИ.

Чтение стихотворения С. Маршака «Радуга» с заданной интона­цией (см. приложение).

2. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.

Чтение стихотворения «На лужайке» (см. приложение) с куклой бибабо.

МАЙ. 4-я неделя

1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ.

Чтение стихотворения С. Маршака «Июнь» (см. приложение).

2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Проговаривание загадки про лето (см. приложение).


[1] Здесь и далее указаны номера страниц из книги «Игры в логопедической работе с детьми».— М., 1981.

ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

(1-й год обучения)

I КВАРТАЛ

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

1–3-я недели сентября – обследование состояния речи и неречевых психических функций. Выявление структуры и механизма речевых нарушений, заполнение речевых карт.

 

Й раздел. Звукопроизношение

1. Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов.

2. Отработать чистое произношение в звукоподражаниях: ко-ко-ко, ку-ку, га-га-га, гав-гав и т. д.

3. С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, артикуляционного массажа и специальной артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции свистящих звуков.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.198 с.